Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в разных странах).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1. Понятие монополии и ее эволюция
1.2. Виды, признаки, положительные и отрицательные стороны монополии
1.3. Сущность антимонопольного регулирования и его направления
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОСОБЕННОСТИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РАЗНЫХ СТРАНАХ
2.1Система антимонопольного регулирования в разных странах
2.2 Опыт регулирования в России
2.3 Федеральная антимонопольная служба России
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день антимонопольное регулирование выступает одним из основополагающих элементов экономической политики государств, обладающих развитой рыночной экономикой. Исследование монопольных рынков как никогда актуально для принятия экономических решений в различных сферах деятельности. Система государственного регулирования экономических процессов, сложившаяся во всех индустриально развитых государствах, как неотъемлемый компонент, подразумевает создание благоприятных условий развития конкурирующей среды на рынке товаров и услуг. Антимoнопольное регулирование представляет собой целенаправленную деятельность государства, которая реализуется им на основании и в рамках, допускаемых действующим законодательством, регулирующим установление и применения правил ведения экономической деятельности на товарных рынках, для защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений. Развитие антимонoпольного регулирования достаточно актуально для развития экономик всех государств, включая Россию, где степень монополизации рынка значительно выше, нежели в странах с исторически сложившимся рыночным хозяйством. Oтечественная экономика от советской экономики переняла высокий уровень концентрации производства во многих отраслях хозяйственной деятельности. Также большой рыночной властью в нашей стране обладают естественные монополии, реализующие свою деятельность в базовых сферах экономики - электроэнергетике и транспорте. Антимoнoпольное регулировaние в сочетaнии с поддержкой отечественного предпринимательства и организацией защиты прaв потребителей выступaют одним из ключевых условий успешного социально-экономического развития Российской Федерaции.
Целью данной работы является изучение антимонопольного регулирования, а именно возникновение монополии, ее виды, особенности современной монополизации экономики, а также государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой.
Объект исследования – монополия в странах с развитой системой экономики.
Предмет исследования – антимонопольное регулирование в разных странах.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- рaскрыть понятие монополии;
- рассмотреть эволюцию монополии;
- рaссмотреть виды, признаки, положительные и отрицательные стороны монополии;
- рaскрыть сущность антимонопольного регулирования и его направления;
- проанализировать опыт антимонопольного регулирования;
- осуществить анализ антимонопольного регулирования в Российской Федерации;
В первой главе будет раскрываться понятие монополии и рассматриваться ее эволюция. Тaкже будут рассмотрены виды, признаки, положительные и отрицательные стороны монополии. Вместе с тем, будет раскрыта сущность антимонопольного регулирования и рассмотрены его направления. Во второй главе будет проведен анализ регулирования и опыта, полученного в зарубежных странах. Такжe будет проведен анализ антимонопольного регулирования в Российской Федерации.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1. Понятие монополии и ее эволюция
Понятие «монополия» в переводе с греческого «monos polein» –означает «единственный продавец». Монополия представляться рыночной структурой, в которой одна фирма выступает поставщиком товара, который не обладает близкими аналогами на рынке. Сам рынок, на котором доминирует монополия, пребывает в резком контрасте с рынком свободным, где много конкурирующих продавцов и покупателей предлагают стандартизированный товар с целью его продажи. У покупателей, которые хотят приобрести товар монопольной фирмы, есть лишь один источник предложения, а у продукта датой фирмы отсутствуют близкие заменители. В условиях чистой монополии отсутствуют продавцы-конкуренты, соперничающие с ней на рынке, в связи с чем, фирма-монополист обладает возможность оказывать достаточно сильное влияние на процесс ценообразования.
Монополия представляет собой рынок, где количество продавцов настолько незначительно, что каждый из них обладает возможностью повлиять на общий объем предложения и цену продукции.
Монополия, по сути, является крупным хозяйственным объединением (синдикаты, картели, тресты, концерны и так далее), который находится в частной собственности (индивидуальной, групповой либо акционерной) и осуществляет контроль над рынками, отраслями и экономикой на основе высокой степени сосредоточения производства и капитала для установления монопольных цен и получения монопольных прибылей.
Чистая монополия представляет собой фирму, выступающую единственным производителем определенного блага, не обладающего близкими заменителями либо аналогами, и огражденная от прямой конкуренции входным барьером в отрасль.
Все приведенные определения можно свести к более сжатому, однако более целостному и отражающему самую сущность монополии, определению:
Монополия (от моно – один и греч. poleo – продажа)- исключительное право в определенной сфере, принадлежащее государству, организации либо фирме.
Монополии возникли практически параллельно с возникновением обмена и рынка. Люди издано осознали, каким образом можно увеличить стоимость продукта: устранив прямых конкурентов и ограничив его предложение. При этом, невзирая на отличие конкретных ситуаций, в разные периоды создание монополии осуществлялось по схожим общим правилам. Так, в 347 году до нашей эры, в труде Аристотеля «Политике» впервые упоминается такое явление, как «монополия». Аристотель полагал, что создание монополии представляется умелой хозяйственной политикой, которой способен воспользоваться разумный гражданин либо правитель. В качестве примера ученый рассказывал о том, как "в Сицилии некто скупил на отданные ему в рост деньги все железо из железоделательных мастерских, после чего, когда прибыли торговцы, начал продавать железо как монополист, с небольшой надбавкой к его обычной стоимости. И все-таки на пятьдесят талантов он заработал сто". Очевидно, схожие ситуации не были чем-то уникальным либо исключительным для античного мира.
