Файл: Содержание основных понятий, используемых в Налоговом кодексе РФ.pdf
Добавлен: 27.05.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность, структура и характеристика налогового законодательства Российской Федерации
1.1 Сущность и характеристика налогового законодательства
1.2 Структура налогового законодательства Российской Федерации
2. Понятия и термины, используемые в налоговом кодексе Российской Федерации
2.1 Понятия и термины, используемые в налоговом кодексе Российской Федерации
2.2 Понятия, связанные с определением, исчислением и уплатой налогов и сборов в РФ
Таким образом, не признается реализацией товаров, работ либо услуг:[36]
1) реализация операций, которые связаны с обращением российской либо иностранной валюты;
1) между взаимозависимыми лицами;
2) по товарообменным (бартерным) операциям;
3) в результате совершения внешнеторговых сделок;
— сезонными и другими колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);
— потерей товарами качества либо других потребительских свойств;
— истечением (приближением даты истечения) сроков годности либо реализации товаров;
— реализацией опытных моделей и образцов товаров с целью ознакомления с ними потребителей.
ВВЕДЕНИЕ
Налоги представляет один из древних финансовых институтов. Они появились наряду с товарным производством, разделением общества на классы, а также возникновением государства, которому необходимы были средства на содержание армии, судов, чиновников и иных надобностей.
Актуальность выбранной темы курсовой работы состоит в том, что на любом этапе развития общества понятие «налог» все более уточняется, а также дополняется новыми характеристикам. При этом этот процесс реализовывается вместе с развитием теоретических воззрений на государство, на главные цели его функционирования, как формы существования, так и методы управления обществом, самой финансовой науки, исследовавшей, в основном, более целесообразные направления, как формирования, так и применения дефицитных денежных ресурсов в течение назначенного периода времени. Однако времена изменяются.
С целью обеспечения процесса постоянного экономического развития, а также успешного преодоления кризисных явлений правительство любой страны применяет арсенал методов, которые имеют в системе государственного влияния на экономику, на основании принятой теоретической концепцией регулирования экономики и избранной моделью экономического развития.
Степень разработанности темы курсовой работы подтверждается Е. Н. Евстигнеев, О.В. Качур, А.В. Перов, Д.Г. Черник, Т. Ф. Юткина и др., которые раскрывают в своих работах характеристики содержания основных понятий, используемых в налоговом кодексе РФ.
Цель работы – исследовать содержание основных понятий, используемых в налоговом кодексе Российской Федерации.
Объектом курсовой работы выступает содержание основных понятий.
Предметом работы выступает налоговый кодекс РФ.
Главными задачами с целью достижения выше назначенной цели являются:
- рассмотреть сущность и характеристику налогового законодательства;
- изучить структуру налогового законодательства Российской Федерации;
- раскрыть понятия и термины, используемые в налоговом кодексе Российской Федерации;
- исследовать понятия, связанные с определением, исчислением и уплатой налогов и сборов в РФ.
Методологической основой курсовой работы выступают методы синтеза и анализа, а также нормативно-правовые акты.
Практическая значимость курсовой работы заключается в более углубленном исследовании темы, которая посвящена содержанию основных понятий, используемых в налоговом кодексе РФ.
1. Сущность, структура и характеристика налогового законодательства Российской Федерации
1.1 Сущность и характеристика налогового законодательства
Законодательство Российской Федерации, как о налогах, так и о сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации, а также принятых на основании с ним федеральных законов о налогах и сборах. При этом Налоговый Кодекс РФ определяет систему налогов и сборов, которые взимается в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов на территории Российской Федерации, в том числе:[1]
1) виды налогов и сборов, которые взимаются в РФ;
2) основания появления (изменения, прекращения), а также порядок выполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
3) принципы определения, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, которые регулируются законодательством о налогах и сборах;
5) формы и методы налогового контроля;
6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
Отметим, что Кодекс занимает особенное место в системе законодательства. На основании этого нужно сказать, что применяемый в Налоговом Кодексе РФ термин "законодательство о налогах и сборах" разумеет лишь НК РФ, а также принятые на основании него федеральные законы, и законы субъектов РФ, а также решения представительных органов местного самоуправления об некоторых налогах. Но использовавшийся до принятия Налоговым Кодексом РФ термин "налоговое законодательство" обладал наиболее широким смыслом. Говорится, что в научном плане было бы наиболее логично применять именно его, потому как сведение законодательства о налогах и сборах лишь к законам о налогах обладает множеством недостатков и приводит к проблемам в правовом регулировании и использовании некоторых положений.
Бесспорно, право должно располагать собственным внешним выражением. Как в отечественной, так и в зарубежной литературе это внешнее выражение права в одних случаях именуют формой либо формами права, в других - источниками, а в третьих их называют одновременно и формами, и источниками права.[2]
Стоит отметить то, что все источники налогового права можно подразделить на три основные большие группы, а именно: законы, подзаконные акты, нормативные договоры. Также необходимо сказать о том, что нормативный правовой акт, с целью чтобы стать источником налогового права, должен располагать такими признаками как: общеобязательность, формальная определенность, законность.
