Файл: Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие детей дошкольного возраста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Ролевая игра (не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников). Именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход дошкольника к следующему возрастному этапу – младшему школьному.

Тема изучения игры интересовала многих исследователей. В разные годы изучение игры занимались такие ученые как: Пиаже, Эльконин, Вундт, Спенсер и многие другие. Ими было разработано множество различных теорий становления и развития игровой деятельности. Это обосновывается тем, что игровая деятельность очень важна для развития ребенка. Труды вышеперечисленных ученых раскрыли следующие аспекты психологии детской игры:

- раскрытие условий возникновения форм игры;

- доказательство того, что игра возникает не как спонтанное явление;

- выделение основной единицы игры, раскрытие внутренней психологической структуры игры;

- прослеживание развития игры;

- установление того факта, что содержанием игры является человек – его деятельность и отношение взрослых друг к другу;

- выделение в игре реальных отношений детей друг с другом;

- выяснение функций игры в психическом развитии детей.

Игровая деятельность выступает своего рода полигоном, на котором «будущий взрослый» осваивает все многообразие форм человеческой деятельности. Подражая родителям, ребенок копирует поведение взрослых. Таким образом, усваивая весь спектр сложных социальных ролей. С течением времени игровая деятельность ребенка все более усложняется, от простого копирования он переходит к пониманию внутренних связей между ролями. К старшему дошкольному возрасту ребенок способен самостоятельно задавать сюжеты, правила и выступать во множестве ролей.

Потому как играет ребенок можно судить о его задатках и способностях. Таким образом, можно говорить о диагностической и развивающих функциях игры.

Игра в настоящее время является воспитанием у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.

Формирование нравственно-волевой сферы — важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.

Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.


Важность игры также заключается в том, что она выступает для ребенка в качестве универсального средства познания действительности.

Все вышеперечисленное говорит об особой важности изучения игры в развитие ребенка.

В настоящих условиях существования нашего общества, в век интенсивного развития различных технологий роль современного человека неуклонно возрастает. Причем важной становится не только техногенно-информативная сторона личности но, прежде всего, её ролевая значимость на данном уровне развития. Многостороннее развитие личности - это одно из условий успешности современного развивающегося человека постоянная изменчивость окружающей жизни заставляет индивида менять ролевое поведение. К такому изменению необходимо привыкать ещё с детства, или другими словами с дошкольного возраста. Учитывая важность игры в жизни ребенка, совершенно необходимо использовать игру, а особенно сюжетно-ролевую игру для развития ролевого поведения ребенка.

Объектом исследования являются дети в процессе сюжетно-ролевой игры.

Предмет исследования – развитие ролевого поведения детей посредствам игровой деятельности.

Цель курсовой работы заключается в изучение развития ролевого поведения ребенка в процессе игровой деятельности.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

1. Изучить теоретические аспекты влияния сюжетно-ролевой игры на развитие дошкольников.

2. Организовать и провести исследования по изменению ролевого поведения детей дошкольного возраста в процессе игры.

3. На основании проведенного исследования сделать выводы по теме работы.

Методы исследования: В ходе работы мы использовали метод наблюдения, беседа, метод опроса, диагностический метод, метод эксперимента.

Гипотеза исследования: Мы можем предположить, что если мы будем воздействовать на детей дошкольного возраста при помощи сюжетно-ролевых игр, то ролевое поведение детей изменится в положительную сторону. Так- же можем предположить, что в ходе целенаправленной и планомерной работы произойдут качественные и количественные изменения показателей уровня игровой деятельности, улучшатся межличностные отношения (сформируются навыки игрового взаимодействия и усвоения социальных норм и правил).


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

1.1 Возрастные особенности восприятия игры

Игра – понятие, системно изучаемое целым рядом наук: философией, психологией, культурологией, социологией, математикой (в теории игр), биологией и, наконец, педагогикой.

