Файл: Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Потребительский кредит является одним из самых популярных видов банковских операций в развитых странах. Такое широкое его распространение вызвано в первую очередь тем, что эта форма кредита способствует расширению емкости рынка по целому спектру потребительских товаров и услуг.

На сегодняшний день можно выделить шесть видов кредитов. Одним из распространенных является потребительский кредит. В качестве объектов кредитования можно выделить товар, приобретаемый частным физическим лицом. Ими выступают товары бытовой техники, различные инструменты.

Основная роль потребительского кредитования состоит в повышение уровня жизни населения страны, стимулировании эффективности труда, уменьшении текучести кадров, и, как следствие, снижение социальной напряженности в обществе.

В последнее время потребительский кредит приобретает все большую актуальность. Актуальность темы заключается в том, что потребительское кредитование является формой обслуживания населения, оно стимулирует спрос населения на товары, способствуя увеличению их производства и реализации.

Сказанное выше позволяет заключить, что данная тема работы имеет теоретическую и практическую значимость, что и послужило основанием для ее выбора.

Целью данной работы является рассмотрение сущности потребительского кредита и выявление его преимуществ по сравнению с традиционными формами кредита, а также описание разновидностей операций по потребительскому кредитованию. Очень важно при этом проследить историю возникновения потребительского кредита, его становление и развитие в нашей стране.

Для изложение данной работы, связанным и последовательным движением в ней осуществляется от общего к частному, что позволяет привести работу в систему, трансформируя данный процесс на более простые. Работа состоит из двух основных разделов: рассмотрение сущности потребительского кредита, а также рынка потребительского кредита в Российской Федерации. Главы разбиваются на отдельные части, которые включают в себя такие вопросы как понятие и виды потребительского кредита, история его развития, проблемы потребительского кредита в России на современном этапе и перспективы его развития.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить теоретические основы потребительского кредитования, его сущность, значение и виды
  • определить перспективы развития и основные направления совершенствования банковского потребительского кредитования

Предметом исследования является взаимоотношения, возникающие в процессе кредитования физических лиц в коммерческих банках.

Объектом исследования - потребительское кредитование, реализуемое банками России.

Глава 1. Теоретические основы потребительского кредитования

Возникновения потребительского кредита

Понятие потребительского, или личного кредита существовало еще в VI веке до нашей эры, в частности на территории современного Израиля. До царя Соломона иудеи использовали личный кредит, то есть за долги отправлялись в долговое рабство. Царь Соломон запретил такое рабство и обратил личную ответственность в имущественную. Он издал закон, по которому должник теперь отвечал перед кредитором своим имуществом, а не личной свободой. На земле должника ставили столб, на котором было написано, что его имущество принадлежит кредитору в обеспечение определенной суммы, и таким образом уведомляли всех вокруг, что данное имущество заложено. Столбы с такими надписями стали называть ипотекой от греческого «hypotheke», что означает «залог, заклад».

Первые кредиты в истории человечества вызывались, как правило, нуждой, а не возможностью получить дополнительную прибыль. Как только люди начали выращивать что-то на земле, они сразу столкнулись с периодическими неурожаями, которые могли оставить без еды на весь год. Здесь и появляются первые кредиты: если отдельному крестьянину не хватало собранного урожая, он шел к более богатому соседу и просил одолжить определенную сумму денег до следующего урожая. Кроме того, первые формы кредитов и процентов имели, конечно же, натуральный характер. Крестьянин занимал один мешок зерна, а возвращал полтора или два. Таким образом, кредит опередил появление и рыночного хозяйства, и денег. Конечно, ничто не могло гарантировать, что человек, уже попавший в затруднительное положение, сможет не только поправить свои дела, но еще и достать излишек, чтобы отдать долг. Как писал один историк хозяйства, «брать проценты при этих условиях значит падающего подтолкнуть».

