Файл: Политика мотивации персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации (Материальная и нематериальная мотивация как элемент эффективного управления персоналом).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 163
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛИТИКИ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Понятие мотивации, цель и задачи политики мотивации
1.2. Материальная и нематериальная мотивация как элемент эффективного управления персоналом
1.3. Разработка эффективной системы мотивации
2. АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ООО «ВИВАТ-ТРЕЙД»
2.1. Экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ персонала ООО «Виват-Трейд»
2.3. Анализ системы мотивации и их эффективность в организации
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ В ООО «ВИВАТ-ТРЕЙД»
3.1. Мероприятия по совершенствованию системы мотивации
3.2. Оценка экономической эффективности мероприятий по совершенствованию системы мотивации
Итак, мотивирование — это процесс, представляющий собой воздействие на человека, которое, пробуждая определенные мотивы, побуждает его к деятельности.
Мотивирование персонала — это один из ключевых способов повышения производительности труда в организации. Это внутреннее стимулирование работников к эффективному и качественному труду, а также заинтересованности в успешном результате своей деятельности [15, с. 1].
Рассмотрим причины, по которым происходит снижение мотивации персонала.
Разочарование работника в своей деятельности может быть вызвано такими причинами как [10]:
- Чрезмерное вмешательство непосредственного руководителя в деятельность работника;
- Отсутствие поддержки как психологической, так и организационной;
- Недостаток необходимой для профессиональной деятельности информации;
- Незнание результатов своего труда.
Эти факторы подрывают у персонала чувство уверенности в себе, в значимости его деятельности, а также в возможности дальнейшего продвижения по служебной лестнице [10].
Высокая эффективность деятельности работников достигается только тогда, когда они будут заинтересованы в достижении конечной цели организации и удовлетворены выполняемой работой. Это возможно в том случае, если результаты этой деятельности позволят персоналу удовлетворить важнейшие потребности, а значит, он имеет достаточно высокий уровень мотивации труда. Руководителю для того, чтобы должным образом оказывать воздействие на мотивацию подчиненных к труду, следует сделать следующие шаги [12]:
1. Изучить потребности персонала, которые оказывают воздействие на отношение к рабочему процессу;
2. Определить факторы, влияющие на трудовую мотивацию коллектива и готовность работать с наивысшей производительностью;
3. Выработать меры воздействия на персонал и способы мотивации труда;
4. Воздействовать на трудовую мотивацию работников с учетом их индивидуальных особенностей;
5. Оценить эффективность мер воздействия, а также произвести их корректировку, если это необходимо.
Мотивация труда должна соответствовать целям предприятия, планам его развития, а также особенностям культуры в коллективе [12].
Таким образом, могут быть выделены следующие виды мотивации работников:
- Материальная мотивация. Сюда относятся методы мотивации, включающие финансовую составляющую, все, что включает в себя финансовую составляющую.
- Нематериальная мотивация. К ней относится все, кроме финансового элемента мотивирования.
Первая выражается в денежных выплатах, либо предоставлении сотруднику благ материального характера [7, с. 23].
- Бонусы, проценты с продаж, проценты от прибыли и т.д. Это один из наиболее распространенных видов прямой, или «натуральной» мотивации. И это абсолютно логично, потому что сотрудники компании почти всегда работают за деньги и крайне редко «за идею». Вариантов выплат в этом случае очень много, в основном все они привязаны к определенным показателям / результатам (финансовым), которые демонстрирует сотрудник.
- Различного рода премии, дополнительные выплаты, необязательные пособия и компенсации. В этом случае мотивация не носит обязательного характера (в отличие, например, от процентов с продаж). Она в большей степени выполняет роль дополнительного стимула, это некое приятное дополнение (оплата мобильной связи, премия за выслугу лет).
- Эквивалент денежной компенсации. Данный вид материальной мотивации в настоящее время чрезвычайно популярен среди работодателей и сотрудников. Это тоже необязательные, но достаточно действенные и эффективные меры, в результате принятия которых сотрудник ощущает заботу о себе, чувствует свою востребованность. Сюда можно отнести медицинские страховки, бесплатные обеды в офисе, путевки для детей и т.д. Также сюда можно отнести курсы повышения квалификации, которые помогут сотруднику обрести важные знания в нужном направлении.
