Файл: Особенности профессиональной мотивации служащих организации).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Роль мотивации в управлении государственных служащих
1.2 Профессиональная мотивация, как предмет изучения.
ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение профессиональной мотивации, служащих зрелого возраста
2.1 Описание метода исследования профессиональной мотивации служащих зрелого возраста
ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение профессиональной мотивации, служащих зрелого возраста
2.1 Описание метода исследования профессиональной мотивации служащих зрелого возраста
Методы исследования профессиональной мотивации могут быть прямыми и косвенными. Прямые методы исследуют, диагностируют конкретные мотивы личности. Они предназначены для изучения таких мотивов, которые направлены на изучение мотивов профессиональной деятельности. Но с помощью прямых методов нельзя изучить обобщение мотивов личности.
В прямых методах, диагностируя человека, прямо спрашивают почему и ради чего он что-то делает, или делал в прошлом. В прямых методах могут также использоваться различные интервью и анкеты. В анкетах предъявляются различные перечни потребностей мотивов. Задача человека - выбрать один из мотивов потребности. Отвечая на вопросы интервью, анкеты, свои ответы фальсифицируют. Человек часто стремится к социально одобряемым ответам, т.е. на ответы сильно влияет фактор социальной желательности.
К косвенным методам относятся различные личностные опросники. В личностных опросниках испытуемые должны отвечать на вербальные стимулы. В отличии от анкет, в которых задается прямой вопрос, в опросниках предлагается ответить на различные утверждения, касающиеся некоторых поведенческих характеристик, которые прямо не соответствуют мотивам, но эмпирически с ними связаны. Ответы испытуемого подвержены фальсификации. Это происходит из-за социального фактора изживательности защитной мотивации.
Чтобы фальсификация была меньше при работе с опросниками используются следующий приемы:
- не ориентироваться на хорошо и плохо. Отвечать как есть.
- отвечать как можно быстрее. Как вы думаете в настоящий момент (не раздумывая). Вопросы читаются.
1) личностные опросники - "список личностных предпочтений" А.Эдвардса (EPPS) - измеряет силу потребностей из перечня, предложенного Г.Мюрреем
2) "Форма по изучению личности" Д.Джексона (РКЕ)-для измерения мотивационной сферы.
3) "Опросник для измерения аффилятивной тенденции и чувственности к отвержению " А.Мехрабиана - измеряет два обобщенных мотива: стремление к принятию и страх отвержения.
Проективные методы построены на анализе продуктов воображения и фантазии. Они основаны на представлениях З.Фрейда о механизме проекции, на многочисленных исследованиях влияния мотивации на воображение и перцепцию. Проективные методы используются для диагностики глубинных мотивационных образований, особенно неосознаваемых мотивов.
Впервые стали использовать в клинике, потом в эксперементальнои психологии. Методики, которые чаще всего используются для выявления мотивации- это:
- ТАТ Г.Мюррея
- тест фрустраций Розенцвейга
- неоконченные предложения, неоконченных рассказов
- диагностика мотивации через искажение объекта перцепции (Д.Брунер)
- диагностика мотивов через личностный смысл (Столин В.)
- диагностика мотивов посредством когнитивных оценок
- "личностный тест юмора " (IPAT) -А.Анастази
- ТЮФ
- метод диагностики мотивов через характеристику преград (В.Столин)
Одна из наиболее тщательно разработанных теорий мотивации является мотивация достижения, в структуру которой входят: мотив достижения (мотив добиться успеха) и мотив избежания неудачи.
Выход книги Д.Макклелланда,Дж.Аткинсона,в которой изложена разработка проективной методики мотива достижения, послужил своеобразной вехой в исследовании мотивации поведения человека.
Метод измерения мотивации достижения основывается на 2-х идеях. Во-первых, используется идея З.Фрейда о функции сновидений и механизме проекции. Исходя из этого особенности мотивации определяются на основе анализа продуктов воображения, фантазии. Во-вторых, принимается идея о том, что мотивы могут быть экспериментально активированы и их интенсивность можно контролировать через манипуляцию ситуацией стимуляции. Влияние ситуационных детерминант на интенсивность мотивации было показано в работе ( Me Clelland Д., Atkinson J. et.al,1953), где авторы, кроме того, приводят данные о валидности и другие психометрические характеристики методики измерения мотивации достижения.
