Файл: Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие детей дошкольного возраста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Воспитатели стали принимать активное участие в играх детей, из сторонних наблюдателей превратились в равноправных и желанных участников игры. Работа по обогащению сюжетов и содержания игр детей проникла во все области воспитательно-образовательной работы.

Свой первый социальный опыт ребенок получает, как правило, в дошкольном возрасте. Поэтому важно создать все условия для развития индивидуальности ребенка и воспитать в нём уважение к другому человеку, развить адекватные формы социального взаимодействия.

Анализ теоретических разработок, трудов известных психологов и педагогов-практиков, собственного экспериментального исследования и каждодневной практической работы с детьми позволили сделать выводы:

1. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра - есть, своего рода, средством познания ребенком действительности - это серьезное занятие.

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер.

Задача сюжетно-ролевой игры всегда направлена на три аспекта: развивающий, познавательный и воспитательный.

2. Специфика сюжетно-ролевой игры такова, что позволяет использовать её как одно из эффективных средств социально-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста.

Видно, что проводимая работа с детьми, во многом помогла нам формировать умения общаться и взаимодействовать детей друг с другом в процессе игровой деятельности - это умение находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, чуткости к эмоциональному состоянию партнера по общению (умение сопереживать в неудачи, радоваться за успех другого), умение согласовывать свои желания с мнением других участников взаимодействия, умение аргументировано и спокойно доказать свою точку зрения, умение справедливо и адекватно оценивать себя и других партнеров по деятельности, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами морали.

3. Проведенная нами работа в практической части исследования доказала и подтвердила необходимость, важность и эффективность применения на практике работы системы сюжетно-ролевых игр для социально-нравственного развития детей как одного из средств нравственного воспитания дошкольника. Однако, намеченная работа будет продолжаться, т.к., считаю, что максимальный результат в социально-нравственном развитии детей моей группы еще не достигнут.


В результате нашей экспериментальной деятельности было доказано, что игра является развивающей формой ролевого поведения ребенка. В процессе работы, придерживаясь принципов и четкого следования методическим рекомендациям авторов программы «Развитие», собственного активного и заинтересованного подхода по развитию сюжетно-ролевых игр у дошкольников мы заметили как уровень показателей взаимоотношения детей и их ролевое поведение изменилось в положительную сторону.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, игровая деятельность является ведущей на протяжении всего дошкольного детства, её ценность заключается в том, что она оказывает влияние на процесс становления отдельных психических функций (мышления, памяти, речи, воображения, внимания), других видов деятельности (конструктивной, изобразительной, познавательной, общение), на развитие личности ребенка дошкольника в целом. Игра дошкольников обладает наибольшими возможностями для формирования у дошкольников социально - психологической готовности к совместной деятельности.

Таким образом, главными структурными компонентами творческой сюжетно-ролевой игры являются сюжет, который представляет собой отражение ребенком окружающей его действительности; содержание - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их деятельности, и развитие и усложнение, которого осуществляется по следующим направлениям:

- усиление целенаправленности, а значит, и последовательности, связанности изображаемого;

- постепенный переход от развернутой игровой ситуации к свернутой, обобщение изображаемого в игре (использование условных и символических действий, словесных замещений);

- роль - средство реализации сюжета.

- результаты проведенного исследования показали , что формирование коммуникативных умений у дошкольников успешно осуществляется в условиях сюжетно-ролевых игр.

В результате проведённой педагогической работы по вопросам руководства игровой деятельностью дети стали общительнее, их движения – более выразительны, они умеют занять себя, играют длительное время, идут на уступки друг другу, учатся договариваться ,разрешать конфликтные ситуации мирным путем.

В играх появились интересные сюжеты, что свидетельствует о развитии творчества, самостоятельности ребят. Изменилось и содержание игр. В игре создаются модели взаимоотношений между людьми.


Воспитатели стали принимать активное участие в играх детей, из сторонних наблюдателей превратились в равноправных и желанных участников игры. Работа по обогащению сюжетов и содержания игр детей проникла во все области воспитательно-образовательной работы.

Свой первый социальный опыт ребенок получает, как правило, в дошкольном возрасте. Поэтому важно создать все условия для развития индивидуальности ребенка и воспитать в нём уважение к другому человеку, развить адекватные формы социального взаимодействия.

Анализ теоретических разработок, трудов известных психологов и педагогов-практиков, собственного экспериментального исследования и каждодневной практической работы с детьми позволили сделать выводы:

1. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра - есть, своего рода, средством познания ребенком действительности - это серьезное занятие.

