Добавлен: 14.06.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Информационные технологии в управлении
1.1 Понятие и классификация информационных технологий
1.2 Элементы и средства использования информационных технологий в управлении
1.3 Критерии оценки эффективности создания на предприятии информационной системы
Глава 2. Исследования информационных технологий в организации ООО ”Электроремонт”
2.1 Общая характеристика организации ООО “Электроремонт“
2.2 Анализ информационной системы предприятия
Глава 3. Оценка эффективности и рекомендации по усовершенствованию
3.1 Оценка влияния информационных технологий на эффективность деятельности организации
3.2 Рекомендации по усовершенствованию информационных технологий в организации
Введение
В последние годы значительное внимание обращается на принятие многочисленных кадровых решений в сфере управления человеческими ресурсами различных организаций. Выработка и принятие подобных решений неразрывно связаны с процессами обработки информации. Чем выше эффект от использования кадровой информации, тем более объективные решения будут приниматься руководителями по широкому разнообразию кадровых проблем. К числу важнейших проблем, связанных с использованием современных технологий в информационной среде работы предприятия, необходимо отнести отсутствие необходимого теоретико – методического обоснования и практических рекомендаций, предоставляемых новейшими компьютерными средствами в сфере управления человеческими ресурсами. В связи с этим возникает необходимость в обобщении и распространении опыта, накопленного в области применения современных технологий как в России, так и зарубежом. Сегодняшние достижения развитых стран Европы, а так же США, Канады, Японии и других стран это результат длительного и тщательного совершенствования различных способов управления человеческими ресурсами и применение новейших компьютерных технологий (1, C. 20).[1] Актуальность исследования заключается в том, что сегодня идут поиски новых форм и способов повышения эффективности труда, в том числе и за счет использования современных информационных технологий в области кадровой работы. Эти процессы основываются как на анализе и переоценке традиционных представлений о сфере управления в целом, так и на проведении соответствующих научных исследований. Отсутствие последних в их систематизированном и целенаправленном виде и обусловило выбор темы данного исследования, направленного на совершенствование процесса управления человеческими ресурсами в организации. В связи с сегодняшней информатизацией России остро стоит проблема выбора оптимального программного обеспечения для успешного существования предприятия и на сегодняшнем рынке программных продуктов формируется жесткая конкуренция и количество выпускаемого программного обеспечения в области управления персоналом и человеческими ресурсами весьма обширно. Использование современного программного обеспечения в работе кадровых работников в значительной степени повышает эффективность трудовой деятельности сотрудников на всех уровнях управления предприятием. Это можно объяснить тем, что в последнее десятилетие многократно увеличились информационные потоки, что оказывает существенное влияние наиболее обоснованных решений в области управления человеческими ресурсами. Для систематизации процессов в управлении человеческими ресурсами на сегодняшний момент требуется произвести аудит программного обеспечения, которое предлагает рынок руководителям кадровых служб и менеджеру по персоналу, так же, следует определить, в решении каких задач будут незаменимыми предлагаемые сегодня программные продукты. Объектом исследования являются современные информационные технологии в сфере управления человеческими ресурсами и в кадровой работе. Предметом исследования является определение тенденций развития информационных технологий в управлении человеческими ресурсами. Цель данной работы:
· изучение теоретико – методических основ и концептуальных положений повышения эффективности управления человеческими ресурсами с применением информационных технологий,
· изучение информационных технологий применяемых в деятельности организации,
· предложение рекомендаций по улучшению управленческой деятельности в организации ООО ”Электроремонт”.
Для решения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
· определить роль информационных технологий в управлении человеческими ресурсами,
· провести анализ применения информационных технологий на примере деятельности организации ООО ”Электроремонт”
Глава 1. Информационные технологии в управлении
1.1 Понятие и классификация информационных технологий
Сам термин «информационная технология» основывается на понятии «технология», которое прочно устоялось в научно-техническом обороте в связи с проблемами организации производства. В одной из современных энциклопедических словарей дается следующее определение данного понятия: Технология (от греч. téchne — искусство, мастерство, умение и ...логия), совокупность приёмов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности, в строительстве и т. д.; научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая такие приёмы и способы. Т. (или технологическими процессами) называются также сами операции добычи, обработки, переработки, транспортирования, складирования, хранения, которые являются важнейшей составной частью производственного процесса. В состав современной Т. включается и технический контроль производства. (4) [2] Информация, рассматриваемая как ресурс, обуславливает возникновение информационной технологии. С учетом этого можно дать следующую формулировку информационной технологии: Информационная технология – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности.