Если человек не мог отдать долг, он мог лишиться своего имущества. Если у него было нечего взять, он отправлялся отрабатывать долг на поле или на двор к своему кредитору, собственно, уходил в долговое рабство. Конечно, подобное явление не вызывало одобрения в обществе. Одним из первых борцов против него стала церковь.


Основным источником аргументов священников в осуждении процента была Библия. В Евангелии от Луки написано: «...взаймы давайте, не ожидая ничего...». Это означает, что кредитор не должен просить ни процентов, ни возврата самой ссуды. К этому добавлялось учение о проценте древнегреческого мыслителя Аристотеля (чью философию средневековая церковь пыталась совместить с христианством). Согласно Аристотелю, процент является противоестественной формой дохода, так как «деньги не могут рождать деньги».

И, кроме того, церковь пыталась найти некие рациональные доказательства неестественности процента. Одним из аргументов был, например, следующий: поскольку отданные в долг деньги возвращаются кредитору обратно в целости, процент является платой за время, а время нельзя продавать, так как оно принадлежит Богу.

Но займы «по нужде» не были единственным видом потребительских займов в античном мире или в средние века. Часто занимать деньги приходилось богатым людям, которые по каким-то причинам не могли выйти на тот уровень потребления, который был им необходим. Нуждой это вряд ли можно было назвать, хотя мотивы аналогичные.

Крупными заемщиками могли быть короли, займы которых носили либо военный характер, либо потребительский. Короли были одними из самых «плохих» заемщиков, так как легко могли решить не возвращать деньги.

В практике российских банков XIX - начала ХХ вв. также существовало понятие личного кредита. При этом личный кредит - это кредит без залога, предоставляемый личности, которая, по мнению банка, обладает достаточной платежеспособностью и репутацией, которые в совокупности дают гарантии возврата кредита. В настоящее время термин «личный кредит» (individual credit) употребляется в широком значении кредита, предоставленного банком физическому лицу.

У истоков потребительского кредитования в России стоит банк "Русский стандарт", в 2001 году предложивший свою программу кредитования частных лиц. В результате реализации программы клиентами банка стали более 800 тыс. человек, а объем предоставленных кредитов превысил 10 млрд рублей. В свое время банк заключил соглашение на предоставление потребительских кредитов на торговых площадях ведущих розничных сетей в Москве и регионах присутствия банка, сейчас число компаний - партнеров "Русского стандарта" достигло двух тысяч.

Однако со временем на возможность предоставления кредитов непосредственно на месте приобретения клиентом товаров стали обращать внимание другие банки, принявшиеся отбирать бизнес у "Русского стандарта". Сегодня можно наблюдать жесткую конкуренцию среди финансово-кредитных учреждений за право эксклюзивного сотрудничества с такими известными торговыми сетями, как "М.видео", "Техносила", "Эльдорадо" и др. Так, сеть "М.видео" - один из крупнейших продавцов бытовой техники, первым начавший сотрудничать с "Русским стандартом" в области потребительского кредитования, готовится заключить соглашение с Альфа-Банком. Наблюдатели полагают, что последний предложил сети более выгодные условия сотрудничества.


Еще раньше у "Русского стандарта" увели другого крупного партнера - сеть магазинов "Техносила". Тогда конкурентном "Стандарта" и новым игроком на рынке стала чешская компания Home Credit Finance - один из лидеров в области потребительского кредитования в Восточной Европе. Для вхождения на российский рынок компания Home Credit приобрела московский банк "Технополис" и переименовала его в ООО "Хоум Кредит энд Финанс Банк". Но далеко не все банки стремятся заполучить себе клиентов через розничные торговые точки, заманивая в партнеры федеральные и региональные сети магазинов.

Из-за существующей конкуренции на данном сегменте рынка банки стремятся предложить аудитории более выгодные программы, поэтому последнее время наблюдается снижение процентных ставок и изменение условий программ".

Более широкому распространению потребительского кредитования мешает низкая финансовая культура населения, прежде всего в части цивилизованных форм заимствования, и все еще высокая доля доходов, получаемых неофициально.

