Файл: Управление рисками в проектной среде (на примере ООО «Йорис Иде»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Метод проходил в два этапа. На первом этапе были розданы ан­кеты, в которых эксперты по 10-балльной шкале определяли насколько они считают необходимым учитывать те или иные риски. 10 баллов означало мнение экспертов о высокой возможности возникновения риска, а соответственно, необходимость его учитывать. Ровно обрат ное значение присваивалось баллу весом в 1. После их ответов данные будут собраны, проанализированы и представлены в таблице 6.

Таблица 6

Экспертная оценка весомости рисков

Риски проекта

Эксперт

1

Эксперт

2

Эксперт

3

Эксперт

4

Эксперт

5

Средняя

оценка

Задержка поставки товара;

8

6

8

6

7

7

Поставка товара в ненадлежащем виде;

9

7

8

8

7

7,8

Поставка неполной комплектации;

9

6

8

8

5

7,2

Внезапное измене­ние условий кон­тракта;

6

8

5

4

2

5

Изменение цены договора;

5

9

5

4

4

5,4

Отсутствие компе­тентного персонала;

2

3

4

4

2

3

Возможные ошибки, совершенные пер­соналом;

2

3

4

4

2

3

Неподготовленность площади для уста­новки оборудова­ния;

1

4

2

2

2

2,2

Дополнительные затраты на установ­ку оборудования (электроэнергия, и т.п.);

4

8

8

4

6

6

Увеличение време­ни на установку оборудования;

4

5

8

3

7

5,4

Установление новых тамо­женных по­шлин;

3

7

7

6

7

6

Введение но­вых вариантов налогообло­жения;

4

7

7

3

6

5,4

Отказ банка в проведении финансовых операций;

1

5

5

1

7

3,8

Валютные

изменения;

7

8

8

6

8

7,4

Непредвиден­ные ситуация (климатиче­ские ката­строфы и т.п.)

1

1

8

1

10

4,2


Собрав оценки экспертов лидер проекта подсчитал среднюю оценку по каждому риску и выявил наиболее необходимые для учета с точки зрения экспертов. Т.к. метод Делфи подразумевает ознакомле­ние экспертов с результатами этапа, это также было проделано, после чего эксперты захотели добавить еще один риск в финальный список (риск непредвиденных ситуаций). По методу Делфи дальше возможно проведение нескольких повторных туров, но т.к. эксперты сошлись во мнении, проведение других туров стало нецелесообразным.

Итак, риски, которые эксперты посчитали наиболее необходи­мыми для просчетов для именно этого проекта:

1.Задержка поставки товара.

2.Поставка товара в ненадлежащем виде.

3. Поставка неполной комплектации.

4. Дополнительные затраты на установку оборудования (элек­троэнергия, инструментарий и т.п.).

5. Установление новых таможенных пошлин.

6. Валютные изменения.

7. Непредвиденные ситуация (климатические катастрофы, по­жар, военные действия и т.п.).

При помощи экспертов была также определена вероятность и значимость рисков, данные представлены в таблице 7.

Таблица 7

вероятность и значимость рисков

Риск

Вероятность

Значимость

Задержка поставки товара

0,6

0,25

Поставка товара в ненадлежащем виде

0,1

0,3

Поставка неполной комплектации

0,8

0,2

Дополнительные за­траты на установку оборудования (элек­троэнергия, инстру­ментарий и т.п.)

0,8

0,02

Установление новых таможенных пошлин

0,4

0,03

Валютные изменения

0,6

0,1

Непредвиденные си­туация (климатиче­ские катастрофы, по­жар, военные дей­ствия и т.п.)

0,1

0,1

Теперь руководитель проекта имеет возможность построения диаграммы вероятность/значимость риска для понимания того, какие из выбранных рисков являются наиболее критичными. Диаграмма представлена на рисунке 7

Рисунок 7 - Диаграмма вероятность/значимость риска

На диаграмме оранжевым квадратом обозначена зона самых критичных рисков. Таким образом, стоит уделить внимание следую­щим рискам:

1. Задержка поставки товара.

