Файл: Функции организационной культуры.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бюрократическая (иерархическая) организационная культура. Большое производство, банк, государственная корпорация стремятся к формализации работы. Огромное количество инструкций, строгий дресс-код, точные распоряжения, жесткий контроль. В организации выстроена иерархия. Если есть затруднения, подчиненные обращаются к своему непосредственному руководителю, как в армии. Директор, как правило, компетентный человек, вникающий в детали. Контролирует все процессы, лично награждает и наказывает. Главному бухгалтеру работать в бюрократической организации удобно. Сотрудники уважают документооборот, поэтому вовремя сдают документы в бухгалтерию, соблюдают финансовую дисциплину. Отчеты пишут правильно, без ошибок. Вообще, в такой компании вопросы решаются документально. Служебные записки, визирования, письменные ответы. Ничего не делается на словах, результаты совещаний протоколируются, исполнение контролируется. Однако в бюрократической культуре есть и минусы. Она холодна и расчетлива, а человек рассматривается как ресурс, машина без права на оплошность. Если он ошибается, с ним поступают так, как предписывают правила, невзирая на заслуги, статус или тяжелую экономическую ситуацию. Иногда организационная культура дает сбой и страдают невиновные.

Рыночная организационная культура. Есть компании, ориентированные на клиентов. От сотрудников требуется только одно - экономический результат. Как правило, речь идет о небольших торговых организациях. Поощряется конкуренция. Люди используют любые средства, чтобы сделать карьеру и достичь личных результатов. В рыночной организации все работники - продавцы. Главный бухгалтер тоже должен что-то предлагать клиентам. На первый взгляд рыночная организационная культура не очень желательна для главного бухгалтера, однако в ней есть существенный плюс. Директор предприятия обычно суров и требователен, но лояльно относится к тем, кто словом и делом показывает, что радеет за компанию, таким людям он идет навстречу. От бухгалтерии в таких компаниях могут потребовать минимизации налогов с использованием так называемых серых схем.

Клановая организационная культура. В таких коллективах ценится лояльность к организации. Руководители преданы своей компании, как и рядовые сотрудники. Большое значение придают командной работе, коллективному духу». Порой для этого приглашают консультантов и тренеров, которые проводят веревочные курсы, тренинги сплочения и другие мероприятия. Работать в такой организации легко. Даже если чего-то не знаешь, всегда найдутся люди, которые направят, разъяснят и покажут. В организации царит позитивная атмосфера взаимной поддержки. Коллектив - как семья. В клановой организационной культуре есть минусы. Когда предприятие в кризисе, будьте готовы работать «за просто так», без премий и бонусов. В семье, как известно, друг друга любят не за деньги.


Адхократическая организационная культура - для творческих и рисковых людей. Когда организация только-только начинает работать, все сотрудники в ней - предприниматели. Организационной структуры еще не существует. В адхократической организационной культуре комфортно тем, кто живет только работой. Но зато, если компания развивается, сделать карьеру очень легко.

Рассмотрим основные индикаторы (табл. 1).

Таблица 1

Индикаторы организационной культуры

Индикаторы

Тип организационной культуры

Бюрократическая

Рыночная

Клановая

Адхократическая

Дресс-код

Строгий, деловой. Серый и черный цвета преобладают. Классические костюмы, юбки

Демократический стиль в одежде. Сотрудники могут носить джинсы, яркие футболки, рубашки

Чаще всего традиционный стиль одежды. Акцент делается на том, чтобы в одежде угадывались общие мотивы (одинаковый цвет, фасон)

Демократический стиль в одежде

Оплата труда

Действует система дисциплинарных мер. За нарушения регламентов наказывают

Премии за индивидуальный результат. Оклады, как правило, не очень большие

Премии за коллективный результат либо только оклады. Обширный соцпакет

При наличии успехов возможны крупные бонусы. Деньги делятся между сотрудниками

Как принимаются решения

Строго в порядке субординации. У каждого своя зона ответственности. Последнее слово всегда за директором компании

Сотрудники имеют свободу выбора, но и несут ответственность за свои решения. Авторитет имеет тот, кто больше сделал для компании

Приветствуются коллективные обсуждения. Учитывается мнение каждого

Коллективные решения

Как принято обращаться к вышестоящему руководству

Обращаются к непосредственному начальнику. Идти «через голову» не принято

Можно обращаться к начальству напрямую, но только по делу, т.е. если вопрос связан с выгодой для компании

Можно обращаться напрямую к первым лицам компании. Такая инициатива даже приветствуется

Дистанции между начальником и подчиненным почти нет


Продолжение таблицы 1

Индикаторы

Тип организационной культуры

Бюрократическая

Рыночная

Клановая

Адхократическая

Кого принимают на работу (как приходят в компанию)

Опыт работы, образование и квалификация имеют значение. Процедура отбора формализована

Критериев при отборе нет, имеют значение высокая мотивация и навыки самопрезентации

Даже на низшие должности принимают только «своих»

Сотрудники попадают в организацию случайно, независимо от предыдущего опыта работы и квалификации

1.3. Функции организационной культуры

Организационная культура является весьма сложной и многофункциональной системой, приоритетность и значимость отдельных функций может меняться в зависимости от ее типа, целей, этапа развития. В связи вышесказанным можно выделить следующие функции:

  1. Познавательная функция, позволяющая сотруднику реализовать в рамках культуры личностные мотивы, к которым относятся склонность к анализу, любознательность;
  2. Ценностно-образующая функция, направленная на формирование у сотрудников компании взглядов и отношений к смыслу жизни и правильному пониманию тех ценностей, которые предлагает окружающий человека мир;
  3. Коммуникационная функция, способствующая осуществлению установления и использования эффективных коммуникационных потоков, обеспечивающих взаимопонимание, взаимодействие и единообразность в анализе и оценке любого вида информации;
  4. Нормативно-регулирующая функция, ориентированная на идентификацию сотрудниками себя с компанией, задающая регулирующие нормы поведения персонала;
  5. Мотивирующая функция, направленная на повышение роста производительности;
  6. Инновационная функция, помогающая организации выжить в условиях конкурентной борьбы, занять передовые позиции в экономике;
  7. Стабилизационная функция, обеспечивающая развитие системы социальной стабильности на предприятии, достижение общего согласия на основе объединяющего действия важнейших элементов культуры;
  8. Охранная функция, ориентированная на нейтрализацию действий негативных внешних факторов;
  9. Адаптивная функция, позволяющая облегчить взаимное приспособление сотрудников к организации и организации к работнику;
  10. Функция управления качеством, направленная на повышение качества производимых товаров и предоставляемых услуг.

Другая группа функций определяется необходимостью адаптации фирмы к внешней среде, включающая в себя такие функции, как:

  1. Функция ориентации на потребителя, способствующая установлению более прочных взаимоотношений с потребителями выпускаемой продукции и предоставляемых услуг;
  2. Функция регулирования партнерских отношений, направленная на улучшение взаимоотношений с потенциальными партнерами;
  3. Функция приспособления экономической организации к нуждам общества. Действие этой функции повышает операбельность внешней среды, создает наиболее благоприятные внешние условия для деятельности фирмы.

Таким образом, в данной главе мы исследовали теоретические основы исследования организационной культуры, и в заключении нами сделаны следующие выводы:

1. Организационная культура, представляющая собой систему норм, принципов и ценностей, не только отличает одну организацию от другой, но и предопределяет ее успешность в долгосрочной перспективе.

Организационная культура является, безусловно, важной составляющей не только системы управления персоналом, но и в целом управления бизнесом. Сильная организационная культура создает дополнительную ценность для клиентов, персонала, руководителей и самой организации.

Организационная культура охватывает большую часть материальной и духовной жизни рабочего коллектива. Она определяет доминирующие в учреждении климат и ценности, задающие сотрудникам ориентиры поведения, стиль общения и сложившиеся ритуалы, традиции, которые формируются с момента образования организации и поддерживаются большинством работников.

Основа организационной культуры - ценности и нормы, которые определяют поведение сотрудников в каждой конкретной организации. Всем руководителям компании необходимо прийти к единому пониманию тех качеств, которые они хотят видеть в своих сотрудниках. И после этого выбрать ценности, например: готовность сделать вклад, продуктивность, ответственность, клиентоориентированность и профессионализм. И это должны быть не просто слова, к ним нужно подобрать достаточно четкие определения. Эти ценности нужны, чтобы транслировать сотрудникам нормы поведения - то, чем они должны руководствоваться в отношениях друг к другу, клиентам и своей работе. У организационной культуры есть и своеобразные атрибуты, в которых она проявляется, - это корпоративы, выезды, награждения, конкурсы, игры, которые проходят внутри компании.

Значимость организационной культуры для организации достаточно велика: даже если руководство не предпринимает действий по формированию такой культуры, последняя все равно существует. Это одна из основ деятельности учреждения и фактор, непосредственно влияющий на ее эффективность.


Нельзя рассматривать организационную культуру лишь как продукт учреждения. Ее формируют люди с индивидуальным жизненным опытом, представлениями, образом мысли, а на них, в свою очередь, влияют как внутренние, так и внешние факторы.

2. Виды организационной культуры: бюрократическая (иерархическая); рыночная организационная культура; клановая организационная культура; адхократическая организационная культура.

3. Организационная культура как характеристика организации выполняет следующие функции: развивает чувство общности всех членов организации; формирует определенный имидж организации, отличающий ее от ряда других организаций; усиливает вовлеченность сотрудников в работу организации; создает формы поведения и восприятия, целесообразные с точки зрения конкретной организации; обеспечивает социальную стабильность в организации и сплачивает людей.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОТЕЛЯ «BEST WESTERN РУССКИЙ МАНЧЕСТЕР»

2.1. Характеристики отеля «Best Western Русский Манчестер»

Отель «Русский Манчестер» расположен по адресу: г. Иваново, ул. Бубнова, д. 44.

Отель «Русский Манчестер» входит в крупнейшую мировую гостиничную сеть «Best Western» и соответствует современным международным стандартам оказания гостиничных услуг. Глобальные стандарты отеля «Best Western Русский Манчестер» в г. Иваново гарантируют высокий уровень сервиса и качество номерного фонда.

Современный дизайн просторных номеров, полное техническое оснащение, широкий набор дополнительных услуг, бесплатные эксклюзивные сервисы для гостей, автостоянка, удобное место расположения, - главные преимущества отеля «Русский Манчестер» среди гостиниц города Иваново.

Отель расположен в административном, деловом и культурном центре города Иваново, одном из восьми городов, входящих в знаменитое Золотое Кольцо России. В шаговой доступности от отеля расположена центральная площадь г. Иваново - площадь Революции, откуда берут начало большинство главных улиц города. Здесь сосредоточены государственные административные и образовательные учреждения, деловые, культурные и торговые центры. Удобное положение отеля позволяет быстро и легко добраться до железнодорожного вокзала (4 км), автовокзала (3,5 км) и аэропорта Иваново Южный (6 км).