Файл: Профессионально-личностные деформации субъекта труда).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 465

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Феномен профессиональной деформации определяется как проникновение «Я-профессионального» в «Я-человеческое», это означает, что при профессиональной деформации воздействие профессиональных установок не ограничивается только профессиональной сферой. Так, можно отметить, что после выхода профессионала из сложившейся профессиональной ситуации не происходит его естественного восстановления, поэтому даже в личной жизни человек несет на себе «деформирующий отпечаток» оставленный профессией. Таким образом, профессиональная деформация - это вполне удачная метафора, на основе которой возможно выстроить модель, наглядно описывающую механизм деформирующего влияния оказываемого профессиональной деятельностью [1, с.26].

Описывая разнонаправленные онтогенетические изменения личности при профессиональном становлении, Э.Ф. Зеер отдельно подчеркивает: «Профессиональное развитие – это приобретения и потери, а значит, становление профессионала – не только его совершенствование, но и деструкция» [14, с. 200].

На основе психологических исследований констатируется, что исполнение какой-либо профессиональ­ной роли, в особом случае если она личностно значима для человека и выполняется им длительное время, оказывает большое влияние на структурные элементы его личности, к ним относятся: установки, ценностные ориентации, мо­тивы деятельности, отношение к другим людям [14. c.404].

Т.Р. Москвина считает, что проблема личностно-профессиональных деформаций педагогов дополнительного образования вписывается в контекст исследуемых вопросов гуманизации образования, осмысления развития личности воспитанника и педагога как единства противоречивых, сложных и нелинейных самопроцессов: самоопределения, саморазвития, самоактуализации [7, с. 33].

Стремясь объяснить причины формирования профессиональных деформаций личности, О.С. Ноженкина отмечает: «учитывая стрессогенный характер профессиональной деятельности педагога, можно говорить о том, что в ней потенциально заложена вероятность возникновения профессиональной деформации личности. Это нарушает целостность личности профессионала, снижает ее адаптивность, ухудшает межличностное взаимодействие, в условиях выполняемой деятельности, и отрицательно сказывается как на эффективности деятельности в целом, так и на психологической адекватности педагогических поступков» [37, c.2].

С.А. Дружилов констатирует, что появление профессиональных деформаций личности не может являться неизбежным последствием условий профессиональной деятельности. Это связано, скорее, с неконструктивностью профессионального стиля деятельности и ролевых установок. Так же он отмечет, то данное проявление во многом доступно коррекции. Воздействие факторов риска в деятельности профессионала само по себе неоднозначно и может приводить как к возникновению деформаций, так и к возрастанию потенциалов стойкости личности.


Э.Ф. Зеер утверждает, что у педагогов профессиональные деформации проявляются на четырех уровнях: [22, с. 54].

1. Общепрофессиональные деформации. Эти деформации типичны для работников конкретной профессии. Инвариантные особенности личности и ее поведения прослеживаются у значительной части работников со стажем, но уровень выраженности этой группы деформаций различен. Следует отметить, что ансамбль общепрофессиональных деформаций делает работников одной профессии узнаваемыми и похожими друг на друга.

2. Специальные профессиональные деформации. Возникают в процессе специализации в условиях профессии. Каждая специальность в отрасли профессии имеет свой состав профессиональных деформаций.

3. Профессионально-типологические деформации. Обусловлены проявлениями индивидуально-психологических особенностей личности (темперамента, характера, способностей) на психологическую структуру деятельности. В результате наложения индивидуально-психологических особенностей личности складываются профессионально и личностно обусловленные комплексы:

- деформации профессиональной направленности личности включают: искажение мотивации профессиональной деятельности («сдвиг мотива на цель»), перестройка ценностных ориентации личности профессионала, скептическое отношение к молодым специалистам и нововведениям в профессии, пессимизм;

- деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей включают: организаторские, коммуникативные, интеллектуальные (комплекс превосходства, завышенная самооценка, гипертрофированный уровень притязаний, психологическая герметизация, нарциссизм);

- деформации, обусловленные чертами характера: ролевая экспансия, властолюбие, «должностная интервенция», индифферентность, доминантность.

4. Индивидуализированные деформации. Обусловлены особенностями работников различных профессий. В процессе долголетнего исполнения профессиональной деятельности происходит психологическое сращивание личности работника и профессии, при этом, как профессионально важные качества, так и профессионально нежелательные, слишком развиваются, это приводит к возникновению акцентуаций. Акцентуациями могут быть суперчестность, сверхответственность, гиперактивность, профессиональный энтузиазм, трудовой фанатизм.

Среди всевозможных особенностей личности педагогов полнее всех изучена эмоциональность педагогов. Такое качество, как эмоциональность для педагога дополнительного образования является сильнейшим способом воздействия на воспитанников и взаимодействия с ними в условиях учебно-воспитательной работы. От эмоциональности зависит эффективность воздействия, она мобилизует воспитанников, направляет их к действиям, а так же стимулирует интеллектуальную активность воспитанников.


Значимым профессиональным качеством педагогов дополнительного образования отмечается эмоциональный интеллект, под этим понятием подразумевают комплекс способностей человека, его умений адекватно воспринимать эмоциональные проявления, и собственные и эмоциональные проявления других людей, трактовать их смысл и значение и действенно владеть этой информацией в соотношении с задачами субъекта общения и существующей ситуацией [27, c.158].