- Подарки, сувениры, проведение праздников и корпоративных мероприятий. Это еще один заменитель денежной компенсации, но в этом случае мотивация не направлена на конкретного работника. Для сотрудников она более значима, когда ее нет, чем когда она есть.
Данный вид можно подразделить, в свою очередь, на два блока [18, с. 18]:
1. Система поощрений, в которую входит как оплата труда, так и премии, надбавки и т.д. Любой сотрудник понимает, что денежное вознаграждение и его объем зависит от того, насколько качественной будет его работа.
2. Система штрафов как метод мотивации, противоположный системе поощрений. Руководитель может оштрафовать работника, который выполняет свои обязанности не должным образом, тем самым стимулируя его к более качественной работе [18, с. 18].
Рассматривая причины текучести кадров, мы можем увидеть, что не только финансовыми могут быть причины увольнения из организации [20, с. 290]. Это означает, что для увеличения качества работы необходимо, помимо материальной, использовать и другие методы мотивации, к которым относятся нематериальные [24].
Количество таких методов довольно велико, поэтому рассмотрим наиболее эффективные из них.
1. Карьерный рост. Повышение в должности означает повышение также и социального статуса. Для этого работник будет стремиться к более эффективной деятельности и добросовестному выполнению своей работы.
2. Благоприятный климат в коллективе. Любой сотрудник согласится с тем, что сплоченность рабочего коллектива является одним из важных критериев качественной работы.
3. Официальное трудоустройство и социальный пакет. Для любого человека важным при трудоустройстве является официальное оформление трудового договора, соблюдение его трудовых прав (например, нормирование рабочего дня), а также социальный пакет, в который входит обучение, питание, медицинская помощь и др.
4. Культурные мероприятия в коллективе. Этот пункт связан с поддержанием благоприятного климата в коллективе, чему могут способствовать различные корпоративные мероприятия.
5. Имидж компании. Конечно, при выборе из двух вариантов — работы в большой, узнаваемой компании или в организации, которая мало кому известна — любой человек стремиться к выбору первого.
6. Обучение за счет компании. Обучение сотрудников является эффективным способом развития организации, а также одним из актуальных методов нематериальной мотивации работников.
7. Похвала руководителя. Любому руководителю стоит использовать этот достаточно действенный метод мотивации. Похвала в любой ее форме служит одним из важных факторов повышения производительности и эффективности труда персонала. Примером данного метода служат доски почета, рейтинги работников и др.
8. В настоящее время к методам мотивации сотрудников добавились такие как предоставление жилья, выдача абонементов в тренажерные залы и др.
9. Отчет руководителя по итогам работы (за год, месяц, квартал). Очень важно, чтобы персонал имел представление о том, что происходит в их организации, какие трудности существовали и что помогло в их разрешении [24].
Это далеко не все виды нематериальной мотивации персонала, ведь со временем их количество увеличивается, а методы становятся более разнообразными. Руководитель должен применять методы нематериальной мотивации, подходящие организации, а также контингенту коллектива.
Таким образом, без грамотно разработанной системы мотивации, использующей и материальные и нематериальные методы, руководитель не сможет добиться эффективной работы персонала. Ведь именно мотивация побуждает коллектив к активной деятельности для достижения целей предприятия [13, с. 298].
1.3. Разработка эффективной системы мотивации
Чтобы разработать и внедрить эффективную систему мотивации, нужно реализовать три этапа: провести диагностику мотивационной среды компании, разработать систему мотивации, в которой комплексно применять материальные и моральные средства мотивации, регулярно проводить мониторинг и коррекцию мотивационной системы [8, с. 170].
Первый этап: диагностика мотивационной сферы компании (системы стимулирующих условии). На этом этапе реализуются следующие мероприятия:
- Разработка методов объективного и однозначного измерения результатов работы сотрудников.
