Файл: Менеджмент как организационно-целевое управление (Ключевые функции менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наряду с этим в главные задачи менеджмента входят[6]:

- предоставление автоматизации производства и переход к применению работников, которые располагают высокой квалификацией;

- стимулирование работы сотрудников предприятия посредством формирования для них оптимальных условий труда и определение наиболее высокой заработной платы;

- постоянный контроль за эффективностью деятельности предприятия, координация работы всех подразделений предприятия;

- постоянный поиск, а также освоение новых рынков.

К основным задачам, которые решаются в менеджменте, относятся также:

- назначение определенных целей развития предприятия;

- раскрытие приоритетности целей, их как очередности, так и последовательности решения;

- разработка стратегии развития предприятия - хозяйственных задач и направлений их решения;

- выработка системы мер с целью решения назначенных проблем на разнообразные временные периоды;

- установление надобных ресурсов и источников их обеспечения;

- определение контроля за исполнением намеченных задач.

Исполнение задач менеджмента, как по регулированию, организации, координации, так и контролю за процессом производства и достижение назначенных целей получают оценку на рынке.

Так, задачи управления непрерывно усложняются по мере увеличения масштабов производства, вызывающего предоставления все возрастающими объемами ресурсов - материальных, финансовых, трудовых и др.

Тем самым общим во всех данных понятиях выступает ориентированность целей на достижение определенных результатов, которые характеризуют перспективное состояние внутренней среды хозяйствующего субъекта. Вместе с тем к конечным результатам как желаемым будущим состоянием может вести только деятельность внутренней среды хозяйствующего субъекта, которая состоит из субъекта управления – управляющей системы, либо системы управления – и объекта управления – управляемой системы. Таким образом, цели данных двух систем несколько различаются друг от друга.

Цели хозяйствующего субъекта представляют цели управляемой системы, которая представлена самыми различными процессами производства как продукции, так и услуг: основными, вспомогательными, обслуживающими, обеспечивающими, сбытовыми, научными, маркетинговыми, природоохранными, внешнеэкономическими, коммуникативными и иными. При этом цели хозяйствующего субъекта выражаются на основании, как анализа, так и предвидении его состояния во внешней среде, конкурентной позиции на выбранном целевом рынке потребителей.


Отметим, что цели менеджмента, ориентированы на достижение желаемых результатов, которые нужно получить хозяйствующему субъекту, исходя из избранной концепции управления маркетингом, а также стратегии развития, которая содержит четыре целевые направленности[7]:

1) наиболее глубокое проникновение на освоенные как демографический, так и географический рынки со старой продукцией и услугами;

2) проникновение на новые географические и демографические рынки со старыми услугами;

3) разработка и производство новых товаров для старых, освоенных рынков;

4) диверсифицированное развитие, состоящее в освоении производства новых продуктов и услуг для новых географических и демографических рынков.

Следовательно, цели менеджмента выступают вторичными в сравнении с целями хозяйствующего субъекта, которые можно назвать первичными. Но выражение и тех и иных по собственной сути отличается невелико. Так, стратегическую цель производственных процессов – освоить производство и выпуск новой высококачественной продукции с заданным набором свойств – для системы управления можно выразить следующим образом – предоставить как освоение, так и выпуск новой высокоэффективной продукции. Присутствие своих целей — главное отличие организации от иных искусственных систем, сформированных человеком.

Цели — средства, задачи и идеалы системы могут быть определены столь же объективно, как и количество содержащихся в них элементов. Это дает возможность изучать систему телеологически, с точки зрения выхода, с точки зрения входа, что выступает принципиальным моментом с позиций оценки эффективности менеджмента. При этом системное исследование организации назначает ее как целеустремленную систему, которая выступает частью одной либо более иных целеустремленных систем и части которой — люди — имеют свои цели. Таким образом, изучение организации должно предусматривать анализ трех основных уровней целей, а именно: самой системы, ее частей и системы наиболее высокого порядка, частью которой выступает эта организация. Надобность учета данного большого числа целей вместе с тем создает проблему целеполагания в деятельности организации, и соответственно менеджмента.

1.3 Ключевые функции менеджмента

Оценка, как места, так и роли менеджмента, как в общественном производстве, так и в выражении проблем экономического развития выступает задачей не только экономики, но и целого ряда иных общественных наук. Тем самым теория институциональной экономики, появившаяся на стыке экономики, социологии, права и истории, направлена на исследование как формальных, так и неформальных норм, которые структурируют взаимодействия между индивидами в различных сферах повседневной активности. При этом постижение взаимозависимости разнообразных сторон как общественного, так и индивидуального производства привело к нынешнему осмыслению системной природы экономики, в том числе ее структурно-функциональной дифференциации, а также выработке концепций его институционализации как назначающего фактора социального взаимодействия в ходе экономического развития.


Схема основных функций менеджмента в рыночной экономике представлена в Приложении 1 работы.

Планирование представляет собой основную функцию менеджмента, а также вид деятельности по созданию средств влияния, которые обеспечивают достижение намеченных целей. Тем самым планирование используется к значимым решениям, назначающим последующее развитие предприятия. Так, планирование представляет направленный в будущее систематический процесс принятия решений. Суть планирования выражается в конкретизации целей развития предприятия и всякого подразделения в отдельности на определенный период: установление хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, раскрытие материальных трудовых, а также финансовых ресурсов с целью решения намеченных задач. Планирование предоставляет возможность заблаговременно учесть как внутренние, так и внешние факторы, которые предоставляют благоприятные условия с целью нормального как функционирования, так и развития предприятия либо другого структурного подразделения.

