Файл: Оценка эффективности управления предприятием ЗАО ресторан «Царскосельский Презент».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Незначительно снизилась выручка по основному виду деятельности ресторана - индивидуальному приему и обслуживанию гостей (менее, чем на 3%). Это неплохой результат в условиях спада оборотов в сфере услуг Санкт-Петербурга. Поддержать и стабилизировать финансовое положение ресторана, можно развивая работу именно с индивидуальными посетителями.

Рассмотрим данные по структуре затрат ЗАО ресторан «Царскосельский Презент» за 2015 - 2016 гг. в динамике - таблица 6

Таблица 6

Структура себестоимости реализации услуг ЗАО ресторан «Царскосельский Презент» за 2015 - 2016 гг., тыс.руб.

Показатель

Период

Изменения

2015

2016

+/-

%

1. Аренда

10220

11535

1315

112,87

2. З/пл

9600

7800

-1800

81,25

3. Страховые взносы (начисляются на з\пл.)

2880

2340

-540

81,25

4. Амортизация ОФ (12%)

2730

2860

130

104,76

5. Реклама

1800

640

-1160

35,56

6. Материалы и сырье

16890

20630

3740

122,14

7. Коммунальные услуги

489

515

26

105,32

8. Транспортные расходы

4520

5630

1110

124,56

9. Прочие затраты

1515

1645

130

108,58

10. Коммерческие расходы

890

932

42

104,72

Итого переменных затрат

16814

18897

2083

112,39

Итого постоянных затрат

34720

35630

910

102,62

| Полная себестоимость

27719 | 25690

-2029 | 92,68

Наиболее крупными статьями затрат в общей структуре себестоимости являлись в 2015 году материалы и сырье - 32,8%, аренда помещений - 19,8 % заработная плата - 18,6 % транспортные расходы - 8,9 %.

В свою очередь в 2016 году удельный вес статей затрат изменился. Так, в 2015 году материалы и сырье - 37,8 %, аренда помещений - 21,2 %, заработная плата - 14,3%, транспортные расходы - 10,3 %.

Итак, из приведенных данных видно, что по результатам на 2016 г. полная себестоимость стала выше на 2993 тыс. руб. Основную долю в структуре себестоимости составляют постоянные затраты - 35630 тыс. руб., что составляет 65,3% от общей суммы затрат, доля переменных затрат составила 34,7% или 18897 тыс. руб.


В состав постоянных затрат входят расходы, не зависящие прямо от объема производства. К ним относятся арендная плата, повременная оплата труда персонала, налоги на производство,

страховые взносы, затраты на амортизацию, рекламу и коммунальные платежи.

Все статьи затрат имели тенденцию к росту, кроме затрат на заработную плату с начислениями и рекламу. Наибольший рост имели транспортные расходы, связанные с необходимостью самостоятельного найма автотранспорта и оплаты услуг по транспорту.

В таблице 7 систематизированы данные анализа основных показателей деятельность ЗАО ресторан «Царскосельский Презент» за 2 последние года.

Таблица 7

Основные показатели финансового-экономической деятельности ЗАО ресторан «Царскосельский Презент»

за 2015 - 2016 г.г.

п/п

Наименование

показателя

Ед.изме

р

2015г

2016г

Отклонения

+/-

%

1

Выручка (без НДС)

Тыс.руб

59265

56483

-2782

95,31

2

Себестоимость

Тыс.руб

51534

54527

2993

105,81

3

Стоимость основных

производственных

фондов

Тыс.руб

22750

23833

1083

104,76

4

Численность

рабочих

чел

28

22

-6

78,57

5

Фонд оплаты труда

Тыс.руб

9600

7800

-1800

81,25

6

Прибыль от реализации

Тыс.руб

7731

1956

-5775

25,3

7

Рентабельность

продаж

%

13,04

3,46

-9,58

26,53

8

Производительность

труда

Тыс.руб

./чел

2116,

61

2567,41

450,8

121,3

9

Средняя заработная плата

Тыс.руб

28,6

29,5

0,9

103,15

Данные таблицы 7 показывают, что выручка в отчетном году снизилась на 4,7%, тогда как себестоимость при этом выросла на 5,8%. Это привело к существенному снижению прибыли в отчетном году - на 74,7%.

Несмотря на то, что ресторан закончил отчетный год с прибылью, темпы ее снижения должны насторожить руководство и дать толчок к пересмотру стратегии ресторана на рынке услуг общественного питания.


Положительную динамику из представленных в таблице показателей имели производительность труда и средняя заработная плата, что было вызвано запланированным сокращением численности.

    1. 2.2 Анализ деятельности предприятия ЗАО ресторан «Царскосельский Презент»

Деятельность ЗАО ресторана «Царскосельский Презент» подвержена сезонным спадам и подъемам. Пик деятельности ресторана - лето и начало осени, когда большинство жителей Санкт- Петербурга стремятся уехать из города. Этим фактором обусловлено и резкое возрастание финансовых результатов фирмы в этот период.

Основной задачей менеджмента ресторана является выявление факторов, которые приводят к сезонности и поиск возможностей нивелирования их действия. Особенно точное знание характера сезонных колебаний важно при планировании деятельности, когда нужно рассчитать количество работников, необходимых ресторану в «горячий» сезон»[20].

Измерим сезонные колебания деятельности ЗАО ресторана «Царскосельский Презент».

