Файл: Проблемы коммуникаций в современных организациях (Типология коммуникаций в организации).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность и особенности коммуникационной структуры организации
1.1. Понятие и принципиальные модели процесса коммуникации в организации
1.2. Типология коммуникаций в организации
Глава 2. Исследование деятельности и анализ коммуникационной структуры компании «Перфетти Ван Мелле»
2.1. Характеристика и особенности деятельности компании «Перфетти Ван Мелле»
2.2. Анализ коммуникационной структуры организации
2.3. Проблемы в коммуникационной структуре компании «Перфетти Ван Мелле»
Рассмотрим некоторые конфигурации сетей.
«Круг» — децентрализованная сеть. В данной конфигурации лидер явно не выделен, его положение не отличается от положения других членов группы. Информация переходит от одного члена группы к другому, изменяясь и дополняясь. Роль лидера заключается в исключении хаотичности движения информации. Наиболее оптимальный результат применения круговой коммуникации достигается в творческих группах, инновационных командах, групповых методах работы. Именно в этих условиях необходимо соблюдение равенства равенство в отношении принятия решений.
«Штурвал» — сильно централизованная сеть. Лидер в такой коммуникационной структуре находится в центре, к нему сходятся все коммуникационные потоки. Каждый член коммуникационной структуры обменивается информацией с ее руководителем, но не с другими ее членами. В структуре «штурвал» на лидера возложена большая ответственность по координации информации, ее оценке, контролю за ее достаточностью и достоверностью. В таких условиях очень вероятна ситуация перегрузки руководителя, что приводит к еще большему количеству ошибок и снижению качества работ. Коммуникационная сеть «штурвал» эффективна при жесткой централизации власти.
«Цепь» — сеть со слабой централизацией. В данной коммуникационной структуре информация передается от одного субъекта к другому в соответствии с технологическим процессом. Руководитель, в свою очередь, контролирует конечный результат на контрольной точке цепи и дает указание на выполнение следующего технологического цикла. В структуре «сеть» не исключено сильное искажение информации, особенно, если цепь включает большое количество звеньев. Такая сеть может в приемлемой степенью эффективности использоваться только в случае, когда члены группы сами заинтересованы в выполнении порученных заданий и выполняют функции взаимоконтроля.
«Игрек», или «цепь со сторожем» — разветвленная сеть. Данная сеть отличается от сети «цепь» тем, что в нее включен субъект «сторож», размещенный на разветвлении сети. «Сторож» перерабатывает информацию для руководителя, тем самым, снижая его перегрузку и повышая качество информационного обмена. Конфигурация «игрек» характерна для линейных структур. Наличие «сторожа» имеет, однако, и негативные моменты: обладая большим объемом информации и наличием функций по ее обработке, «сторож» снижает значимость руководителя, и, как результат, возможности управления у него.
Структура «тент» предусматривает прохождение информации по отдельным ветвям структуры с разделением по отдельным регионам или продуктам.
В структуре «палатка» наряду с вертикальными, допускаются горизонтальные каналы коммуникации. Однако, существуют некоторые ограничения на использование горизонтальных каналов. В частности, горизонтальные связи не предусмотрены на средних и низших уровнях управления. Структура палатка ограничивает участие рядовых работников в коммуникационном процессе.
В сети «дом» информация циркулирует между руководителями всех структурных уровней управления; ее может генерировать высшее руководство, оно же контролирует ее по каналу обратной связи. В обратную связь включено большое количество субъектов, что оказывает негативное влияние на качество управленческих решений. Здесь сказываются различия в интересах, конфликт ресурсов.
В сети «паутина» большое количеством разнообразных, плохо структурированных (или совсем не структурированных) связей, что снижает оперативность, надежность, достоверность информации. В организациях применение сетей типа «паутина» не эффективно.
В коммуникационных сетях существует определенное распределение функций по созданию, переработке информации. В таблице 3 представлены характеристики основных коммуникационных ролей в организации.
Таблица 3
Коммуникационные роли в организации
Роль |
Определение |
Функции |
Сторож |
Регулирует потоки сообщений, идущие по данному каналу |
Предотвращение информационных перегрузок Проведение «нужной» руководству политики |
Связной |
Связывает две или более группы в системе, не принадлежа ни одной из них |
Координация действий Передача информации между членами организации |
Лидер мнения |
Оказывает достаточно заметное влияние на установки или поведение других членов группы |
Влияние на принятие решений Обеспечение контактов с отдельными частями внешней среды |
Космополит |
Имеет более сильные и разнообразные связи вне организации, чем остальные ее члены |
Налаживание связей с внешней средой и получение нужной информации |
Центральная роль в организации, безусловно, исполняется лидером мнения.
1.2. Типология коммуникаций в организации
Эффективное функционирование организации возможно только при условии хорошо налаженной связи между всеми ее уровнями, как по вертикали, так и по горизонтали. В связи с этим целесообразно проводить анализ как вертикальных, так и горизонтальных организационных коммуникаций.
По вертикальным каналам коммуникации информация передается, прежде всего, сверху вниз, то есть от руководства к подчиненным. Массив такой информации включает плановые показатели, рекомендуемые тактики и методы действий, санкции и стимулирующие воздействия и пр. Через систему нисходящих связей руководство организации обеспечивает ориентацию целей подразделений организации относительно стратегии организации, установок и поведенческих стереотипов исполнителей на всех уровнях, координацию действий; поддержание и упрочение авторитета власти и контроля.
Восходящие потоки информации в направлении снизу вверх, то есть от подчиненных к руководителю (обратная связь). Подобные каналы позволяют получать текущую информацию о работе организации, своевременно применять корректирующие воздействия на подчиненных. Подчиненные, свою очередь, могут использовать восходящие потоки информации для сообщения руководству своих проблем, а также для передачи информации, не входящей в официальный массив.
Оптимальным вариантом является ситуация, когда исходящие и восходящие потоки информации имеют равную значимость. Это предусматривает использование в коммуникационном процессе режима диалога, то есть непосредственное участие подчиненных в разработке и принятии управленческих решений; сопричастность рядовых работников к успехам и проблемам организации. Все это повышает творческую активность работников, развивает инициативу, способствует наиболее полному использованию трудового потенциала.
Горизонтальные каналы коммуникации в организации представляют собой пути и средства передачи информации отдельно на каждом иерархическом уровне организации. Реализация горизонтальных коммуникаций происходит путем обмена информацией на совещаниях собраниях, в неформальной обстановке, в ходе трудовой деятельности. Горизонтальные каналы коммуникации позволят передавать информацию совещательного характера; корректировать цели и задачи с учетом конкретных ситуаций; осуществлять взаимодействие специалистов различного профиля из разных подразделений организации; формировать неформальную структуру организации.
Коммуникации организации с внешней средой предусматривают обмен информацией с различными субъектами внешней среды организации. Такие коммуникации ориентированы на различные аудитории, образованные внешней средой - потребителей, поставщиков, конкурентов, государственные органы и пр. Внешние коммуникации играют важную роль в формировании имиджа организации, обеспечивают связи с общественностью.
Коммуникации в организации могут быть также классифицированы по степени их формализации.
Формальные коммуникационные связи стандартизируют взаимоотношения между субъектом, передающим информацию и лицом, принимающим информацию. Формальные коммуникации определены организационной структурой организации, особенностями технологического процесса; они строго регламентированы графиком документооборота, инструкциями, положениями и пр.
Неформальные коммуникационные связи не имеют строгой регламентации и поэтому менее устойчивы. Неформальные коммуникации направлены в основном на достижение целей малых групп и отдельных личностей. Неформальные связи не носят иерархического характера, но могут быть как горизонтальными (в подавляющем большинстве), так и вертикальными (например, дружеское общение между лидером и рядовым членом группы).
Помимо перечисленных выделяют письменные и устные коммуникации в организации.
Выводы
Коммуникация – это процесс двойственного развития или обмена информации, ведущий к взаимному пониманию. Причинами плохой коммуникации могут быть: стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуации, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем; предвзятые представления – склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно; плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебны, то трудно его убедить в справедливости другого взгляда; отсутствие внимание и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя; пренебрежение фактами, то есть привычка делать выводы при отсутствии достаточного числа фактов; ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность; неверный выбор стратегии и тактики общения.
Глава 2. Исследование деятельности и анализ коммуникационной структуры компании «Перфетти Ван Мелле»
2.1. Характеристика и особенности деятельности компании «Перфетти Ван Мелле»
«Перфетти Ван Мелле» (Perfetti Van Melle) является частной глобальной компанией, занимающейся производством и дистрибуцией сахаросодержащих кондитерских изделий и жевательной резинки таких известных марок, как Ментос, Фриск, Фруттелла, Альпенлибе, Голиа, Вивидент, Аэрхедз, Хэппидент (Mentos, Frisk, Fruittella, Alpenliebe, Golia, Vivident, Airheads, Happydent) в более чем 130 странах. Успех компании «Перфетти Ван Мелле» обеспечивается высочайшим качеством и оформлением выпускаемых изделий, отличными маркетинговыми стратегиями и постоянным совершенствованием продукции, основанном на проводимых исследованиях и инновациях.
«Перфетти Ван Мелле» насчитывает 10 000 сотрудников и имеет в своем составе 30 компаний, что позволяет Группе осуществлять деятельность в глобальном масштабе.
Производственные подразделения и отделы по продажам компании располагаются в следующих регионах:
- Тихоокеанский регион: Индия, Китай, Индонезия, Вьетнам, Сингапур, Филиппины, Гонконг.
- Европа: Италия, Бенилюкс, Франция, Испания, Греция, Польша, Россия, Чешская Республика, Словакия, Румыния, Швейцария.
- Ближний Восток: Турция.
- Америка: Соединенные Штаты, Канада, Бразилия.
Центральные офисы корпорации расположены в Италии и Нидерландах.
2.2. Анализ коммуникационной структуры организации
Коммуникационная структура компании представлена двумя основными блоками: системой внешних коммуникаций и системой внутренних коммуникаций.
Коммуникационная структура представлена на рис. 1.
Рисунок 1 - Коммуникационная структура организации
Внешние коммуникации распространяются за рамки компании, то есть коммуникатор или получатель сообщения находится за пределами структуры. Внешние объекты коммуникаций представлены на рис. 2.
Рисунок 2 - Внешние объекты коммуникаций компании
Коммуникационная политика компании строится на следующих принципах:
- достоверность - каждый, кто выступает от имени компании, должен распространять достоверную информацию, которая может быть подтверждена;
- открытость. Поддерживая коммуникации, компания демонстрирует свою общественную значимость и ответственность. Отказ вступать в коммуникацию может быть продиктован только требованиями конфиденциальности;
- динамичность. Коммуникации способствует развитию компании (темпам деловой и экономической активности, потребительскому спросу).