Иным довольно распространенным случаем возникновения монополий представлялась выдача монархами разного рода привилегий, которые давали их получателям исключительное право на производство либо торговлю каким либо товаром. Указанные привилегии являлись предметом желания практически каждого производителя либо купца, желающих таким образом избежать конкуренции со стороны соотечественников либо иностранцев.
И так, в конце XIX века рынок практически впервые за всю свою долгую историю развития столкнулся с серьезными проблемами, которые были сопряжены с возникновением монополий. Тогда появилась реальная угроза функционированию конкуренции — этого неотъемлемого атрибута рыночных отношений, о котором Адам Смит писал, как о «невидимой руке», регулирующие их. На пути конкуренции появились серьезные препятствия в виде монополистических образований. Смит полагал, что монополия на внутреннем рынке приносит наибольшую выгоду мануфактуристам и купцам, однако разрушает конкуренцию, поскольку дает возможность получать больше не в результате производительного труда, а посредством привилегированного положения на рынке. Также он считал, что «цена монополии во всех случаях выступает самой высокой из тех, которые можно выжать из потребителей либо которые, как предполагается, они согласятся заплатить». Это была эпоха расцвета монополизма. На усиление монополизации экономики первыми свое внимание обратили представители немецкой исторической школы, что вовсе не случайно, так как именно они в своих исследованиях акцентировали внимание на описание отдельных экономических процессов, а также сбор фактического материала. Данную стадию развития капитализма теоретики назвали империализмом. .
Монополии возникли и в нашей стране, однако их развитие было весьма специфично. Первые монополии создались в 80-х годах XIX века (Союз рельсовых фабрикантов и др.). Своеобразие развития состояло в прямом вмешательстве органов государственной власти в создание и деятельность монополий в отраслях, которые обеспечивали потребности государственного хозяйства либо обладавшие особым значением в его системе (металлургия, транспорт, нефтяная и сахарная промышленность). Сказанное обусловило раннее возникновение государственно-монополистических тенденций. В 80-90 годах действовало не менее 50 разных союзов и соглашений в промышленной отрасли и в сфере водного транспорта. Монополистическая концентрация происходила и в банковском секторе.
К. Маркс отмечал что: “В практической жизни мы находим не только конкуренцию, монополию и их антагонизм, однако и их синтез, являющийся не формулой, а движением. Монополия создает конкуренцию, а конкуренция создает монополию. Синтез состоит в том, что монополия способна удержаться благодаря тому, что она систематически вступает в конкурентную борьбу”.
1.2. Виды, признаки, положительные и отрицательные стороны монополии
Имеет место большое число определений понятия монополии, поскольу данное понятие весьма многоаспектно. Причём данный термин представляется столь важным, что в экономической теории существует даже такое понятие, как теория монополии, в рамках которой монополия рассматривается через призму трёх аспектов: как рыночная структура; с позиции рыночного поведения; с позиции рыночных итогов.
Монополия – это ситуация, когда в отрасли преобладает лишь одна фирма и где границы отрасли и данной фирмы совпадают. Раскрывая же определение монополии с позиции рыночного поведения, теория монополии исследует применение субъектом базовых инструментов (таких, как цена, реклама и проч.). При монополии субъект работает с данными инструментами, не принимая во внимание конкуренцию, а следовательно, и интересы конкурентов. Наибольшее внимания уделяя рыночным результатам, теория монополии говорит о том, что при монополии данные результаты сопряжены со следующими факторами: монопольно высокими ценами; ограниченной готовностью монополии к инновациям.
Различают три типа монополии: закрытая, естественная и открытая.
Закрытая монополия представляет собой такую монополию, которая защищённая от конкуренции правовыми ограничениями, патентами, институтом авторских прав и т. д.
Естественная монополия появляется в отрасли, где долгосрочные средние издержки достигают своего минимума лишь тогда, когда одна фирма обслуживает определенный рынок целиком. В данной отрасли минимальный эффективный масштаб производства приближается к количеству или даже превосходит то, на которое рынок выказывает спрос по любой цене, которая достаточна для покрытия производственных издержек.
Открытая монополия представляет собой монополию, при которой одна фирма является исключительным поставщиком продукции, однако не обладает специальной правовой защитой от конкуренции. По факту все монополии способны считаться открытыми, поскольку правовые барьеры, направленные на защиту закрытых монополий от конкуренции, могут быть отменены судом, а преимущества в естественных монополиях могут быть ликвидированы изменениями в технологии. Кроме того, все монополии подвержены влиянию конкуренции со стороны производителей товаров-субститутов.
Немаловажным, по мнению автора, представляется определение простой монополии, то есть монополии, в каждый конкретный период времени продаёт собственный продукт по одной и той же цене своим потребителям.
Объективным базисом монополизма выступает главенствующее положение субъекта хозяйственной деятельности на рынке, что дает ему возможность влиять на конкурентов, завышать стоимость товара и уменьшать объем производства в сравнении с теоретически возможным уровнем, осложнять доступ на рынок иным субъектам данной деятельности. . Монополия выступает крайней формой несовершенной конкуренции.
Тип монополии непосредственно зависит от структуры рынка и формы конкуренции. Различают разные типы монополий, классифицировать которые возможно на три базовых: естественная, административная и экономическая.
Естественная монополия появляется посредством объективных причин, отражая ситуацию, когда спрос на какой-либо товар в лучшей степени удовлетворяется одной либо несколькими фирмами. В основе данной монополии лежат особенности производственных технологий и обслуживания потребителей. При данной монополии конкуренция невозможна либо же нежелательна.
Административная монополия появляется в качестве результата действий органов государства. С одной стороны, данное предоставление определенным фирмам исключительного права на занятие деятельностью определенного рода. С другой стороны, это организационные структуры государственных предприятий, когда они объединяются и непосредственно подчиняются различным органам государственной власти.