Так, в зависимости от содержания, как целей, так и задач можно выделить такие основные формы планирования, а также виды планов как[8]:

- перспективное;

- среднесрочное;

- текущее (бюджетное, оперативное).

Значимой функцией управления выступает функция организации, которая состоит в определении как постоянных, так и временных взаимоотношений между всеми подразделениями предприятия, установлении, как порядка, так и условий функционирования предприятий. Организация как процесс представляет собой функцию по координации множества задач.

Отметим, что функция организации осуществляется двумя основными направлениями: посредством административно-организационного управления и посредством оперативного управления.

Тем самым административно-организационное управление полагает назначение структуры предприятия, определение, как взаимосвязей, так и распределение функций между всеми подразделениями, предоставление прав и определение ответственности между работниками аппарата управления.

При этом оперативное управление предоставляет функционирование предприятия в соответствии с утвержденным планом. Оно состоит в периодическом либо в непрерывном сопоставлении фактически полученных результатов с результатами, которые намечены планом, и дальнейшей их корректировке. Оперативное управление во многом связано с текущим планированием.


Контроль представляет собой системное наблюдение за исполнением планов, а также как заданий, так и результатами хозяйственной деятельности, предоставление при помощи информации обратной связи с управляемым объектом. Наряду с этим учет и контроль нужны с целью управления плановой, финансовой, производственной, а также трудовой дисциплины на конкретном предприятии. Контроль как главная функция менеджмента объединяет все виды управленческой деятельности, которые связаны с формированием информации, как о состоянии, так и о функционировании объекта управления, исследования информации о процессах и результатах деятельности, работой по диагностике и оценке процессов, как развития, так и достижения намеченных целей. При этом процесс контроля состоит из определения стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и осуществления корректировок в том случае, если достигнутые результаты значительно отличаются от определенных стандартов. При помощи контроля менеджер раскрывает проблемы, а также причины их появления и принимает активные мероприятия по корректировке отклонений, как от цели, так и от плана деятельности[9].

Мотивация как главная функция менеджмента главным образом связана с процессом побуждения себя, а также иных людей к деятельности посредством формирования мотивов поведения с целью достижения личных целей предприятия. Так, изучение поведения человека в труде предоставляет отдельные общие объяснения мотивации и дает возможность сформировать прагматические модели мотивации сотрудника на рабочем месте.

Стимулирование представляет функцию, которая связана с процессом активации деятельности людей, а также трудовых коллективов, предоставляет работников в увеличении результатов собственного труда. Данная функция применяется с целью как морального, так и материального поощрения работников в зависимости, как от качества, так и от количества затраченного труда. Помимо этого данная функция предоставляет заинтересованность в достижении высокой эффективности деятельности всего предприятия в целом. Также полагает формирование условий, при которых в результате активной трудовой деятельности работник будет трудиться наиболее эффективно и наиболее производительно, а именно исполнит огромный объем работ, чем было оговорено заранее. Тем самым здесь стимулирование труда формирует условия с целью осознания работником, что он может трудиться наиболее производительно, и появления желания, которое рождает, тем самым, надобность, трудиться наиболее производительно, а именно возникновение у работника мотивов к наиболее действенному труду, а также реализация данного мотива в процессе труда. Но хотя стимулы и побуждают человека трудится, но их одних еще недостаточно для производительного труда. Поэтому система, как стимулов, так и мотивов должна основываться на определенную базу, а именно на нормативный уровень трудовой деятельности. При этом факт вступления работника в трудовые отношения полагает, что он заранее оговоренные вознаграждения должен исполнять некоторый круг обязанностей. В данной ситуации для стимулирования нет еще места. Здесь сфера контролируемой деятельности и работают мотивы избегания, которые связаны со страхом наказания за неисполнение предъявленных требований[10].


Тем не менее, структурно-функциональный подход - это конкретизация идей, как теории систем, так и системного анализа применительно к разнообразным сферам экономики, которые исследуются как составные, а также взаимодействующие части социальной системы высшего порядка — общества. Понятие системных функций предприятия базируется на очевидном факте ее включенности в жизнедеятельность всего общества как объемлющего социального целого. Наряду с этим определяется соответствие между инвариантным аспектом изучаемого объекта и понятием структуры, которое применяется с целью обозначения совокупности устойчивых связей между главными частями объекта, предоставляющей его как целостность, так и тождественность самому себе.

Однако собственно данные свойства играют назначающую роль с точки зрения управляющих влияний на социально-экономическую систему, в том числе влияний, полагающих структурную либо функциональную перестройку всей системы либо элементов ее структуры в соответствии, как с целями, так и с интересами общества. Из этого следует, что значимой задачей науки выступает познание структур социально-экономических систем как носителей эмерджентных свойств назначающих главные характеристики их поведения. Наряду с этим успех перестройки системы в направленности получения заданных свойств, выступает конечным критерием, который определяет степень познания действительной структуры.

Следуя из того, что функции подсистем социально-экономической системы реализуются посредством соответствующих институциональных форм и процессов, конкретизацию структурно-функционального подхода к анализу системных функций менеджмента как институциональной структуры можно представить такими основными концепциями как[11]:

- менеджмент исследуется как одна из подсистем общественного производства и социально-экономической системы в целом;

- реализация его системных функций, назначаемых структурно-функциональной дифференциацией общественного производства и присутствием общесистемных императивов, составляет специализированный вклад менеджмента в жизнедеятельность общества;

- менеджмент на уровнях развития общественного производства и его текущего функционирования может исследоваться как институциональный процесс, реализовываемый путем управленческих решений, результатом которых становятся как издержки, так и доходы производства, с одной стороны, и формирование материальных благ и услуг — с другой.