Файл: Управление конфликтами в проектной среде.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В жизни каждого человека случаются конфликты. Они имеют форму небольших стычек на бытовой почве или же геополитические конфликты, изматывающие психику тех людей, которые привыкли беспокоиться за мир, в котором живут они и их дети, и задумываться о происходящем. Существуют также разнообразные конфликты в рамках выполнения должностных обязанностей, порой без которых невозможно решить поставленные задачи.

В нашем современном мире жизнь делового человека достаточно сильно перегружена сложными ситуациями, которые требуют умения разрешать бесчисленные противоречия между людьми.

Во всех социальных сферах возникают конфликтные ситуации. Конфликт – это один из видов социального взаимодействия, участниками которого могут выступать социальные группы, отдельные индивиды или организации. Состоит из конфликтов весь процесс функционирования общества. И чем больше общество дифференцировано, чем сложнее социальная структура, тем больше взаимоисключающих и несовпадающих целей и интересов, следовательно – больше источников для потенциального конфликта.

Сегодня особо актуальна проблема межличностных конфликтов в трудовых коллективах. Отличительный признак конфликта – это то, что конфликт протекает и возникает в сфере непосредственного общения людей, как соответствующий результат обострившихся противоречий между ними.

Чаще всего затрудняют совместную жизнь людей и разрушающе действуют на них не сами конфликты, а следствия определенных форм поведения в конфликтных ситуациях. Следствиями таких форм являются угрозы, страх, враждебность. Если чрезмерно длительны и интенсивны эти переживания, тогда у человека может закрепиться и возникнуть защищающаяся реакция, другими словами поведение, вплетающееся в структуру личности и искажающее характер мышления, чувств и поступков.

Распространяются и на другие ситуации враждебность и чувства опасности, пагубные последствия, участниками которых становится субъект Отсюда возникает что-то вроде цепной реакции, охватывающей с каждым разом все более широкие области отношений между людьми.

Актуальность и важность темы проблем межличностных конфликтов повлияла на выбор темы данной курсовой работы.

Объектом исследования курсовой работы являются: конфликты, возникающие между людьми.

Предметом исследования выступают особенности межличностных конфликтов в проектной среде, а также способы их регулирования.

Цель исследования - это изучение особенностей конфликтов в проектной среде и способы их регулирования.


В представленной курсовой работе были поставлены следующие задачи:

  • анализ и изучение литературы о проблеме конфликтов в психологии;
  • экспериментальное исследование особенностей межличностных конфликтов в проектной среде;
  • изучение конфликтов в проектной среде и способов их регулирования;
  • проведение коррекционной работы в коллективе, которая будет направлена на регулирование конфликтов в проектной среде.

В предложениях, которые специально разработаны для повышения конфликтоустойчивости человека или группы людей состоит гипотеза исследования.

В ходе исследования были использованы следующие методы:

  • эмпирический метод – сбор данных;
  • теоретический метод – литература по проблеме исследования.

На практике значимость темы данной курсовой работы состоит в том, что исследование конфликтов в проектной среде будет полезной для учреждений и организаций, а также трудовых коллективов.

Глава 1. Теоретические основы управления конфликтами в процессе реализации проекта

1.1. Современные представления о проектном менеджменте

На основе предвидения изменений или же в результате столкновения с трудностями происходит переосмысление сущности деятельности компании к определенной последовательности действий по разработке организационно-управленческих моделей и новой стратегии деятельности:

  • управленческая стратегия топ-менеджмента компании;
  • организационная структура;
  • стратегия компании на рынке;
  • система менеджмента в компании;
  • модели менеджмента проектов.[1]

Выбором топ-менеджмента компании является, во-первых выбором организационных форм и ресурсного обеспечения, а также действий по осуществлению перечисленных шагов.

Существуют эффективные подходы по формированию корпоративной культуры, управленческой стратегии топ-менеджмента, системы менеджмента и организационной структуры для компании целью деятельности которой является реализация проектов и получение прибыли.[2]


К проектно-ориентированным компаниям по роду своей деятельности относятся компании, которые работаю в области строительства, инновационной деятельности, консалтинга, инноваций, научно-технических разработок и т.п. В производственных компаниях, которые запускают новую продукцию или проводят реорганизацию своей деятельности, то в по таким вопросам деятельность компании строится как проектная. В таком случае часто осуществляется работа над проектами по принципу «предприятие в предприятии». Тогда проект стоит рассматривать, как предприятие временное, которое имеет свои определенные цели и задачи, имеет свое назначение и собственный бюджет. Управление таким предприятием осуществляется как и в обычной компании автономно в рамках корпоративной стратегии.

Рынок определяет требования к деятельности проектно-ориентированных компаний. Чем больше адекватна требованиям стратегия, культура и организационно-управленческая модель, тем больший успех будет от деятельности компании.

С нескольких точек зрения можно описать проектно-ориентированные компании, в частности в соответствии с основными ее характеристиками такими, как:

  • открытость коммуникаций;
  • самоорганизация;
  • командная ориентация;
  • стратегическая ориентация;
  • открытость компании, как системы;
  • ориентация на окружающую среду.[3]

Не является критичной для успешной деятельности проектно-ориентированных компаний каждая отдельно взятая характеристика. Но определяет новую парадигму компании, а также эффективность ее менеджмента их взаимосвязанная совокупность.

