Файл: Менеджмент как организационно-целевое управление (Ключевые функции менеджмента).pdf
Добавлен: 27.05.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Характеристика менеджмента в рыночной экономике: сущность, место, цели, задачи и функции
1.1. Сущность, место и основные аспекты менеджмента в рыночной экономике
1.2 Основные цели и задачи менеджмента в рыночной экономике
1.3 Ключевые функции менеджмента
2. Принципы, характеристика менеджера и законы менеджмента в рыночной экономике
2.1 Характеристика принципов управления производством в рыночной экономике
2.2 Особенности и характеристика менеджера и его основные функции
Термин "менеджер" имеет весьма широкое как распространение, так и используется применительно[15]:
- к организатору определенных видов работ в области отдельных подразделений либо программно-целевых групп;
- к руководителю предприятия в целом либо его подразделений (управлений, отделений, отделов);
- к руководителю по отношению к подчиненным;
- к администратору всякого уровня управления, который организует работу в соответствии с нынешними методами.
Так, характерные рынку риск, а также неопределенность ситуации вызывают от менеджеров, как самостоятельности, так и ответственности за принимаемые решения, содействуют поиску наилучших как организационных, так и научно-технических решений относительно нововведений.
Тем самым к менеджеру всякого уровня предъявляются высокие требования, в частности, такие как[16]:
- присутствие общих знаний в рамках управления предприятием;
- компетентность в вопросах технологии производства в той отрасли, к которой относится предприятие, как по виду, так и по характеру деятельности;
- владение навыками не только администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, выражать инициативу и активно перераспределять ресурсы предприятия в более выгодных сферах использования;
- принятие обоснованных и компетентных решений на основании согласования с нижестоящими как руководителями, так и работниками и распределение участия всякого в их выполнении;
- наличие практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на главных рынках либо их сегментах, на которых уже функционирует либо намеревается функционировать;
- умение анализировать деятельность и действия предприятий-конкурентов;
- умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, в особенности спроса, мероприятий государственного регулирования экономики в своей стране и в иных странах, на рынках которых предприятие стремится усилить или удержать собственные позиции.
И все же главнейшим требованием к менеджеру всякого уровня выступает умение управлять людьми. Сюда относятся:
- знание в совершенстве собственных прямых подчиненных, их способностей и возможностей исполнения определенной поручаемой им работы;
- знание условий, которые связывают как предприятие, так и работников; защита интересов тех и иных на справедливом основании;
- устранение неспособных для удержания целостности и верности функционирования предприятия.
Отметим, что руководитель, должен устранить, либо предложить отстранение любого функционера, который стал по какой-нибудь причине не способным исполнять возложенные на него задачи. Данное требование долга всегда сложное, часто тягостное. Данная обязанность взывает к высшим нравственным качествам начальника, а также к известному гражданскому мужеству, которое подчас труднее выявить.
Современная рыночная экономика требует надобность в управляющих, которые относятся к делу творчески, хорошо информированы, умеют оптимальным образом применять ресурсы и предоставлять результативность функционирования конкретного предприятия.
Всякий менеджер и в первую очередь руководитель высшего звена управления должны разуметь, что их предприятие реализовывает собственную деятельность в рыночных условиях и целиком зависит от рынка.
Предприятие, которое существует благодаря деятельности собственных сотрудников, должна выражать заботу об удовлетворении жизненных надобностей не только клиентов-потребителей, но и своих собственных работников.
2.3 Характеристика законов менеджмента в рыночной экономике
Менеджмент базируется на системе экономических как законов, закономерностей, так и принципов управления в современных условиях рыночных отношений. Как законы, так и закономерности представляют собой объективно существующие, постоянные, повторяющиеся причинно-следственные связи, как экономических явлений, так и процессов в рамках производства, распределения и обращения, материальных благи услуг. Они функционируют независимо от воли и желания людей, больше того, как бы назначают поведение людей в сфере экономики.
