Файл: Переговоры, как форма организации коммерческой деятельности по работе с контрагентами (на примере ООО «БЕКО»).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 186
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность и организация деловых переговоров
1.1. Сущность деловых переговоров
1.3. Теоретическая основа исследования переговорных процессов
2. Анализ основных особенностей организации и проведения деловых переговоров
2.1. Национальные особенности деловых переговоров
2.2. Организационные моменты подготовки деловых переговоров
2.3. Основные приемы подготовки деловых переговоров
3. Особенности ведения деловых переговоров на примере ООО «БЕКО»
3.1. Краткая характеристика ООО «БЕКО»
3.2. Анализ организации и проведения деловых переговоров в ООО «БЕКО»
Японцы разнообразно демонстрируют внимание, выслушивая собеседников. Зачастую подобное поведение объясняется европейцами как выражение согласия с излагаемым мнением. На самом же деле он только побуждает собеседников к продолжению деловой беседы.
На деловых переговорах с японцами часто происходят недоразумения в результате того, что в японском языке слова «да» и «нет» несколько различаются от их использования в остальных языках. Японское «хай» («да») обозначает не столько согласие с мнением собеседников, сколько то, что данная информация воспринята адекватным образом, и доказывает о готовности выслушивать и понимать партнеров. То же причисляется и к выражениям отрицания. Японцы пытаются избежать непосредственных отказов на просьбы или предложения и отдают предпочтение иносказательным выражениям типа «это крайне сложно» или «это следует тщательно исследовать».
В японской практике общения огромным значением обладает применение визитных карточек. Они исполняют роль своеобразных удостоверений личности, в которых кроме имени, фамилии и занимаемой должности указывается самое основное для японцев - принадлежность к какой-либо компании или предприятию, что, в исходном счете, устанавливает его положение в обществе.
2.2. Организационные моменты подготовки деловых переговоров
Отталкиваясь от всего сказанного выше, в ходе ведения деловых переговоров можно выделить три основных стадии:
- подготовку к деловым переговорам;
- процесс ведения деловых переговоров;
- анализ итогов переговоров и исполнение достигнутых договоренностей.
При разработке общего решения в процессе ведения деловых переговоров почему-то подмечается необходимость нахождения единственного рационального решения. Это не всегда так, как и во всякой практической деятельности, на деловых переговорах не может быть единственно верного решения. Возможно несколько вариантов решений, и они все в той или другой мере будут соответствовать разнообразным интересам сторон и в данном значении будут верными. Потому, осуществляя подготовку к ведению деловых переговоров и ведя их, не надо заранее себя ограничивать одним располагаемым решением. Наоборот, лучше необходимо подумать о некотором наборе возможных вариантов разрешения проблем[11].
Рассмотрим первый этап процесса ведения деловых переговоров - подготовку к переговорам.
Данный этап подразумевает работу по двум значительным взаимоувязанным направлениям:
- организационные вопросы;
- подготовка содержательной части переговоров.
К организационным моментам подготовки необходимо относить такие вопросы, как:
- создание делегации;
- предопределение места и времени встречи;
- установление повестки дня каждого заседания;
- координирование с заинтересованными компаниями и ведомствами затрагивающих их вопросов (к примеру, при ведении торговых переговоров - выяснение со смежными компаниями принципиальных возможностей доставки грузов и т.п.).
Невзирая на то, что организационные вопросы являются крайне значимыми и без их разрешения переговоры могут не осуществиться вовсе, все же центральное внимание на стадии подготовки должно уделяться содержательной стороне[12].
Содержательная сторона подготовки к деловым переговорам содержит в себе:
- анализ проблем и интересов участников переговоров;
- создание общего подхода к переговорам и своей позиции на них;
- установление допустимых вариантов разрешения проблем;
- подготовка предлагаемых вариантов решений проблем и их аргументов;
- составление нужных материалов и документов.