В педагогике под игрой обычно подразумевается деятельность, содержащая развлекательный, познавательный и развивающий компоненты и обладающая значительным обучающим потенциалом, о чём написано множество научных работ[1].

Однако вопрос возрастной динамики восприятия и осознания жизненной роли игр рассмотрен довольно поверхностно – при том что он обретает особую актуальность в цифровую эпоху, с появлением индустрии виртуальных игр и встраиванием информационных (в том числе игровых) технологий в учебный процесс. Решение этого вопроса необходимо для повышения эффективности применения игры в современном образовании, так как обучающая игра должна адаптироваться под конкретную целевую аудиторию (группу, класс) и соответствовать её возможностям, потребностям, ожиданиям.

Отметим, что современных русскоязычных исследований, включающих мониторинг представлений об игре людьми разных возрастов, основанный на анкетировании или опросе достаточно большого количества респондентов, нам обнаружить не удалось. Уточним, что речь идёт о восприятии игры самими играющими, а не о том, какой видит роль игры для человека того или иного возраста исследователь. Тем не менее в поисках ответа на поставленные вопросы мы можем опираться как на данные исследований, связанных с применением игры в различных возрастных группах, так и на собственные эмпирические наблюдения.

Обратившись к защищённым за последние 10 лет диссертациям, посвящённым играм в педагогике, выделим 6 возрастных групп – сегментов целевой аудитории обучающих или развлекательных игр:

1) дошкольная группа;

2) младшая школьная;

3) средняя школьная;

4) старшая школьная;

5) студенты;

6) взрослые[2].

Последовательно рассмотрим каждую из них и попытаемся выявить изменения роли игры в жизни человека по мере его физического и духовного развития.

Авторы современных диссертаций рассматривают игру в дошкольном возрасте как развлечение и способ познания действительности, причём, возможно, самый мощный и действенный из доступных. Например: «В процессе игры, и особенно обучающей игры, дети дошкольного возраста получают доступ к новым мыслительным навыкам, у них формируются новые нравственные понятия и категории, улучшаются и расширяются умения»[3].


Пожалуй, в нашей стране вопрос значимости игры для дошкольников изучен гораздо масштабнее и глубже, чем для представителей прочих возрастов. В немалой степени это заслуга К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, А.П. Усовой. Однако в настоящее время исследования этих учёных хотя и сохраняют теоретическую ценность, но частично теряют актуальность из-за изменений в обществе и массовом сознании, что достаточно убедительно доказали Е.О. Смирнова и О.В. Гударева в своем эксперименте.

По мнению Д.Б. Эльконина, игра в дошкольном возрасте – основная деятельность ребёнка, что, вероятно, соответствовало действительности в 1970-е годы. Е.О. Смирнова и О.В. Гударева наблюдали за поведением приблизительно 1000 воспитанников современного детского сада и обнаружили, что значительная часть детей в свободное время не играли, а занимались другими делами (рассматривали книги, рисовали, возились с чем_то и т.д.). Исследователи считают нежелание или неумение самостоятельно играть у многих дошкольников негативной тенденцией, поскольку в игре (в соответствии с разделяемой ими позицией Д.Б. Эльконина) формируется непроизвольное (осознанное) поведение. Оно реализуется через добровольное следование правилам игры, которые ребёнок сам себе ставит, копируя соответствующие ограничения из наблюдаемой им реальности, а также посредством достижения игровых целей. Решающее значение для овладения такой поведенческой осознанностью имеет сюжетно-ролевая игра.

Общеизвестно, что Д.Б. Эльконин предлагал классификацию детских игр, выделяя их разновидности соответственно возрастным этапам:

1) предметная,

2) предметно-сюжетная,

3) ролевая,

4) сюжетно-ролевая[4].

