Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в разных странах).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Противодействие монополизации экономики выражается в виде запретов на ведение производственно-коммерческой деятельности, в разукрупнении предприятий, их реорганизации, разделении, вплоть до ликвидации субъектов хозяйственной деятельности. Невзирая на отличия антимонопольных законодательств разных государств, они обладают общими характерными чертами и целями, к которым относятся: поощрение конкуренции; контроль над компаниями, доминирующими на рынке, и над процессом их слияний и поглощений; защита интересов потребителей; содействие развитию малого и среднего бизнеса.

Незаконными являются действия субъектов, цель которых состоит в территориальном разделе рынков, бойкоте конкурентов, прикрепление покупателя к определённым источникам снабжения, установление согласованных цен и скидок, на согласование квот производства для манипулирования обменом и характером предложения, а также на назначение единых директоров конкурирующих фирм.

В государствах Восточной Европы проблема антимонопольного регулирования появилась относительно недавно. В постсоветских же странах антимонопольная политика изначально была направлена на преодоление «командно-административного монополизма», то есть на изменение типа экономических систем.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОСОБЕННОСТИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РАЗНЫХ СТРАНАХ

2.1Система антимонопольного регулирования в разных странах

В странах с развитыми рыночными системами государство взяло на себя ответственность за судьбу рынка и создание условий для его эффективного функционирования, встав на защиту рыночной конкуренции, найдя действенные средства антимонопольной профилактики.

Во всех промышленно развитых странах в настоящее время осуществляется правовое регулирование процесса концентрации капитала и конкуренции в целях смягчения экономических и социальных последствий монополистической практики.

Разработка и принятие антимонопольного законодательства — одно из самых важных средств такого государственного регулирования экономики. В современный период главная особенность этого законодательства состоит в том, что оно направлено на защиту так называемой олигополии как рыночного механизма.


  В развитых странах антимонопольное регулирование стало регулярной функцией государства с конца 19 века и базируется на сложившейся системе рыночных отношений, антитрестовском законодательстве (США, Канада, Япония), либо на законодательстве по борьбе с ограничительной хозяйственной практикой (скандинавские страны), либо на нормах, закреплённых крупными международными соглашениями.

Исторически сложилось две системы антимонопольного регулирования: американская и западноевропейская. Критерием их различий выступает отношение к монополии. Первая - объявляет все монополии противоправными. Вторая - запрещает не саму монополию, а злоупотребления монопольной властью. Правительства учитывают плюсы и минусы больших компаний в осуществлении антимонопольной политики, препятствуя проявлению антиконкурентного поведения, но не сдерживая эффективное крупномасштабное производство.

Впервые антимонопольные законы были приняты в Канаде (1889 г.) и в США (1890 г.). Сегодня американское антимонопольное законодательство считается одним из наиболее хорошо разработанных и прошедших достаточную проверку временем. В США основными законами, регулирующими монополистическую деятельность и монополизированные рынки, являются законы Шермана и Клейтона, закон о Федеральной Торговой Комиссии, поправка Селлера—Кефовера.

США являются одной из первых стран, законодательно ограничивших монопольную практику. Однако при этом в США имеет место прецедентная правовая система, в связи с чем, антимонопольное регулирование основано на ряде законов, принимаемых в процессе развития монополистических видов деятельности, с одной стороны, и системы государственного регулирования – с другой. Об эволюции антимонопольного регулирования можно судить по принятым законам и времени их появления.

В настоящее время в США главную работу по государственному контролю за монополистической деятельностью проводит антитрестовский отдел Министерства юстиции, который наделен полномочиями возбуждать судебные дела против лиц, которые нарушают антитрестовское законодательство. Кроме Министерства юстиции государственный контроль за соблюдением антитрестовского законодательства осуществляет Федеральная торговая комиссия. Основная же нагрузка в проведении этих мероприятий падает на федеральные суды и, в первую очередь, на Верховный суд США, который оценивает законность или недействительность тех или иных ограничительных условий в договорах или методах хозяйственной деятельности.


В реальной экономической жизни США антитрестовская политика феде­ральных органов власти определяется не только антитрестовским законода­тельством. Два основных государственных органа – Федеральная торговая комиссия и антитрестовский отдел Министерства юстиции – также обладают широкими полномочиями в этой сфере. Это делает регулирование достаточно гибким, однако приводит к долгим и дорогостоящим разбирательствам каждого случая.

Средства и методы воплощения антимонопольного законодательства в США с течением времени трансформируются, затрагивая такие вопросы, как фиксация цен, слияние фирм и предприятий ограничения в этой сфере, дискриминация цен.

Антитрестовское законодательство США не содержит детальных регулирующих требований, а состоит из нескольких сформулированных в общем виде положений, содержащих основные условия поддержания конкуренции, т.е. определён перечень запретов на определённые действия, которые, по мнению государства, снижают конкуренцию.

Таблица 1

Нормативные акты, действующие в США на сегодняшний день[2]

Нормативный акт

Год принятия

Что запрещал

1) Закон Шермана

1890 г.

Любое соглашение, объединение в форме треста или иным образом или тайный сговор с целью ограничения конкуренции (производства) является незаконным; Любое лицо, уличённое в этом, считается виновным в совершении преступления.

2) Акт Клеймана

1914 г.

