Файл: Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие детей дошкольного возраста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выделенные уровни развития игры являются по мнению Д. Б. Эльконина, и стадиями ее развития.

Двойственность игрового взаимодействия между дошкольниками, которая вытекает из сочетания взятой на себя роли и особенностей личности ребенка, особенно четко проявляется в характере взаимоотношений, возникающих между играющими детьми. Прежде всего, следует учитывать, что игра по тому или иному сюжету возникает в группе уже знакомых друг с другом детей. В такой группе уже до начала игры сложилась определенная система личных взаимоотношений, в которой каждый ребенок занимает то или иное место, имеет тот или иной социометрический статус. На основе избирательной симпатии возникает игровая группа. Она может быть объединена сначала интересом к содержанию игры, а затем и интересом детей друг к другу. Возможен и другой мотив объединения: дети, которые взаимно симпатизируют друг другу, объединяются для игры по сюжету, который как-то устраивает большинство. Возможны случаи, когда ребенок как бы жертвует своими игровыми интересами ради возможности вступить в общение с определенными импонирующими ему (или влиятельными) товарищами по группе. Такие «игровые группы, возникающие на основе личного интереса, может быть, самое интересное явление в детской жизни»[15].

Реальные внутригрупповые взаимоотношения во многом определяют и следующий этап игры – распределение ролей. Как показывают специальные исследования и наблюдения, наиболее интересные роли чаще всего захватывают дети с высоким статусом, социометрические «звезды», которые в соответствующих экспериментах получают наибольшее число выборов. Они становятся и лидерами игровой группы: по своему усмотрению направляют сюжет игры, определяют ее конкретное содержание, распределяют остальные роли, оценивают достоверность и «правильность» их исполнения.

В последние десятилетия ведущим стал принципиально иной подход: игра рассматривается как форма организации детской жизни. Естественно, изменился и взгляд на позицию воспитателя. Он должен быть Организатором детской жизни и деятельности; в его функции входит и руководство формированием реальных взаимоотношений в «детском обществе»[16].

Такая позиция очень ценна для педагогики, ибо обеспечивает активный переход педагогов от выжидательной тактики к руководству развитием игр и формированию в процессе их общественно ценных качеств, положительного стержня личности. Справедливость такого подхода доказана практикой дошкольного воспитания и целым рядом специально проведенных исследований. Вмешательство взрослого в детскую игру оказывает свое позитивное воздействие, если он пользуется авторитетом, доверием и уважением у детей, если он обладает необходимыми специальными знаниями и умениями.


Осуществление грамотного, эффективного руководства игровой деятельностью предполагает, как показывают специальные исследования (Л. Г. Семушина, Л. В. Артемова, С. Л. Новоселова, Е. А. Панько и др.), и высокий уровень владения такими, например, профессионально-педагогическими умениями, как умения:

– наблюдать игру, анализировать ее, оценивать уровень развития игровой деятельности;

– проектировать развитие игры, планировать приемы, направленные на ее развитие;

– обогащать впечатления детей с целью развития игр; оказывать помощь в выборе наиболее ярких впечатлений, которые могут послужить сюжетом хорошей игры;

– организовать начало игры, побуждать детей к игре;

– проектировать развитие конкретной игры; предвидеть ее развитие;

– широко использовать косвенные методы руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка, его опыт (проблемные игровые ситуации, вопросы, советы, напоминания) и др.;

– изменять характер и содержание общения с детьми в соответствии с уровнем развития игровой деятельности конкретной возрастной группы с целью создания благоприятных условий для формирования готовности к переходу игры на более высокую ступень;

– включаться в игру на главных или второстепенных ролях; устанавливать игровые отношения с детьми;

– прямыми способами (показ, объяснение) обучать игре;

– предлагать с целью развития игры новые роли, игровые ситуации, новые игровые действия;

– регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты, возникающие в процессе игры, использовать игру с целью создания педагогически целесообразного микроклимата в группе, включать в игровую деятельность застенчивых, неуверенных, «малоактивных» детей;

– обсуждать и оценивать с детьми игру[17].

Сложность руководства игрой связана с тем, что она является свободной детской деятельностью. Важно в процессе педагогического общения сохранить эту свободу и непринужденность.

По степени активности участия в игре дети были условно разделены на пять групп, которые характеризовались определенным уровнем отношений от «полного подчинения до полной подчиненности». Оказалось, что эти детские объединения по-разному влияли на развитие у детей общественных качеств. Так, например, объединения, возникающие на основе полного «подчинения – подчиненности», оказывали вредное влияние как на подчиненных, так и на подчиняющих. У первых подавлялась активность, самостоятельность, творчество, у вторых – не воспитывалось умение согласовывать свои действия с действиями товарищей, считаться с их желаниями.


Более благоприятные условия для формирования общественных качеств создавало объединение на основе «частичного подчинения – подчиненности». В этом случае у подчиняющего не только проявлялись организаторские способности, но и умение считаться с замыслами товарища, активность же подчиненного при этом не подавлялась. Такое объединение создавало благоприятные условия «передачи» основ общественных качеств от подчиняющего к подчиняемому.

