Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в разных странах).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 153
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1. Понятие монополии и ее эволюция
1.2. Виды, признаки, положительные и отрицательные стороны монополии
1.3. Сущность антимонопольного регулирования и его направления
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОСОБЕННОСТИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РАЗНЫХ СТРАНАХ
2.1Система антимонопольного регулирования в разных странах
2.2 Опыт регулирования в России
2.3 Федеральная антимонопольная служба России
Наиболее распространенной является экономическая монополия, возникновение которой обусловлено экономическими факторами. Данная монополия развивается на базе закономерностей хозяйственного развития. Речь здесь идет о предпринимателях, сумевших завоевать монопольное положение на рынке.
Любая монополия, как таковая, способна существовать только при наличии несовершенной конкуренции. Монопольный рынок подразумевает, что определенный продукт производится исключительно одной фирмой, которая обладает высоким контролем над стоимостью продукцииРынок монополистической конкуренции с дифференциацией продукта подразумевает, что потребитель отдает свое предпочтение товару определенного типа: его привлекает именно конкретный сорт, качество, торговая марка, уровень сервиса.Рассмотрим положительные и отрицательные черты монополий[1].
К положительным чертам относя:
1) Эффективность производства, когда отношение государства и социума к разнообразным проявлениям несовершенной конкуренции всегда двойственно, что обусловлено противоречивой ролью монополий в экономике государства. С одной стороны, монополии способны ограничить выпуск продукции и установить ее более высокую стоимость в силу собственного монопольного положения на рынке, что влечет за собой нерациональное распределение ресурсов и обусловливает неравенство доходов.
2) Продукция монополистических предприятий и фирм отличается высоким уровнем качества, что и дает им возможность завоевать главенствующее положение на рынке. Монополизация оказывает влияние на усиление эффективности производства: лишь крупная компания на защищенном рынке располагает достаточными ресурсами для успешного осуществления научных разработок и исследований.
3) Значительные масштабы производства дают возможность уменьшать расходы и в целом экономить ресурс. Только использование крупными предприятиями результатов научных изысканий дало возможность перейти к топливосберегающим технологиям и уменьшить издержки.
4) Влияние на конкуренцию. Может показаться, что монополия и конкуренция в принципе несовместимы, поскольку монополия способна ликвидировать свободную конкуренцию, а конкуренция расшатывает чье-либо господство на рынке.
5) Снижение цен. Высокая стоимость товаров, по которой в монопольной сфере реализуется основной объем выпущенной продукции, позволяет и немонополизированным компаниям реализовать собственные изделия по столь выгодным ценам. Теперь рассмотрим негативные аспекты монополизации экономики:
1) Влияние на рыночные отношения. Без ликвидации монополии в области производства и обращения ни о каком рынке не может быть и речи, поскольку рынок и монополизм — понятия исключающие друг друга. При чистой монополии все проводимые рыночные мероприятия гипертрофируются, а в некоторых случая приносят результаты, абсолютно противоположные планируемым.
2) Монополизация усложняет структурную перестройку, так как отсутствует мотивация к труду, расширению, накоплению, обновлению, к технической модернизации производства, что, в конечном счете, влечет физическое и моральное устаревание основных фондов. Монополия тормозит научный и технический прогресс, обуславливает начало застоя во всех сферах жизнедеятельности социума, к полной беззащитности конечного потребителя.
3) Монополии овладевают законами спроса и предложения, а также устанавливают два типа монопольных цен. При помощи монополий образуется механизм обогащения монополиста за счет остальной части социума.
4) Монополия также стремится быть единственным потребителем определенного продукта. Монополии искусственно ограничивают свои закупки, добиваясь того, чтобы предложение товаров со стороны продавцов превышало спрос со стороны монополий, что дает возможность установить монопольно низкую цену, предел которой не достигает общественно – необходимых производственных и трудовых затрат.
