Файл: Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие детей дошкольного возраста.pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 2
Таким образом, на основании результатов наблюдения, можно констатировать, что сюжетно-ролевая игра действительно занимает значительное место в жизни дошкольников.
Таблица 2
Количество различных форм поведения в ответ на просьбу сверстника, %
Группа детей |
Отказ |
Договор |
Подарок |
Популярные |
0 |
40 |
60 |
Непопулярные |
68 |
32 |
0 |
При анализе материалов мы выделили три формы поведения детей в ответ на просьбу сверстника.
1. Отказ – ни за что не уступает «свое имущество», несмотря на просьбы и уговоры сверстников.
2. Договор – уступает свои предметы, но только на определенных условиях – в обмен на что-либо.
3. Подарок – без колебаний уступает то, что нужно сверстнику, по первой его просьбе, не требуя ничего взамен, или сам предлагает свои детали.
В табл. 2 показано, как часто встречались данные формы поведения у популярных и непопулярных детей.
Рис. 1 Формы поведения в ответ на просьбу сверстника
Таблица 3
Варианты решения конфликтных ситуаций детьми
разных групп
Группа детей |
Уход от ситуации |
Обращение к взрослому |
Агрессия |
Вербальное воздействие |
Бесконфликтное решение |
|||||
n |
% |
n |
% |
n |
% |
n |
% |
n |
% |
|
Популярные |
3 |
6 |
6 |
12 |
0 |
0 |
10 |
22 |
29 |
60 |
Непопулярные |
2 |
6 |
8 |
25 |
10 |
31 |
9 |
28 |
3 |
9 |
Рис. 2 Варианты решения конфликтных ситуаций детьми разных групп
Как показывают эти результаты, формы поведения популярных и непопулярных детей в ответ на просьбу сверстника принципиально различны. Эти различия очевидны: популярные ребята никогда не отказывают сверстнику и в большинстве случаев безвозмездно отдают то, что могло бы пригодиться им самим, в то время как непопулярные никогда не отдают нужные им детали, а если и уступают, то предварительно договариваются («торгуются») о том, что они получат взамен. Представим результаты констатирующего эксперимента в таблице 4.
Таблица 4
Уровни сформированности коммуникативных умений у старших дошкольников (%)
Уровни |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Показатели коммуникативного уровня |
|||
Ответ на просьбу |
68 |
20 |
12 |
Решение конфликтной ситуации: Уход от ситуации; Обращение ко взрослому; Конструктивное решение |
25 55 20 |
20 40 40 |
10 15 75 |
Рис. 3. Уровни сформированности коммуникативных умений у старших дошкольников
2.3. Развитие ролевого поведения ребенка через усложнение игровой деятельности в процессе эксперимента
Цель второго этапа работы – сформировать сюжетно-ролевую игру как деятельность, используя оптимальную предметно-игровую среду, расширяя знания детей об окружающем и развивая их игровые умения.
В своей работе с коллективом детей мы постарались использовать интересующие детей сюжеты, обогатив их новым, ничуть не менее интересным, но более нравственным содержанием; предложили детям новые, ранее ими не использованные сюжеты. Значительное влияние на развитие замысла игры оказывали беседы с детьми, во время которых у них складывался план дальнейшей деятельности, обсуждалось, какие предметы для игры нужно будет сделать. Подобные беседы приучали детей к целенаправленности в выборе темы игры. А необходимость договариваться между собой, решать, каким образом интереснее реализовать замысел, воспитывала у детей уважение к товарищам, помогала использовать все свои умения для развития сюжета игры.
На развитие сюжета игры оказывают влияния наблюдения. Когда рядом с нашим детским садом стали возводить жилой дом, труд строителей вызвал у детей большой интерес. Дети видели все этапы строительства: подготовку котлована, закладку фундамента, возведение стен. Отмечали, что работа идёт слаженно, все действия рабочих согласованны, они без лишних слов понимают друг друга. Воспользовавшись этим фактом, мы предложили детям игру «Строители». В предварительной беседе с детьми выяснили, каков уровень их знаний о той или иной строительной специальности. В свободное время предложили детям сделать рисунки по теме «Стройка идёт!». Эти рисунки, отражавшие трудовые действия людей, собрали, а затем вместе рассматривали, обсуждали, что из увиденного можно перенести в игру, чтобы она получилась интересной. Для обогащения знаний детей о строительных профессиях, было проведено специальное занятие.
