Файл: Содержание основных понятий, используемых в Налоговом кодексе РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Сущность, структура и характеристика налогового законодательства Российской Федерации

1.1 Сущность и характеристика налогового законодательства

1.2 Структура налогового законодательства Российской Федерации

2. Понятия и термины, используемые в налоговом кодексе Российской Федерации

2.1 Понятия и термины, используемые в налоговом кодексе Российской Федерации

2.2 Понятия, связанные с определением, исчислением и уплатой налогов и сборов в РФ

Итак, отметим, что говоря об общих правилах выполнения обязанности по уплате как налогов, так и сборов, нужно остановиться на некоторых понятиях, которые неразрывно связаны с определением, а также с исчислением и с уплатой налогов и сборов, непосредственно вопросах выполнения обязанности по уплате налогов и сборов, требованиях об их уплате, а также о способах обеспечения выполнения перечисленных обязанностей.[34]

Так, под имуществом в Налоговом кодексе постигаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), которые относятся к имуществу согласно Гражданскому Кодексу Российской Федерации.

Товаром для целей налогообложения признается всякое имущество, которое реализуется или назначено с целью реализации. При этом в целях регулирования отношений, которые связаны с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и другое имущество, назначаемое Таможенным кодексом Российской Федерации.

При этом работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой располагают материальным выражением и могут быть осуществлены с целью удовлетворения нужд организации и (или) физических лиц.

Так, услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, а также как реализуются, так и потребляются в ходе реализации данной деятельности.

Реализацией товаров, работ либо услуг организацией, либо индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездном основании (в том числе обмен товарами, работами либо услугами) права собственности на товары, результатов исполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, в случаях, которые предусмотрены Налоговым кодексом, передача права собственности на товары, результатов исполненных работ одним лицом для иного лица, оказание услуг одним лицом другому лицу — на безвозмездном основании (ст. 39 НК РФ).[35]

Таким образом, не признается реализацией товаров, работ либо услуг:[36]

1) реализация операций, которые связаны с обращением российской либо иностранной валюты;

2) передача основных средств, нематериальных активов и (или) другого имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) в результате реорганизации данной организации;

3) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на реализацию основной уставной деятельности, которая не связана с предпринимательской деятельностью;

4) передача имущества, если данная передача носит инвестиционный характер, паевые взносы в паевые фонды кооперативов;

5) передача имущества в пределах начального взноса участнику хозяйственного общества либо товарищества (его правопреемнику либо наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также в результате распределения имущества ликвидируемого хозяйственного общества либо товарищества между его участниками;

6) передача имущества в пределах начального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) либо его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, которое находится в общей собственности участников договора, либо раздела данного имущества;

7) передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного либо муниципального жилищного фонда в результате проведения приватизации;

8) изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, и обращение в собственность других лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада на основании норм Гражданского кодекса Российской Федерации;

9) другие операции в случаях, которые предусмотрены Налоговым кодексом. Особенно необходимо остановиться на таком понятии, как цена.

Отметим, что по общему правилу для целей налогообложения принимается цена товаров, работ либо услуг, которая указана сторонами сделки. Пока не доказано обратное, полагается, что данная цена отвечает уровню рыночных цен (статья 40 НК РФ).[37]

Налоговые органы в результате осуществления контроля за полнотой исчисления налогов имеет право проверять правильность использования цен по сделкам только в таких случаях как:[38]

1) между взаимозависимыми лицами;

2) по товарообменным (бартерным) операциям;

3) в результате совершения внешнеторговых сделок;

4) при отклонении более чем на 20 процентов в сторону увеличения либо в сторону уменьшения от уровня цен, используемых налогоплательщиком по однородным товарам (работам, услугам) в пределах кратковременного периода времени.

В случаях, которые предусмотрены ст. 40 НК РФ, когда цены товаров, работ либо услуг, использованные сторонами сделки, отклоняются в сторону увеличения либо в сторону уменьшения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган имеет право вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, которые рассчитаны так, как если бы результаты данной сделки были оценены исходя из использования рыночных цен на соответствующие товары, работы либо услуги.

Тем самым рыночная цена устанавливается с учетом положений, которые предусмотрены пп. 4-11 ст. 40 НК РФ. Вместе с тем учитываются обычные в результате заключения сделок между не взаимозависимыми лицами надбавки к цене либо скидки. К примеру, учитываются скидки, которые вызваны:[39]

— сезонными и другими колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);

— потерей товарами качества либо других потребительских свойств;

— истечением (приближением даты истечения) сроков годности либо реализации товаров;

— маркетинговой политикой, в том числе в результате продвижения на рынки новых товаров, которые не имеют аналогов, и в результате продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;

— реализацией опытных моделей и образцов товаров с целью ознакомления с ними потребителей.