Положительное влияние на развитие общественных качеств оказывало объединение, основанное на равенстве. В таких ситуациях создавались благоприятные условия для воспитания у детей активности, инициативы, творчества, умения считаться с желанием, замыслом товарища.

Своеобразие поведения детей в этих «малых группах» определяет особую педагогическую задачу для каждой из них. Так, например, детей наиболее активных (I группа) надо учить согласовывать свои действия с действиями товарищей, а у детей, значительно уступающих им по активности (IV и V группа), необходимо развивать инициативу, самостоятельность.

Важно найти верный путь управления детскими объединениями. Воспитатель должен стремиться к созданию групп на основе «частичного подчинения – подчиненности и «равенства» и к устранению группировок, созданных на основе «полного подчинения – подчиненности».

Оптимизация положительного и нейтрализация отрицательного взаимовлияния детей оказывается тем успешнее, чем в большей степени, изменяя состав игровых микрогрупп, педагог учитывает межличностные отношения дошкольников, их стремления к совместной деятельности, индивидуальные особенности.)

Положительное воспитательное воздействие оказывают не только ролевые игры, но и дидактические, со строительным материалом, игры-драматизации, подвижные. Особую ценность для психического развития имеют подвижные игры с двойным правилом («пятнашки с колдуном», «палочка-выручалочка» и др.)[18].

В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно действенного мышления к элементам словесно-логического мышления. Именно в процессе игры развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их.

Чрезвычайно важно, что в процессе игровой деятельности у ребенка формируется воображение как психологическая основа творчества, делающая субъекта способным к созиданию нового в различных сферах деятельности и на разных уровнях значимости[19].


Игра создает благоприятные условия и для развития движений дошкольника. Дело в том, что когда ребенок берет на себя определенную роль (например, зайца, мышки, кота и др.), он сознательно воспроизводит определенные движения, характерные для изображаемого персонажа. «Игра,– подчеркивает А. В. Запорожец,– представляет собой первую доступную для дошкольника форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование новых движений.

В этом отношении моторное развитие, совершаемое дошкольником в игре, является настоящим прологом к сознательным физическим упражнениям дошкольников»[20].

В процессе игровой деятельности зарождаются и дифференцируются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре зарождается художественная деятельность, в ней впервые появляются элементы труда обучения. Использование игровых приемов, дидактических игр делает обучение в этом возрасте сообразным природе ребенка.

Игра как бы создает «зону ближайшего развития ребенка» (Л. С. Выготский). «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения»[21].

Конечно, дошкольник развивается в разных видах деятельности. Но особо важное значение в подготовке его перехода на следующую возрастную ступень имеет игра. Она является ведущей деятельностью в дошкольный период, поскольку, как никакая другая деятельность, отвечает особенностям психики дошкольника, наиболее свойственна и характерна для него.

1.3 Характеристика основных видов игр и их классификация

Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявления детей, по происхождению и т.д. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. В дошкольном возрасте выделяются три класса игр:

а) игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры;

б) игры, возникающие по инициативе взрослого.

в) народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей[22].

Каждый из перечисленных классов игр, в свою очередь, представлен видами и подвидами. Так, в состав первого класса входят:


1.Творческие сюжетно-ролевые игры. Понятие «творческая игра» охватывает сюжетно-ролевые игры, игры драматизации, строительно-конструктивные игры. Содержание творческих игр придумывают сами дети. Свобода, самостоятельность, и творчество детей в этой группе проявляется с особой полнотой. Разнообразные жизненные впечатления не копируются, они перерабатываются детьми, одни из них заменяются другими и т.д.

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Ей присущи: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Действия с предметами, игрушкой осуществляются каждым из играющих самостоятельно. Совместные игры возможны при участии взрослого[23].

Игры драматизации. Им присущи основные черты: наличие замысла, сочетание ролевых и реальных действий отношений и других элементов воображаемой ситуации. Игры строятся на основе литературного произведения: сюжет игры, роли, поступки героев и их речь определяются текстом произведения. Игра драматизация оказывает большое влияние на речь ребенка[24].

Строительно-конструктивные игры – В них дети отражают свои знания и впечатления об окружающем мире. Многие строительно-конструктивные игры протекают в форме ролевой игры. Дети принимают на себя роль строительных рабочих, которые возводят постройку, строительный материал им подвозят шоферы, В процессе игры формируется и развивается ориентировка ребенка в пространстве, умения различать и устанавливать величину и пропорции предмета, пространственные отношения.

2. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогом в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

3. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.

4. Подвижные игры. В основе их лежат разнообразные движения – ходьба, бег, прыжки, лазанье и т.п. Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта. Активность ребенка, радостные переживания – все это благотворно влияет на самочувствие, настроение, создавая положительный фон для общего физического развития.