Запрет ценовой дискриминации; Запрет на проведение исключительных или привязывающих соглашений, посредством которых производитель продавал бы продукт при условии, что покупатель приобретает другие продукты у этого же продавца, а не у его конкурентов; Запрет на образование взаимопереплетающихся директоратов.

3) Закон о Федеральной торговой комиссии (ФТК)

1914 г.

Предусматривал создание регулирующего органа и возлагал на ФТК ответственность за проведение в жизнь антитрестовского законодательства. По закону ФТК дано право собирать, хранить и периодически проверять информацию о предпринимательской активности любой корпорации, занимающейся торговлей.

4) Закон Веллера-Ли

1938 г.

Ввёл запрет на поступки или действия в торговле, вводящие в заблуждение потребителя и возложил на ФТК контроль и ответственность по защите прав потребителей.


В европейских странах антимонопольное законодательство было принято значительно позже, чем в США. Некоторые страны ввели его у себя после второй мировой войны.

В отличие от американского антимонопольного законодательства, ставящего своей целью, как правило, следование букве закона, для европейских стран решающим в антимонопольной политике государства является принцип "здравого смысла". Главной целью антимонопольной политики большинства стран Европы является улучшение качества продукции за счет широкого развития конкуренции. В Англии основными органами, осуществляющими антимонопольную политику, являются Управление по соблюдению правил торговли и Комиссия по монополиям и слияниям. Их функции — осуществление общего надзора. В поле их зрения могут попадать компании, контролирующие более 25 % рынка. Так как основной целью антимонопольной политики в Англии является стимулиро­вание конкуренции, то прямые административные методы (типа запрещения процессов слияния) применяются в ограниченных масштабах.

Великобритания, в которой сложились две системы контроля за монополиями. В первой из них, основанной на законах о добросовестной торговле и о конкуренции, ключевую роль играют Ведомство по добросовестной торговле, Комиссия по монополиям, государственный секретарь торговли и промышленности. Вторая система контроля, предусмотренная законодательством об ограничительной торговой практике, ключевую роль отводит Суду по ограничительной практике.

Основная задача Комиссии по монополиями слияниям заключается в проведении расследования и составления докладов по поводу наличия (или возможности возникновения) монопольной ситуации либо осуществления слияния предприятий. В случае если Комиссия по монополиям придет к заключению о нарушении публичных интересов, государственный секретарь имеет широкие полномочия по применению различных мер воздействия на правонарушителя: вынесение постановлений о прекращении действия договора, о запретах в поставке товаров, связывающих сделок, дискриминации, о запрете или ограничении слияний, о разделении предприятий путем продажи каких-либо их частей или каким-то иным способом.


Во Франции антимонопольное законодательство действует с 1953г. Однако активные действия против монополий начали осуществляться с 70-х гг. До этого считалось, что жесткая антимонопольная политика может повредить недостаточно мощной отечественной промышленности.

В вопросе контроля процессов слияния более жесткую позицию антимонопольное законодательство занимает в отношении горизонтальных слияний. Если при вертикальном слиянии максимальная квота компании на рынке устанавливается в пределах до 40 %, то при горизонтальном слиянии не допускается объединение компаний при превышении квоты более 25 %.

Принятие окончательных решений по ограничению монополисти­ческой деятельности французское законодательство осуществляет путем административных процедур, а не через суд. В настоящее время во Франции имеется около 3 тыс. государственных контролеров по ценам. Их основная задача контроль за государственной дисциплиной цен. Контроль за монополистической деятельностью возложен на Совет по вопросам конкуренции, Министерство экономики и суды общей юрисдикции.

В ФРГ государственным регулированием рыночных отношений, которое ведет к смягчению отрицательных последствий чрезмерной монополизации, занимаются так называемые органы по делам картелей. К этим органам относятся Федеральное ведомство по делам картелей, Федеральный министр экономики высшие органы земель. К ним примыкает Комиссия по монополиям, созданная для предоставления заключений о концентрации предприятий в ФРГ. Как указывалось выше, антимонопольное законодательство ФРГ занимает промежуточное положение между двумя системами антимонопольного законодательства. Значительным импульсом в развитии антимонопольного законодательства в ФРГ стало утверждение там свободной рыночной экономики в послевоенное время. В 1949 г. были разработаны два законопроекта: об обеспечении конкуренции путем повышения эффективности и о ведомстве по монополиям. Работа в этом направлении была продолжена и завершилась принятием в 1957 г. Закона против ограничений конкуренции, который в обиходе получил сокращенное название Картельного закона, что не совсем точно отражает его содержание, поскольку он призван регламентировать ограничения конкуренции не только в форме картелей. В настоящее время Закон действует в редакции 1989 года. Вступив в силу 1 января 1990 г., он так теперь и датируется. Следует отметить, что Картельный закон ФРГ покоится на двух принципах: принципе запрещения и принципе контроля и регулирования монополистической деятельности. Как и в США, он запрещает определенную категорию соглашений, например картельные договоры и картельные постановления. Однако эти запреты сопровождаются многочисленными исключениями, которые в значительной степени нейтрализуют принцип запрещения монопольной практики. Так, если Закон Шермана объявляет незаконным заключение любого договора, ограничивающего торговлю, то Картельный закон ФРГ признает недействительным исполнение картельных договоров или постановлений. Кроме того, в отличие от горизонтальных конкурентных ограничений, вертикальные ограничения формально не запрещаются. Они подлежат административному контролю с целью предупреждения антиконкурентной практики.