Файл: Политика мотивации персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации (Материальная и нематериальная мотивация как элемент эффективного управления персоналом).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 161
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛИТИКИ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Понятие мотивации, цель и задачи политики мотивации
1.2. Материальная и нематериальная мотивация как элемент эффективного управления персоналом
1.3. Разработка эффективной системы мотивации
2. АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ООО «ВИВАТ-ТРЕЙД»
2.1. Экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ персонала ООО «Виват-Трейд»
2.3. Анализ системы мотивации и их эффективность в организации
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ В ООО «ВИВАТ-ТРЕЙД»
3.1. Мероприятия по совершенствованию системы мотивации
3.2. Оценка экономической эффективности мероприятий по совершенствованию системы мотивации
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ В ООО «ВИВАТ-ТРЕЙД»
3.1. Мероприятия по совершенствованию системы мотивации
Для повышения мотивации персонала необходимо совершенствовать систему мотивации, которая должна учитывать индивидуальные особенности персонала и его мотивы к труду. Как следует из данных, представленных во второй главе, система мотивации в ООО «Виват-Трейд» может быть охарактеризована как эффективная, тем не менее, требующая совершенствования. Для устранения выявленных недостатков в системе мотивации можно предложить ряд рекомендаций.
Таблица 3.5
Недостатки в системе мотивации персонала ООО «Виват-Трейд» и рекомендации по их устранению
№ п/п |
Недостатки |
Рекомендации |
1 |
Недостаточно широкое использование методов морального стимулирования. |
Совершенствование системы нематериальной мотивации. |
2 |
Недостаточность системы бонусного вознаграждения |
Расширение бонусного вознаграждения за хорошие показатели работы. |
3 |
Отсутствие сформированных программ карьерного продвижения |
Развитие и карьерное продвижение сотрудников как способ снижения текучести кадров. |
4 |
Недостаточность социальной защиты работников |
Расширение социального пакета для повышения лояльности сотрудников |
5 |
Отсутствие вознаграждений сотрудников с большим (в рамках сети ООО «Виват-Трейд») стажем работы. |
Формирование системы бонусов «за стаж» для снижения текучести кадров |
6 |
Недостаточное использование эффективного для данного предприятия «соревновательного» момента |
Интенсификация соревновательного момента в системе мотивации |
7 |
Неблагоприятные условия труда, отсутствие помещения для отдыха |
Совершенствование условий труда и создание комнаты отдыха для сотрудников ООО «Виват-Трейд» для повышения производительности их труда |
Далее рассмотрим все обозначенные нами рекомендации более подробно:
- Совершенствование системы нематериальной мотивации
Применительно к ООО «Виват-Трейд» мы предлагает более активное использование различных нематериальных вознаграждений. В частности, за проявление активности с положительным результатом, положительную и безупречную работу и т.д. в компании рекомендуется ввести следующие поощрения:
- Объявление благодарности (с выдачей грамот, свидетельств и т.п.);
- Награждение дипломом, почётной грамотой;
- Награждение ценным подарком (сувениром).
Все виды поощрений оформляются приказом директора сети ООО «Виват-Трейд», доводятся до сведения всего коллектива и заносятся в трудовую книжку сотрудника.
Кроме того, к нематериальной мотивации можно отнести и деятельность, направленную на создание благоприятного климата в коллективе и формирование корпоративной культуры.
Также для улучшения взаимоотношений сотрудников с руководством необходимо повышение информированности работников по всем направлениям деятельности предприятия:
- Организовать встречу работников предприятия с руководителем сети ООО «Виват-Трейд».
- Выпускать информационные бюллетени с различной тематикой: финансы, экономическое состояние, качество и конкурентоспособность изделий, люди и трудовые коллективы, трудовая дисциплина, социальные вопросы, охрана труда и техника безопасности, техническая политика, снабжение сбыт.
- Организация участия сотрудников в спортивных соревнованиях и эстафетах.