Тем не менее, рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, которая сформировалась в результате взаимодействия, как спроса, так и предложения на рынке идентичных товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических условиях.

Однако рынком товаров (работ, услуг) признается сфера обращения данных товаров (работ, услуг), назначаемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без существенных дополнительных затрат приобрести товар (работу, услугу) на ближайшей в отношении к покупателю (продавцу) территории Российской Федерации либо за пределами Российской Федерации.[40]

Так, идентичными признаются товары, которые располагают одинаковыми характерными для них основными признаками.

В результате установления идентичности товаров учитываются, в частности, их физические как характеристики, так и качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. При установлении идентичности товаров небольшие различия в их внешнем виде могут не учитываться.

Однородными признаются товары, которые, не выступая идентичными, обладают сходными характеристиками и состоят из похожих компонентов, что дает возможность им исполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.

При назначении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, присутствие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения.

В результате определения рыночных цен товаров, работ либо услуг принимаются во внимание сделки между лицами, которые не являются взаимозависимыми. Тем самым сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание лишь в тех случаях, когда взаимозависимость данных лиц не воздействовала на итоги данных сделок.[41]

При определении рыночных цен товара, работы либо услуги учитывается информация о заключенных на момент реализации данного товара, работы либо услуги сделках с идентичными товарами, работами либо услугами в сопоставимых условиях. К примеру, учитываются такие условия сделок, как количество поставляемых товаров, сроки выполнения обязательств, условия платежей, зачастую используемые в сделках этого вида, и другие разумные условия, которые могут проявлять воздействие на цены.[42]

В результате отсутствия на соответствующем рынке товаров, работ либо услуг сделок по идентичным товарам, работам, услугам либо в результате отсутствия предложения на данном рынке данных товаров, работ или услуг, и при невозможности установления соответствующих цен ввиду отсутствия или недоступности информационных источников с целью назначения рыночной цены применяется метод цены последующей реализации, в результате которого рыночная цена товаров, работ или услуг, устанавливается как разность цены, согласно которой данные товары, работы или услуги реализованы покупателем данных товаров, работ или услуг при последующей их реализации.

При невозможности применения метода цены последующей реализации применяется затратный метод, в результате которого рыночная цена товаров, работ либо услуг, реализуемых продавцом, устанавливается как сумма произведенных затрат и обычной для этой сферы деятельности прибыли. Тем самым учитываются обычные в данных случаях как прямые, так и косвенные затраты на производство и реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и другие подобные затраты.[43]

В результате, как установления, так и признания рыночной цены товара, работы или услуги применяются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы либо услуги и биржевых котировках.

В результате реализации товаров (работ, услуг) согласно государственным регулируемым ценам (тарифам), определенным на основании законодательства Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются перечисленные выше тарифы.

Весьма значимым аспектом в результате исчисления целого ряда налогов (прежде всего налога на прибыль организаций) выступает принцип установления доходов.[44]

На основании статьи 41 Налогового Кодекса РФ доходом признается экономическая выгода в денежной либо в натуральной форме, которая учитывается в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой данную выгоду можно оценить.

Для целей налогообложения дивидендом признается всякий доход, который получен акционером (участником) от организации в результате распределения прибыли, которая остается после налогообложения, по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном капитале данной организации (ст. 43 НК РФ).[45]

Так, к дивидендам также относятся всякие доходы, которые получаются из источников за пределами Российской Федерации, а также относятся к дивидендам на основании законодательства иностранных государств. Тем самым не признаются дивидендами:[46]

1) выплаты в результате ликвидации организации акционеру (участнику) данной организации в денежной либо в натуральной форме, которая не превышает взноса данного акционера (участника) в уставный (складочный) капитал организации;

2) выплаты акционерам (участникам) организации в виде передачи акций этой же организации в собственность;

3) выплаты некоммерческой организации на реализацию ее главной уставной деятельности (не связанной с предпринимательской деятельностью), которые произведены хозяйственными обществами, уставный капитал которых состоит целиком из вкладов данной некоммерческой организации.

Процентами признается всякий заранее определенный доход, в том числе в виде дисконта, который получен по долговому обязательству всякого вида (независимо от способа его оформления). На основании этого процентами признаются также доходы, которые получены по денежным вкладам, а также долговым обязательствам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Приложение 1

ВВЕДЕНИЕ

Налоги представляет один из древних финансовых институтов. Они появились наряду с товарным производством, разделением общества на классы, а также возникновением государства, которому необходимы были средства на содержание армии, судов, чиновников и иных надобностей.

