Файл: Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности (Теоретические аспекты психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Характеристика системы профессионально-психологического отбора
1.2. Деятельность психолога по профессионально-психологическому отбору кандидатов
Глава 2. Организация и современное состояние профессионально-психологического отбора в УИС России
— нормативно-правовое обеспечение (соблюдение требований Трудового кодекса РФ, общероссийских классификаторов должностей и профессий, тарифно-квалификационных справочников, профессиональных стандартов и других законодательных актов, регламентирующих процесс ППО) [22];
— нацеленность диагностических методик на выявление ведущих и наиболее устойчивых компонентов ПВК в их функциональной взаимосвязи;
— адекватная и равнозначная оценка всех кандидатов по заранее утвержденным критериям[23];
— конфиденциальность (осуществление отбора и найма в соответствии
с Федеральным законом «О персональных данных», неразглашение сведений о кандидатах посторонним лицам и организациям).
Условиями эффективности и целесообразности ППО являются следующие:
1) объективная социально-экономическая необходимость организации ПОО;
2) круг вакансий по профессиям, в которых профессиональная пригодность работника имеет большое значение для обеспечения высокой эффективности труда (труд оператора, напряженная и стрессовая деятельность в особых условиях, работа вахтовым методом) [24];
3) апробированная система отбора, ориентированная на достижение стратегических целей организации («батарея» диагностических методик, обеспечивающих валидность, надежность, взаимодополняемость и взаимозаменяемость);
4) укомплектованность кадровых служб квалифицированными специалистами, имеющими подготовку в области ППО и практический опыт в организации и реализации процедур профессионального отбора.
Наиболее полно этапы ППО представлены в «Рабочей книге психолога организации»[25]:
— создание кадровой комиссии;
— формирование требований к рабочим местам;
— объявление о конкурсе в средствах массовой информации;
— собеседование в отделе кадров;
— оценка кандидатов на соответствие психологическим критериям;
— медицинское обследование здоровья и работоспособности кандидатов;
— комплексная оценка кандидатов по рейтингу и формирование окончательного списка;
— заключение кадровой комиссии по выбору кандидатуры на вакантную должность;
— утверждение в должности, заключение контракта;
— оформление и сдача в отдел кадров кадровых документов кандидата[26].
Реализация ППО возможна с помощью определенных методических
средств: тестов и опросников, аппаратурных методик, проективных методик, собеседования наблюдения профессиографирования[27]. Однако мероприятия ППО не должны превращаться в механический процесс тестирования кандидатов.
Методология ППО разрабатывается в рамках психологии труда. Научная основа эмпирической части системы ППО базируется на исследованиях дифференциальной психологии, психологии способностей, а именно:
— теории индивидуальных различий;
— социально-биологической сущности человека и соотношение его
врожденных и приобретенных качеств;
— свойств личности, формирующих профессиональные способности;
— свойств нервной системы и их проявлений в профессиональной деятельности;
— проблемы надежности и валидности тестов.
Комплекс диагностических методик системы ППО должен включать:
— набор обоснованных и экспериментально проверенных технических
средств;
— стандартизованную процедуру обследования;
— приемы обобщения, интерпретации исходной диагностической информации и составления прогнозов;
— показатели профессиональной эффективности и критерии оценки успешности деятельности;
— логические и математические аппараты верификации прогнозов[28].
Также следует отметить, что ППО — это весьма сложный и трудоемкий
комплекс мероприятий, на который влияют объективные и субъективные факторы[29]. В обобщенном виде факторы, определяющие эффективность ППО, представлены в табл. 2.
Таблица 2
Факторы эффективности профессионально-психологического отбора[30]
Содержание
№ |
Наименование |
|
1 |
Руководство |
уровень профессиональной подготовленности руководителя; характер отношения руководителя к использованию достижений психологической науки на практике |
2 |
Рынок труда |
конкуренция на рынке труда; престижность профессии; наличие конкурса на замещение вакантных должностей; характер кадровой политики организации |
3 |
Уровень подготовки специалистов-психологов |
качественная разработка эффективной системы ППО; экономия ресурсов при разработке системы и проведении ППО |
4 |
Профессия |
характер и сложность будущей профессиональной деятельности |
5 |
Степень психологической грамотности общества |
отношение общества, властных структур и должностных лиц к проблеме использования достижений психологии в практической деятельности; доверие к объективности информации, получаемой с помощью психологических тестов |
Поскольку система ППО представляет собой комплекс сложных и трудоемких мероприятий, ее эффективность зависит от разнообразных факторов, перечисленных выше[31]. Однако реальная практическая деятельность может выявить и другие причины. Поэтому специалисты, занимающиеся вопросами ППО, должны предупреждать те факторы, которые негативно отражаются на эффективности мероприятий системы ППО[32].
Необходимо отметить, что осуществлению мероприятий ППО предшествуют подготовительные операции, выполняемые в определенной последовательности (рис. 3).