Монополия подразумевает ситуацию, когда в отрасли есть лишь один производитель, всецело контролирующий объем товарного предложения, что позволяет ему устанавливать стоимость, которая способна принести максимум прибыли. Степень применения монопольной власти в ценообразовании будет напрямую зависеть от наличия заменителей монопольного товара. Если товар уникален – потребитель должен будет платить назначенную цену либо отказаться от покупки. Количество продуктов, не обладающих близкими аналогами, ограничено. К чистой монополии можно отнести предоставление коммунальных услуг, кабельного телевидения, телефонную связь либо монополию книгоиздательства на реализацию учебников и т.д.
Исходя из сказанного, монополия и монополистические отношения, обладающие двойственной природой, а также, как позитивными так и негативными характеристиками. К отрицательным признакам следует отнести: неэффективность распределения ресурсов, что обусловлено возможностью ограничивать выпуск товаров и установлением их завышенной стоимости; торможение научно-технического развития, поскольку стимул для повышения эффективности из-за отсутствия конкурентов отсутствует; ограниченность конкуренции влечет за собой длительное перераспределение доходов в пользу монополистов. Положительные признаки монополии состоят в: низких долгосрочных средних издержках, лучшем качестве продукции, разнообразии ассортимента; преимуществе в применении достижений научно-технического прогресса, благодаря финансовым ресурсам и сильным стимулам для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок; сохранение и усиление конкурентоспособности на мировых рынках требуют сосредоточения финансовой и производственной мощи. То, как монополия реализует собственные положительные или отрицательные тенденции, во многом зависит от эффективности государственного антимонопольного регулирования и роли влияния общества.
1.3. Сущность антимонопольного регулирования и его направления
Ещё в прошлом столетии в большинстве развитых государств монополизм был квалифицирован в качестве экономического преступления против общества. В этой связи были приняты, и принимаются специальные законы, направленные на регулирование и предотвращение либо минимизации негативных явлений монополизации рынков. Пытаясь компенсировать несовершенства рынка, государство, прибегая к разнообразным инструментам и методам, избирает наиболее соответственные конкретной задаче. Важнейшая из данных задач состоит в ликвидации последствий, которые порождаются недостатками рынка.
Система государственного регулирования экономических процессов, сформировавшаяся во всех индустриальных государствах, как обязательный элемент, подразумевает создание благоприятных условий развития конкурирующей среды на рынке. Антимонопольное регулирование представляется важнейшей составляющей экономической политики во всех странах, обладающих развитой рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование является целенаправленной государственной деятельностью, реализуемой на основании и в рамках, допустимых положениями действующего законодательства, регулирующего правила ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения должной эффективности рыночных отношений.
Антимонопольное регулирование выступает целенаправленной деятельностью органов государственной власти, противодействуя неограниченной власти монополий, недобросовестному соперничеству, направленная на создание и поддержку добросовестной конкуренции.
Направления и основные цели антимонопольного регулирования в большинстве стран мира схожи и состоят в:
-обеспечении и сохранении добросовестной конкуренции;
-контроле над субъектами хозяйственной деятельности;
-контроле за процессами концентрации капитала;
-защите интересов потребителя;
-защите и поддержке малого и среднего бизнеса.
Мероприятия антимонопольного регулирования, зависимо от ситуации на рынке, могут быть чрезвычайными либо повседневными, запретительными либо ограничительными, а также поощрительными и иными. Фундаментом антимонопольного регулирования выступает законодательство, которое представляет собой одну из форм прямого вмешательства государства в рыночные отношения. Законодательство, зачастую, обладает территориальным характером, то есть охватывает национальный рынок, однако определенные законодательные акты могут иметь и экстерриториальный характер.
Главные направления антимонопольного регулирования определяются исходя из антимонопольной политики страны, которая направлена против ограничительной практики, подрывающей добросовестную конкуренцию. В развитых государствах антимонопольная политика реализуется по четырём направлениям: ограничение монополизации рынка, запрещение слияния конкурирующих фирм; запрет на установление монопольных цен; обеспечение, сохранение и поддержание конкуренции в её цивилизованных видах.