Данные признаки объединяют их с иными источниками права. Наряду с этим источники налогового права располагают характерными чертами, которые отличаются их от совокупности нормативных правовых актов, которые регулируют другие отрасли, а именно:[3]
- они регулируют общественные отношения, которые составляют предмет налогового права;
- они принимаются лишь теми органами, правотворческая компетенция которых регламентирована Налоговым Кодексом РФ. Вопросы, которые регулируют налогообложение, не могут выноситься на референдум. В Конституции Российской Федерации также предусмотрена усложненная процедура с целью принятия налоговых законов, а именно: обязательное заключение Правительства РФ, обязательное исследование Советом Федерации;
- несовпадение, как источников налогового права, так и законодательства о налогах и сборах, оперирующие Налоговым Кодексом РФ. При этом законодательство о налогах и сборах в Налоговом Кодексе РФ осознается в узком смысле, в него не входят подзаконные акты, а также международные договоры. Данный сознательный шаг законодателя порождает большое число проблем, и в первую очередь, в правотворчестве. Тем не менее, налоговое законодательство на федеральном уровне должно регулироваться лишь Налоговым Кодексом Российской Федерации. Наряду с этим законодатель стремится к тому, чтобы исключить все не входящие в Налоговый Кодекс РФ законы.[4]
Отметим, что в иерархии источников налогового права особенное место занимает Конституция Российской Федерации. Нормы Конституции РФ, которые регулируют налоговые отношения, можно подразделить на две основные группы:
- нормы, которые прямо посвящены налоговым отношениям (статьи 57, 72 и др.);
- нормы, которые косвенно регулируют налоговые отношения (ст. ст. 7, 8 и др.). Эти нормы прямо не посвящены налоговым отношениям, однако они назначают всю как финансовую, так и экономическую политику в стране, что не может не отобразиться на правовом регулировании налоговых отношений.
Итак, следующая группа источников – это федеральные конституционные законы. Так, к примеру, Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" определяет, что Правительство Российской Федерации как разрабатывает, так и осуществляет налоговую политику в стране. Тем самым Налоговым Кодексом РФ не включает ссылок на федеральные конституционные законы, а также не упоминает Правительство как главный орган, который регулирует налоговые отношения.
Федеральные законы можно подразделить на две главные группы, а именно: налоговые законы и неналоговые законы. При этом к налоговым законам относятся Налоговый Кодекс РФ, законы о внесении, как изменений, так и дополнений в НК РФ. Отметим, что до недавнего времени в налоговом законодательстве находился огромный блок законов, который посвящен некоторым видам налогов.
Наряду с этим неналоговые законы непосредственно не посвящены регулированию налоговых отношений, однако тем самым включают налоговые нормы. [5] Таким образом, главным источником налогового права выступает Налоговый Кодекс Российской Федерации, который содержит в себе две части.
Кодификация дает возможность выстроить жесткую иерархию в совокупности источников налогового права, которая надобна для всякой системы нормативных актов. Налоговый Кодекс РФ включает положение о его приоритете в отношении к другим нормативным правовым актам о налогах и сборах. Так, в статье 6 Налогового Кодекса РФ назначены признаки, согласно которым тот либо другой нормативный правовой акт может быть признан ему несоответствующим. [6]Итак, Налоговый Кодекс РФ - не просто закон, он "первый среди равных" в системе налоговых законов. Тем самым подчеркивается особенная значимость кодифицированного акта в системе отраслевого законодательства.
Суть кодификации также заключается в формировании правотворческим путем единого, логически как цельного, так и внутренне согласованного нормативного акта, который закладывает правовые базы отрасли права, подотрасли либо крупного правового института. Целью кодификации выступает по возможности более адекватно "отобразить социальные интересы, юридически закрепить более принципиальные, устойчивые общественные отношения и сформировать назначенный правовой фундамент с целью последующих социальных преобразований".[7]
Собственно данную роль играет Налоговый Кодекс Российской Федерации в системе источников налогового права. Кодификация дала возможность создать общую часть налогового права, которая содержит как общеотраслевые принципы, так и терминологию, понятие и содержание элементов налогообложения, правовой статус субъектов налогового права, процессуальные базы, как налогового контроля, так и ответственности и т.д. [8]
Следующим источником налогового права выступают законы субъектов Российской Федерации. Определение общих принципов налогообложения, а также сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. А определение региональных налогов находится в исключительном ведении субъектов Федерации (ст. 73 Конституции РФ). Так, принимая соответствующие законы, субъекты РФ, вводят на собственной территории региональные налоги либо предусматривают налоговые льготы по некоторым налогам.
В большом числе субъектов налоговые законы как разрозненны, так и принимаются по некоторым налогам. Но в некоторых субъектах принимаются единые акты по налогам, которые взимаются в субъекте, используемые лишь в целом. Данные акты не выступают кодификациями, а также не повторяют Налоговый Кодекс РФ, однако включают весьма систематизированную нормативную информацию о налогах.
Тем самым муниципальные образования принимают решения представительных органов местного самоуправления, определяя либо изменяя те, либо иные местные налоги.
Анализируя данную группу источников налогового права, как законы, нужно распознавать понятия законодательства о налогах и сборах, а также о источников налогового права. Система законодательства о налогах и сборах определена в статье 1 Налогового Кодекса Российской Федерации. В нее включаются федеральные законы, законы субъектов РФ, а также нормативные акты представительных органов местного самоуправления. Подзаконные же акты не содержатся в законодательстве о налогах и сборах.[9]
Однако они относятся к источникам налогового права и нужны в таких случаях как: отдельные вопросы налогообложения вызывают довольно оперативного решения, что не обеспечивается законодательной процедурой; решение целого ряда проблем, которые имеют технический характер, рационально поручить специализированным ведомствам, а не загромождать ими закон; потому как налогообложению свойственна, в том числе и регулирующая функция, решение некоторых вопросов может быть отнесено к компетенции органа, который ответствен за осуществление как социальной, так и экономической политики в той либо иной области.