Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (Принципы оперативно-розыскной деятельности).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.1. Понятие оперативно-розыскной деятельности
1.2. Принципы оперативно-розыскной деятельности
ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Вопросы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности
2.2. Возможные пути совершенствования уголовного и оперативно-розыскного законодательства
Практика прокурорского участия в оперативно-розыскной деятельности сложилась в ряде зарубежных стран и убедительно доказывает ее эффективность, а также целесообразность с позиций как права, так и практики. При такой процедуре принятия решений ответственность возлагается не на конкретного исполнителя или руководителя и даже не на один государственный орган, чем обеспечивается как защита задействованных сотрудников, так и репутация спецслужбы в целом.
О.А. Вагин считает, что «такая практика (согласование с прокуратурой) не повредит требованиям конспирации, поскольку уполномоченные прокуроры имеют право ознакомления с оперативно- служебными документами, в том числе делами оперативного учета, материалами о проведении оперативно-розыскных мероприятий (ч. 2 ст. 21 Закона об ОРД). Что касается сведений об объектах и субъектах мероприятий, то они в представляемых материалах могут быть зашифрованы либо отсутствовать вообще, если речь пойдет о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, либо о конфидентах. В качестве аргумента может служить и сложившаяся практика получения судебных решений на проведение ОРМ, которая не наносит ущерба конспирации в проведении оперативно-розыскных мероприятий».
Кроме этого, он отмечает, «что в случае возникновения угрозы привлечения к ответственности участников мероприятий в ход идут любые средства, причем не скрываются ни цели мероприятия, ни объекты оперативного интереса, ни участники, ни содержание их действий. В этом случае конспирация и секретность уже никого не интересует. Подобные казусы наносят куда больший вред, чем предварительная прокурорская поддержка (уведомление прокурора)».
Сотрудников оперативных подразделений в этой связи больше всего беспокоит опасность расшифровки конфиденциальных источников оперативно-розыскной информации, поскольку новая норма Закона об ОРД предоставляет надзирающему (уполномоченному) прокурору право истребовать от органа, осуществляющего ОРД, не только все дела оперативного учета, но и учетно-регистрационную документацию. И хотя в предмет прокурорского надзора не входят сведения о конфидентах (за исключением случаев их привлечения к уголовной ответственности), ознакомление с делами оперативного учета и указанной документации может свести на нет право конфидентов сохранять свое имя в тайне».
При такой постановке вопроса, вероятно, снижается необходимость установления достаточно жесткого прокурорского надзора за ведением дел оперативного учета. Ныне действующий порядок прокурорского надзора предусматривает ознакомление с материалами всех без исключения дел оперативного учета в полном объеме. В определенных ситуациях изучение указанных материалов (в первую очередь, дел предварительной оперативной проверки и оперативной разработки) может способствовать установлению личности негласных сотрудников, что противоречит требованиям ч.З ст. 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Указанным Законом, ведомственными нормативными актами МВД России и Генеральной прокуратуры РФ не урегулирован порядок представления дел оперативного учета надзирающему прокурору, сроки и место ознакомления с их содержанием. Не ясно, как должно реализоваться право прокурора требовать от руководителя органа внутренних дел представления соответствующих документов - по письменному запросу или в виде устного указания. При этом необходимо учитывать, что даже непродолжительное изъятие дела оперативной разработки из производства может оказать негативное влияние на процесс раскрытия преступления.
Мы поддерживаем позицию названных выше юристов, так как считаем, что в настоящее время, когда коррупция захлестнула все государственные органы, каждое дополнительное лицо, ознакомившееся с информацией о лицах, внедренных в преступное сообщество, о разрабатываемом объекте увеличивает возможность их расшифровки, и вытекающие, в связи с этим, различные негативные последствия. А вопрос предупреждения преступлений, совершаемых субъектами оперативно-розыскной деятельности в процессе осуществления оперативно-розыскных мероприятий, наряду с общими, устоявшимися в теории криминологии положениями, в настоящее время имеет свою специфику, обусловленную, главным образом, наличием специальных субъектов предупредительной деятельности (подразделений службы собственной безопасности, инспекций по личному составу), особым характером службы.
На наш взгляд, все возникшие вопросы нужно рассматривать комплексно, внося соответствующие дополнения и изменения как в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», так и в Уголовный, и в Уголовно-процессуальный кодексы РФ, и ведомственные нормативные акты.
В частности, целесообразно:
а) дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации ст. 39-1 «Выполнение специального задания в составе организованной группы или преступного сообщества (преступной организации)» в следующей редакции:
1. Не является преступлением вынужденное причинение вреда правоохраняемым настоящим Кодексом интересам лицом, внедренным в организованную преступную группу для выполнения специального задания, если это деяние совершено с целью предотвращения, выявления, раскрытия или расследования преступлений, а также если причиненный вред правоохраняемым интересам менее значителен, чем вред, причиненный указанными преступлениями, и если их предотвращение, раскрытие или расследование, а равно изобличение виновных в совершении преступлений лиц не могло быть осуществлено иным способом.
2. Лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, подлежит уголовной ответственности лишь за совершенное в составе организованной преступной группы тяжкого или особо тяжкого преступления, совершенного умышленно и связанного с причинением тяжкого телесного повреждения потерпевшему или наступлением иных тяжких или особо тяжких последствий;
б) исключить из текста ч.2 ст. 21 Федерального закона об ОРД положение о необходимости представления прокурору дел оперативного учета, в первую очередь, дел оперативной разработки, сохранив при этом право прокурора осуществлять надзор за законностью процесса проведения оперативно-розыскных мероприятий, истребовать нормативные акты, регламентирующие порядок их осуществления, в том числе при использовании оперативно-технических средств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам исследовательской деятельности можно сделать определенные выводы.
Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств».
Оперативно-розыскная деятельность - разновидность социально-полезной человеческой деятельности, но не любой, а юридической, то есть часть опосредованной правом государственно-властной деятельности компетентных государственных органов, нацеленной на выполнение социально-полезных задач и функций.
Оперативно-розыскная деятельность - разновидность деятельности государства. Только Российская Федерация в лице высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти (в пределах их компетенции) может наделять правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность каких-либо субъектов, возлагать на них определенные обязанности и осуществлять контроль за реализацией законодательных норм в ОРД.
Стратегическая цель оперативно-розыскной деятельности - защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от' преступных посягательств.
Предпосылками к возникновению и дальнейшему становлению одной из важнейших функций уголовной юстиции - оперативно-розыскной деятельности - послужили следующие обстоятельства:
- появление преступности, наносящей огромный ущерб обществу и государству. Данное негативное явление прошло определенные этапы своего развития, и в настоящее время оно в своих проявлениях многогранно, многолико, различается по тяжести ее разновидностей, по территории, характеристике лиц, совершивших преступление, и по многим другим параметрам;
- неизбежность наказания за совершенное преступление, так как безнаказанность является одной из сильнейших побудительных причин к совершению преступлений.
Одним из самых эффективных средств борьбы с преступностью была и остается оперативно-розыскная деятельность, эффективность которой во многом определяется уровнем развития, полнотой и качеством, возможностью однозначной трактовки правовых норм, регламентирующих ее различные аспекты.
Правовое регулирование ОРД - это нормативно-властное воздействие Российского государства на возникающие, длящиеся и прекращающиеся в данной деятельности и в связи с ней общественные отношения с целью их упорядочения.
Совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих оперативно-розыскную деятельность, подразделяется в зависимости от юридической силы и роли, которую они играют в регулировании сыскной работы, на следующие группы:
1) Конституция Российской Федерации и федеральные
конституционные законы;
- нормы самого Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»;
- другие федеральные законы. Сюда включены только те законы, которые регулируют группы общественных отношений, возникающих в ОРД. Их перечень в Федеральном законе об ОРД носит открытый характер и может пополняться новыми законодательными актами;
- иные, кроме законов, нормативные акты федеральных органов государственной власти;
5) нормативные акты органов, осуществляющих оперативно-
розыскную деятельность.
В истории России выделяют три базовых периода правового регулирования ОРД. При этом выбор властями того или иного уровня правового регулирования сыскной работы зависит от социально-экономической и политической обстановки в стране. С ростом демократических завоеваний уровень правовой регламентации негласной работы правоохранительных органов и спецслужб неуклонно возрастал, и, наоборот, с началом очередной полосы внутренних потрясений, войн и т.п. законодатель, как правило, ужесточал правовой режим негласной работы этих органов и спецслужб.
В настоящее время Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» 1995 г. является базовым в правовом регулировании данного вида деятельности, но и он в своем содержании имеет пробелы и несогласованность с законодательством (в том числе составляющим правовую основу ОРД), действующим на территории РФ, и требует определенной доработки. Это непосредственно касается и решения важнейшей на сегодняшний день проблемы уголовной ответственности и правовой защиты субъектов ОРД — физических лиц, совершивших преступления при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий.
Правовую основу ОРД на сегодняшний день составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.
Уголовное законодательство является одной из составных частей правовой основы ОРД и включено в содержание «другие федеральные законы». Так, при анализе статей 1 и 2 Федерального закона об ОРД можно увидеть, что в них цель и круг задач данного вида деятельности четко связаны с такой уголовно-правовой категорией, как преступление.
В соответствии с ч. 10 ст. 5 Федерального закона об ОРД его нарушения при осуществлении оперативно-розыскной деятельности влекут установленную законом ответственность.
Анализ законодательства зарубежных стран и работ российских ученых в области уголовного права и оперативно-розыскной деятельности предполагает, что в целях правовой защиты субъектов ОРД, совершивших преступления при осуществлении ими оперативно-розыскных мероприятий, на наш взгляд, целесообразно:
а) внести изменения в статью 39 Уголовного кодекса РФ,
определяющую понятие «крайняя необходимость», дополнив словами «во
исполнение задач оперативно-розыскной деятельности».редставить часть
первую данной статьи в следующей редакции: «Не является преступлением
причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии
крайней необходимости, то есть для устранения опасности,
непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных
лиц, охраняемым интересам общества или государства, а равно во
исполнение задач оперативно-розыскной деятельности, если эта опасность
не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено
превышения пределов необходимой обороны»;
б) дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации статьей 39-1
«Выполнение специального задания в составе организованной группы или
преступного сообщества (преступной организации)» в следующей
редакции:
1. Не является преступлением вынужденное причинение вреда
правоохраняемым настоящим Кодексом интересам лицом, внедренным в
организованную группу или преступное сообщество (преступную
организацию) для выполнения специального задания, если это деяние
совершено с целью предотвращения, выявления, раскрытия или
расследования преступлений, а также если причиненный вред
правоохраняемым интересам менее значителен, чем вред, причиненный
указанными преступлениями, и если их предотвращение, раскрытие или
расследование, а равно изобличение виновных в совершении преступлений
лиц не могло быть осуществлено иным способом.
2. Лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, подлежит уголовной
ответственности лишь за совершенное в составе организованной
преступной группы тяжкого или особо тяжкого преступления,
совершенного умышленно и связанного с причинением тяжкого телесного
повреждения потерпевшему или наступлением иных тяжких или особо
тяжких последствий;