Эксперты выделяют несколько функций, которые выполняют деловые переговоры. В частности информационную, которая подразумевает взаимное исследование мнений сторон по тому или иному вопросу. Выделяется также коммуникативная функция, в рамках которой предприниматели находят новые точки соприкосновения интересов или, если это их первая встреча, обнаруживают самые очевидные перспективы взаимодействия. Есть координационная функция, подразумевающая принятие вспомогательных решений в аспекте основной стратегии сотрудничества. Есть контролирующая, в рамках которой стороны выясняют, как обстоят дела с выполнением партнерами взятых обязательств по состоянию на определенный момент[13].
Одним из важнейших правил ведения деловых переговоров является следующее: никогда первым не использовать разнообразного рода приемы, которые направлены на конфронтацию (или, как их по-другому называют «грязные методы» ведения переговоров, «dirty tricks»). Положительное воздействие на процессе ведения деловых переговоров зачастую оказывает привнесение конструктивных идей по решению возникших противоречий. Стремление к конструктивности, проявление доброй воли порождает обычно аналогичные поступки со стороны партнеров. Если того все же не случилось, не нужно торопиться с угрозами и «ответными мерами».
При ведении деловых переговоров следует внимательно прослушивать партнеров. Если что-либо является неясным, лучше переспросить, задав открытый вопрос, к примеру, «Что Вы имели в виду под …?», или переформулировать его высказывание, уточнив: «Правильно ли я Вас понял?». Нельзя выпускать из виду и детали, считая, что если они намеренно не обсуждались, то их можно истолковывать по собственному усмотрению. Лучше допустимые эффективные трактовки снять заранее, а не возвращаться к ним снова при исполнении возложенных на себя обязательств.
Ведение деловых переговоров подразумевает активность обеих сторон. Пассивность, как правило, свидетельствует о плохой проработке позиции, её слабости либо нежелании осуществлять ведение деловых переговоров. Но не следует отдаваться и другой крайности - принуждать партнеров к обсуждению только собственной позиции, собственных идей. Переговоры являются, прежде всего, диалогом равноправных участников.
Входя в деловые переговоры, стороны входят в деловые взаимоотношения. Межличностные симпатии и антипатии могут воспрепятствовать ведению совместных дел. Разумеется, это правило не нужно воспринимать чересчур буквальным образом.
В тех случаях, если деловые переговоры продолжаются сравнительно долговременно, а нахождение решения никак не происходит, полезным может стать осуществление перерыва. Во время перерыва допустимо проведение разнообразных консультаций, к примеру, внутри каждой делегации. Иным выходом из подобного тупика может быть предложение отсрочить обсуждаемый вопрос на наиболее позднее время, после того, как остальные проблемы будут разрешены[14].
Во время обсуждения и аргументации собственной позиции не следует делать попыток убеждения партнеров в неправильности его взглядов. Подобное поведение может породить у партнеров раздражение. В данной связи небезынтересным является замечание пребывавшего на должности президента Франции Валери Жискар д’Эстена применительно к адвокатам, с которыми ему доводилось сталкиваться: «Тем, кого я принимал, хватало ума не пытаться переубедить меня. Они давали мне понять, что разделяют мои сомнения и лишь хотели обратить мое внимание на те моменты, которые, по их мнению, я мог упустить из виду».
При согласии партнеров пойти на уступки, не нужно рассматривать и в последующем применять это как проявление их слабостей. Наоборот, желательно продемонстрировать, что такие действия со стороны партнеров дают возможность выйти на соглашения и в данном значении усилить позиции обеих сторон.
2.3. Основные приемы подготовки деловых переговоров
К числу приемов, которые имеют обширное использование на всех этапах, причисляется тактический прием «ухода», который связан со способом закрытия позиции. Данный прием является очень близким к методу «отклонения от борьбы», который описан польским праксиологом Т. Котарбинским. Он используется в тех случаях, когда затрагиваются вопросы, которые являются нежелательными для обсуждения. Примером «ухода» может послужить просьба отсрочить рассмотрение тех или иных вопросов, перенести его на иное заседание и т.п. Если на данном этапе уточнения точек зрения «уход» применяется для того, чтобы не дать партнерам четкую и конкретную информацию по тем или другим пунктам своего взгляда, то при координировании точек зрения он является необходимым, к примеру, для отклонения от нежелательных предложений[15].