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер.

Задача сюжетно-ролевой игры всегда направлена на три аспекта: развивающий, познавательный и воспитательный.

2. Специфика сюжетно-ролевой игры такова, что позволяет использовать её как одно из эффективных средств социально-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста.

Видно, что проводимая работа с детьми, во многом помогла нам формировать умения общаться и взаимодействовать детей друг с другом в процессе игровой деятельности - это умение находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, чуткости к эмоциональному состоянию партнера по общению (умение сопереживать в неудачи, радоваться за успех другого), умение согласовывать свои желания с мнением других участников взаимодействия, умение аргументировано и спокойно доказать свою точку зрения, умение справедливо и адекватно оценивать себя и других партнеров по деятельности, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами морали.

3. Проведенная нами работа в практической части исследования доказала и подтвердила необходимость, важность и эффективность применения на практике работы системы сюжетно-ролевых игр для социально-нравственного развития детей как одного из средств нравственного воспитания дошкольника. Однако, намеченная работа будет продолжаться, т.к., считаю, что максимальный результат в социально-нравственном развитии детей моей группы еще не достигнут.


В результате нашей экспериментальной деятельности было доказано, что игра является развивающей формой ролевого поведения ребенка. В процессе работы, придерживаясь принципов и четкого следования методическим рекомендациям авторов программы «Развитие», собственного активного и заинтересованного подхода по развитию сюжетно-ролевых игр у дошкольников мы заметили как уровень показателей взаимоотношения детей и их ролевое поведение изменилось в положительную сторону.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Андреева, А. Д. Современный дошкольник: возрастные нормы и жизненные реалии / А. Д. Андреева // Психолог в детском саду. - 2010. - № 2. - С. 3-17.
  2. Р. С., М. В. Воробьева и др. – Дружные Воспитание гуманных и отношений у дошкольников. – М, 2014.- 104 с.
  3. Виноградова, Н. А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников : практ. пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. - 3-е изд. - Москва : Айрис-пресс, 2011. - 125 с.
  4. Гольденберг, М. Л. Опыт организации сюжетно-ролевых игр в соответствии с ФГТ / М. Л. Гольденберг, Т. М. Коликова, И. В. Хороводова // Ребенок в детском саду. - 2012. - № 6. - С. 14-19.
  5. Доронов, С. Федеральные государственные требования к структуре Основной общеобразовательной программы дошкольного образования: сюжетная игра и игра с правилами / С. Доронов // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 12. - C. 88-93 .
  6. Деркунская, В. Дочки-матери, или Во что и как играть с современными мальчиками и девочками? / В. Деркунская, А. Харчевникова // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2011. - № 6. - С. 13-15
  7. Ермолаева, М. В. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников : учеб. пособие / М. В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-социал. ин-т. – Москва : Изд-во Моск. психол.-социал. ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2008. - 335 с.
  8. Жданова, М. Строят мальчики, строят девочки / М. Жданова // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2012. - № 4. - С. 18-24.
  9. Зонова, Л. Э. Сюжетно-ролевая игра "Добрый доктор Айболит" / Л. Э. Зонова // Ребенок в детском саду. - 2013. - № 2. - С. 59-61.
  10. Забудько, Г. А. Сюжетно-ролевая игра в становлении личности ребенка / Г. А. Забудько // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 7. - С. 24-27.
  11. Зайцева, И. В. Сюжетно-ролевые игры / Зайцева И. В., Ветрова И. Н. // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2009. - № 10. - С. 48-56.
  12. Е. А. Роль правил в гуманных чувств и у дошкольников // Дружные Воспитание гуманных и отношений у дошкольников. – М, 2012. - 121 с.
  13. Краснощекова, Н. В. Новые сюжетно-ролевые игры для младших дошкольников: целевые прогулки, беседы, занятия, изготовление атрибутов к играм / Н. В. Краснощекова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2011. - 132 с.
  14. Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова. - Изд. 6-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2011. - 250 с.
  15. Колпакова Н эмоционально-нравственной сферы и дошкольного возраста. // ное воспитание. – 2013- № 10. – с.
  16. Комлева, В. У порога творчества. Сюжетно-ролевые игры на занятиях с дошкольниками / В. Комлева // Искусство в школе. - 2010. - № 1. - С. 46-48.
  17. Кирияк, Г. Н. Технологическая карта педагогического проекта организации игровой деятельности / Г. Н. Кирияк, И. Г. Манягина // Ребенок в детском саду. - 2013. - № 1. - С. 33-35.
  18. Лытаева, О. Ю. Роль близких взрослых в формировании игровой деятельности ребенка / О. Ю. Лытаева // Психолог в детском саду. - 2010. - № 4. - С. 77-93.
  19. Охрименко, Е. В. Научим детей играть : [развитие коммуникатив. навыков у дошкольников] / Е. В. Охрименко // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 4. - С. 56-59.
  20. Ревягина, Т. А. Значение игровой деятельности для когнитивного развития детей дошкольного возраста / Т. А. Ревягина, Н. М. Сорокина // Мир психологии. - 2010. - № 1. - С. 85-92.
  21. Смирнова, Е. О. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников / Е. О. Смирнова, И. А. Рябкова // Вопросы психологии. - 2013. - № 2. - С. 15-23.
  22. Степанова, О. И. Гендерное воспитание дошкольников / О. И. Степанова, К. В. Токмакова // Ребенок в детском саду. - 2009. - № 5. - С. 75-79.
  23. Ткаченко, И. В. Играю - значит интересно живу : учеб.-метод. пособие / И. В. Ткаченко, Н. А. Богачкина. - Москва : Дрофа, 2008. - 302 с.
  24. Татаринцева, Н. Е. Современная культуросообразная технология полоролевого воспитания дошкольников / Н. Е. Татаринцева // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2012. - № 3. - С. 6-13
  25. Финкельштейн, Б. Б. Игровой центр в пространстве современного дошкольного учреждения / Финкельштейн Б. Б. // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2009. - № 5. - С. 62-70.
  26. Эльконин, Д. Б. Воспитательное значение сюжетно-ролевой игры / Д. Б. Эльконин // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 8. - С. 17-22.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Примерный перспективный план по развитию сюжетных игр

