Файл: Оценка эффективности управления предприятием ЗАО ресторан «Царскосельский Презент».pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты эффективности деятельности предприятия
1.1 Понятие эффективности деятельности предприятия
Глава 2 Анализ эффективности управления на примере ресторана «Царскосельский Презент»
2.1 Общая характеристика предприятия ЗАО ресторан «Царскосельский Презент»
Введение
Экономическим явлениям свойственна определенная цикличность. Если циклы изменений явления связаны со сменой времен года, их называют сезонными.
Сезонность может привести к почти полному прекращению деятельности предприятия вследствие снижения спроса.
Традиционно сезонным колебаниям подвержена деятельность в таких отраслях как сельское хозяйство, лесная и рыбная промышленность. Проблемы с колебаниями спроса испытывает и сфера туризма: межсезонье (февраль-апрель и октябрь-ноябрь) традиционно считается временем сезонного спада.
Сфера общественного питания в Санкт-Петербурге имеет непосредственную связь со сферой туризма, и поэтому также подвержена сезонным колебаниям, оказывающим отрицательное влияние на финансовые показатели.
Анализ сезонных колебаний не позволит полностью устранить их, но благодаря выявлению их наличия и установлению ежегодных пиков деятельности, можно спланировать работу ресторана и путем превентивных действий добиться сглаживания сезонных пиков.
В этой связи разработка мероприятий по повышению эффективности деятельности коммерческой организации в период сезонного спада спроса на услуги (продукцию) представляют собой актуальную проблему менеджмента предприятий, что, свою очередь, и определяет актуальность темы дипломного проекта.
Цель курсовой работы анализ и разработка предложений по повышению эффективности деятельности предприятия.
Объект исследования - ресторан «Царскосельский Презент».
Предмет исследования – эффективность деятельности организации на примере ресторана.
Задачи курсового проекта:
- изучить теоретические аспекты анализа сезонных колебаний;
- исследовать финансовое состояние ЗАО ресторан «Царскосельский Презент»;
- выявить возможности повышения эффективности деятельности ЗАО ресторан «Царскосельский Презент» в период сезонного спада спроса на услуги;
- разработать мероприятия по повышению эффективности деятельность ЗАО ресторан «Царскосельский Презент» в период сезонного спада спроса на услуги;
-рассмотреть технические и технологические пути реализации предлагаемых мероприятий;
В работе применялись общие методы исследования - системный подход, сопоставительный и экономический анализ.
Изучение теоретических аспектов по теме дипломной работы проводилось на базе научной и учебно-методической литературы следующих авторов: Боолт Г.Дж., Исмаева Д.К, Рокотова К.А.. и др.
Информационной базой аналитической части исследований являлась финансовая отчетность ЗАО ресторан «Царскосельский Презент».
Глава 1 Теоретические аспекты эффективности деятельности предприятия
1.1 Понятие эффективности деятельности предприятия
Понятия экономического эффекта и экономической эффективности похожи, но не тождественны.
Экономический эффект - эта та прибыль, которую получило предприятие в отчетном периоде, а экономическая эффективность - это соотношение экономического эффекта с величиной затраченного ресурса, общей суммой затрат или выручки. В зависимости от этого можно судить об экономической эффективности соответственно трудовых, материальных ресурсов, продукции в целом или выручки от продаж. Если экономический эффект - показатель абсолютный, то эффективность - показатель относительный[1, С.11].
Показателем экономической эффективности выступает рентабельность. Существует целая система показателей рентабельности (продукции, продаж, активов, персонала, фондов и т.п.). Показатели различаются в зависимости от вида прибыли - экономического эффекта- которая находится в числителе и величиной затрат живого и овеществленного труда - в знаменателе.
Экономические эффекты деятельности разнообразны. Они могут проявляться и в расширении масштабов производства, и в экономии ресурсов, и в улучшении показателей использования труда[1, С.15].
Экономический эффект роста ресторана получается от того, что объем производимой продукции растет большими темпами, чем затраты. К тому же эффекту мы придем, если получим превышение темпов роста выручки над ростом себестоимости.
Экономия ресурсов вследствие более эффективного использования труда выражается в оптимизации затрат на оплату труда, выполнение работы меньшими силами, сокращении численности персонала и рабочего времени, росте производительности труда, улучшении экологии и безопасности производства.
Эффективность в масштабе экономики в целом возникает, когда высокий уровень затрат в сфере производства окупается меньшими затратами в ходе ее потребления. В этом случае на уровне экономики возникает совокупный положительный эффект[2, С.28].
Проявление эффективности могут быть классифицированы по разным основаниям.
Эффективность по своей сути может быть абсолютной и сравнительной.
Если проводится анализ эффективности, общей или в расчете на единицу израсходованных ресурсов, по одному предприятию, то говорят об абсолютной эффективности. Если проводится сравнение различных вариантов деятельности или последствий принятия управленческих решений с точки зрения планируемого эффекта, то говорят о сравнительной эффективности.
Оба эти вида эффективности дополняют друг друга. Различные варианты управленческих решений и критерии их принятия основаны на системе показателей абсолютной и сравнительной эффективности.
Результативная деятельность предприятия характеризуется показателями первичной эффективности, характеризующими разовый начальный эффект, получаемый предприятием от внедрения новых предложений в части экономии, инноваций, внедрения прибыльных технологий в работу. После первоначального эффекта, особенно, если мероприятия носили комплексный характер, затрагивающий разные сферы деятельности предприятия, наступает отсроченный во времени эффект - мультипликационный, когда первичная эффективность преумножается в несколько раз, причем ее уровень повышается как на исследуемом предприятии, так и в отрасли в целом.