- Проведение выездных корпоративных тренингов, направленных на повышение лояльности коллектива организации, формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе (по типу «веревочный курс», организация досуга сотрудников в выходные дни – корпоративные мероприятия – пикники и т.д.).
- Премирование лучших сотрудников компании бесплатными билетами на концерты, путевками на отдых, ценными подарками по итогам календарного года.
- Формирование эффективной «восходящей» коммуникации в организации, когда любой сотрудник может встретиться с руководителем ООО «Виват-Трейд», чтобы обсудить те или иные моменты работы.
2. Расширение бонусного вознаграждения за хорошие показатели работы
Учитывая напряженный характер работы в ООО «Виват-Трейд», система вышеобозначенных бонусов, направленная, главным образом, на поддержание здоровья сотрудников, без сомнения, не только повысит лояльность сотрудников организации, но и снизит количество больничных, что также положительным образом отразиться на финансовых результатах ООО «Виват-Трейд».
Кроме того, совместные поездки будут способствовать формированию хороших отношений в коллективе, благоприятного социально-психологического климата.
3. Развитие и карьерное продвижение сотрудников как способ снижения текучести кадров.
Необходимо сформировать четкую систему развития сотрудников, планирования их карьерного роста и продвижения в рамках компании ООО «Виват-Трейд».
Для этого необходимы следующие мероприятия.
1. Создание «Корпоративного Кодекса построения карьеры в ООО «Виват-Трейд»».
Это должен быть четкий формализованный организационный документ, доступный для ознакомления каждому сотруднику, в котором должны быть изложены следующие моменты:
-
- Карьерный путь руководящего состава ООО «Виват-Трейд».
- Перечень компетенций, которым должен соответствовать сотрудник на каждом этапе своего карьерного роста (продавец, старший продавец, директор магазина и т.д.).
- Перечень льгот и преимуществ, которые получает работник, продвигаясь по карьерной лестнице (это необходимо, чтобы стимулировать персонал).
- Перечень обучающих мероприятий, которые необходимо пройти для карьерного продвижения, здесь же могут указываться не только бесплатные корпоративные обучения, проходящие в ООО «Виват-Трейд», но и всевозможные платные курсы, программы, семинары, тренинги, посещение которых будет полезно для самореализации в ООО «Виват-Трейд». Посещать данные мероприятия сотрудники могут по своему желанию и на свои средства. В данном случае организация просто «отбирает» те обучающие мероприятия, которые действительно будут полезны сотрудникам ООО «Виват-Трейд».
Также необходима следующая организационная деятельность внутри компании:
- Тестирование персонала на «Стремление к успеху», чтобы оценить внутренний потенциал каждого сотрудника, его целеустремленность, лидерские качества и т.д.
- Проведение экзамена после стажировки (которая обычно продолжается в течение двух месяцев). Экзамен должен представлять собой моделирование рабочей ситуации. Но поскольку в ООО «Виват-Трейд» не приветствуется практика принятия стажера сразу же на должность старшего продавца, необходимо внести данного сотрудника в реестр на выдвижение (список сотрудников, рекомендованных к перемещению на вышестоящие должности) и принять на должность продавца.
Реестр сотрудников на продвижение – это внутрифирменный документ, который должны вести управленцы компании для фиксации наиболее способных сотрудников, которые обладают необходимым потенциалом для продвижения по карьерной лестнице.
Естественно, что карьерное продвижение сотрудников должно сочетаться с возрастанием полномочий, разного рода бонусов и материального вознаграждения.
Рассмотрим примерный механизм такого продвижения и вознаграждения:
- Стажер (прохождение обучения в ООО «Виват-Трейд»).
- Продавец (работа в компании, получение заработной платы (оклад+бонус), возможность участвовать в различных акциях для сотрудников, проходить обучения и повышение квалификации).
- Старший продавец (более высокий уровень материального вознаграждения, получение дополнительного вознаграждения за высокие показатели своей торговой точки).
