Файл: Разработка концепции проекта по созданию ИННОВАЦИИ).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 188
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы инноваций.
1.2. Организационные инновации.
1.3. Разновидности организационных навыков.
2. Коммуникация в инновационной организационной культуре организации.
2.1. Влияние организационной культуры на продуктовые инновации.
2.2. Внутренние коммуникации и инновационная организационная культура.
2.3. Значение коммуникации на стадиях инновационного процесса.
Введение
Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 года стала приоритетной всего несколько лет назад. Однако за этот короткий срок бюджет на инновационные разработки со стороны государства увеличился в разы. В основном, вливания делаются в стратегически важные отрасли, такие как вооружение и космос. Однако, переход от сырьевой экономики к инновационной подразумевает широкое внедрение технологических и продуктовых инноваций не только в сфере B2B, но и B2C. Это значит, что сфера потребительских товаров в России — одна из первых, на которые стоит обратить внимание отечественным исследователям в попытках разобраться, какие факторы влияют на внедрение продуктовых инноваций на отечественном рынке.
В рыночных условиях непрерывное внедрение инноваций является единственным способом поддержания высоких темпов развития организаций и их торговых марок[1]. Начиная примерно с 80-х годов XX века теоретики и практики видят в инновациях источник формирования жизнеспособных конкурентных преимуществ, которые, в конечном счете, приводят компанию к успеху на рынке. Инновационные компании, действительно, являются более гибкими и в большей степени способны адаптироваться к ситуации[2]. Это привело к росту заинтересованности со стороны теоретиков и практиков в поиске средств увеличения способности компании к внедрению инноваций[3] [4]. К факторам, способным влиять на внедрение инноваций, исследователи обычно относят: роль информационных технологий, стратегия компании, планирование организационного процесса, управление маркетинговой и клиентской сферой, а в последнее время — управление персоналом и организационную культуру. Поскольку культура влияет на поведение сотрудника, она способна заставить его смотреть на инновации как на основную ценность организации и почувствовать себя причастным к делу их внедрения[5]. Некоторые исследователи выдвигают теоретические объяснения связи между организационными инновациями в контексте организационной культуры компании и ее инновационными продуктами.[6] В некоторых работах встречается тезис о том, что если инновации являются для бизнеса источником конкурентного преимущества, то они должны быть подкреплены инновационной организационной культурой[7].
На наш взгляд, парадокс инновационной политики в России заключается в том, что отечественные коммерческие организации, ровно, как и государство, понимают под инновациями исключительно продуктовые нововведения, тогда как истинная инновационная экономика начинается с изменения мышления руководителей, систем организации и управления, способов ведения бизнеса. Именно поэтому, данное исследование продолжает дискурс о влиянии нетехнологических инноваций на технологические, в широком смысле, и углубляется в изучение взаимосвязи между организационными и продуктовыми инновациями применительно к российскому рынку, в узком смысле.
В настоящей работе под технологическими инновациями мы подразумеваем усовершенствование продукта, его методов производства и дистрибуции, а также дизайна упаковки. Причем степень, до которой усовершенствован продукт, может быть разная. В случая, если результатом деятельности компании становится продукт, который является новшеством на отечественном рынке, мы определяем его как радикальную продуктовую инновацию технологического типа. Если же существующий продукт был усовершенствован путем придания ему новых свойств, в этом случае мы говорим о поддерживающих продуктовых инновациях технологического типа. Под нетехнологическими инновациями мы подразумеваем инновации организационного характера, иными словами, нас интересует то, как строится коммуникация внутри компании между сотрудниками и топ-менеджментом и с внешней средой, а также какие существуют способы получения и распространения информации внутри организации. В зарубежной литературе обсуждаются несколько организационных факторов коммуникационного свойства внутри организации, наличие которых, по результатам предыдущих зарубежных исследований, положительным образом влияют на созданий продуктовых инноваций. В виду того, что нас интересует, прежде всего, коммуникационный аспект и его влияние на инновации, в настоящей работе мы сосредоточимся именно на организационных инновациях, тогда как в более широком понимании в нетехнологический тип инноваций входят еще инновации правового, социального и экологического характера.
Изучая теоретическую базу по вопросу влияния нетехнологических инноваций на технологические в настоящей работе, мы определяем возможность постановки проблемы для нашего исследования. Нас интересует проблема значимости факторов нетехнологического характера для внедрения продуктовых инноваций.
Объект: рынок инноваций в России.
Предмет: организационные инновации как фактор продуктовых инноваций.
Цель курсовой работы: проанализировать разработку концепции проекта по созданию инновации.
Задачи:
- Установить различия в понимании между технологическими и нетехнологическими инновациями.
- Обозначить точки зрения исследователей относительно понятия организационной инновации.
- Теоретически обосновать целесообразность связи организационной культуры и инновации.
- Определить место организационных навыков в организационной культуре компании и их значение для деятельности компании.
Методы исследования:
- Анализ и синтез;
- Метод критического пути;
- Метод декомпозиции работ;
- Метод календарного планирования;
- Метод сетевого моделирования.
При написании курсовой работы использовались научные работы, периодические издания, материалы свободного доступа сети Интернет.
Информационной базой данной работы послужили теоретические исследования в сфере проектного менеджмента, а именно, труды отечественных и зарубежных авторов, таких как: И.И. Мазур, В.В. Володин, А. А. Дульзон, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге, Димитриев А.Г., Димитриева З.М., Рыбаков М.Ю., Хабаров В.И. и специальная литература, норматив источники.
Структура курсовой работы сложилась в соответствии с поставленной целью и задачами. Курсовая работа включает в себя введение, две главы, в которых последовательно раскрывается тема исследования, заключения, списка использованной литературы и приложения.