Магазин

1. Изучение лексики по темам “Фрукты”, “Овощи”, “Продукты”.

2. Целевая прогулка к овощному магазину.

3. Дидактическая игра и упражнение на тему “Овощи”.

4. Дидактическая игра “Чудесный мешочек” на название, различение овощей и фруктов.

5. Дидактическая игра “Узнай вкус”.

6. Экскурсия в магазин. Наблюдение за работой продавца.

7. Дидактическая игра “Магазин продуктов”.

8. Рассмотрение предметов необходимых для работы продавца.

9. Рассмотрение картины “Продавец” из серии “Кем быть”.

10. Посильное участие детей в изготовлении атрибутов для игры.

Повар

1. Экскурсия на кухню с целью знакомства с оборудованием кухни.

2. Занятие по развитию речи. Дидактическая игра “Сварим из овощей вкусный суп”. “Будем учиться заваривать чай”.

3. Дидактическая игра “Кому что нужно”.

4. Наблюдение за работой повара.

5. Чтение стихотворения “Маша обедает”.

6. Рассматривание картины “Повар” из серии “Кем быть”.

Больница

1. Экскурсия в медицинский кабинет детского сада.

2. Рассматривание медицинского инструмента.

3. Повторная экскурсия с целью “Наблюдение за приемом больных”.

4. Дидактическая игра “Вылечим мишку”.

5. Чтение стихотворений Максакова “Я сегодня медсестра”, Виеру “Доктора не бойтесь ребята”.

6. Посильное участие в изготовлении атрибутов для игры.

Шофер

1. Целевая прогулка “Знакомство с улицей”.

2. “Рассказ воспитателя о средствах передвижения”. Рассматривание картины “Едем в автобусе”.

3. Наблюдение за работой шофера.

4. “Рассказ воспитателя о труде взрослых”.

5. Рассматривание грузового автомобиля (непосредственно образовательная деятельность).

6. Наблюдение (на прогулке) за тем, как шофер ухаживает за машиной, заботится о ней.

7. Чтение Павловой “На машине”.

8. Чтение стихотворения “Шофер”. Рассмотрение иллюстраций из книги.

10. Изготовление атрибутов игры в присутствии детей.

Парикмахерская

1. Экскурсия в парикмахерскую. Цель: знакомство с общим видом.

2. Наблюдение за работой парикмахера.

3. Рассмотрение инструментов необходимых парикмахеру.

4. Рассматривание картины “Парикмахер” из серии “Кем быть”.

5. Посильное участие детей в изготовлении атрибутов.

Детский сад

1. Непосредственно образовательная деятельность: “Рассказ воспитателя о труде няни”.