Файл: Разработка концепции проекта по созданию ИННОВАЦИИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 191

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Современное понимание инновации основано на представление о ней как о процессе, не обязательно основанном на науке, технологии или изобретении.

Новая идея, принесенная в коммерческую практику, не обязательно должна быть технологической, чтобы иметь экономическую и социальную стоимость. Инновации могут быть организационными или социальными по своей природе[38]. Новая философия инновационного процесса получила свое отражение в описании сравнительно новой технологии – латерального маркетинга. Основоположником данной технологии выступил Ф. Котлер, который подробно описал процесс создания новых революционных идей, основанных, прежде всего, но функциональной инновации, то есть на поиске новых способов применения продукта. По мнению Котлера, «зерно» инновации лежит в глубинном изучении неудовлетворенных потребностей потребителя. Так, в свое время, компания Ferrero обратила внимание на две базовые потребности ребенка — в игре и в шоколаде, после чего произошла революция в сфере потребительских товаров. Шоколадное яйцо Kinder Surprise с игрушкой внутри, детское лакомство, которое и по сей день является одним из самых популярных.

Обобщая все вышеперечисленные определения и подходы, мы сконструировали свое понимание инноваций. Инновация – внедрение и прибыльное использование новых для организации идей, воплощенных в продуктах, процессах, сервисах или в системах менеджмента, маркетинга, согласно которым функционирует организация.

Шансы выжить среди конкурентов и быть успешным для маленьких фирм все больше зависят от инноваций. Для поддержания и укрепления доли рынка компании, важность приобретают не только продуктовые инновации, но и процессные, как один из главных факторов снижения цены, а также социальные инновации для сохранения гибкости и устойчивости организации[39]. Говоря о внедрении инноваций, важно понимать, связывают ли их введение с размерами фирмы. Так, Д. Феликс провел исследование и пришел к следующим выводам[40]:

  • Инновации любого типа способствуют росту маленьких компаний. Однако, только процессные инновации стимулируют продуктивность. Для компаний средних размеров инновации не так сильно важны для успеха. Напротив, инновации часто становятся причиной низкой прибыли, и только инновации типа НИОКР способствуют увеличению прибыли в среднем бизнесе.
  • Молодые компании возрастом менее чем десять лет могут быть не менее инновационными по сравнению со зрелыми компаниями. Он связывает это с тем, что роль инноваций актуализируется на ранних этапах становления фирмы, в дальнейшем, она либо продолжает инновационную политику, либо отказывается от нее.
  • Креативность способствует внедрению продуктовой (и, вероятно, процессной) инновации, а также увеличивает продуктивность только в зрелых компаниях (старше 32 лет). Так, роль креативности для инноваций и успеха возрастает с течением жизненного цикла компании, возможно, как ответ неизбежной стагнации.
  • Инновации в области НИОКР зависят от гибкости компании и контроля. Причем, такая зависимость действует в маленьких компаниях.
  • Маркетинговым инновациям благоприятствует кооперация с другими фирмами и наличие внешнего финансирования. Доступ к внешней информации стимулирует инновации в области НИОКР.
  • Компании среднего размера показывают более высокий уровень инноваций всех типов, чем небольшие фирмы.

Исследователями неоднократно изучались факторы, которые напрямую влияют на внедрение инноваций в организации. Среди этих факторов часто встречались следующие: стоимость, сложность, влияние.

Фактор стоимости инноваций был глубоко изучен по причине того, что стоимость — это важный показатель эффективности внедрения инноваций и значительно простой для измерения[41] [42] [43]. Однако исследователи предполагают, что стоимость инноваций негативно влияют на ее внедрение: чем дешевле обходится инновация, тем вероятнее ее внедрение компанией[44] [45] [46] [47]. Сложность инновации определяется степенью трудности ее понимания, тестирования и использования [48] [49]. Инновации, наиболее сложные в воплощении, являются более оригинальными и сложными в тестировании, вероятность их внедрения минимальна в виду высокой степени неопределенности их успешности и вклада в эффективность организации[50] [51] [52]. Фактор влияния инноваций заключает в себе несколько аспектов таких как доходность, социальные преференции, укрепление статуса организации в индустрии и среди ее клиентов[53] [54] [55]. Фактор важности оказывает положительное воздействие на внедрение инноваций: чем сильнее фактор важности, тем большую возможность он имеет помочь организации достигнуть своих стратегических целей[56] [57].

Все перечисленные факторы оказывают прямое влияние на внедрение инноваций, однако мало кто изучал характер влияния нетехнологических факторов, которые оказывают косвенное влияние на внедрение продуктовых инноваций и представляют значительный интерес для данного исследования. Рассмотрению одного из нетехнологических факторов – организационной инновации — посвящен следующий параграф.

1.2. Организационные инновации.