Понятие «проект» в современном мире отличается от исторического и широко используемого в российских компаниях представления о проекте, как о комплекте завершенной проектной документации.

Общее определение «проект» - это то, что планируется или задумывается для осуществления предприятием.

Проект – это предприятие, которое характеризуется в значительной степени неповторимостью условий в их совокупности.[4]

Примерами условий неповторимости предприятий являются:

цель предприятия;

  • задание цели;
  • временные, социальные и финансовые ограничения;
  • ограничения о других намерений;
  • специфическая для проекта организация его осуществления.[5]

Разнообразие определений «проект» в многочисленных и разнообразных интерпретациях авторов и нормативных документах показывает, что нет однозначность понятие «проект». Отсюда каждая компания берет понятие проекта в качестве базового то, которое наиболее подходит для ее деятельности. К расширению типов проектов, увеличению выполнения заказов и изменению задач в проектной форме приводят изменения в окружающей среде. Происходит следующий переход в деятельности проектно-ориентированных компаний:


  • от внешних проектов к совокупности внутренних и внешних проектов;
  • от хорошо структурируемых задач к слабо структурируемым задачам социальной природы;
  • от малого количества больших проектов  к большому количеству малых и больших проектов;
  • от проектов по научно-техническим разработкам, по строительству к проектам по организационному развитию, реинжинирингу, банковским и др.
  • от повторяющихся проектов к совокупности взаимосвязанных уникальных и повторяющихся проектов.[6]

Требует перехода к новой модели деятельности для проектно-ориентированных компаний высокая динамика изменений внешней среды, которая должна быть высоко адаптивной, гибкой, самонастраивающейся на потребление рынка и проектно-ориентированной.

1.2. Конфликты и их психологическая сущность. Понятие, функции, особенности конфликтов

Конфликт - это открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, которые выступают в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации.[7]

Во взаимодействиях между двумя индивидами проявляются межличностные конфликты, в которых субъекты выясняют свои отношения непосредственно лицом друг к другу и противостоят друг другу. Данный тип является самым распространенным, и могут возникать как между близкими людьми, так и между коллегами по работе. Каждая сторона в конфликтных отношениях стремится отстоять свое собственное мнение и доказать другой стороне свою правоту. Зачастую в таких ситуациях люди прибегают к взаимным словесным оскорблениям, взаимным обвинениям и унижениям.

Данное поведение вызывает острые эмоциональные и негативные переживания у субъектов конфликта, такие переживания провоцируют участников на экстремальные поступки и обостряют взаимодействия между участниками. Управлять своим эмоциями в конфликтных ситуациях достаточно трудно. Многие участники еще потом долго испытывают негативное самочувствие после разрешения конфликта.

Сохранение существующей системы межличностного взаимодействия направлены на предупреждение и урегулирование конфликта. Всё же могут оказаться источником конфликтной ситуации причины, ведущие к разрушению сложившейся системы взаимодействия. Исходя из этого, выделяют следующие функции конфликта:


  • деструктивные функции;
  • конструктивные функции.[8]

Рассмотрим подробнее, что относят к деструктивным функциям:

  • развал или ухудшение отношений;
  • низкая эффективность дальнейшего взаимодействия;
  • разрушение существующей совместной деятельности;
  • негативное самочувствие участников.

Рассмотрим подробнее, что относят к конструктивным функциям:

  • перестроечная – когда конфликт снимает факторы, которые подтачивают существующие взаимодействия между личностями;
  • функция развития – конфликт – это важный источник развития его участников;
  • познавательная - появление конфликта – это симптом неблагополучных отношений;
  • инструментальная – конфликт, как инструмент разрешения противоречий.[9]

Выделяют элементы и структуру при системном изучении конфликтов. Элементами конфликтов являются:

  • субъекты конфликта;
  • мотивы и цели;
  • причины конфликта;
  • личностные характеристики субъектов конфликта;
  • сторонники конфликта.

Структура конфликта - это взаимосвязи между его элементами. Структура и элементы конфликта постоянно меняются потому, что конфликт всегда находится в развитии.

Субъекты конфликта – это те участники, которые стремятся к достижению своей цели и отстаивают свои собственные интересы. Субъекты конфликта всегда выступают от своего лица.[10]

Отличительными особенностями межличностных конфликтов являются:

  • противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов;
  • проявляется весь спектр известных причин: объективных и субъективных, общих и частных;
  • затрагивают интересы окружения;
  • отличаются высокой эмоциональностью.

Межличностные конфликты могут классифицироваться в зависимости от взаимной направленности субъектов и межличностных отношений следующим образом:

  • групповые конфликты – противоборство, где хоть одна сторона представлена малой социальной группой;
  • межгрупповые конфликты - образ конфликта носит характер групповых взглядов;
  • международные конфликты – основные субъекты в данных конфликтах – это государства.
  • конфликты по вертикали – причины конфликтных ситуаций в звене «руководитель – подчиненный»;
  • инновационные конфликты.[11]