К числу тактических приемов, которые носят общий характер и не зависят, в принципе, от этапа ведения деловых переговоров, причисляется и «выжидание», которое также связано с закрытием собственных взглядов. Применяется данный прием на разносторонних деловых переговорах, когда та или другая сторона стремится сначала прослушать мнения или предложения партнеров по переговорам, чтобы в последующем, в зависимости от приобретенной информации, осуществить формулирование собственной точки зрения.
Подготовка к деловым переговорам представляет собой первую стадию переговорных процессов, и от того, как она будет осуществлена, во многом находится в зависимости будущее, как самих деловых переговоров, так и принятых на них решений. Опытные менеджеры полагают, что собственно от этого, прежде всего, находится в зависимости успех всей последующей деятельности. На данной стадии необходимыми являются:
- проработка процедурных вопросов (выяснение, где и когда лучше осуществлять проведение деловых переговоров, какая атмосфера предвидится на переговорах, значимы ли в дальнейшем хорошие отношения с данными партнерами т.д.);
- сбор необходимой информации (проведение диагностики состояния дел, определение сильных и слабых сторон предполагаемых точек зрения, прогнозирование расстановки сил, выяснение, кто будет осуществлять ведение деловых переговоров и интересы какой группы они будут представлять);
- четкое формулирование цели принятия участия в данных деловых переговорах (действительно всякие переговоры осуществляются ради достижения итогов, которые были бы более желательными и допустимыми).
Следовательно, подготовка к деловым переговорам подразумевает работу в двух направлениях: подготовка организационных вопросов и содержательной части[16].
К организационным моментам относят такие вопросы как создание делегации, установление места и времени встречи, выбор повестки дня каждого заседания, координирование с заинтересованными лицами и компаниями затрагивающих их вопросов.
Дата ведения деловых переговоров должна определяться заранее, с учетом их продолжительности. При этом необходимо обязательно учитывать планируемые командировки и отпуска, семейные события партнеров, а также дни недели (более удобные - вторник, среда, четверг). Заранее должно определяться и место встречи. Необходимо иметь в виду, что посещение апартаментов партнеров, ведение деловых переговоров на его территории - проявление уважения к нему. Однако выгоднее осуществлять ведение деловых переговоров на своей территории.
Уславливаясь о встрече (по телефону или в письменном виде), не нельзя проходить более 7 ступеней за 1 раз: приветствие, представление, благодарность, цель, дата и место, признательность.
Значимым является также определение состава делегации. На деловых переговорах должно присутствовать ответственное лицо, которое должно подписывать контракт. В группе обязательно должны присутствовать эксперты и специалисты по проблеме ведения деловых переговоров. Каждый из членов делегации исполняет свою роль в переговорных процессах. Одни осуществляют ведение деловых переговоров, иные готовят разнообразные справки по предмету переговоров, третьи проводят анализ полученной в ходе ведения деловых переговоров информации, дают ей экспертную оценку, производят поиск путей выхода из сложных ситуаций, направляют последующий ход беседы. Залогом успеха деловых переговоров является слаженность и согласованность в работе группы, а замешательство или сбой в организации сразу же будут применены партнерами в своих целях.
Содержательная сторона подготовки к деловым переговорам начинается с прогностического этапа, который подразумевает:
а) проведение анализа проблемы и создание общего подхода к деловым переговорам;
б) установление допустимых вариантов разрешения и подготовка предложений, которые отвечают собственной позиции.
Прежде всего, при подготовке к деловым переговорам осуществляется анализ главной проблемы, которая составит собой основу деловых переговоров. В чем ее суть? Существуют ли другие пути ее разрешения, которые требуют наименьших расходов и усилий? Какой цели достигают обе стороны? При этом основным элементом подготовки к деловым переговорам является нахождение допустимых вариантов разрешения обсуждаемых проблем. Найти и дать им оценку предстоит еще до начала самих процессов переговоров. Для того необходимо осуществить проведение предварительного «просмотра» предельно возможного числа вариантов решений: какой-то из них будет приемлемым для одной стороны, какой-то - для иной. Данный этап подготовки подразумевает оценку данных вариантов в зависимости от степени их приемлемости.