Усложнение понимания особенностей личности профессионала помимо разноплановости ее исследования, осложняется так же различиями в авторских позициях в отношении одного и того же личного показателя. Так, например, если проанализировать профессиональное мышление педагога дополнительного образования, то оказывается, что речь идет о психологическом мышлении (Л.П. Доблаев), иерархизированном процессе самостоятельного постановления и решения задач развития, обучения и воспитание воспитанников (М.В. Савгин), совокупности характеристик, значимых для эффективности и целенаправленности выполнения педагогической деятельности (М.М. Кашанов) разновидности социального интеллекта (Л.А. Лепихова, Э.А. Крандашова), прогностических способностях (С.М. Пилосян), диагностическом мышлении (А.Н. Ануфриев), творчестве (В.Н. Пушкин), нисходящей эмпатии (А.Э. Штейнмец). [9, с. 54].

Истинного профессионала, который достиг высот в труде по своей специальности, можно отличить по следующим признакам: постоянной готовности к труду, вечном недовольстве собой, стремлению к последующему саморазвитию, особой энергетической одержимостью в овладении мировыми вершинами, предельной сосредоточенности на работе. Профессионалов характеризуют повышенные требования и к себе и коллегам, критичность и отрицательное отношение к факторам, мешающим работе, добровольность в самоограничении в собственном образе жизни, в ограничениях удовлетворения существующих потребностей и интересов, в ограничении круга общения, безразличие к посторонним факторам, ощущение разрыва и несогласованности взглядов своих и окружающих, непонимание со стороны коллег -профессиональное одиночество. Незаменимый атрибут профессионала - глубинный подхода к предмету своего труда [9, с. 34].

Психологически совершенная структура профессиональной деятельности включает: во-первых, мотивационно-ориентировочное звено, когда человек ориентируется в новой обстановке, ставит перед собой цели и задачи, у него возникают мотивы; это этап готовности к деятельности; во-вторых, центральное, исполнительное звено, где человек осуществляет действия - то, ради чего начата деятельность; в-третьих, контрольно-оценочное звено, где человек мысленно обращается назад и устанавливает для себя, решил ли он с помощью имеющихся средств и способов задачи, которые он сам ставил.


Полноценное и эффективное выполнение педагогом своей деятельности предполагает наличие и действие всех ее компонентов, к которым относят: самостоятельную постановку педагогических целей и задач; владение широким спектром воздействий на учащихся; постоянный самоконтроль за ходом своей собственной деятельности. А.К. Маркова отмечает, что если один из перечисленных компонентов педагогической деятельности развит недостаточно, то представляется возможным говорить о деформировании педагогической деятельности: так, если педагог не ставит самостоятельно педагогических целей, а берет их готовыми из методических разработок, то он предстает как исполнитель, а не субъект педагогической деятельности, это снижает эффективность работы педагога.

А.К. Маркова отмечает, что в ходе изучения педагогом самого себя и воспитанников совершенствуется ряд профессионально важных психологических качеств педагога: педагогическая рефлексия, педагогическая наблюдательность, педагогическая находчивость, педагогический оптимизм, педагогическое предвидение [8, c.25].

Таким образом, профессиональная деформация представляет собой деструктивные изменения личности в процессе выполнения деятельности. Появление деформаций личности не является неизбежным последствием условий работы, а связано с неконструктивностью профессионального стиля и ролевых установок. Составляющими проявлений профессиональной деформации личности педагогов дополнительного образования являются: авторитарность, демонстративность, педагогический догматизм, доминантность, педагогическая индифферентность, консерватизм, педагогическая агрессия, ролевой экспансионизм, социальное лицемерие, поведенческий трансфер, догматизм. Следствием профессиональных деформаций являются психическая напряженность, конфликты, кризисы, снижение продуктивности профессиональной деятельности личности, неудовлетворенность жизнью и социальным окружением.

Глава 2. Исследование особенностей проявления профессионально-личностной деформации педагогов дополнительного образования


2.1. Характеристика и анализ эмпирического исследования

Цель проведенного исследования – выявление особенностей профессиональной деформации личности субъектов труда на примере педагогов дополнительного образования.

Гипотеза исследования - существуют отличительные особенности проявлений профессиональной деформации личности педагогов дополнительного образования, по сравнению с педагогами общеобразовательных учреждений.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи исследования:

  1. Подобрать диагностические методики исследования профессиональной деформации личности педагогов.
  2. Выявить особенности проявлений профессиональной деформации личности педагогов дополнительного образования.
  3. Предложить практические рекомендации, направленные на предупреждение и преодоление профессиональных деформаций личности педагога дополнительного образования.

Исследование проводилось на базе муниципального общеобразовательного учреждения Мартыновской средней общеобразовательной школе №1, муниципального общеобразовательного учреждения лицея «Политэк» г. Волгодонска, специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва № 3 «Нептун», центре дополнительного образования детей в сл. Большая Мартыновка. В исследовании участвовало 60 педагогов, 30 педагогов дополнительного образования и 30 педагогов общеобразовательных учреждений. Возраст испытуемых от 21 года до 62 лет, непрерывный стаж работы от 6 до 32 лет.

В соответствии с задачами исследования были подобраны следующие методики:

1. Опросник «Эмпатия» [22, с. 187]. Предлагаемая методика диагностики эмпатии представляет собой адаптированный вариант методики А.А. Меграбяна. Выбор опросника обусловлен тем, что он позволяет измерить уровень эмоционального отклика педагога как способности приобщиться к эмоциональным переживаниям другого человека, относиться к чужим проблем с сочувствием, готовности прийти в необходимый момент на помощь, способность создать в ситуации общения необходимый эмоциональный фон, соответствующий настроению собеседника и особенностям возникшей ситуации. Низкий уровень эмпатии свидетельствует о равнодушии и индифферентности.

Данный опросник позволяет измерить компоненты эмпатии: