Файл: Порядок ведения и отражения в учете кассовых операций.pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы учета кассовых операций
1.1. Понятие кассовых операций и их нормативно-правовое регулирование
1.2. Учет денежных средств в кассе предприятия
Глава 2. Учет кассовых операций на примере ООО «Азимут»
2.1. Краткая экономическая характеристика ООО «Азимут»
2.2. Учет кассовых операций в «Азимут»
2.3. Инвентаризация кассы и порядок оформления ее результатов
Продолжение таблицы 4
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6. |
Получено от ООО «ТЭРРИ» за реализованный компьютер согласно счету-фактуре № 19 от 01.02.2015г., в т.ч. НДС: 7200 руб. (ПКО № 22 от 10.02.2015г.) |
47200 |
50/1 |
62 |
7. |
Выдана заработная плата работникам предприятия за январь 2013 г. по платежной ведомости № 1 (РКО № 21 от 10.02.2015) |
2924750 |
70 |
50/1 |
8. |
Выданы из кассы алименты Сидоровой Т.П., жене работника Сидорова А.А., согласно его заявлению от 05.02.2015 г. (РКО № 22 от 10.02.2015) |
12980 |
76 |
50/1 |
9. |
Выдан аванс поставщику материалов ООО «Вымпел» по счету № 33 от 04.02.2015г. (РКО № 23 от 10.02.2015) |
600000 |
60/2 |
50/1 |
10. |
Получен возврат неиспользованных подотчетных сумм от Петрова С.С., согласно авансовому отчету № 11 от 09.02.2015 г. (ПКО № 23 от 10.02.2015г.) |
2800 |
50/1 |
71 |
11. |
Сданы в банк сверхлимитные суммы по квитанции банка № 107 от 10.02.2015г. (РКО № 24 от 10.02.2015) |
204220 |
51 |
50/1 |
Регистры синтетического учета (журнал-ордер №1, ведомость №1, Главная книга по счету 50) представлены в таблицах 6–8.
Таблица 6
Журнал-ордер № 1 по счету 50/1 «Касса»
№ строки |
Дата |
С кредита счета 50 в дебет счетов |
Итого |
||||
51 |
60 |
70 |
71 |
76 |
|||
1 |
09.02.2015 |
141550 |
14500 |
59000 |
215050 |
||
2 |
10.02.2015 |
204220 |
600000 |
2924750 |
12980 |
3741950 |
|
Итого |
345770 |
600000 |
2924750 |
14500 |
71980 |
3957000 |
Таблица 7
Ведомость № 1 по счету 50/1 «Касса»
Сальдо на начало месяца |
9050 |
||||||
№ строки |
Дата |
По дебету счета 50 с кредита счетов |
Итого |
||||
51 |
62 |
70 |
71 |
и т.д. |
|||
1 |
09.02.2015 |
218000 |
3909950 |
||||
2 |
10.02.2015 |
3691950 |
47200 |
2800 |
50000 |
||
Итого |
3691950 |
265200 |
2800 |
3959950 |
|||
Сальдо на начало месяца |
12000 |
Таблица 8
Главная книга
Счет 50/1 «Касса»
Месяц |
Обороты по Дебету с кредита счетов |
Оборот по кредиту |
Сальдо |
|||||
51 |
62 |
70 |
71 |
итого |
Дебет |
Кредит |
||
На 1 февраля |
9050 |
|||||||
Февраль |
3691950 |
265200 |
2800 |
3959950 |
3957000 |
|||
На 1 марта |
12000 |
Как можно увидеть из журнала регистрации кассовых операций, имеются случаи нарушения правил ведения кассовых операций и обращения с денежной наличностью:
1) превышение предельной суммы расчетов наличными деньгами по одной сделке между юридическими лицами и с индивидуальными предпринимателями в размере 100 тыс. р. (по операциям 1, 9).
2) отдельно не выделена сумма НДС при получении аванса от АООП «КРАС» (операция 1), а также по операции 9.
Рассмотрим другой пример.