Экспериментальная процедура была построена так, что создавалось 6 различных ситуаций для активизации различных уровней в интенсивности мотивации достижения. После выполнения задания в экспериментальной ситуации испытуемые принимали участие в групповом тесте на творческое воображение (вариант ТАТ). Они составляли рассказы на основе 4-х картинок. Использовались различные картинки: некоторые из них были взяты из ТАТ Г.Мюррея,а другие были оригинальными. Картинки предъявлялись в течении 20 секунд, затем испытуемые по ним составляли рассказы, руководствуясь следующими вопросами: 1.Что здесь происходит? Кто эти люди?
2.Что привело к этой ситуации? Что произошло перед этим? 3.0 чем думают эти люди? Чего они желают? 4.Что произойдет дальше?
На составление рассказа отпускались 4 минуты, по 1 мин. на каждый вопрос. Был разработан специальный конкретный анализ для измерения мотива достижения. При подсчете баллов вначале определялось, носит ли рассказ характер ориентации на достижение. В данном случае подсчитывается категория "Образа достижения" и выделяются др.категории:
потребность в достижении (N),
инструментальная активность (I),
позитивное предвосхищение цели (Ga +),
негативное предвосхищение цели (Ga - ),
внутреннее препятствие (Вр),
внешнее препятствие (Вш),
положительное эмоциональное состояние (Тп).
Балл, полученный при использование этой процедуры обозначается -(n Ach). Максимальный балл в одном рассказе превышает + 11. Индекс (n Ach) получается суммированием баллов, приписанным всем рассказом.
В этих исследованиях было получено, что в разных ситуациях частота категорий (n Ach) различается. Так, индекс (n Ach) в ситуации ориентированной на достижение, и ситуации релаксации был различен - в первой ситуации уровень мотивации достижения был намного сильнее, чем во второй. Было обнаружено, таким образом, что уровень мотивации достижения зависит от уровня стимуляции в предшествующих ситуациях. Обнаружилось также что у мужчин индекс (n Ach) сильнее зависит от условий активации, чем у женщин. Этой группой исследователей были разработаны и другие проективные процедуры, аналогичные (п Ach) TAT. Элизабет Френч создала "тест на инсайт" (FTI) (Atkinson J. 58 г.) Х.Хекхаузен разработал 2 новых ключа: надежда на успех и страх неудачи. Для мотива стремления к успеху Ms (NS), выделяя следующие категории контент-анализа:
- потребность в достижении успеха
- инструментальные действия для успеха
- ожидание успеха
- похвала
- положительное эмоциональное состояние
- тема успеха
Категории для мотива избегания неудачи:
- потребность избегания неудачи
- инструментальные действия для избегания неудачи
- ожидание неудачи
- порицание
- негативное эмоциональное состояние
- неуспех
- тема неуспеха
2.2 Описание результатов исследования.
В эксперименте приняло участие 30 испытуемых в возрасте 52-54 лет. 15 мужчин и 15 женщин. Государственные служащие. Общий рабочий стаж более 30 лет. Состоят в браке. Имеют детей. В эксперименте участвуют добровольно без материального стимулирования. При помощи шкалы оценки потребности в достижении были определены мотивационные компоненты. Измерение мотивации достижения проводится при помощи разработанной шкалы – теста-опросника. Шкала состоит из 22 суждений по поводу которых возможны 2 варианта ответов «да» или «нет». Ответы, совпадающие с ключевыми (по коду), суммируются по 1 баллу за каждый такой ответ).
Обработка данных: в отличие от многих ранее описанных тестов- опросников шкала потребности в достижениях имеет децильные (стеновые) нормы, поэтому конкретный результат можно оценить с помощью следующей таблицы №1[1]. Приложение 1.
Таблица 1.
Уровень мотивации достижения |
|||
низкий |
средний |
высокий |
|
1 2 3 |
4 5 6 7 |
8 9 10 |
|
2-9 10 11 |
12 13 14 15 |
16 17 18-19 |
Сводные данные испытуемых представлены в таблице №2. «Показатели мотивации достижения».