2. Поставка неполной комплектации.

3. Валютные изменения.

Также предполагается уделить некоторое внимание рискам, находящимся в зоне высокой значимости для проекта. Таковыми яв­ляются:


4. Поставка товара в ненадлежащем виде.

5. Установление новых таможенных пошлин.

6. Непредвиденные ситуация (климатические катастрофы, по­жар, военные действия и т.п.).

3.3 Разработка мер по уменьшению рисков проекта

Определив какие риски наиболее важно решить, руководитель проекта может начать разработку плана антирисковых мероприятий. Для удобства все предлагаемые мероприятия будут помещены в таб­лицу 8.

Таблица 8

Антирисковые мероприятия

Риск

Антирисковые мероприятия

Задержка поставки товара

1. Создание задела времени при создания графика работы;

2. Установление «санкций» за задержку поставки в виде скидки на продукцию в договоре сделки.

Поставка неполной комплекта­ции

Прописать в договоре необходи­мость снижения цены при подоб­ной ситуации.

Валютные колебания

Применение «прямой валютной оговорки»: валюта цены и плате­жа совпадают, но величина пла­тежа зависит от изменения курса валют по отношению к более ста­бильной валюте.

Поставка товара в ненадлежа­щем виде

Страхование перевозимого груза

Установление новых таможен­ных пошлин

Закладка в бюджет проекта сум­мы, покрывающей внезапные та­моженные затраты.

Непредвиденные ситуация (кли­матические катастрофы, пожар, военные действия и т.п.)

Страхование оборудования от несчастных случаев

Т.к. проведения нескольких мероприятий для предотвращения риска не имеет смысла и будет проходить слишком долго, поэтому резонно составление таблицы альтернативных вариантов, чтобы ре­шить, как лучше поступать в конкретных случаях. Каждое антириско­вое мероприятие оценивалось по 10-балльной шкале: чем выше оцен­ка, тем более предпочтительно то или иное мероприятие по сравнению с остальными.

Таблица 9

Выбор альтернативных мероприятий по одному из рисков проекта

Антириск­вые меро­приятия

Срок проведе­ния мероприятия

Стои­мость

меро­приятия

Слож­ность

меро­приятия

Воз­можные

нега­тивные

послед­ствия

Степень влияния на сни­жение риска

Сум­мар­ный

балл

Создание задела вре­мени при создания графика работы

2

2

9

1

10

24

Установле­ние «санк­ций» за за­держку по­ставки в виде скидки на продук­цию в дого­воре сделки

6

9

3

4

8

30


Из таблицы видно, что наиболее выгодным для копании станет выбор антирискового мероприятия номер 2: установления дополни­тельных условий в договоре при его заключении.

3.4 Экономическая оценка реализации антирисковых мер

После того, как руководитель проекта имеет конкретное пред­ставление о том, какие антирисковые мероприятия нужно провести, ему необходимо просчитать бюджет, который будет предположитель­но затрачен на эти мероприятия. Результаты подсчетов представлены в таблице 10.

Таблица 10

Бюджет на осуществление антирисковых мероприятий

Антирисковое мероприятие

Стоимость реализации

Установление «санкций» за за­держку поставки в виде скидки на продукцию в договоре сдел­ки.

0 евро

Прописать в договоре необхо­димость снижения цены при поставке продукции в неполной комплектации.

0 евро

Применение «прямой валютной оговорки»: валюта цены и пла­тежа совпадают, но величина платежа зависит от изменения курса валют по отношению к более стабильной валюте.

0 евро

Страхование перевозимого груза

40 евро

Закладка в бюджет проекта сум­мы, покрывающей внезапные таможенные затраты.

36 720 евро

Страхование оборудования от несчастных случаев

1 020 евро

ИТОГО:

38 760 евро

Однако, стоит добавить, что при создании и проведении систе­мы управления инвестиционными рисками были также затрачены средства. Статьи затрат и суммы затрат указаны в таблице 11.