- Доступность для сотрудников официальной информации о желаемом результате (как нужно работать и какие результаты иметь).
- Оценка степени достижимости желаемых результатов. При слишком трудной или слишком легкой задаче мотивация работников, как правило, снижается.
- Учет принципов стимулирования: наличие общих для всех условий мотивации, обоснованная система оценки, наличие четких критериев измерения результатов, простота и понятность средств оценки результатов, связь результата и поощрения, измерение результатов и вознаграждение всех работников соответственно результатам их работы, упор на качество, контроль за нормативами, наличие механизма пересмотра нормативов, стимулирование способных и талантливых работников [17, с. 217].
Второй этап разработки системы мотивации - это этап построения сегментированной мотивирующей системы и учет психологических особенностей работников. На втором этапе необходимо провести именное анкетирование работников с целью выделения определенных групп и разработки сегментированной системы мотивации. Можно также провести психологическое тестирование работников внутри каждой группы с целью учета их ожиданий и реализации индивидуального подхода соответственно психотипам отдельных работников [16, с. 186].
На втором этапе, учитывая выделенные группы работников и данные по их индивидуально-психологическим особенностям, необходимо ввести принцип комплексности, т.е. применять не только материальные, но и моральные средства стимулирования.
Оценка и признание личных заслуг отдельных работников: публичная оценка на совещаниях, улучшение интерьера кабинета способного руководителя, статьи во внутрикорпоративной прессе о достижениях, фотографии или сообщения на специальных стендах и Доске почета, почетные поручения от высшего руководства, почетные знаки и награды.
Оценка и признание заслуг подразделения: информирование о достижениях подразделения на совещаниях и во внутрикорпоративной прессе, организация торжественных обедов в честь определенных сотрудников, направление сотрудников на определенную конференцию (семинары, выставки, встречи), направление группы на обучение, поездка группы на экскурсию или в туристическую поездку, вручение знаков отличия [16, с. 186].
Личное признание заслуг сотрудников со стороны руководства: устное выражение благодарности, письменное выражение благодарности, подарки, беседа с руководителем [5, с. 82].
Третий этап разработки системы мотивации - это проведение мониторинга и коррекции. На этом этапе проводится постоянное анкетирование сотрудников примерно раз в полгода и изменение мотивирующих факторов в соответствии с получаемой информацией об их отношении к условиям работы в компании. Обязательным условием действенности системы мотивации является постоянная проверка эффективности выбранных стимулов в плане достижения успеха в работе всей организации в целом.
Итак, сегодняшний руководитель должен уметь мотивировать. Ведь именно мотивация персонала, его преданность компании, его настрой на высокую самоотдачу в труде являются основой эффективного раскрытия потенциала человеческих ресурсов любой организации. Руководитель должен представлять, какие результаты, какое рабочее поведение он рассчитывает получить от работников. Именно руководитель несет ответственность за обеспечение высокого уровни мотивации, хотя довольно часто ее возлагают на службу персонала [1, с. 62].
Для того чтобы воздействовать на мотивацию работников, руководителю необходимо учитывать действие факторов, определяющих мотивацию их труда в данной организации. Начать управлять мотивацией персонала следует с выяснения наиболее вредных факторов, демотивируюших персонал, а после этого - наметить первоочередные шаги по устранению этих демотиваторов. Необходим руководителю канал обратной связи, обеспечивающий информацию об эффективности или тщетности предпринимаемых усилий [1, с. 62].
Чтобы разработать эффективную систему мотивации необходимо, прежде всего, правильно определить задачи, которые должна решить разрабатываемая система мотивации [8, с. 171].
Задачи, стоящие перед предприятием в области мотивации персонала могут различаться в зависимости от особенностей системы мотивации на конкретном предприятии: например, если в организации уделяется значительное внимание материальному вознаграждению сотрудников. но совсем не уделяется внимание таким моментам, как лояльность персонала, социально-психологический климат в организации, корпоративная культура, это значит, что в данной ситуации в качестве основной задачи в области мотивации персонала должно стать развитие нематериальной мотивации.