1. Теоретические основы инноваций.
1.1. Разновидности инноваций.
Оксфордский словарь английского языка (OED) предлагает следующее значение слова «инновация»: “выведение нового продукта на рынок; продукт, недавно внедренный на рынок». Однако наибольшее распространение получила классификация И. Шумпетера (1934, 1939)[8] , который идентифицирует инновации как критическое измерение экономической трансформации и цитадель для фирм во все более и более конкурентной среде. Он выделяет следующие пять типов инноваций: новые продукты, новые производственные процессы, новые источники поставок, эксплуатация новых рынков и новых способов организации бизнеса[9]. Дракер (1985) дает более абстрактное определение инновациям: «искусство, которое обеспечивает ресурсы новой возможностью создать богатство»[10]. Кингстон (1977) демонстрирует особенно широкое представление об инновациях. Он не только разделяет изобретение (открытие новой идеи) от инновации, но также размещает обоих в спектр человеческой деятельности, которая варьируется от художника (чье видение обращено, главным образом, вовнутрь) до торговца (кто обеспокоен, прежде всего, операционализацией объектов в реальном мире, а не идей)[11].
Другой подход к определению инновации демонстрирует Роджерс (1983), здесь инновация — это социальный феномен, новизна которого не обязательно должна быть абсолютной. Инновация — это идея, практика, объект, который воспринимается как новый конкретным индивидом, организацией или обществом[12]. По мнению Вэст и Фарр (1990), инновация — это концепция новой идеи, преобразованное в изобретение, как таковое, и выверенная настолько, насколько это возможно, где концепция новой идеи есть креативность.[13] Иваневич (1994) и Као (1991) согласны с таким строгим определением креативности. Некоторые другие исследователи считают, что креативность – это техническая реализация идеи. В их понимании, инновация — это выбор подходящего организационного и экономического контекста, в котором разрабатывается изобретение [14] [15] [16] [17].
Сопоставляя исследования в этой области[18] [19] [20], мы выделяем продуктовую и процессную инновации. При этом, под продуктовой инновацией подразумевается изобретение и коммерциализация совершенно новых продуктов или услуг, в то время как процессные инновации приводят к уменьшению стоимости производства существующих продуктов[21] [22].
Существует множество определений продуктовой инновации. Наиболее часто при классификации инноваций встречаются термины «радикальная инновация» и «поддерживающая инновация»[23]. Однако эти термины имеют свои вариации. Например, Гатигнон а также Дин [24] рассматривают продуктовую инновацию с точки зрения технологии. Купер [25] и Говиндарян [26] определяют продуктовую инновацию, основываясь на мнении потребителя. Дин предполагает, что продуктовая инновация может быть оценена с точки зрения различных технологических характеристик продукта. Критерии оценивания: 1. Новизна, до которой продукт отличается от предшествующей технологии; 2. Уникальность, которая отличает технологию нового продукта от текущих продуктов, которые представлены на рынке. Андерсон и Тушман [27] определяют продуктовую инновацию только в контексте радикальной инновации. Авторы видят суть инновации в технологическом прорыве, который способствуют появлению принципиально новых форм продукта, их цены, функциональности, качественного преимущества по сравнению с предшествующими формами продукта.
С точки зрения потребителя Кристенсен определяет радикальную товарную инновацию, как новый продукт, который представляет собой другую ценность, чем тот продукт, который был создан на основе ранее доступных технологий[28] . П. Зимоу и С. Ратнешар определяют продуктовую инновацию, как создание нового набора преимуществ, доступных для потребителя, однако физическая форма продукта может не быть новой для рынка[29]. Р. Ольшавски и Р. Спрэнг однако, обращают внимание на то, что потребителю сложно сформировать критерии оценки или предсказать ожидания относительно инновационного продукта. Более того, потребители могут отрицать новые продукты, если они все еще удовлетворены существующими продуктами или инновационный продукт не оправдал их ожиданий[30]. Следовательно, очень важно предсказывать ожидания потребителей для того, чтобы дать продукту правильное позиционирование и выгодным образом выделить его среди конкурентов.
И продуктовая и процессная инновации могут быть, как сказано выше, «радикальными» и «поддерживающими». Поддерживающие инновации основываются на существующих устойчивых знаниях и связаны с незначительными улучшениями существующих продуктов или услуг ( например, новые производственные линии или функциональные продукты). Напротив, радикальные, также называемые «подрывными» инновациями, идут в ногу с фундаментальным техническим прогрессом и приводят к революционным продуктам и услугам (например, паровой двигатель, телеграф и Интернет)[31] [32]. Термины «поддерживающие» и «радикальные» инновации демонстрируют разную степень новизны продукта, услуги или процесса[33]. В этой связи, термин «инновационность» используется, чтобы характеризовать степень, до которой организационная культура компании способствует поддержанию и внедрению инноваций[34] [35].
Ф. Даманпур определяет инновации как принятие идеи, поведения, системы, политики, программы, устройства, процесса, продукта или обслуживания, которые являются новыми для организации[36]. По мнению Даманпура, инновации делятся на технологические и организационные. Филипс, например, выделяет технологические и нетехнологические инновации и включает новые маркетинговые стратегии, изменения управленческих методов и организационных структур в последнюю категорию[37]. Нам близка позиция Р. Филипса, ввиду чего, в настоящей работе мы будем подразделять все инновации на технологические и нетехнологические. К первой категории будут относиться все преобразования, связанные с самим продуктом или услугой (его технические и функциональные характеристики, способы производства), при этом, инновация не обязательно должна носить радикальный характер, а ко второй — организационные и маркетинговые инновации.