Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (Принципы оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

предупреждение совершения преступлений, по которым предварительное следствие обязательно;

- обнаружение преступлений;

- розыск лица, совершившего преступление (по факту данного
преступления или лица, скрывающегося от органов дознания, следствия или
суда либо уклоняющегося от уголовного наказании), а также предметов,
сохранивших на себе следы преступления, похищенного имущества и др.;

  • разрешение дел оперативного учета;
  • содействие уголовному судопроизводству;
  • содействие исполнению уголовного наказания [7].

Кроме того, в зависимости от предусмотренных в Федеральном законе об ОРД целей защиты соответствующих объектов (ст.1) в ОРД можно выделить следующие основные направления работы:

  • защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина от преступных посягательств;
  • защита собственности от преступных посягательств;

- обеспечение безопасности общества и государства (в аспекте
защиты от лиц, совершающих преступления).

К иным (дополнительным) функциям относятся обеспечение прав, интересов и безопасности участников ОРД и уголовного судопроизводства, обеспечение ОРД, оперативно-служебное руководство производством по делам оперативного учета, обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства в соответствии с федеральными законами, розыск лиц, без вести пропавших, содействие международным правоохранительным организациям.

Как и любой вид деятельности, оперативно-розыскная деятельность основывается на определенных принципах. Их значение подчеркивается тем, что они включаются в систему правового регулирования, как правило, в виде отдельных законоположений, однако некоторые принципы следует выводить не только из буквы, но и духа закона.

Принципы оперативно-розыскной деятельности - определенные объективные закономерности, которым подчиняются процесс осуществления ОРД и организация работы оперативно-розыскных ведомств.

Согласно ст.З Федерального закона об ОРД, оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения прав и свобод человека и гражданина, сочетания гласных и негласных начал [8].

Таким образом, оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.


Оперативно-розыскная деятельность характеризуется следующими признаками: имеет государственно-правовой характер; структурно и организационно обособлена от иных функций уголовной юстиции за счет специального круга субъектов, уполномоченных государством ее осуществлять; реализуется при помощи свойственных только ей средств и методов, имеющих организационно и тактически форму оперативно-розыскных мероприятий; направлена на борьбу с преступностью [9].

В необходимых случаях для выполнения задач оперативно-розыскной деятельности органы, ее осуществляющие, могут привлекать к сотрудничеству на конфиденциальной основе граждан, не являющихся штатными сотрудниками правоохранительных органов и спецслужб.

1.2. Принципы оперативно-розыскной деятельности

ОРД является составной частью общей системы правоохранительных органов, в структуре которых имеются подразделения, осуществляющие деятель­ность, которая в специальной литературе называется сыскной. При этом ОРД сохраняет свою самостоятельность при выполнении поставленных перед нею задач.

Не менее важное значения для правильного понимания сущности и содер­жания ОРД имеет раскрытие принципов, на которых базируется этот весьма специфический вид деятельности. Под принципами ОРД понимаются осново­полагающие начала, руководящие идеи, отражающие убеждения и взгляды об­щества в лице его законодательных органов на сущность и задачи одной из важнейших государственно-правовых форм борьбы с преступностью. Законо­датель изложил принципы ОРД в ст. З ФЗ об ОРД и неслучайно первыми из них назвал общеправовые принципы, присущие всей системе правоохрани­тельных органов: принципы законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Принцип законности заключается в безусловном и точном исполнении всеми должностными лицами органов, осуществляющих ОРД, законов и иных нормативных актов, регламентирующих данный вид деятельности. Кроме это­го, данный принцип является гарантом использования результатов ОРД, по­скольку реализовываться и использоваться могут результаты только тех ОРМ, которые были проведены в соответствии с законом. Довольно часто информа­ция о лице, совершившем преступление, остается нереализованной по причине проведения ОРМ с нарушением действующего законодательства [10].


Принцип уважения и соблюдения прав и свобод означает их признание в качестве приоритетных по отношению к другим социальным ценностям. В свя­зи с этим, признаются права не только законопослушных граждан, в отноше­нии которых в силу их родственных либо дружеских отношений с объектом ОРД могут проводиться ОРМ, направленные на установление характера связей и информации о проверяемом лице, но и права людей, преступивших закон. Данный принцип определяет строгую законодательную процедуру ОРД, огра­ничивающую в некоторых случаях конституционные права граждан и в тоже время регламентирующую порядок восстановления нарушенных прав. Прин­цип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, изложен­ный в ст. 3 ФЗ об ОРД, получил свое дальнейшее развитие в ч. 1 ст. 5, где за­креплена обязанность органов, осуществляющих ОРД, при проведении ОРМ обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тай­ну корреспонденции.

Особо законодатель подчеркнул в различных нормах ФЗ об ОРД необхо­димость защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, оказывающих содей­ствие органам, осуществляющим ОРД (ст. 18), а также должностных лиц этих органов, наделяя их дополнительными правами и устанавливая дополнитель­ные виды социальной защиты (ст. 16).

В отношении граждан, содействующих органам, осуществляющим ОРД, несмотря на мотивацию сотрудничества, предусмотрены следующие гарантии:

- сохранение конфиденциальности (ч. 1 ст. 17);

- правовая и физическая защита (ч. 2, 3 ст. 18);

- освобождение от уголовной ответственности (ч. 4 ст. 18);

- проведение специальных мероприятий по обеспечению безопасности (ч.7 ст. 18).