По мнению учёного, основной игрой для старшего дошкольного возраста становится сюжетно-ролевая, в которой дети исполняют профессиональные роли, взятые из реальности своего времени (водитель, кассир, сторож и т.д.). Однако эксперимент Е.О. Смирновой и О.В. Гударевой показал, что сегодня старшие дошкольники редко играют в ролевые и сюжетно-ролевые игры (около 18% из 89 наблюдавшихся детей). При этом играющие предпочитают роли знакомых им персонажей массовой культуры: фантастических героев, телеведущих, актеров и т.п., т.е. виртуальных персонажей. Большинство же дошкольников играет в примитивные игры с предметами или простыми действиями типа «поймай-догоняй».

Возможно, это связано с недостаточным творческим воспитанием детей, поскольку ролевая игра требует креативной активности; с изменениями в массовом сознании в обществе потребления или с тем, что современная реальность не даёт достаточного материала для его переосмысления в детской игре. Так, ребёнку не понятно, какие именно ролевые действия совершают менеджер, сотрудник колл-центра или инженер службы поддержки провайдера (возможные профессии его родителей), тогда как в 1960–70_е годы было вполне понятно, что делает водитель, солдат или кассир. Таким образом, очевидна кризисная ситуация в современной игровой деятельности дошкольников.


Если в младшем школьном возрасте игра рассматривается как основной способ познания и одновременно как развлечение с образовательным потенциалом, то с поступлением в школу естественная игровая деятельность (порой насильно) может вытесняться из жизни ребёнка. Это также вызывает тревогу исследователей: «Ограничение и сокращение игрового пространства в жизни школьника, снижение культуры игры представляет собой негативную тенденцию и свидетельствует об ослаблении творческого импульса в обществе и о дефиците духовности»[5]. Уместно предположить, что многие поведенческие или психические проблемы школьников (неумение социализироваться, неспособность обрести самоидентичность, замкнутость, эскапизм, патологическая игромания) связаны с недостатком игры как способа взаимодействия с реальностью. Основываясь на наблюдениях и собственном опыте, мы можем выделить среди основных спонтанно возникающих игр учеников начальных классов игры с ролевыми отношениями, подвижные игры и игры с игрушками, основанные на манипуляциях с самим предметом. Игрушки, преимущественно экшн-фигурки (подвижные модели персонажей и героев массовой культуры) могут использоваться младшими школьниками не только сами по себе, но и в различных ролевых играх. Значимое отличие игр школьников начальных классов от игр дошкольников – возрастающая роль правил и ограничений. Так, условия подвижных игр младших школьников более регламентированы, чем в стихийных играх дошкольников. Фактически ученики начальных классов нередко играют в командные игры (в России – футбол, в западных странах – бейсбол), используя те же правила, что и взрослые.

В то время как у дошкольников большинство игр носят спонтанный характер, младшие школьники отдают меньшее предпочтение играм импровизационного характера. Последние нередко заменяются настольными, азартными и видеоиграми, т.е. заранее разработанными играми с опредёленным набором не только правил, но самой структурой игрового процесса, особенности которого по умолчанию должны знать игроки, чтобы игра состоялась.

Простые по содержанию видеоигры сейчас особенно популярны у учеников начальных классов. Это связано, во-первых, с появлением разномодифицированных переносных игровых консолей; во-вторых, с разработкой игрового программного обеспечения для мобильных телефонов и смартфонов. Подобных мобильных игр и девайсов не было, например, ещё в 1990-х годах.

Менее часто, но достаточно увлечённо младшие (и не только) школьники играют в азартные игры – кости, фишки и т.д. Подобные игры отличаются более простыми правилами, чем азартные игры для взрослых вроде покера, но целевая установка и основное правило в них те же: проигравший что-то теряет, выигравший это приобретает. Иначе говоря, основной целью азартной игры является материально воплощённый выигрыш. Любопытно, что у некоторых групп школьников в результате таких игр возникает даже собственная внутренняя валюта (в 1990_х годах – наклейки, миниатюры, крышки от бутылок). Вообще детская азартная игра системно и всесторонне не освещена в науке, хотя является, несомненно, интересным объектом исследования для возрастной психологии и педагогики[6].