Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (Принципы оперативно-розыскной деятельности).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.1. Понятие оперативно-розыскной деятельности
1.2. Принципы оперативно-розыскной деятельности
ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Вопросы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности
2.2. Возможные пути совершенствования уголовного и оперативно-розыскного законодательства
Наконец, оперативно-розыскная деятельность - разновидность деятельности государства. Только Российская Федерация в лице высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти (в пределах их компетенции) может наделять правом осуществлять ОРД каких-либо субъектов, возлагать на них определенные обязанности и осуществлять контроль за реализацией законодательных норм в данного вида деятельности.
Если рассматривать определение оперативно-розыскной деятельности с научной точки зрения, то оно трактуется в «узком» и «широком» смысле слова [3].
В «узком» смысле слова оперативно-розыскная деятельность - это основанный на федеральном законодательстве вид социально полезной юридической государственной деятельности уполномоченных на то законодателем субъектов, представляющий собой систему поведенческих актов конспиративного и гласного применения специальных сил, средств и методов, а также совершения оперативно-розыскных действий и принятия оперативно-значимых решений, осуществляемый с целью защиты человека и общества от преступных посягательств при наличии объективного затруднения или невозможности достижения этой цели посредством реализации иных законных средств.
В «широком» смысле слова в определении ОРД изменяется содержание одного из основных ее субъективных элементов - цели. Вместо ее узкой направленности (защита охраняемых законом объектов от преступных посягательств) целью данной деятельности выступает обеспечение безопасности человека, общества и государства.
Таким образом, в определении оперативно-розыскной деятельности можно выделить две группы признаков: объективные и субъективные. Субъективные признаки динамичны, подвижны. Они могут меняться в зависимости от воли законодателя. К ним относятся: установление той или иной («узкой» или «широкой») цели такой деятельности; условие регулирования общественных отношений в ОРД на уровне закона (всех или их части - большей или меньшей); запрет или, наоборот, разрешение на применение тех или иных специальных сил, средств и методов (совершение оперативно-розыскных действий); определение пределов гласности (или конспиративности) в ОРД [4].
В свою очередь, группа объективных признаков определения оперативно-розыскной деятельности также складывается из связанных между собой (и с субъективными признаками) условий (затруднения или невозможности достижения поставленной цели посредством использования иных законных мер) и совокупности признаков, характеризующих объективность содержания данного вида деятельности.
Рассмотрев законодательное и научное определение ОРД, необходимо раскрыть и содержание термина «оперативно-розыскная деятельность». В теории известны многочисленные попытки объединить одним термином суть всей негласной работы (оперативная, сыскная). В законодательных же актах, принятых в течение последних лет, наибольшее развитие получил термин «оперативно-розыскная деятельность», понимаемый далеко не однозначно.
«Оперативный», согласно толковому словарю русского языка, означает, во-первых, непосредственно, практически осуществляющий что-нибудь и, во-вторых, способный быстро, вовремя исправить или направить ход дел. Оперативники уголовного розыска, контрразведки, других оперативных подразделений практически «что-то» осуществляют. Что же касается способности оперативников «быстро, вовремя исправить или направить ход дел», то В.А. Лукашов, А.С. Овчинский и B.C. Овчинский считают, что практика зачастую свидетельствует о противоположном. Анализ же содержания положений некоторых нормативных актов заставляет задуматься о якобы большей «быстроте» негласной работы по сравнению с другими видами правоохранительной деятельности, например предварительного следствия. Так, срок производства дел оперативного учета в Федеральном законе об ОРД вообще не оговорен. А вот производство по уголовному делу ограничено Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - УПК РФ) двумя месяцами [5].
Мы считаем, что термин «оперативный» соответствует содержанию, которое указано в толковом словаре русского языка. Так, если говорить об ограничении УПК РФ расследования по уголовному делу двумя месяцами, то на практике это бывает не всегда так. Поэтому этим же законодательным актом закреплено в необходимых случаях продление сроков расследования. А вот ускорению процесса расследования по уголовному делу активно способствуют сотрудники оперативных подразделений, которые осуществляют «оперативное сопровождение расследования по уголовному делу».
Указанные авторы считают, что термин «оперативный» недостаточно полно отражает направленность этой деятельности на достижение конкретного результата. В этом вопросе мы согласны с их точкой зрения. Таким образом, при употреблении термина «оперативно-розыскная деятельность» речь идет о непосредственно-розыскной, практически-розыскной или «быстро»-розыскной работе, как правило, осуществляемой в негласной форме.
При анализе законодательного (легитимного) определения ОРД как функции уголовной юстиции, данного в ст.1 ФЗ об ОРД [6], можно сделать вывод о том, что данный вид деятельности характеризуется следующими признаками:
- имеет государственно-правовой характер. Значение законодательного характера сущности ОРД в том, что, формулируя данное понятие, законодатель рассматривает в качестве элементов системы уголовной юстиции не только и не столько различные органы, ведущие борьбу с преступностью, сколько их функции, то есть фактическую деятельность людей, которые применяют специальные меры социального предупреждения;
- структурно и организационно обособлен от иных функций уголовной юстиции за счет специального круга субъектов, уполномоченных государством его осуществлять. В Федеральном законе об ОРД (ст. 13) они обозначены как оперативные подразделения государственных органов, уполномоченных законодателем осуществлять оперативно-розыскную деятельность.
