Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (SWOT- анализ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Любая организация находится и функционирует в среде. Любое действие всех без исключения организаций возможно, когда среда допускает его осуществления. Для того, чтобы определить стратегию поведения организации и осуществить эту стратегию в жизни, руководство должно обладать углубленным представлением как о внутренней среде, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде - в этом и состоит актуальность данной темы.

Внутренняя среда организации есть источник ее жизненной силы. Она таит в себе потенциал, дающий возможность организации функционировать.

Внешняя среда является источником, подпитывающий организацию ресурсами, так сильно нужными для поддержания ее внутреннего потенциала на соответствующем уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая себе тем самым возможность функционирования. При этом и внутренняя среда, и внешнее окружении изучаются стратегическим управлением именно для того, чтобы обнаружить те угрозы и возможности, учитываемые организацией при определении своих целей и их достижении.

Цель данной работы - оценить влияние факторов внешней и внутренней среды на функционирование организации.

Для достижения намеченной цели нужно решить следующий ряд задач:

  1. Сформулировать понятие и определить значение внутренней и внешней среды организации;
  2. Определить направления анализа внутренней среды организации;
  3. Выявить факторы внешней среды организации;
  4. Исследовать методы анализа внутренней и внешней среды организации: SWOT- анализ, SNW-анализ, PEST - анализ;
  5. Осуществить SWOT- анализ работы ООО «ТОР» и предоставить рекомендации по разработке стратегии развития данного предприятия.

Предмет исследования - факторы и условия внешней и внутренней среды организации.

Объект исследования - производственно-хозяйственная деятельность ООО «ТОР».

В ходе написания работы для осуществления намеченных целей и задач применялись такие методы исследования как анализ и синтез.

При реализации исследования использовались периодические издания, учебные пособия и работы таких авторов как: Велесько Е. И., Виханский О.С., Демчук О.Н. и др.

Данная работа состоит из двух глав. В первой главе представлены теоретические основы анализа внешней и внутренней среды организации. Во второй главе изучены методы анализа внутренней и внешней среды организации и осуществлен SWOT- анализ деятельности конкретной организации.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Понятие и значение внутренней и внешней среды организации

Любая организация находится и функционирует в среде. Любое действие всех без исключений организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.

В литературе возможно отыскать разные определения внешней и внутренней среды организации. Ознакомимся с некоторыми из них:

Кабушкин под внутренней средой организации рассматривает ситуационные факторы внутри организации, такие как цели организации, организационная структура, задачи, технология и люди [11, c. 26].

Любые внутренние изменения взаимосвязаны. Изменение одной из них в определенной степени влияет на все другие. Улучшение одной переменной, например, технология, не обязательно приведет к повышению производительности, если эти улучшения оказывают отрицательное влияние на другие переменные, например, на людей.

Виханский дает следующее определение: внутренняя среда организации енсть источник ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, существовать и выживать в определенном промежутке времени [7, c. 44].

Анализ внутренней среды направлен на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны - это предмет пристального внимания со стороны руководство, которое должно искоренять их.

Внешняя среда. Дж. Белл рассматривает ее так: «Внешняя среда организации включает такие элементы, как потребители конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации и источники трудовых ресурсов» [3, c. 33].

Под внешней средой в управлении следует понимать сумму взаимосвязанных внешних факторов изменения свойств, влияющих на организационную систему.

Внешние факторы - это неподконтрольные силы, воздействующие на решения менеджеров и их действия и, в конечном итоге, на внутреннюю структуру и все осуществляемые процессы в организации.


Внешняя среда есть источник, питающий организацию ресурсами, нужными для поддержания ее внутреннего потенциала на определенном уровне. Организация всегда находится в состоянии обмена с внешней средой, обеспечивая этим возможность собственного выживания. Но ресурсы внешней среды конечны и на них претендуют другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда есть возможность того, что у организации не получится овладеть нужными ресурсами. Это может снизить ее потенциал и привести ко многим печальными для организации последствиям.

Внешнюю среду, как правило, делят на следующие составляющие:

1. Микросреда - осуществляет прямое воздействие на организацию.

2. Макросреда - воздействует на предприятие и его микросреду.

К общим характеристикам внешней среды обычно относят:

  1. Взаимосвязанность факторов - сила, с которой изменение любого фактора воздействует на остальные;
  2. Сложность - число и разнообразие факторов, сильно влияющих на организацию;
  3. Первичность - относительная скорость изменения среды;
  4. Неопределенность - относительное количество информации о среде и уверенность в ее точности [14, c. 48].

При рассмотрении влияния внешней среды на управление организационной системой необхордимо понимать, что характеристики среды отличаются, но одновременно связаны с ее факторами. Характеристики взаимосвязанности, сложности, подвижности и неопределенности характеризуют факторы как прямого, так и косвенного влияния.

Результат функционирования организаций в условиях напряженной конкуренции и постоянных изменений, как во внешней, так и во внутренней среде, в основном зависит от профессиональной подготовки управленческого состава, его умения быстро и четко идентифицировать происходящие изменения и наблюдающиеся тенденции, чтобы вовремя обнаружить появившиеся угрозы, появляющиеся шансы и благоприятные ситуации и принять ответные шаги к действию, гарантирующие адаптацию в сложившейся ситуации.