Таблица №2
Уровень мотивации достижения |
|||
низкий |
средний |
высокий |
|
1 2 3 2-9 10 11 |
4 5 6 7 12 13 14 15 |
8 9 10 16 17 18-19 |
|
Мужчины 15-100% испытуемых |
3-20% |
5-34% |
7-46% |
Женщина 15-100% испытуемых |
6-40% |
5-34% |
4-26% |
46% испытуемых Мужчин и 26% испытуемых Женщин проявляют стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым. Высокий уровень потребности достижения стимулирует их профессиональную деятельность. Испытуемые ориентированные на достижение успеха предпочитают выбирать задачи средней сложности, или немного выше средней сложности их привлекает ситуации достижения. Они уверены в успешном исходе. Им свойственны поиск информации для суждения о своих успехах, готовность принять ответственность, большая настойчивость при стремлении к цели, они получают повышенное удовольствие от интересных задач, сверхсложные или простые задачи не вызывают у них энтузиазма. В ситуациях соревнования они не теряются. Характеризуются стремлением к разумному риску. У них средний или высокий реалистический (адекватный) уровень притязания. Они повышают свой уровень притязания после успеха, и понижают после неудач. Они показывают большое упорство при столкновении с препятствием. При этом Мужчин с высокой потребностью в достижении больше, чем женщин. Женщины этой группы являются руководителями. Тогда как мужчины просто служащие.
Низкий уровень потребности в достижении выражается у 20% Мужчин испытуемых и 40% женщин испытуемых. Эти испытуемые ориентированны на избегание неудач предпочитают браться либо за очень легкие задачи, либо за очень трудные так как выбор легких задач гарантирует ему успех, а выбор очень трудных задач не вызывает у него больших огорчений. Потому что неудача в этой ситуации не дает ему повода для стыда и чувства унижения. Среди этих 20% испытуемых Мужчин двое руководителей, а среди Женщин испытуемых руководителей нет.
В результате проведенной беседы было выявлено стремление сотрудников к одобрению со стороны руководства. Будучи руководителем отдела Женщины испытуемые с потребностью в достижении выразили желание получить одобрение от высшего руководства. Потребность в достижении успеха реализовалась у них посредствам положительного эмоционального состояния, тогда как у Мужчин испытуемых она наблюдалась в инструментальных действиях для успеха.
В группе испытуемых с низкими показателями потребности в достижении в группе Женщин испытуемых наблюдается наличие инструментальных действий для избегания неудачи и негативное эмоциональное состояние, тогда как у Мужчин испытуемых на фоне негативного эмоционального состояния выражено ожидание порицания.
В группе испытуемых с низкой мотивацией достижения желание самовольно уволится выше, чем в группе с выраженной потребностью в достижении. При этом об увольнении говорят больше Женщины испытуемые, тогда как Мужчины испытуемые увольняются по собственному желанию. Им присущ второй тип трудового поведения. Поведение внутренне желаемо, приносит определенное удовольствие. У руководителей это связано с возможностью проявить себя, продемонстрировать власть, получить наслаждение от этого ощущения. Подчиненные же освобождаются от необходимости думать, принимать самостоятельные решения, что также облегчает жизнь. в этих условиях самое активное руководство и самое добросовестное подчинение не принесут большого эффекта, ибо на первое место ставится задача достижения комфортного состояния.
Выявлена связь между уровнем потребности достижения и успехом профессиональной деятельности.
Эти испытуемые 46% мужчин и 26% женщин ищут ситуации достижения, уверены в успехе, ищут информацию для суждения о своих успехах, готовы принять на себя ответственность, решительны в неопределенных ситуациях, проявляют настойчивость в стремлении к цели, получают удовольствие от решения задач, не теряются в ситуациях соревнования, показывают упорство при столкновении с препятствиями. Женщинам руководителям присуще потребность в достижении. Им присущ третий тип трудового поведения. Руководство и подчинение представляют собой осознанную необходимость, в том числе вытекающую из чувства долга. В этом случае они имеют по-настоящему активный, творческий характер. Независимо от возраста они эффективны, результативны.
Выводы по главе 2.
- Изучение профессиональной мотивации лиц зрелого возраста позволяет определить перспективы развития организационной психологии в области изучения кадровых назначений.
- Испытуемые с потребностью в достижении имеют сформированный третий тип трудового поведения, а именно осознанное руководство и подчинение. Они имеют достижения в профессиональной деятельности, активны и инициативны, вне зависимости от возраста.
- Испытуемые с низкой потребностью достижения выражают второй тип трудового поведения характеризующий стремление к комфорту.
- Гендерные особенности выражаются лишь в одном показателе явно не существенном, а именно руководителей в группе испытуемых- женщин с высокими показателями достижения, больше, чем мужчин. В остальном различия не обнаружены.
- Исследование профессиональной мотивации лиц зрелого возраста необходимо проводить на большей выборки.