В понимании инновация мы солидарны с Шумпетером, который не акцентировал внимание только на технологических инновациях. Наряду с Шумпетером, другие исследователи [58] [59] [60] видели инновацию как комплексный феномен, включающий технологические (новые продукты, новые методы производства) и нетехнологические аспекты (новые рынки, новые формы организации производства), так же как и продуктовые инновации (новые продукты или услуги) и процессные инновации (новые методы производства или организации производства). Основываясь на данных классификациях, Г. Армбрустер выделил четыре типа инноваций: 1) технологические продуктовые инновации, 2) нетехнологические сервисные инновации, 3) технологические процессные инновации, 4) нетехнологические процессные инновации, под которыми он понимал организационные инновации. Продолжается дискуссия о методологических подходах к организационным инновациям[61] [62] [63]. Организационные инновации охватывают изменения в структуре или процессах организации посредством реализации новых управленческих и рабочих концепций и практик, таких как командная работа над проектом, управление цепями поставок или система управления качеством, децентрализация планирования. Важность организационных инноваций для конкурентоспособности фирмы была подтверждена несколькими исследованиями, которые анализировали воздействие организационных инноваций на деятельность фирмы[64] [65] [66] [67]. Данные исследования привели к двум различным результатам. Во-первых, организационные инновации выступают в качестве предпосылки и помощника для внедрения технологических продуктовых и процессных инноваций, так как их успех зависит от степени готовности организационной структуры и организационных процессов к принятию и использованию новых технологий. Во-вторых, организационные инновации представляют непосредственный источник конкурентного преимущества, так как они сами оказывают значительное влияние на эффективность бизнеса относительно производительности, время выполнения заказа, качества и гибкости[68] [69].


Разноплановость литературы, посвященной организационным инновациям, не позволяет прийти к консенсусу в понимании данного определения[70]. В различных областях исследований разрабатывались подходы к пониманию комплексного феномена организационных инноваций. Однако все подходы понимают организационные инновации как предварительное условие для введения новых технологий, нового продукта или технически-инновационного процесса[71].

Согласно Г. Армбрустеру, организационные инновации можно разделить на структурные и процедурные[72]. Структурные организационные инновации связаны с изменением и улучшением обязанностей, ответственности, распределительных линий и информационных потоков, иерархических уровней, дивизионной структуры управления. Процедурные организационные инновации трансформируют привычные процессы производства, которые влияют на производственную скорость, гибкость и качество производства. В свою очередь, организационные инновации также могут быть дифференцированы как интра-организационные и интер-организационные. Интра-организационные инновации возникают внутри компании, в то время как интра-организационные включают новые организационные структуры или процедуры за пределами границ компании, например, кооперация с потребителем, или партнерами для совместного проведения исследований в сфере НИОКР, оптимизация процессов поставок с поставщиками и доставок клиентам. Интра-организационные инновации могут касаться отдельного департамента и его функционала, или могут затрагивать всю структуру компании наряду с ее общей стратегией. С. Блэк и Л. Линч подразумевают под организационной инновацией внедрение таких изменений как программы для обучения сотрудников, более гибкое распределение рабочей силы в компании, возможность работать автономно, расширение зоны ответственности сотрудников, системы вознаграждения, например, доля в прибыли или право покупать акции компании по фиксированной цене[73].

В данном исследовании мы будем частично отталкиваться от классификации организационных инноваций, разработанной М. Кэролайном и Т. Т. У. Нгуиеном[74]:

1) управление (взаимодействие между уровнями управления и подчиненными, управление элементами интеллектуального капитала и т.п.);

2) производство (изменения в организации труда: централизированное управление качеством, изменение структуры бизнеса);


3) внешние коммуникации (аутсорсинг, организация сети, отношения с клиентами).

Другой, важный для данного исследования, параметр организационной инновации — это slack time. Было отмечено, что менеджеры должны поддерживать деловую креативность в своих организациях с тем, чтобы не прекращалась генерация новых идей[75]. Для того, чтобы работа над проектом была успешной и творческой, подчиненные нуждаются в определенной автономии в их ежедневном рабочем процессе. Slack time – один из эффективных инструментов по стимулированию творческой составляющей работников. Он увеличивает индивидуальную мотивацию, сокращает количество ситуаций, в которых подчиненные хотят покинуть компанию и организовать свой бизнес[76]. Компании даже могут выделять время обдумывания и презентации творческих проектов сотрудников[77]. Работники компании Google — всемирно известная поисковая система в Интернете— например, имеют двадцать процентов от рабочего времени в своем личном распоряжении, которое они могут провести в тех проектах, в которых им было бы интересно поработать[78]. Slack time предоставляет работникам специальное помещение для того, чтобы подумать, провести эксперимент, обсудить идеи и, в целом, быть творческим[79]. Slack time помогает наладить баланс между эффективным ежедневным управлением бизнесом, которое требует формальных правил и процедур, и возможностью быть инновационными, которая требует, как минимум, свободной и открытой коммуникационной системы.

Таким образом, организационные инновации — это внедрение нового организационного метода в практику деловых отношений в компании, организации рабочего места, коммуникации внутри компании или внешних связей[80].

1.3. Разновидности организационных навыков.

Теоретики и практики подтверждают значение продуктовых инноваций для улучшения маркетинговых и финансовых показателей компании, а также для поддержания бизнеса [81] [82] [83]. Продуктовая инновация – это один из факторов, который помогает организации справляться с некоторыми видами давления со стороны конкурентов, такими как: сокращенный жизненный цикл продукта, неуверенность при планировании потребительского спроса в будущем и технологическая турбулентность[84].