Изучение среды всегда считалось исходным процессом стратегического управления, т.к. оно обеспечивает базу для формулирования миссии и целей организации и для определения стратегий поведения, с которыми фирма готова выполнить миссию и достичь своих целей. Анализ среды предполагает изучение трех составляющих: макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды.

Таким образом, представление как о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией, помогает сформулировать стратегию поведения фирмы и реализовать её.


1.2 Направление анализа внутренней среды организации

Внутренняя среда организации - это та часть общей среды, находящейся в пределах организации. Она оказывает своё постоянное и очень непосредственное воздействие на функционирование фирмы [16].

Внутрифирменный стратегический анализ есть комплексное изучение основных сфер деятельности организации, которые определяют его сильные и слабые стороны, ресурсы и резервы дальнейшего развития [6, c. 90].

Анализ внутренней среды предприятия называют управленческим анализом деятельности организации, бизнес диагностикой, анализом слабых мест.

Управленческий анализ нужен для разработки стратегии развития предприятия, оценки привлекательности фирмы для инвестора, которая определяет рейтинг компании.

Основная цель данного анализа - исследование внутренней среды организации, которая содержит источники его сильных качеств.

Во внутренней среде есть несколько сфер, в общем, определяющих тот потенциал и те возможности, которыми располагает предприятие [7, c. 55].

Можно выделить следующие сферы внутренней среды: кадровая, организационная, производственная, маркетинговая, финансовая.

Кадровая сфера внутренней среды охватывает такие процессы, как:

  1. Взаимодействие менеджеров и рабочих;
  2. Практика найма, обучения и продвижения кадров;
  3. Оценка результатов труда, стимулирование и мотивация кадров;
  4. Возможность дополнительного привлечения квалифицированных специалистов;
  5. Создание и поддержание отношений между работниками;
  6. Уровень квалификации существующих работников;

Главной заботой современной предприятия являются отбор и поддержка талантливых кадров. Джордж Стейнер в своем исследовании попросил руководителей ряда фирм проранжировать по степени важности для них 71 фактор применительно к последним пяти годам. В их число вошли: общее руководство, финансы, маркетинг, материалы, производство и готовая продукция. По трудовым ресурсам важнее других оказались два фактора: привлечение высококвалифицированных менеджеров высшего звена управления и обучение способных руководителей внутри фирмы.

То, что повышение квалификации менеджеров оказалось по значению выше, чем прибыль, обслуживание потребителей и выплата достойных дивидендов акционерам, является явным признаком важности притока этой категории трудовых ресурсов на предприятии. Поддержка талантливых управляющих - это ,в большинстве случаев, сложности переговоров один на один с кандидатами на должность, которым предлагаются довольно таки высокая заработная плата и льготы. В основном фирмы стараются также решать вопросы обеспечения необходимыми трудовыми ресурсами способом обучения и поддержки собственных сотрудников.


Организационная сфера включает:

  1. Коммуникационные процессы;
  2. Организационные структуры;
  3. Нормы, правила, процедуры;
  4. Иерархию подчинения;
  5. Распределение прав и ответственности;
  6. Делегирование полномочий и система контроля;

Маркетинговая сфера внутренней среды предприятия охватывает следующие стороны, связанные с реализацией продукции:

  1. Стратегия продукта, стратегия ценообразования;
  2. Целевые сегменты рынка;
  3. Реальная доля рынка организации;
  4. Стратегия продвижения продукта на рынке;
  5. Практика стимулирования сбыта и продвижения продукции;
  6. Наличие опыта маркетинговых исследований.

Финансовая сфера включает процессы, которые связаны с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств на предприятии:

  1. Уровень рентабельности продаж, собственного капитала, инвестиций;
  2. Поддержание ликвидности, обеспечение прибыли;
  3. Наличие собственных финансовых резервов;
  4. Возможность привлечения дополнительных финансовых ресурсов;
  5. Инвестиционная политика;
  6. Постановка системы управления финансами;
  7. Обеспечение непрерывного и положительного денежного потока.

В производственную сферу входят:

  1. Изготовление продукта;
  2. Снабжение и ведение складского хозяйства;
  3. Обслуживание технологического парка;
  4. Осуществление исследований и разработок;
  5. Гибкость производственных линий;
  6. Практика планирования и управления.

Внутренняя среда предприятия целиком пронизывается организационной культурой, которая также должна подвергаться серьезному изучению.

Организационная культура проявляется в осуществлении своей работы сотрудниками организации, их отношением друг к другу и к фирме в целом. Организационная культура может способствовать тому, что организация выступает мощной, устойчиво выживающей в конкурентной борьбе структурой. Но может быть и такое, что организационная культура будет ослаблять организацию, не давая ей успешно расти даже в том случае, когда она имеет хороший технико-технологический потенциал. Главная деталь анализа организационной культуры для стратегического управления заключается в определении не только отношений внутри организации, но также оказывает сильное действие на то, как организация строит свои отношения с внешней средой, как относится к своим клиентам и какие методы использует для осуществления конкурентной борьбы.

Фундаментом внутрифирменного стратегического анализа являются системный и комплексный подходы, а также динамический принцип и принцип сравнительного анализа.