Актуальность выбранной темы курсовой работы состоит в том, что на любом этапе развития общества понятие «налог» все более уточняется, а также дополняется новыми характеристикам. При этом этот процесс реализовывается вместе с развитием теоретических воззрений на государство, на главные цели его функционирования, как формы существования, так и методы управления обществом, самой финансовой науки, исследовавшей, в основном, более целесообразные направления, как формирования, так и применения дефицитных денежных ресурсов в течение назначенного периода времени. Однако времена изменяются.

С целью обеспечения процесса постоянного экономического развития, а также успешного преодоления кризисных явлений правительство любой страны применяет арсенал методов, которые имеют в системе государственного влияния на экономику, на основании принятой теоретической концепцией регулирования экономики и избранной моделью экономического развития.

Степень разработанности темы курсовой работы подтверждается Е. Н. Евстигнеев, О.В. Качур, А.В. Перов, Д.Г. Черник, Т. Ф. Юткина и др., которые раскрывают в своих работах характеристики содержания основных понятий, используемых в налоговом кодексе РФ.

Цель работы – исследовать содержание основных понятий, используемых в налоговом кодексе Российской Федерации.

Объектом курсовой работы выступает содержание основных понятий.

Предметом работы выступает налоговый кодекс РФ.

Главными задачами с целью достижения выше назначенной цели являются:

  • рассмотреть сущность и характеристику налогового законодательства;
  • изучить структуру налогового законодательства Российской Федерации;
  • раскрыть понятия и термины, используемые в налоговом кодексе Российской Федерации;
  • исследовать понятия, связанные с определением, исчислением и уплатой налогов и сборов в РФ.

Методологической основой курсовой работы выступают методы синтеза и анализа, а также нормативно-правовые акты.

Практическая значимость курсовой работы заключается в более углубленном исследовании темы, которая посвящена содержанию основных понятий, используемых в налоговом кодексе РФ.


1. Сущность, структура и характеристика налогового законодательства Российской Федерации

1.1 Сущность и характеристика налогового законодательства

Законодательство Российской Федерации, как о налогах, так и о сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации, а также принятых на основании с ним федеральных законов о налогах и сборах. При этом Налоговый Кодекс РФ определяет систему налогов и сборов, которые взимается в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов на территории Российской Федерации, в том числе:[1]

1) виды налогов и сборов, которые взимаются в РФ;

2) основания появления (изменения, прекращения), а также порядок выполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы определения, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, которые регулируются законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Отметим, что Кодекс занимает особенное место в системе законодательства. На основании этого нужно сказать, что применяемый в Налоговом Кодексе РФ термин "законодательство о налогах и сборах" разумеет лишь НК РФ, а также принятые на основании него федеральные законы, и законы субъектов РФ, а также решения представительных органов местного самоуправления об некоторых налогах. Но использовавшийся до принятия Налоговым Кодексом РФ термин "налоговое законодательство" обладал наиболее широким смыслом. Говорится, что в научном плане было бы наиболее логично применять именно его, потому как сведение законодательства о налогах и сборах лишь к законам о налогах обладает множеством недостатков и приводит к проблемам в правовом регулировании и использовании некоторых положений.


Бесспорно, право должно располагать собственным внешним выражением. Как в отечественной, так и в зарубежной литературе это внешнее выражение права в одних случаях именуют формой либо формами права, в других - источниками, а в третьих их называют одновременно и формами, и источниками права.[2]

Стоит отметить то, что все источники налогового права можно подразделить на три основные большие группы, а именно: законы, подзаконные акты, нормативные договоры. Также необходимо сказать о том, что нормативный правовой акт, с целью чтобы стать источником налогового права, должен располагать такими признаками как: общеобязательность, формальная определенность, законность.

Данные признаки объединяют их с иными источниками права. Наряду с этим источники налогового права располагают характерными чертами, которые отличаются их от совокупности нормативных правовых актов, которые регулируют другие отрасли, а именно:[3]

- они регулируют общественные отношения, которые составляют предмет налогового права;

- они принимаются лишь теми органами, правотворческая компетенция которых регламентирована Налоговым Кодексом РФ. Вопросы, которые регулируют налогообложение, не могут выноситься на референдум. В Конституции Российской Федерации также предусмотрена усложненная процедура с целью принятия налоговых законов, а именно: обязательное заключение Правительства РФ, обязательное исследование Советом Федерации;

- несовпадение, как источников налогового права, так и законодательства о налогах и сборах, оперирующие Налоговым Кодексом РФ. При этом законодательство о налогах и сборах в Налоговом Кодексе РФ осознается в узком смысле, в него не входят подзаконные акты, а также международные договоры. Данный сознательный шаг законодателя порождает большое число проблем, и в первую очередь, в правотворчестве. Тем не менее, налоговое законодательство на федеральном уровне должно регулироваться лишь Налоговым Кодексом Российской Федерации. Наряду с этим законодатель стремится к тому, чтобы исключить все не входящие в Налоговый Кодекс РФ законы.[4]

Отметим, что в иерархии источников налогового права особенное место занимает Конституция Российской Федерации. Нормы Конституции РФ, которые регулируют налоговые отношения, можно подразделить на две основные группы:

- нормы, которые прямо посвящены налоговым отношениям (статьи 57, 72 и др.);


- нормы, которые косвенно регулируют налоговые отношения (ст. ст. 7, 8 и др.). Эти нормы прямо не посвящены налоговым отношениям, однако они назначают всю как финансовую, так и экономическую политику в стране, что не может не отобразиться на правовом регулировании налоговых отношений.