Сотрудник ООО «Азимут» направлен в командировку общим сроком 3 дня в ОАО Институт «Казанский Промстройпроект» в г. Казань для заключения договора, на основании приказа о направлении работника в командировку. Сотруднику кассиром был выдан под отчет аванс на командировочные расходы в размере 5 500 руб. (расходный кассовый ордер №27). Норма суточных приказом установлена в размере 500 руб.
Согласно представленному в течение трех дней после возвращения из командировки авансовому отчету, командировочные расходы данного работника составили:
1) стоимость проезда с НДС: 2 360 руб.;
2) оплата за проживание в гостинице в г. Казань с НДС: 1 416 руб.;
2) суточные за время командировки (включая время в пути следования): 3 дня * 500 руб. = 1 500 руб.;
Всего: 5 276 руб.
После утверждения авансового отчета руководителем организации командированное лицо внес в кассу остаток по авансовому отчету в размере 224 руб. (5 500 руб. – 5 276 руб.), на основании приходного кассового ордера.
В бухгалтерском учете в данном случае будут сделаны следующие проводки:
Дт 71 Кт 50: 5500 руб.– выданы деньги под отчет на основании расходного кассового ордера;
Дт 26 Кт 71: 4700 руб. – списаны расходы по командировке согласно утвержденному авансовому отчету;
Дт 19 Кт 17: 576 руб. – учтен входной НДС по представленным железнодорожным билетам и счету-фактуре гостиницы;
Дт 50 Кт 71: 224 руб. – внесен остаток подотчетным лицом в кассу на основании приходного кассового ордера.
Итак, проведенное исследование позволяет сделать вывод, что в целом ведение кассовых операций и их учет в ООО «Азимут» соответствует нормам, установленным законодательство, однако имеют место нарушения, что свидетельствует о необходимости усиления кассовой дисциплины в организации.
2.3. Инвентаризация кассы и порядок оформления ее результатов
Инвентаризация кассовой наличностью проводится на основании приказа генерального директора ООО «Азимут». Ежеквартально на предприятии проводится внезапная ревизия кассы. До начала инвентаризации кассир предоставляет кассовый отчет, на основании которого определяется остаток денежной наличности в кассе, а также расписку в том, что в кассе отсутствуют неоприходованные и не списанные денежные средства.
Одновременно с проверкой фактического наличия денежных средств и денежных документов в кассе проводится проверка:
- правильности оформления первичных расходных документов – наличие подписей получателей наличных денег, наличие подписи руководителя главного бухгалтера ООО «Азимут» на платежных документах, для которых наличие указанных подписей обязательно;
- полноты и правильности оприходования денежных средств, полученных в банке. Такая проверка проводится путем сплошной сверки данных, отраженных в выписках с расчетного счета, и в кассовой книге;
- полноты и своевременности оприходования наличных денег, сданных по приходным кассовым ордерам;
- соблюдения лимита остатка наличных денег в кассе.
В ООО «Азимут» конкретные сроки проведения инвентаризации устанавливает руководитель организации в Приказе о проведении инвентаризации. Например, согласно Приказу директора ООО «Азимут» от 13 июля 2015 № 37 была проведена внезапная инвентаризация наличных денежных средств 13.07.2015 г. В соответствии с приказом, председателем комиссии был назначен директор Ахметов М. З, остальные члены комиссии: главный бухгалтер Кашаева Н. П., кассир Припорова Т. Г., зам.директора Владимиров В. Ф. В момент проведения инвентаризации кассы присутствовали все члены комиссии.
До начала инвентаризации наличия денежных средств и других ценностей в кассе кассиром был составлен кассовый отчет. Отчет кассира был проверен с соблюдением правильности определения остатка денежных средств в кассе на момент инвентаризации. Остаток был сверен с записями в кассовой книге и в журнале-ордере.
Денежные средства и другие ценности кассир пересчитал в присутствии всех членов инвентаризационной комиссии, по каждой купюре в отдельности.