Таблица 12

Затраты на создания системы управления инвести­ционными рисками

Статья затрат

Сумма

Тренинг персонала по риск- менеджменту

33 000 руб.

Денежная премия членам проект­ной группы

5*40 000 = 200 000 руб.

Денежная премия членам экс­пертной группы

5*5 000 = 25 000 руб.

ИТОГ:

258 000 руб. (4 040 евро)

Таким образом, сумма, требуемая на проект от инвесторов или кредиторов будет содержать в себе сумму на реализацию проекта, сумму на создание системы управления инвестиционными рисками и сумму на реализацию предложенных антирисковых мероприятий, т.е. составит:


228 500 евро + 4 040 евро + 38 760 евро = 271 300 евро.

После того, как рассчитана примерная стоимость антирисковых мероприятий и создания системы управления, для представления всей собранной относительно рисков информации руководителю проекта необходимо создать обновленный план проекта и рассчитать количе­ство дней на которые увеличится реализация проекта с учетом анти­рисковых мероприятий.

Таблица 13

Изменение работ по проекту с введением антирисковых

меро­приятий

Первичный план по проекту

План работ с учетом антирисковых мероприятий

1. Поиск поставщика обо­рудования;

2. Согласование цены;

3. Заключение контракта на покупку;

4. Поставка оборудования;

5. Обучение персонала или привлечение ино­странных коллег;

6. Пуско-наладочные ра­боты.

1. Поиск поставщика оборудования;

2. Согласование цены и применение «прямой валютной оговорки»;

3. Согласование условий поставке с учетом «санкций» за отсрочен­ную доставку и необходимость снижения цены при поставке продукции в неполной комплекта­ции.

4. Согласование условий транспор­тировки груза, страхование про­цесса транспортировки и самого груза;

5. Заключение контракта на покуп­ку;

6. Закладка в бюджет проекта суммы, покрывающей внезапные таможенные затраты.

7. Поставка оборудования;

8. Обучение персонала или привле­чение иностранных коллег;

9. Пуско-наладочные работы.

Увеличение количества дней в проекте не будет большим, т.к. в целом необходимо лишь время на совершение переговоров. Пример­ное время на реализацию антирисковых мероприятий - 5 дней.

Для того, чтобы определить эффективность вводимой системы, предположим ситуацию происхождения предполагаемых рисков. Т.е. что было бы если бы компания осуществила проект без системы управления инвестиционными рисками.

В таблице 14 описаны возможные риски, их последствия и при­мерная стоимость этих последствий.

Таблица 14

Затраты по предполагаемым рискам

Риск

Возможные последствия

Затраты по предполагаемым рискам

Задержка по­ставки товара

Приостановка производства на время задержки

Предположим, что поставка оборудо­вания была задержана на неделю, это семь рабочих дней, а следовательно, производство будет стоять все это время. Примерные потери за 2 недели составят 20 000 евро.

Поставка товара в ненадлежащем виде

Задержка пуско-наладочных работ на время замены обору­дования

Замена оборудования потребует около месяца. Затраты при этом составят около 40 000 евро.

Поставка непол­ной комплекта­ции

Задержка пуско-наладочных работ

Ожидание доставки недостающих элементов предположительно 1 неде­ля. Примерные затраты: 10 000 евро.

Валютные изме­нения

Увеличение стоимости обору­дования

Оплата по договору проводится в руб­лях, но т.к. компания имеет оборот в российской валюте, то величина опла­ты может резко подскочить от измене­ния курса валют. Примерные затраты: 35 000 евро

Установление новых таможен­ных пошлин

Увеличение цен на транспор­тировку продукции

При расчете компании избежать та­моженные пошлины, внезапная их оплата будет равна примерно: 36 720 евро

Непредвиденные ситуация (кли­матические ката­строфы, пожар, военные дей­ствия и т.п.)

Например, пожар в цехе, где устанавливают оборудование

Данный случай может принести как минимум потерю всего закупленного оборудования, т.е. 204 000 евро.

ИТОГО:

278 220 евро