Вначале сюжет игры складывался так. Дети делали постройку, каждый брал на себя какую-то роль (каменщика, крановщика), но в ходе игры грани ролевых обязанностей стирались, и все вместе строили, выполняя одинаковые действия. Не сразу ребята смогли передать в игре последовательность выполнения работы людьми различных строительных специальностей. Поэтому воспитатель в предварительной беседе старалась дать детям чёткое представление о тех действиях, которые потом им нужно будет отобразить в игре.
По мере углубления знаний детей о строительных специальностях более разнообразным становился и игровой материал. Постепенно игра «Строители» стала как бы ведущей, вокруг неё концентрировались другие игры. Они дополняли друг друга, обогащали содержание основной игры (этому способствовало также то, что воспитатель перестал быть сторонним наблюдателем, а стал полноправным активным участником игры. Хотя дети с удовольствием играют сами, их надо учить культуре игры, и сделать это может только воспитатель – партнёр по игре).
Аналогичная работа была проведена и по другим темам для сюжетно-ролевой игры («Показ мод», «Приключения в джунглях», «Космонавты-спасатели» и др.).
Для формирования коммуникативных умений в группе непопулярных детей нами использовалась серия сюжетно-ролевых игр.
Задачей первого этапа является преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребенка от других. Страх, что тебя недооценивают, отвергают, порождает либо стремление утвердиться любым способом через агрессивную демонстрацию своей силы, либо уход в себя и полное игнорирование окружающих. Подчеркнутое внимание и доброжелательность сверстников может снять этот страх. С этой целью следует проводить игры, в которых ребята должны говорить друг другу приятные слова, давать ласковые имена, видеть и подчеркивать в другом только хорошее, стараться сделать что-нибудь приятное для товарищей.
Как уже отмечалось, главная задача этих и подобных игр – показать «трудным» детям, что все остальные к ним нормально относятся и готовы сказать и сделать им что-то приятное. Однако далеко не все агрессивные или замкнутые ребята сами готовы хвалить других, говорить им приятные слова или делать подарки.
Ни в коем случае нельзя заставлять их делать все это или ругать за несоблюдение правил! Все игры должны быть основаны только на добровольном участии. Пусть они сначала наблюдают со стороны, шутят или просто молчат. Опыт показывает, что когда такие ребята слышат приятные слова в свой адрес, когда другие хвалят их и дарят им подарки, они перестают баловаться и шутить и получают нескрываемое удовольствие. Поэтому лучше сначала делать центром внимания непопулярных детей и всячески подчеркивать их достоинства. Такое внимание и признание со стороны сверстников рано или поздно вызывает ответную реакцию: они станут полноценными участниками этих игр и начнут говорить приятные слова другим и делать им подарки.
На протяжении всего дошкольного детства ребята играют в семью. В этой ролевой игре отражается опыт общения с родителями, близкими людьми, зарождаются первые нравственные чувства. С первых лет жизни ребенок усваивает моральные нормы поведения.
На занятиях, в играх, в процессе трудовой деятельности ребятам прививают любовь к труду, раскрывают им взаимоотношения людей в работе и в быту. Специально подобранные произведения художественной литературы, оказывая влияние на чувства детей, вызывают желание поступать так же, как и герои этих произведений.
Наиболее ценны для формирования нравственных чувств сюжеты, отражающие типичные бытовые явления: уход за маленьким ребенком и воспитание его в семье, забота о матери и других членах семьи, семейные праздники, культурный отдых дома.
Широкие возможности для воспитания гуманных чувств открывают игры с куклами. Кукла-младенец становится предметом нравственных переживаний детей. Проявление заботливости, нежности, чуткости к кукле-младенцу определяет гуманную направленность чувств играющих, сказывается и на их взаимоотношениях. Бережно обращаясь с «младенцем», оберегая его, дошкольник стремится сделать приятное и его «маме», заботится и о других членах «семьи».
Цель третьего этапа работы – определить, повлияла ли проведённая работа на уровень развития сюжетно-ролевых игр старших дошкольников.