Разновидностями проявления мультипликационного эффекта являются диффузный, резонансный эффекты и эффект стартового взрыва.
Диффузный рост эффективности происходит, когда инновация проникает в другие сферы деятельности, параллельно их стимулируя. Например, розлив жидкого металла, который сначала применяли только в цветной металлургии, стали применять и в черной металлургии, добившись роста производительности.
Резонансный рост происходит в тех случаях, когда под влиянием мероприятий, происходит рост новых видов продукции в производстве. Например, за производством химических волокон, появились новые виды ткани, что в дальнейшем стимулировало разработку и пошив новых видом одежды.
В отличие от предыдущих видов мульпликативной отдачи, эффект стартового взрыва проявляется в лавинообразном росте эффекта вследствие принципиально нового внедрения креативного мероприятия.
Например, мультипликативный эффект имели экономикоматематические методы, которые из сферы математических расчетов, распространились сначала на экономику, затем на науку и производство.
Эффект и эффективность, как уже отмечалось, дополняют друг друга, их анализ проводят в комплексе, не разрывая эти показатели между собой [3, С. 41].
Поскольку экономическая эффективность многообразна в своих проявлениях, постольку и охарактеризовать ее с помощью одного показателя не представляется возможным. Для объективной характеристики нужна система показателей рентабельности.
При построении системы показателей эффективности необходимо соблюдать следующие принципы
- критерии эффективности и методы расчета показателей должны быть взаимосвязаны;
- выбранные показатели должны характеризовать все виды ресурсов, используемых в производстве:
- показатели общей эффективности, отражающей деятельность предприятия в целом, должны дополняться показателями частной эффективности, характеризующей работу отдельных отделов и секторов;
- анализ эффективности должен предоставлять информацию о резервах роста производства
Объективную оценку эффективности можно дать при условии соблюдения определенных правил при построении показателей [4, С.32]:
- оцениваемый критерий должен быть логически и методологически связан с системой показателей эффективности;
- все ресурсы, затраченные для производства продукции или услуг, должны быть оценены с точки зрения эффективности их использования;
- все рассчитанные характеристики должны иметь практическое применение для анализа эффективности работы на разных уровнях управления;
- на основе применяемой системы можно было бы выявлять и оценивать резервы роста эффективности работы отдельных участков и предприятия в целом.
Перечисленные принципы реализованы при построении системы на рис 1
Рисунок 1- Система показателей эффективности работы предприятия
Показатели эффективности, входящие в группу обобщающих, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Система обобщающих показателей эффективности работы предприятия сферы услуг
Показатели |
Аналитический смысл |
Порядок расчета |
Рентабельность продукции, услуг |
Эффективность затрат произведенных предприятием, на производство и реализацию продукции (услуг) |
Отношение прибыли от реализации продукции к сумме затрат на производство и реализацию продукции |
Рентабельность производства общая |
Характеризует прибыльность (убыточность) |
Отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных |
производственной деятельности предприятия за определенный период времени (год, квартал) |
производственных фондов и нормируемых оборотных средств |
|
Рентабельность продаж (оборота) |
Показывает, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля реализованной продукции |
Отношение чистой прибыли к реализованной продукции |
Рентабельность имущества предприятия |
Показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в активы |
Отношение чистой прибыли к средней за период величине чистых активов |
Рентабельность собственного капитала |
Показывает эффективность средств, принадлежащих собственникам предприятия. Служит основным критерием при оценке уровня котировки акций на бирже. |
Отношение чистой прибыли к средней за период величине собственного капитала |
Экономическая рентабельность служит основой для устранения социальных проблем, имеющих место в организации. Вследствие этого, важно оценивать социальную эффективность своей деятельности на постоянной основе.
Уровень социальной эффективности трудно оценить объективно, так как в отличие от экономической эффективности, методик по ее оценке не разработано. Это приводит к многочисленным трактовкам и оценкам этого показателя, опирающимся как на объективные экономические показатели, так и на интуитивное восприятие явления [9, С. 286]:
Как и в случае с экономической эффективностью, социальную эффективность оценивают на локальном уровне (уровне конкретного предприятия) и на общегосударственном уровне (уровне страны в целом). Локальная социальная эффективность может оцениваться с помощью наличия социальной защиты работников, размера социального пакета, наличия профсоюзов, возможности пользоваться путевками, услугами поликлиник, наличия медицинской страховки и т.п.),
Общегосударственная эффективность может характеризоваться уровнем удовлетворения социальных потребностей людей конкретного региона или страны в целом.
Проводя анализ, важно выделить, за счет каких средств удовлетворяются потребности работников: собственных или средств предприятия.
Рисунок 1.2 - Направления социальной эффективности производственной деятельности
Для выявления резервов эффективности работы предприятия, что особенно эффективно в периоды циклического спада деятельности фирмы необходимость в регулярном и систематическом анализе эффективности возрастает [5, С.59].
Систематический и всесторонний анализ эффективности деятельности предприятия позволяет:
-давать оценку доходности как деятельности предприятия в целом, так и его отдельных подразделений;
-выявлять факторы и рассчитывать их влияние на формирование рентабельности по продукции в целом и по конкретным видам товаров и услуг;
-точно измерять размер затрат на производство, их структуру, изменение общей суммы и отдельных статей затрат как базы ценообразования;
-оптимизировать получение максимального финансового результата на всем протяжении функционирования предприятия.
Одной из причин снижения эффективности деятельности предприятия являются циклические колебания, связанные, во-первых, с конъектурой рынка, а, во-вторых, со сменой времен года. Последние носят название сезонных колебаний.