Так, все законы и закономерности управления можно подразделить на две группы. К первой относятся законы, свойственные управлению вообще как целеустремленному влиянию, ко второй — закономерности менеджмента.
К количеству законов управления относятся такие как[17]:
1) закон специализации управления;
2) закон интеграции управления;
3) закон экономии времени.
Осуществит краткую характеристику общих законов управления.
Закон специализации управления. Нынешнее производство различных как товаров, так и услуг характеризуется применением новейших технологических процессов, наивысшей степенью организации труда, а также информационных систем. Данное производство вызывает узкоспециализированного управления, глубоких знаний в разнообразных областях, как науки, так и техники, что неизбежно ведет к расчленению общих функций управления на частные виды деятельности, к проявлению их в определенных условиях, на разнообразных уровнях. Тем самым менеджмент в данных условиях становится видом профессиональной деятельности, которая нуждается в специальном образовании, обладании назначенными способностями.
При этом закон интеграции управления вытекает из целостности, как производства, так и управления. С одной стороны, это объединение структурных подразделений, цехов, производств в целостный производственный организм -предприятие, с другой - это соединение узкоспециализированных управленческих действий в целостный управленческий процесс.
Отметим, что предприятия в современных рыночных условиях могут объединяться в разнообразные новые формы хозяйственных комплексов, а именно: концерны, ассоциации, акционерные общества, холдинговые компании. В качестве интегрирующих факторов выступают цели, задачи, интересы, надобность поддержания жизнедеятельности предприятия, требования рынка. Интеграция реализовывается посредством определения связей на всех уровнях управления и соответствующим информационным обеспечением.
Так, отметим закон экономии времени. Эффективность предпринимаемых управленческих действий, а значит, достижение намеченных целей, назначается скоростью реакции менеджмента на надобности рынка. Тем самым принятие решения менеджером в наиболее короткое время в сопоставлении с конкурирующей стороной предоставляет положительное воздействие на конечные результаты деятельности предприятия. Закон экономии времени располагает главнейшей значимостью в управлении предприятием, отраслью народного хозяйства, всего государством в целом
Заключение
Эффективная деятельность конкретного предприятия - это, в первую очередь эффективная деятельность персонала как от руководителя, так до рабочего, и тем самым мотивационный фактор в достижении целей предприятия играет весьма значимую роль.
Так, всякая деятельность требует управления. Менеджмент представляет собой особенный вид деятельности, характерный характер которой связан с исполнением управленческих действий, а именно функций управления.
Тем самым функции управления располагают специфическим характером, особенным содержанием и могут реализовываться самостоятельно, быть как несвязанными между собой, так и неразрывно связанными, а именно все управленческие функции объединены в целостный процесс.
Всякая из четырех основных функций менеджмента выступает для конкретного предприятия жизненно значимой. Планирование как функция управления предоставляет базу для иных функций и полагается важнейшей из них, функции же организации, мотивации и контроля направлены на исполнение как тактических, так и стратегических планов предприятия.
Итак, "менеджмент" относится лишь к тем категориям предприятий, которые реализовывают собственную деятельность с целью получения прибыли независимо от характера данной деятельности. При этом менеджмент охватывает не только деятельность предприятий, но также и банков, страховых обществ, туристических агентств, гостиниц, транспортных компаний и иных хозяйственных единиц, которые выступают на рынке как самостоятельные экономические субъекты.
В современных условиях создания новых механизмов хозяйствования, которые направлены на рыночную экономику, перед предприятиями появляется надобность функционировать по-новому, при этом считаясь как с законами, так и с основными требованиями рынка, тем самым овладевая новым типом экономического поведения, адаптируя все стороны производственной деятельности к изменяющейся ситуации. Наряду с этим повышается вклад всякого работника в конечные результаты деятельности конкретного предприятия. Одна из важнейших задач для предприятий разнообразных форм собственности состоит в поиске действенных способов управления трудом, которые обеспечивают активизацию человеческого фактора.