Для этого воспользуемся следующей методикой:

  1. Определим средние показатели выручки за каждый месяц по данным за три года. С помощью такого подхода устраняются случайные колебания показателя.
  2. Затем определим общий среднемесячный уровень выручки, сложившийся за исследуемый период. Для этого суммарная выручка за три года делится на 36 (количество месяцев).
  3. Далее рассчитываем непосредственно индексы сезонности, соотнося среднюю по месяцам, рассчитанную в п.1, с общим уровнем средней выручки за три года.

Таблица 8

Расчет индексов сезонности выручки ЗАО ресторана «Царскосельский Презент»

Месяцы

2014

2015

2016

Итого

Среднее

Индекс

сезонности

I

5250

5590

5099

15939

5313

109,89

II

4850

4925

4980

14755

4918,3

101,73

III

4563

4356

4140

13059

4353

90,04

IV

4900

4865

4735

14500

4833,3

99,97

V

3860

3985

3325

11170

3723,3

77,01

VI

5281

4956

5100

15337

5112,3

105,74

VII

5290

5730

5126

16146

5382

111,32

VIII

5360

5340

5163

15863

5287,7

109,37

IX

5160

5130

5145

15435

5145

106,42

X

4256

4540

4368

13164

4388

90,76

XI

4230

4450

4123

12803

4267,7

88,27

XII

5300

5398

5179

15877

5292,3

109,47

Итого

58300

59265

56483

174048

4834,67

х


Результаты анализа сезонных колебаний показывают, что в ресторане необходимо принимать шаги по синхронизации (сглаживанию) объемов оказываемых услуг по месяцам. Для этого необходимо разнообразить ассортимент предлагаемых услуг, таким образом, чтобы повысить привлекательность посещения ресторана на выявленных этапах спада деятельности. В настоящее время в ресторане не применяются меры по стимулированию посещаемости ресторана, скидки постоянным посетителям, клубные карты, диверсификация деятельности.

Рассмотрим стратегию формирования ассортимента услуг у ближайшего конкурента ресторана «Царскосельский Презент» - ресторан премиум класса «Охотничья усадьба», также расположенного вблизи Екатерининского дворца (табл.8).

Таблица 8

Ассортимент услуг, предоставляемых

рестораном «Охотничья усадьба»

Выручка, %

Ассортимент услуг

Низкий сезон

Высокий сезон

Обслуживание индивидуальных посетителей

35

63

Обслуживание семей (семейные обеды)

12

12

Обслуживание корпоративных гостей

25

8

Кейтеринг

9

9

Обслуживание официальных государственных мероприятий

19

8

Итого

100

100

Сравнивая ассортимент услуг обоих ресторанов можно отметить, что услуги ресторана «Охотничья усадьба» более разнообразны и продуманы с точки зрения защиты от сезонных спадов деятельности.

Такая ассортиментная политика приводит к более высоким показателям рентабельности (табл.9).

Таблица 9

Показатели финансово-хозяйственной деятельности ресторанов-конкурентов за 2016г.

Показатели

Царскосельский

Презент

Охотничья

усадьба

Выручка (без НДС), тыс.руб.

56483

30214

Себестоимость, тыс.руб.

54527

26945

Прибыль от реализации, тыс.руб.

1956

3269

Рентабельность производства, %

3,59

12,13

Несмотря на то, что у ресторана «Охотничья усадьба» имеет более низкие показатели объемов деятельности, эффективность его работы выше.

Рассмотрим подробно, отличия ассортимента ресторана «Охотничья усадьба»:


  1. В период сезонного спада деятельности ставка делается не на случайных индивидуальных гостей, а на гостей, связанных с рестораном определенными обязательствами, которые гарантируют постоянный приток выручки. От таких направлений поступает 53 % заработанных средств.

25% выручки поступает от корпоративных гостей:

  • коммерческих предприятий (организаций празднеств, дней рождений, творческих вечеров и т.п.);
  • турфирм (обслуживание иностранных туристов в рамках турпакета);
  • 9% выручки - это поступление от кейтеринга (выездное ресторанное обслуживание компаний и частных лиц).
  1. 19% средств поступает от обслуживания официальных мероприятий (выездных семинаров, банкетов для иностранных гостей - представителей органов власти других государств, мероприятий, организуемых муниципалитетом города Пушкин);
  2. 12% поступлений приходится на обслуживание семей. Ресторан «Охотничья усадьба» предусматривает в меню специальные «семейные обеды», предназначенные для семей с детьми. Для приема этой категории гостей в ресторане есть специальная мебель (высокие детские стульчики), специально закупаются игрушки - призы для постоянных гостей, есть детская комната, где дети могут провести время, пока родители могут не спеша пообедать.

Представленные направления используются многими успешно функционирующими заведениями общественного питания (таблица 10).Всего в Пушкине действуют 14 ресторанов.

Таблица 10

Формирование ассортимента ресторанами города Пушкин

Предлагаемые услуги

Используется ресторанами %

Обслуживание индивидуальных посетителей

100

Обслуживание семей (семейные обеды)

68

Обслуживание корпоративных клиентов

56

Кейтеринг

40

Обслуживание официальных государственных мероприятий

10

Фактически, есть услуги, в которые представляются на сегодняшний день только рестораном «Охотничья усадьба», который в полной мере использует преимущества своего расположения (недалеко от Екатерининского дворца и парка). Это утверждение касается, в частности, официальных государственных мероприятий, организуемых региональными и муниципальными органами власти.

Ресторан «Царскосельский Презент» расположен намного удобнее и вполне может стать конкурентом «Охотничьей усадьбы».

Сравнивая работу двух ресторанов можно выделить следующие проблемы ресторана «Царскосельский Презент».