Приведенные общеправовые принципы тесно увязываются со специаль­ными принципами ОРД, среди которых следует выделить принцип конспира­ции и принцип сочетания гласных и негласных методов и средств. Мы соли­дарны с мнением Л.Я. Драпкина о том, что именно эти два принципа создают у ОРМ качественную определенность и специфику, функциональную незамени­мость, позволяющую придать взаимодействию органов следствия и дознания системный характер, когда у действующей системы появляются совершенно новые свойства - свойства эмерджентности, которые не были присущи каждо­му из составляющих эту систему структурных компонентов.

Первый из них (принцип конспирации) позволяет использовать в процессе ОРД специальные правила и приемы, благодаря которым действия правоохра­нительных органов по разоблачению преступников являются для последних тайными. Нельзя не согласиться с мнением К.В. Суркова о том, что игнориро­вание принципа конспирации, с одной стороны, приводит к тому, что ОРД те­ряет свою результативность, а с другой, - уравнивает ее с точки зрения воз­можностей с иными видами правоохранительной деятельности (административно-правовой, уголовно-исполнительной, уголовным процессом) [11].


Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств, отражая сущ­ность ОРД, позволяет осуществлять тесную взаимосвязь ОРД и процессуаль­ной деятельности по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, использовать полученные негласные результаты конспиративной работы для подготовки и проведения следственных действий, служить поводом и основа­нием для возбуждения уголовного дела, и, что особенно важно, использоваться в доказывании по уголовным делам.

Необходимость и актуальность использования конфидентов и осведомите­лей признается высшими государственными органами, учеными и сотрудника­ми оперативных подразделений различных ведомств и стран мира. Так, амери­канский криминолог Дж. Уилсон, исследовавший деятельность двух весьма эффективных спецслужб США - ФБР и ДЕА (Агентство по борьбе с распро­странением наркотиков), утверждает, что «осведомитель - решающее средство расследования».

Приведенная выше классификация принципов не является единственной и исчерпывающей, в научной литературе встречаются и другие принципы также свойственные ОРД. Следует отметить, что все без исключения принципы, яв­ляясь самостоятельными и неотъемлемыми, с одной стороны, и согласованны­ми и последовательными, с другой, считаются для ОРД важными и необходи­мыми. Только их единение в рамках одной системы принципов позволит ОРД быть своевременной, действенной и, что самое главное, эффективной.

ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Вопросы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности

В части 1 статьи 4 Федерального закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» сказано, что правовую основу названного вида деятельности в России составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.


В аспекте рассматриваемого нами вопроса необходимо сказать, что уголовное законодательство является одной из составных частей правовой основы оперативно-розыскной деятельности, хотя в ст. 4 Федерального закона об ОРД конкретного указания на Уголовный кодекс РФ, как на соответствующий элемент правовой основы ОРД, нет [12].

Система субъектов ОРД может быть представлена с учетом трех основных критериев: функционального, относимости к государству и деления на физических и юридических лиц.

В зависимости от основных функций, исполняемых субъектами ОРД, их классифицируют на следующие основные группы:

а) непосредственно осуществляющие ОРД. В данной группе выделяют несколько подгрупп. Так, в зависимости от закрепления юридического статуса субъекта и его компетенции в ОРД в соответствующем законодательном акте различают две подгруппы субъектов. Первую составляют те, которые проводят ОРД согласно ФЗ об ОРД: оперативные подразделения, оперативники, агенты и др. (ст. 13, 17 и др.). Вторую - те, которые полномочны совершать оперативно-розыскные мероприятия или иным образом участвовать в сыскной работе в соответствии с иными федеральными законами. Прежде всего, к ним относятся, согласно уголовно-процессуальному закону, органы дознания (капитаны морских судов и др.), обязанные принимать оперативно-розыскные меры, и следователи [13].

Субъектов различают также в зависимости от того, полностью или частично они осуществляют ОРД. Согласно действующему в России законодательству полномочны полностью проводить ОРМ только оперативные подразделения органов, перечисленных в ч. 1 ст. 13 ФЗ об ОРД. Эти субъекты правомочны проводить указанные мероприятия без каких-либо изъятий. Как указал законодатель, они осуществляют ОРД в полном объеме. Кроме того, субъектами данной подгруппы, безусловно, являются оперативники, то есть должностные лица указанных оперативных подразделений. Частично осуществляют ОРД следующие субъекты: оперативные подразделения органов, перечисленных в ч. 2 ст. 13 ФЗ об ОРД. Они полномочны проводить все ОРМ, но с определенными ограничениями;

б) органы дознания, перечисленные в ст. 117 УПК РФ. В
соответствии с предписаниями ч. 1 ст. 118 «Обязанности органов дознания»
названного законодательного акта на органы дознания возлагается
принятие необходимых оперативно-розыскных (и иных, предусмотренных
УПК РФ) мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших
(перечень и пределы проводимых ими ОРМ (мер) законодателем в УПК РФ
не определены, а в Федеральном законе об ОРД о них вообще не
упоминается);