Итак, следующая группа источников – это федеральные конституционные законы. Так, к примеру, Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" определяет, что Правительство Российской Федерации как разрабатывает, так и осуществляет налоговую политику в стране. Тем самым Налоговым Кодексом РФ не включает ссылок на федеральные конституционные законы, а также не упоминает Правительство как главный орган, который регулирует налоговые отношения.

Федеральные законы можно подразделить на две главные группы, а именно: налоговые законы и неналоговые законы. При этом к налоговым законам относятся Налоговый Кодекс РФ, законы о внесении, как изменений, так и дополнений в НК РФ. Отметим, что до недавнего времени в налоговом законодательстве находился огромный блок законов, который посвящен некоторым видам налогов.

Наряду с этим неналоговые законы непосредственно не посвящены регулированию налоговых отношений, однако тем самым включают налоговые нормы. [5] Таким образом, главным источником налогового права выступает Налоговый Кодекс Российской Федерации, который содержит в себе две части.

Кодификация дает возможность выстроить жесткую иерархию в совокупности источников налогового права, которая надобна для всякой системы нормативных актов. Налоговый Кодекс РФ включает положение о его приоритете в отношении к другим нормативным правовым актам о налогах и сборах. Так, в статье 6 Налогового Кодекса РФ назначены признаки, согласно которым тот либо другой нормативный правовой акт может быть признан ему несоответствующим. [6]Итак, Налоговый Кодекс РФ - не просто закон, он "первый среди равных" в системе налоговых законов. Тем самым подчеркивается особенная значимость кодифицированного акта в системе отраслевого законодательства.

Суть кодификации также заключается в формировании правотворческим путем единого, логически как цельного, так и внутренне согласованного нормативного акта, который закладывает правовые базы отрасли права, подотрасли либо крупного правового института. Целью кодификации выступает по возможности более адекватно "отобразить социальные интересы, юридически закрепить более принципиальные, устойчивые общественные отношения и сформировать назначенный правовой фундамент с целью последующих социальных преобразований".[7]


Собственно данную роль играет Налоговый Кодекс Российской Федерации в системе источников налогового права. Кодификация дала возможность создать общую часть налогового права, которая содержит как общеотраслевые принципы, так и терминологию, понятие и содержание элементов налогообложения, правовой статус субъектов налогового права, процессуальные базы, как налогового контроля, так и ответственности и т.д. [8]

Следующим источником налогового права выступают законы субъектов Российской Федерации. Определение общих принципов налогообложения, а также сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. А определение региональных налогов находится в исключительном ведении субъектов Федерации (ст. 73 Конституции РФ). Так, принимая соответствующие законы, субъекты РФ, вводят на собственной территории региональные налоги либо предусматривают налоговые льготы по некоторым налогам.

В большом числе субъектов налоговые законы как разрозненны, так и принимаются по некоторым налогам. Но в некоторых субъектах принимаются единые акты по налогам, которые взимаются в субъекте, используемые лишь в целом. Данные акты не выступают кодификациями, а также не повторяют Налоговый Кодекс РФ, однако включают весьма систематизированную нормативную информацию о налогах.

Тем самым муниципальные образования принимают решения представительных органов местного самоуправления, определяя либо изменяя те, либо иные местные налоги.

Анализируя данную группу источников налогового права, как законы, нужно распознавать понятия законодательства о налогах и сборах, а также о источников налогового права. Система законодательства о налогах и сборах определена в статье 1 Налогового Кодекса Российской Федерации. В нее включаются федеральные законы, законы субъектов РФ, а также нормативные акты представительных органов местного самоуправления. Подзаконные же акты не содержатся в законодательстве о налогах и сборах.[9]

Однако они относятся к источникам налогового права и нужны в таких случаях как: отдельные вопросы налогообложения вызывают довольно оперативного решения, что не обеспечивается законодательной процедурой; решение целого ряда проблем, которые имеют технический характер, рационально поручить специализированным ведомствам, а не загромождать ими закон; потому как налогообложению свойственна, в том числе и регулирующая функция, решение некоторых вопросов может быть отнесено к компетенции органа, который ответствен за осуществление как социальной, так и экономической политики в той либо иной области.