Социально-экономическая оправданность, наличие обоснованной, апробированной, систематизированной практики и специалистов-психологов определяет практическую целесообразность ППО[33]. При создании системы ППО необходимо соблюдать правило научной и практической обоснованности организационно-методических рекомендаций по отбору. Это предполагает исследование таких вопросов, как актуальность отбора, его задачи и методы. Суть мероприятий ППО в большинстве случаев заключается в оценке развития индивидуально-психологических и личностных особенностей кандидатов, определяющих успешность их профессиональной деятельности, то есть их соответствия требованиям конкретной профессии[34].
Рисунок 3. Последовательность подготовительных операций ППО[35]
Разрабатывая систему ППО, нельзя не остановиться на морально-
нравственных и этических проблемах отбора, который учитывает интересы, как конкретной организации, так и общества в целом. Вместе с тем можно
говорить, что интересы человека также учтены, поскольку ППО обеспечивает возможность найти ту сферу деятельности, где он сможет реализовать себя с наибольшим успехом. Поэтому заключение о ППП или непригодности
должно быть взвешенным и ответственным.
При проведении процедуры ППО психологу необходимо соблюдать этические нормы и правила поведения, способствующие достижению наибольшей достоверности результатов обследования и достижения наивысшей результативности мероприятий ППО, а именно[36]: не допускать навешивания ярлыков, унижающих личное достоинство кандидата и снижающих авторитет самого психолога; действия психолога и принимаемые им решения должны быть аргументированными и понятными, как соискателю, так и руководству организации.
Морально-этические принципы работы психолога представлены в табл. 3.
Таблица 3
Содержание морально-этических принципов работы психолога[37]
Содержание
№ |
Наименование |
|
1 |
Уважение |
недопустимость дискриминации кандидата по полу, возрасту, социальному статусу, вероисповеданию; отказ от психологического вмешательства в решения кандидата; ненанесение ущерба кандидату |
2 |
Компетенция |
научность применяемых методов; взаимодействие с заказчиком о пределах своей компетенции; правило повышения профессиональной квалификации |
3 |
Конфиденциальность |
запрещение открытого обсуждения и передачи психологической информации; ограничение распространения информации личного характера |
4 |
Ответственность |
применение безопасных для кандидата методов исследования; предотвращение необоснованных ожиданий; невовлечение в профессионально неопределенную ситуацию |
5 |
Независимость |
пересмотр результатов психологического обследования только экспертной комиссией; максимальная объективность; независимость заключения от идеологических, |
Таким образом, представленная общая структура системы ППО может
иметь определенные специфические черты в зависимости от особенностей
деятельности организации, ее целей и характера решаемых задач, но принципы и подходы к осуществлению мероприятий ППО сохранятся.
1.2. Деятельность психолога по профессионально-психологическому отбору кандидатов
Основным направлением деятельности психолога по профессионально-психологическому отбору кадров является вероятностная оценка профессиональной пригодности кандидата, изучение возможности овладения им определенной специальностью, достижения требуемого уровня мастерства и эффективного выполнения профессиональных обязанностей[38].
В соответствии с рекомендациями М. Ю. Шейниса основными этапами профессионально-психологического отбора должны быть[39]:
1) создание кадровой комиссии;
2) формирование требований к рабочим местам;
3) объявление о конкурсе в средствах массовой информации;
4) собеседование в отделе кадров;
5) оценка кандидатов на соответствие психологическим критериям;
6) медицинское обследование здоровья и работоспособности кандидатов;
7) комплексная оценка кандидатов по рейтингу и формирование окончательного списка;
8) заключение кадровой комиссии по выбору кандидатуры на вакантную должность;
9) утверждение в должности, заключение контракта;
10) оформление и сдача в отдел кадров документов кандидата.
Для оценки кандидата по объективным критериям, предъявляемым его будущей профессиональной деятельностью, необходимо опираться на требования профессиональных стандартов, разработка которых ведется Министерством труда и социальной защиты с 2013 г. по всем профессиям рабочих, специалистов и служащих[40]. На примере профессионального стандарта «Специалист по управлению персоналом», введенного в действие 6 октября 2015 г., рассмотрим его структуру, которая включает следующие позиции[41]: общие сведения о виде профессиональной деятельности; описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт, – функциональная карта вида трудовой деятельности; характеристика обобщенных трудовых функций с указанием видов трудовых действий, необходимых умений и знаний; сведения об организациях-разработчиках профессионального стандарта.
Знакомство кандидата с профессиональным стандартом будущей профессиональной деятельности позволит ему на основе самооценки решить, в какой степени эта деятельность его устраивает и ему подходит. Данный этап позволяет в самой общей форме определить, стоит ли кандидату принимать участие в конкурсе на данную вакансию[42].
На этапе непосредственно конкурсного отбора изучаются биографические, профессиональные, психологические и медицинские данные всех кандидатов на замещение вакантной должности. Результат анализа данных оформляется в виде рейтинга кандидатов, в составлении которого участвуют сотрудники кадровой службы и психолог.
Затем две-три кандидатуры, наиболее подходящие из всех претендентов, представляют на рассмотрение руководителю предприятия. После чего документы утвержденных руководителем кандидатов передаются в отдел кадров для оформления приказа о приеме на работу, подписания контракта и других необходимых документов[43].