Это вызвано несколькими причинами. Во-первых, он не целевой, то есть человек может взять его на любые цели. Во-вторых, сумма кредита варьируется в широких пределах. И, в-третьих, для получения потребительского кредита требуется минимальный пакет документов

В настоящее время рынок кредитования в России развивается достаточно динамично. Способствует этому как развитие рынка предложения, так и повышение спроса. Банки готовы предоставить потенциальным заемщикам множество вариантов кредитных продуктов с разными условиями, и, практически для каждого желающего взять кредит можно найти подходящий вариант. И население постепенно приходит к пониманию того, что кредит - это удобно.

Как показывает практика, потребительский кредит — это наиболее востребованный кредит на сегодняшний день – на него приходится порядка 80% всех запросов. Это вызвано несколькими причинами. Во-первых, он не целевой, то есть человек может взять его на любые цели. Во-вторых, сумма кредита варьируется в широких пределах. И, в-третьих, для получения потребительского кредита требуется минимальный пакет документов. По этим причинам люди, оформляющие заем на приобретения автомобиля, в том числе нередко останавливаются именно на потребительском кредите.

Понятие и сущность потребительского кредита

В настоящее время констатируется настоящая кредитная лихорадка. Еще бы, западная идеология «жить в долг» стала популярной для многих наших сограждан. Для большинства кредиты выступаю помощниками при решении различных проблем.


Все мы с вами являемся потребителями товаров и услуг, которые нам предлагает рынок. И у каждого из нас имеется определенный потребительский спрос не только на товары первой необходимости, продукты питания, но и на более дорогие приобретения, такие как бытовая техника, электроника, предметы мебели. И если спрос на вышеперечисленные потребности мы еще способны удовлетворить за счет собственных сбережений, то покупка недвижимости, дорогого автомобиля вряд ли представится возможной без оформления кредита в коммерческом банке. По сути, потребительский кредит и есть инструмент удовлетворения нашего потребительского спроса, именно поэтому он получил такое название.

Прежде всего, следует разграничивать понятия потребительский кредит и потребительское кредитование. Первое понятие обозначает определенный банковский продукт, финансовую услугу, являющуюся предметом правового регулирования, а потребительское кредитование представляет собой деятельность по предоставлению потребительских кредитов. При этом эта деятельность не сводится только к заключению договоров потребительского кредитования, но и включает все сопутствующие этому отношения. При этом, как уже отмечалось, кредитование (размещение привлеченных денежных средств кредитной организацией от своего имени и за свой счет) является одной из банковских операций, указанных в ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности»[1].

С.С. Демченко в одном из своих исследований приводит позицию о том, что «кредитными организациями под потребительским кредитом банка понимается предоставленный физическому лицу нецелевой кредит, который является одним из видов услуг банка, находящийся в одной цепи с другими услугами банка, такими как кредит, предоставляемый на покупку автомобиля, образовательный кредит, кредит на неотложные нужды и другое, т.е. определенный вид услуги банка, предоставляемый физическому лицу».[2]

С экономической точки зрения под потребительским кредитом в широком смысле С.А. Быстров и А.И. Полищук предлагают понимать исторически сложившуюся форму существования ссуженной потребительской стоимости, первичным источником возврата которой служат доходы населения[3]. По мнению А.Г. Куликова, следует понимать «кредит, предоставляемый населению на потребительские нужды»[4]. Однако при таком определении потребительского кредита сразу возникает вопрос, что представляет из себя категория «потребительские нужды» и что следует относить к их числу. По этому поводу А.А. Вишневский отмечает, что в банковских системах развитых стран и адекватных им правовых системах под потребительским кредитом понимается не просто сделка, отвечающая аналогичному критерию «потребительских нужд», но сделка, предоставляющая потребителю особые средства правовой защиты, не характерные для других банковских кредитных сделок[5].