Результаты приведены в таблице:
Таблица 5
Исследование уровня развития игры дошкольников
Вопросы для анализа |
Анализ игровой деятельности |
Замысел игры, постановка игровых целей и задач |
Замыслы игры более устойчивые, но не статичные, а развивающиеся. Дети совместно обсуждают замысел игры, учитывают точку зрения партнёра, достигают общего решения. Перед игрой дети намечают общий план, а во время игры включают в неё новые идеи и образы, т.е. плановость, согласованность игры сочетается с импровизацией. |
Сюжет игры |
Сюжеты развёрнуты и разнообразны. Эпизоды из сказок, общественные сюжеты занимают значительное место в их играх. Дети смелее и разнообразнее комбинируют в играх знания, почерпнутые из наблюдений, книг, кинофильмов, рассказов взрослых. Обогатились ранее использованные сюжеты, добавились новые: «Строители», «Показ мод», «Приключения в джунглях» и др. |
Содержание игр |
Совершенствуется умение совместно строить и творчески развивать свои игры. В игре дети создают модели разнообразных взаимоотношений между людьми. |
Умения комбинировать разнообразные события |
Разнообразные события хорошо комбинируются, причём как по предварительной договорённости, так и спонтанно во время игры. |
Выполнение роли и взаимодействие детей в игре |
Ролевое взаимодействие содержательно, разнообразны используемые детьми средства выразительности (движения, мимика, интонация, жесты). Речь занимает всё большее место в реализации роли, присутствует ролевой диалог, который стал более длительным и содержательным. У детей насчитывается 7-10 ролей в играх, из них 3-4 любимые. |
Игровые действия и игровые предметы |
Игровое действие часто заменяется словом. Дети осуществляют игровое действие с предметами-заместителями, природным материалом, игрушками-самоделками. Широко используют в игре макеты и полифункциональный материал. По ходу игры они подбирают или заменяют необходимые предметы. |
Длительность |
Игры продолжаются длительное время, некоторые – несколько дней. |
Методы и приёмы руководства игрой |
В игре с детьми воспитатель использует две стратегии: 1)взрослый инициирует игру, предлагая ребёнку одну из взаимодополнительных ролей, а себе берёт другую; 2)взрослый подключается к уже начавшейся игре ребёнка, подбирая себе роль, подходящую по смыслу к роли ребёнка. |
Соответствие содержания игровой предметно-развивающей среды возрасту детей |
Предметно-игровая среда претерпела существенные изменения. Появилось много «бросового» материала, активно используемого детьми в игре. Игровые уголки утратили свою статичность, стали более приспособлены к игровым нуждам детей. |
Таблица 6
Уровень |
Низкий |
Средний |
Высокий |
|||
Показатель коммуникативных умений |
Начало эксп. |
Конец эксп. |
Начало эксп. |
Конец эксп. |
Начало эксп. |
Конец эксп. |
Ответ на просьбу |
68 |
14 |
20 |
16 |
12 |
74 |
Решение конфликтной ситуации: Уход от ситуации; Обращение ко взрослому; Конструктивное решение |
25 55 20 |
18 40 42 |
20 40 40 |
12 33 55 |
10 15 75 |
5 8 87 |
На заключительном этапе опытно-экспериментальной работы нами было проведено контрольное диагностирование уровня сформированности игровых умений у старших дошкольников. Результаты представлены в таблице 5 и 6.
Рис. 4 Сформированность игровых умений у дошкольников
Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что формирование коммуникативных умений у дошкольников успешно осуществляется в условиях сюжетно-ролевых игр.
В результате проведённой педагогической работы по вопросам руководства игровой деятельностью дети стали общительнее, их движения – более выразительны, они умеют занять себя, играют длительное время.
В играх появились интересные сюжеты, что свидетельствует о развитии творчества, самостоятельности ребят. Изменилось и содержание игр. В игре создаются модели взаимоотношений между детьми.
Воспитатели стали принимать активное участие в играх детей, из сторонних наблюдателей превратились в равноправных и желанных участников игры. Работа по обогащению сюжетов и содержания игр детей проникла во все области воспитательно-образовательной работы.
Для детей старшего дошкольного возраста формирование взаимоотношений в коллективно-игровой деятельности приобретает особенно важное значение. В условиях хорошо организованного педагогического процесса дошкольники становятся более дисциплинированными, организованными, способными контролировать свое поведение и поступки товарищей, правильно оценивать результаты деятельности.
Мы рассматриваем развитие сюжетно-ролевой игры так показатель коммуникативной компетенции детей.
Подражая взрослым, ребенок практически воспроизводит те отношения, которые он наблюдает. Вместе с этим, он сам проникается соответствующим отношением к другим людям. Если ребенок в игре жестоко обращается со своей куклой, грубо разговаривает с “пассажирами”, которых он “перевозит”, не согласует своих действий с другими играющими, не уступает другим детям игрушку, небрежно относится к своим игрушкам, то у ребенка образуются сначала плохие привычки, а затем появляются отрицательные черты характера: эгоизм, неряшливость, упрямство.