- Директор магазина (наличие дополнительных полномочий, например, составление графика отпусков, возможность посещать тренинги в Москве за счет компании, возможность самому стать тренером и вести тренинги (за хорошее материальное вознаграждение).
Таким образом, каждый сотрудник будет видеть перспективы и возможности, связанные с повышением занимаемой должности и это будет для него наиболее значительным стимулом «задержаться в организации».
4. Расширение социального пакета для повышения лояльности сотрудников.
Для того, чтобы повысить качество отношений персонала с руководством, повысить лояльность сотрудников организации (что должно привести к более эффективному трудовому поведению) - необходимо расширить социальный пакет для сотрудников ООО «Виват-Трейд».
Расширение социального пакета может быть осуществлено следующим образом:
1. Оказание материальной помощи сотруднику, оказавшему в сложной ситуации по его просьбе (по каждому заявлению данный вопрос должен решаться индивидуально). Размер материальной помощи также должен определяться в индивидуальном порядке по согласованию между работником и работодателем.
При этом решение по выплате материальной помощи (и по её размеру) должно приниматься исходя именно из особенностей материального положения сотрудника, а не каких-либо других факторов.
2. Оказание материальной помощи работникам предприятия в связи со смертью близких родственников (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры) в размере 4 000 рублей.
3. Оказание материальной помощи в следующих случаях:
- при регистрации брака работника в размере 5 000 рублей;
- в связи с рождением ребёнка в размере 5 000 рублей;
- родителям первоклассников ко Дню знаний в размере 1 000 рублей».
4. Выделение средств на приобретение подарка юбиляру из расчёта не менее 300 рублей за каждый год, отработанный на предприятии.
Работодатель приобретает подарки работникам или выплачивает премию в сумме не менее 500 рублей на одного человека на Новый год, 23 февраля, 8 марта.
Работодатель выделяет средства на приобретение новогодних подарков для детей Работников (в возрасте от 0 до 14 лет включительно) - стоимостью не менее 300 рублей на один подарок».
Представим затраты на расширение социального пакета (таблица 3.6).
Таблица 3.6
Затраты на формирование системы косвенного стимулирования
Мотивационные моменты |
Затраты |
Материальная помощь |
20 000р. |
Подарки юбилярам |
5* 1500 = 7500р. |
Подарки на Новый год |
42*500 = 21 000р. |
Подарки на 8 марта и 23 февраля |
42*500 = 21 000р. |
Новогодние подарки для детей сотрудников |
10* 300 = 30 000р. |
Путевки на санаторно-курортное лечение |
15 000* 3 = 45 000р. |
Итого: |
144 500р. |
Таким образом, в ходе реализации предложенных рекомендации повыситься уровень социальной защиты работников, они убудут чувствовать себя более уверенно и будут проявлять большую лояльность в отношении ООО «Виват-Трейд».
Это, в свою очередь, должно привести к снижению таких негативных моментов в деятельности магазинов ООО «Виват-Трейд» как недостачи и т.д.
Далее обратимся к рекомендациям по совершенствованию нематериальной системы мотивации.
5. Формирование системы бонусов «за стаж» для снижения текучести кадров.
Таблица 3.7
Структура «надбавок за стаж» для продающего персонала
Стаж работы в ООО «Виват-Трейд» |
Надбавка |
3 месяца |
200 руб. |
6 месяцев |
400 руб. |
1 год |
700 руб. |
1,5 года |
1000 руб. |
2 года |
1500 руб. |
3 года |
2000 руб. |
Условия получения надбавок «за стаж» - отсутствие серьезных нареканий со стороны руководства, отсутствие серьезных нарушений дисциплины со стороны работника.
Прокомментируем разработанную систему: с одной стороны, уровень выплат за стаж очень невысок, но при разработке данной системы мы исходили из реальных возможностей и «готовностей» компании, основной принцип оплаты за труд в которой – оплата исключительно за результат.
Стаж в данном случае не может рассматриваться как результат, так как факт работы сотрудника в организации в течение, например, полугода ещё не свидетельствует о высокой значимости данного работника для предприятия.