По результатам проведенных инвентаризаций денежных средств и документов составлен акт инвентаризации наличных денежных средств. Данные акта проведенной (на основании приказа генерального директора ООО «Азимут» от 13 июля 2015 г. № 37) инвентаризации денежных средств в ООО «Азимут» свидетельствуют о том, что в ООО «Азимут» недостач и излишек наличных денежных средств за анализируемый период времени выявлены не были. Фактическая сумма наличных денег (38 000 руб.) соответствовала сумме, отраженной в бухгалтерских документах.) Эта же форма акта применяется для отражения результатов инвентаризации фактического наличия денежных документов. Отметим, что исследуемая организация не учитывает на балансе денежные документы, соответственно, не проводится их инвентаризация
В связи с тем, что на рассматриваемом предприятии не было случаев недостач и излишков денежных средств, приведем условный пример оформления результатов инвентаризации.
По результатам инвентаризации оформлены следующие первичные документы:
- ф.ИНВ-15 «Акт инвентаризации наличных денежных средств»;
- ф. ИНВ-16 «Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности».
Таблица 9
Журнал регистрации хозяйственных операций
№ п/п |
Содержание операций |
Сумма, руб. |
Корреспондирующие счета (субсчета) |
|
---|---|---|---|---|
Дебет |
Кредит |
|||
1. |
Отражен излишек наличных денежных средств в кассе организации |
4000 |
50/1 |
91/1 |
2. |
Выявлена недостача денежных документов |
25000 |
94 |
50/3 |
3. |
Отнесена выявленная недостача на материально- ответственное лицо |
25000 |
73 |
94 |
4. |
Внесена в кассу материально-ответственным лицом сумма недостачи (путёвка) |
25000 |
50/3 |
73 |
5. |
Отражен финансовый результат по инвентаризации |
4000 |
91/1 |
99 |
2.4. Пути совершенствования учета кассовых операций
Рассмотрим вопросы совершенствования учета денежных документов, а именно авиа и железнодорожных билетов, телефонных карточек, почтовых марок, путевок для сотрудников, талонов на бензин, проездных билетов.
Учет денежных документов должен вестись обособленно, причем законодательство накладывает на организацию обязанность самостоятельно организовать этот процесс (ст. 7 Закона о бухгалтерском учете). Несмотря на всю денежную сущность таких объектов, для них не предусмотрено каких-либо регистров в Альбоме унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций. В связи с этим в ООО «Азимут» рекомендуется адаптировать отчет кассира и книгу учета приходных и расходных кассовых ордеров. Разработанные регистры денежных документов в обязательном порядке должны быть утверждены учетной политикой ООО «Азимут».
При учете расходов на электронные билеты в ООО «Азимут» возникает проблемная ситуация: по какой стоимости его принимать от подотчетного лица. Расходы на покупку электронного авиабилета подтверждают бумажная распечатка маршрутной квитанции и посадочный талон. В квитанции указана стоимость перелета, а посадочный талон говорит о том, что сотрудник летал по указанному маршруту. Однако бывают ситуации, когда сотрудник теряет посадочный талон или совершает только часть перелета по маршруту. В таком случае бухгалтеру нужно разобраться, как правильно учесть расходы на авиабилет.
Отсутствие посадочного талона не должно повлиять на принятие к учету командировочных затрат. Расходы на перелет уменьшают базу по налогу на прибыль, даже если подтверждены косвенно. Также обоснуют правомерность списания стоимости авиабилета другие документы, связанные с командировкой (приказ руководителя, командировочное удостоверение, отчет о командировке).
Документом, косвенно подтверждающим расходы на перелет, может быть архивная справка, в которой содержатся подробные данные (Ф. И. О. пассажира, направление, номер рейса, дата вылета, стоимость билета). Такая справка выдается по запросу сотрудника или его фирмы и должна быть заверена печатью авиакомпании. На основании этого документа можно признать расходы при расчете налога на прибыль.
Отметим, что справка может иметь разные названия. В некоторых авиакомпаниях она называется «Справка о совершенном перелете». Изготовление ее займет некоторое время (около недели) и будет платным (по установленному тарифу).