Информационные технологии характеризуются следующими основными свойствами: - предметом (объектом) обработки (процесса) являются данные; - целью процесса является получение информации; - средствами осуществления процесса являются программные, аппаратные и программно- аппаратные вычислительные комплексы; - процессы обработки данных разделяются на операции в соответствии с предметной областью; - выбор управляющих воздействий на различные процессы должен осуществляться лицами, принимающими решение; - критериями оптимизации процесса являются своевременность доставки информации пользователю, ее надежность, достоверность, полнота. Из всех видов технологий информационная технология сферы управления предъявляет самые высокие требования к «человеческому фактору», оказывая принципиальное влияние на квалификацию работника, содержание его труда, физическую умственную нагрузку, профессиональные перспективы и уровень социальных отношений. С другой стороны информационная технология является наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов. К настоящему времени она прошла несколько эволюционных этапов, которые определялись главным образом развитием научно-технического прогресса. Как следствие, в ее названии произошли некоторые изменения за счет присоединении одного из синонимов: новая, компьютерная или современная (1, С.27)[3] . Под информационной технологией управления понимается система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, обработки и защиты управленческой информации на основе применения развитого программного обеспечения, средств вычислительной техники и связи, а также способов, с помощью которых эта информация предоставляется пользователям (3, C. 26- 27). [4] Классификации информационных технологий по способу и реализации в информационной системе делятся на: традиционные и новые. Традиционные информационные технологии управления (далее ИТУ) существовали в условиях централизованной обработки данных и до массового использования персональных компьютеров были ориентированы главным образом на снижение трудоемкости процессов формирования регулярной отчетности. Новые информационные технологии связаны с информационным обеспечением процесса управления в режиме реального времени. Новая информационная технология — это технология, которая основывается на применении компьютеров, активном участии пользователей (непрофессионалов в области программирования) в информационном процессе, высоком уровне дружественного пользовательского интерфейса, широком применении пакетов прикладных программ общего и проблемного направления, использовании режима реального времени и доступа пользователя к базам данных и программному обеспечению благодаря вычислительным сетям электронно-вычислительным машинам (далее ЭВМ) (2, C.. 28).[5] По степени охвата задач управления информационные технологии подразделяются на следующие группы:
• электронная обработка данных;
• автоматизация функций управления;
• поддержка принятия решений;
• электронный офис;
• экспертная поддержка.
По классу реализуемых технологических операций автоматизированные информационные технологии управления (далее АИТУ) можно разделить на:
• системы с текстовым редактором;
• системы с табличным процессором;
• системы управления базами данных;
• системы с графическими объектами;
• мультимедийные системы;
• гипертекстовые системы.
По типу пользовательского интерфейса автоматизированные информационные технологии делятся на:
· пакетные (централизованная обработка);
· диалоговые;
· сетевые (многопользовательские).
По способу построения сети АИТУ можно разделить на:
· локальные;
· многоуровневые;
· распределенные.
По обслуживаемым предметным областям автоматизированные информационные технологии подразделяются на технологии:
· бухгалтерского учета;
· банковской деятельности;
· налоговой деятельности;
· страховой деятельности и т. д.
Во многоуровневых и распределенных ИТУ успешно решаются различные проблемы такие как проблемы оперативной работы с информацией, и проблемы анализа экономических ситуаций при выработке и принятии управленческих решений. Необходимость в аналитической работе при переходе к рынку, в условиях образования новых организационных структур, функционирующих на основе различных форм собственности, неизмеримо возрастает. Эта задача решается путем совершенствования интегрированной обработки информации, когда новая информационная технология начинает включать в работу базы данных. В связи с взрывным развитием телекоммуникационного сервиса и возможностью доступа к удаленным информационным ресурсам всех стран и континентов произошло смещение акцентов в формулировании критериев эффективности систем и технологий. Если в условиях административно-командной системы основной упор делался на выявление затрат на машинную обработку информации, то в настоящее время актуальны прежде всего:
• оперативное принятие решений;
• степень подготовленности аналитических данных реальным процессам;
• возможность использования экономико-математических способов и моделей для анализа конкретных финансово-производственных ситуаций.
Такая постановка задач привносит в практику предпринимательства и хозяйствования научно-исследовательский аспект, требует новых научно-обоснованных решений, подходов и квалифицированных кадров. Зарубежными специалистами были выделены пять основных концепций развития информационных технологий управления:
• изменение характеристик информационного продукта, который все больше превращается в совокупность между результатом расчетно-аналитической работы и специфической услугой, предоставляемой индивидуальному пользователю персонального компьютера;
• параллельному взаимодействию логических ИТУ, совмещению всех типов информации (текста, графики, цифр, звуков) с ориентацией на одновременное восприятие человеком посредством органов чувств;
• устранение промежуточных этапов на пути от источника информации к ее потребителю (например, становится возможным непосредственное общение автора и читателя, продавца и покупателя, певца и слушателя, ученых между собой, преподавателя и обучающегося, специалистов через систему видеоконференций, электронную почту и т. п.);
• глобализации информационных технологий в результате использования спутниковой связи и всемирной сети Internet, благодаря чему люди смогут общаться между собой и с общей базой данных, находясь в любой точке планеты (ведущая тенденция);
• конвергенции, рассматриваемой как последняя черта современного процесса развития АИТУ, которая заключается в стирании различий между сферами материального производства и информационного бизнеса, в максимальной диверсификации деятельности фирм, взаимопроникновении различных отраслей промышленности, финансового сектора и сферы услуг (3, C. 150).[6]
Таким образом, новые информационные технологии связаны с информационным обеспечением процесса управления в режиме реального времени.
1.2 Элементы и средства использования информационных технологий в управлении
Наряду с материальной составляющей на человека огромное влияние оказывает информация — самые разнообразные сведения и знания, которые он получает из разнообразных источников в процессе своей жизни. С течением времени увеличивается объем информации, накапливаемой человечеством, растет и ее роль в жизни каждого человека. Вместе с этим развивались информационные технологии (далее ИТ) — процессы, использующие совокупность средств и способов сбора, обработки, накопления и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).