Антимонопольное регулирование, естественно, очень важный инструмент для государственной экономики. Грамотно спланированные и реализованные мероприятия, направленные на регулирование монополий способствуют развитию добросовестной конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики, как таковой. Антимонопольное регулирование, вместе с поддержкой отечественного предпринимательства и защитой прав потребителей выступают одним из главных условий успешного социально-экономического развития государства.
Обобщая сказанное, следует отметить, что свободная конкуренция создала условия для концентрации производства, повлекшую не появление, а господство рыночных монополий. Самыми распространёнными их видами выступают чистая, естественная, экономическая и административная.
Антиподами монополизма всегда выступали рынок и конкуренция, которые основываются на частной собственности на производственные средства и предпринимательскую деятельность. Из этого следует, что главными механизмами преодоления монополизма выступает: формирование нормально действующей экономики и конкурентной среды на рынках, развитие малого предпринимательства, а также разгосударствление собственности и приватизация предприятий. Одним словом, сюда принято относить все мероприятия, направленные на демонополизацию экономики.
Демонополизация экономики представляет собой процесс преодоления монополистической деятельности и содействие созданию рыночных отношений основанных на развитии предпринимательства и конкуренции.
Антимонопольное регулирование является комплексом экономических, административных и правовых мер, реализуемых государственной властью и направленных на обеспечение условий для рыночной конкуренции и не допущение тотальной монополизации рынка, угрожающей нормальной деятельности механизмов рынка. К антимонопольному регулированию относят регулирование уровня концентрации и монополизации производства, тактики и стратегии предприятий, внешнеэкономической деятельности, а также ценовое и налоговое регулирование.
Антимонопольная политика государства всегда отталкивается от антимонопольного законодательства.
Антимонопольное законодательство представляется сложной и разветвлённой сетью законодательных актов, судебных решений и юридических предписаний, а также комплекс нормативных актов в государствах с рыночной экономикой, которые направлены на поддержание конкуренции, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции, регулирование действий корпораций на рынке товаров и услуг, на рынке капиталов, отсеивая те из них, которые признаются недобросовестными, некачественными по отношению к правам потребителей и производителей, а также просто вредными для социума.
В комплекс государственных мероприятий, которые составляют антимонопольную политику, заложено определенное концептуальное представление, в соответствии с которым, максимальное благосостояние граждан достигается тогда, когда последние обладают возможность свободно обмениваться производимыми ими товарами и услугами на рынке. При этом считается, что если все сделки по такому обмену будут заключаться на уровне стоимости, установленной в процессе конкурентной борьбы между поставщиками товаров и услуг, то социум в целом получит больший объем материальных благ, нежели тогда, когда часть данных сделок будут заключаться по ценам, отклоняющимся от конкурентных в сторону, как завышения, так и занижения.
Конкурентный рынок, таким образом, выступает в качестве универсального регулятора общественного производства и его пропорций. При этом вопрос о том, что и в каком объеме производить, объективно решает сам потребитель, предъявляя на рынке спрос на определенные виды товаров и услуг.
Разработка антимонопольного законодательства, его принятие и реализация выступает одним из самых важных инструментов государственного регулирования экономической деятельности. Сегодня основная особенность данного законодательства заключается в том, что оно направлено на защиту так олигополии как рыночного механизма.
Есть две базовые формы противодействия монополиям:
-предупреждение возникновения монополий;
-ограничение применения монопольной власти.
С целью реализации антимонопольной политики государство формирует антимонопольные службы, главная задача которых заключается в контроле монополистических тенденций в стране. При этом следует отметить, что все решения антимонопольной службы подлежат проверке судебными органами.
Помимо реализации процесса демонополизации, антимонопольная служба призвана противостоять злоупотреблениям. Данное противостояние может быть эффективным исключительно при активном участии непосредственных потребителей. Каждая антимонопольная служба в своем штате должна иметь сотрудника для работы со СМИ, сообщающего о деятельности службы и комментирующего данную деятельность.