Список использованной литературы
- Веснин, В.Р. Менеджмент: Учебник/ В.Р. Веснин - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: 2014. — 504 с.
- Виханский, О.С. Менеджмент: Учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2006.
- Герчикова, И.Н. Менеджмент: Учебник / И.Н. Герчикова – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 422 с.
- Казначевская, Г.Б. Менеджмент: Учебник / Г.Б. Казначевская - 14 – е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 347с.
- Кнышова, Е.Н. Менеджмент: Учебник / Е.Н. Кнышова – М.: 2005. - 304 с.
- Мескон, М. Основы менеджмента: Учебник / Х. Майкл, М. Мескон, Ф. Альберт, Хедоури; под ред. О. И. Медведя – М.: Вильямс, 2007. - 704 с.
- Орлов А. И.Менеджмент: Учебник / А.И. Орлов - М.: Издательство «Изумруд», 2003. - 298 с.
- Рогожин, С.В. Теория организации: Учебник / С.В. Рогожин, Т.В. Рогожина. – М.: Финансы и статистика, 2002.- 320 с.
- Ходеев, Ф.П. Менеджмент: Учебное пособие/ Ф.П. Ходеев - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 224 с.
- Экономический словарь / режим доступа: www.glossary.ru
Приложение 1
Рисунок 1. Основные функции менеджмента в рыночной экономике
-
Кнышова, Е.Н. Менеджмент: Учебник / Е.Н. Кнышова – М.:Норма, 2005. С. 84. ↑
-
Веснин, В.Р. Менеджмент: Учебник/ В.Р. Веснин - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: 2014. C.27 ↑
-
Ходеев, Ф.П. Менеджмент: Учебное пособие/ Ф.П. Ходеев - Ростов н/Д: Феникс, 2002. С. 50. ↑
-
Казначевская, Г.Б. Менеджмент: Учебник / Г.Б. Казначевская - 14 – е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. С. 14. ↑
-
Виханский, О.С. Менеджмент: Учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2011. С. 37. ↑
-
Ходеев, Ф.П. Менеджмент: Учебное пособие/ Ф.П. Ходеев - Ростов н/Д: Феникс, 2002. С. 84. ↑
-
Мескон, М. Основы менеджмента: Учебник / Х. Майкл, М. Мескон, Ф. Альберт, Хедоури; под ред. О. И. Медведя – М.: Вильямс, 2007. С. 20. ↑
-
Виханский, О.С. Менеджмент: Учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ. С. 93. ↑
-
Веснин, В.Р. Менеджмент: Учебник/ В.Р. Веснин - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: 2014. C. 76. ↑
-
Орлов А. И.Менеджмент: Учебник / А.И. Орлов - М.: Издательство «Изумруд», 2003. С. 50. ↑
-
Мескон, М. Основы менеджмента: Учебник / Х. Майкл, М. Мескон, Ф. Альберт, Хедоури; под ред. О. И. Медведя – М.: Вильямс, 2007. С. 54. ↑
-
Герчикова, И.Н. Менеджмент: Учебник / И.Н. Герчикова – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. С.57. ↑
-
Мескон, М. Основы менеджмента: Учебник / Х. Майкл, М. Мескон, Ф. Альберт, Хедоури; под ред. О. И. Медведя – М.: Вильямс, 2007. С. 92. ↑
-
Веснин, В.Р. Менеджмент: Учебник/ В.Р. Веснин - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: 2014. С. 92. ↑
-
Мескон, М. Основы менеджмента: Учебник / Х. Майкл, М. Мескон, Ф. Альберт, Хедоури; под ред. О. И. Медведя – М.: Вильямс, 2007. С. 83 ↑
-
Виханский, О.С. Менеджмент: Учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2011. С. 51. ↑
-
Ходеев, Ф.П. Менеджмент: Учебное пособие/ Ф.П. Ходеев - Ростов н/Д: Феникс, 2002. С. 90 ↑