В связи с этим, если рассматривать оперативно-розыскную деятельность, исходя из того, каким государственным органом она осуществляется, то здесь можно увидеть ее различные модификации. К их числу относятся:
а) оперативно-розыскная деятельность органов милиции. По мнению законодателя, она признается государственно-правовым видом деятельности, обеспечивающим разрешение силами криминальной милиции и иных оперативных подразделений милиции системы МВД таких основных задач, как предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством;
б) оперативно-розыскная деятельность учреждений и органов,
исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, которая
осуществляется в целях обеспечения правопорядка и законности в
учреждениях, исполняющих наказания, безопасности содержащихся в них
осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся
на территориях этих учреждений; содействия иным органам,
осуществляющим ОРД;
в) оперативно-розыскная деятельность органов федеральной службы
безопасности в РФ (далее - ФСБ). Согласно ст. 9, 10 Федерального закона
об органах ФСБ, она дифференцируется на:
- контрразведывательную деятельность;
- оперативную деятельность, осуществляемую в интересах борьбы с отдельными видами преступлений и формами преступности;
г) контрразведывательная деятельность оперативных подразделений
пограничных войск и органов внешней разведки. Согласно Закону РФ «О государственной границе Российской Федерации», органы пограничной службы РФ проводят контрразведывательную деятельность.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона об ОРД оперативные подразделения органа внешней разведки Министерства обороны РФ (Главное разведывательное управление) проводят оперативно-розыскные мероприятия (далее - ОРМ) только в целях обеспечения собственной безопасности и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочия органов, указанных в п. 1, 2, 4, 6, 9 ч. 1 ст. 13 Федерального закона об ОРД;
д) ОРД служб внешней разведки РФ (далее - СВР). Согласно п. 7 ч. 1
ст. 13 Российского оперативно-розыскного закона СВР, другие органы
внешней разведки являются субъектами ОРД и на территории РФ, так как
реализация полномочий органов внешней разведки, предусмотренных ст. 6
Федерального закона «О внешней разведке» , невозможна без придания
данным государственным органам статуса оперативно-розыскных
ведомств;
е) оперативно-розыскная работа органов пограничной охраны. Эта
деятельность предполагает осуществление оперативно-розыскных
мероприятий в интересах охраны государственной границы на территории
прилегающих к ней районов, а также в пунктах пропуска через границу для
выявления, предупреждения и раскрытия противоправных посягательств на
установленный правопорядок на государственной границе и в указанных
пунктах (ч. 4 ст. 30 раздела VI Закона РФ «О государственной границе»);
ж) оперативно-розыскная деятельность оперативных подразделений
федеральных органов государственной охраны. Данная модификация ОРД
призвана обеспечить при помощи оперативно-розыскных мероприятий выявление, предупреждение и пресечение противоправных посягательств на объекты государственной охраны;
з) ОРД таможенных органов. В соответствии со ст. 224 Таможенного кодекса РФ данный государственный орган осуществляет ОРД в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое законодательством РФ преступлением, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов РФ, а также при запросах международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ по таможенным вопросам;
и) оперативно-розыскная деятельность органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Она признается государственно-правовым видом деятельности, обеспечивающим разрешение таких основных задач, как предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ;
- реализуется при помощи свойственных только ему средств и
методов, имеющих организационно и тактически упорядоченную форму
оперативно-розыскных мероприятий; ОРД предполагает комплексное
использование оперативно-розыскных мероприятий для решения
различных криминальных проблем, в связи с чем проявляется в различных
формах;
- направлен на борьбу с преступностью. В ст.1 Федерального закона
об ОРД говорится, что оперативно-розыскная деятельность преследует
такую цель, как защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и
гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и
государства от преступных посягательств.
Обладая полномочиями осуществлять оперативно-розыскные меры органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, обеспечивают достижение стратегической цели ОРД - защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Для достижения цели ОРД необходимо разрешить задачи данного вида деятельности - круг проблем, разрешение которых требует применения оперативно-розыскных мер.
Задачами оперативно-розыскной деятельности являются требующие разрешения поручения (волеизъявление, наказ) законодателя, предусмотренные Федеральным законом об ОРД и другими законодательными актами, составляющими оперативно-розыскное законодательство, посредством которых достигается цель ОРД (защита от преступных посягательств). Следовательно, задачи ОРД есть определенный этап в достижении цели этой деятельности и одновременно способ такого достижения. В современной ОРД возникают, длятся и прекращаются следующие общественные отношения:
- регулируемые нормами различных общепризнанных отраслей права (прежде всего уголовным и административным, а также уголовно- и административно-процессуальным). Отдельные правила (части норм) законодатель включил в Федеральный закон об ОРД. Например, уголовно-правовые предписания (ч.4 ст. 18);
- не урегулированные должным образом ни одной из вышеуказанных
отраслей права - оперативно-розыскные правоотношения.
Функциями оперативно-розыскной деятельности являются предусмотренные федеральными законами отдельные направления ОРД, различаемые в зависимости от ее конкретных правовых целей.
В силу сложности и многогранности ОРД в ней следует различать отдельные виды соответствующих функций. Их, в частности, можно разделить на основные и неосновные. К основным относятся: