Файл: Управленческий учёт расходов на оплату труда и социальные нужды.pdf
Добавлен: 14.06.2023
Просмотров: 257
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты управленческого учёта расходов на оплату труда и социальные нужды
1.2. Специфика учета затрат на оплату труда и социальные нужды
2. Организационно-экономическая характеристика исследуемого объекта
2.1 Организационная характеристика
2.2 Экономическая характеристика
3. Организация учёта расходов на оплату труда
3.1 Нормативно-правовая база и задачи учёта
3.2 Сущность и классификация затрат
3.4 Синтетический и аналитический учёт
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Описание нормативно-правовых актов органов законодательной и исполнительной власти
Описание учебников и учебных пособий
- Возможно стоит сократить убыточное направление деятельности (Московская области) либо принять меры по его окупаемости – экономия издержек, прежде всего издержек на оплату труда и ГСМ.
3. Организация учёта расходов на оплату труда
3.1 Нормативно-правовая база и задачи учёта
В основе нормативно-правовой базы управленческого учета ООО «Авто ДОР» лежит учетная политика этой организации. Учетная политика обычная для предприятий такого типа[19]. Опишем основные ее особенности.
В частности, стоимость основных средств погашается с помощью амортизации по нормам списания. Учет товаров для реализации идет по покупной стоимости. Рассчитывается норматив оборотных средств, исходя из минимального экономически обоснованного объема запасов.
Расходы будущих периодов в учете относятся на издержки в течение срока, в который были осуществлены эти расходы. Например, расходы на ГСМ в апреле 2019 года относятся к отчетности второго квартала 2019 года.
Финансовые результаты определяются на конец квартала, по предъявлению счетов к оплате, а выручка – по моменту оказания услуг и предъявления заказчиком расчетных документов.[20]
При учете имущества суммы округляются до целых рублей, разница относится на общую прибыль и убытки. Например, за день оказано услуг на 2357 руб 78 коп. В отчетности это округляется до 2358 руб.
Затраты на ремонт основных средств списываются непосредственно на себестоимость продукции (работ, услуг).
Учет инвентаря и хозяйственных принадлежностей ведется на счете 10-9 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности".
Учет затрат на производство услуг ведется по нормативному методу.
Учет начисления амортизации по нематериальным активам ведется с использованием счета 05 "Амортизация нематериальных активов".
Прибыль предприятия используется путем предварительного распределения и учета на счете 99 "Прибыли и убытки", 84 "Нераспределенная прибыль (не покрытый убыток)".
Регулярно проводится инвентаризация имущества и обязательств предприятия, недостачи относятся на виновных лиц. Обычно инвентаризация проводится в последний день каждого месяца, а в конце года занимает несколько дней.
Функции, связанные с осуществлением управленческого учета, на ООО «Авто ДОР» распределяются между сотрудниками отделов, при этом используется компьютерная программа «1С:Предприятие». Для каждого сотрудника бухгалтерии предусмотрен код доступа к программе, однако уровни доступа отличаются, имеется административный доступ, при котором прав гораздо больше, чем права обычного пользователя.
Порядок отнесения групп персонала на затраты по оплате труда представлен в таблице 2. В его основе – управленческий план счетов, составленный на основе российского стандартного плана счетов, но дополнительно детализированный.
Таблица 4.
Порядок отнесения групп персонала на затраты по оплате труда
Код |
Категория персонала |
Подразделение |
Профессия |
44.3.1 |
Руководители административно-управленческих подразделений |
Администрация, главный бухгалтер, главный инженер, производственно-технический отдел, инженер по охране труда, зам.директора по снабжению, зам.директора по сбыту |
Все должности, относящиеся к руководителям |
44.3.2 |
Специалисты и служащие административно-управленческих подразделений |
Бухгалтерия, производственно- технический отдел, инженер по охране труда, отдел снабжения, отдел сбыта |
Все должности, относящиеся к специалистам и служащим |
44.2.1 |
Водители |
Водители |
Основной состав сотрудников |
44.2.2 |
Рабочие административно-управленческих подразделений |
Производственно- технический отдел, отдел снабжения, отдел сбыта |
Кладовщик, грузчик, уборщик производственных и служебных помещений, электрик, механик |
Структура кода счетов управленческого учета на данном предприятиии, таким образом, выглядит как Х Х Х , где первая цифра - категория персонала (2 – руководители, 3 – специалисты и служащие, 4 - рабочие), вторая цифра - вид подразделения (1 – основное, 2 – вспомогательное, 3 - АУП), третья цифра - номер счета в бухгалтерском учете.
Вышеприведенный порядок отнесения персонала предприятия на затраты по оплате труда, а также имеющееся штатное расписание и позволяют формировать управленческие отчеты в необходимом разрезе.
Настройка форм управленческой отчетности в действующей программе «1С Бухгалтерия» происходит в 3 этапа:
1) настройка источников данных;
2) настройка статей оборотов по бюджетам;
3) разработка (настройка) форм бюджетов.
Настройкой форм управленческой отчетности занимается программист, а контролирует его работу главный бухгалтер организации.
Данные регистра «Остатки и обороты» применяются в самом простом случае, когда для отбора требуется лишь аналитика счета. Неотъемлемым элементом управленческого учета в данном предприятии является система бюджетирования, которая будет описана ниже.
3.2 Сущность и классификация затрат
Затраты (расходы) - это результаты процесса потребления или использования материалов, товаров, работ и услуг в процессе получения дохода.[21] Осуществление расходов прямо или косвенно связывается с процессами производства и реализации продукции. Расходы признаются при уменьшении активов или увеличения обязательств, в результате которых происходит уменьшение собственного капитала (за исключением случаев изъятия капитала владельцами) при условии их достоверной оценки.
К основным относятся расходы, непосредственно связанные с производственным процессом изготовления продукции либо оказания услуг, данные расходы являются, конечно, важнейшими. Накладные же расходы вытекают из затрат на обслуживание и управление производством.
По отношению к объемам производства затрат делятся на переменные и постоянные.
Переменными называются расходы, которые изменяются в зависимости от изменений объема производства. Отсюда размер этих затрат на каждую единицу продукции неизменным. К постоянным относятся расходы, величина которых не меняется или почти не меняется (условно-постоянные расходы) при изменении объема производства.
По единству состав расходов могут быть одноэлементными или комплексными.[22]
Одноэлементные расходы включают экономически однородные расходы, не делятся на различные компоненты. На этом принципе построена классификация затрат по экономическим элементам (комплексные затраты, например общепроизводственные).
Расходы на производство конкретного вида продукции, которые непосредственно включаются в ее себестоимости экономически целесообразным путем, то есть на основании первичных документов без дополнительного распределения называются прямыми. Косвенные затраты - это затраты на производство, которые не могут быть отнесены непосредственно к конкретному объекту расходов экономически целесообразным путем, а потому нуждаются в распределении.
По целесообразностью расходования выделяют производительные расходы, к которым относятся оправданы или целесообразно для данного производства затраты. Соответственно, к непроизводительным относятся расходы, возникающие из причин, свидетельствующих о недостатках в технологии и организации производства.
Организация учета затрат по экономическим элементам масс большое значение для составления финансовой отчетности и проведения экономического анализа. Перечень калькуляционных статей устанавливается предприятием самостоятельно исходя из особенностей технологии и организации производства. На его основе составляются формы калькуляционных расчетов, смет и внутренней отчетности.
В зависимости от видов деятельности все расходы можно разделить на две большие группы: расходы, которые возникают в процессе обычной деятельности, и расходы, которые возникают в результате чрезвычайных событий. В свою очередь расходы, возникающие в процессе обычной деятельности, можно разделить на расходы от операционной (основной и прочей), инвестиционной, финансовой деятельностей.
В соответствии с нормативным методом учета, который применяется на данном предприятии рассчитаем отклонения фактических затрат от плановых.
Абсолютное отклонение рассчитывается как разность между фактически использованными средствами на оплату труда и базовыми в целом по предприятию, формула (1) :
ΔФабс=Ф2018г-Ф0 (1),
где ΔФабс - абсолютное отклонение ФЗП;
Ф2018г. – ФЗП 2018 года;
Ф0 - плановый ФЗП.
ΔФабс=3 211-3 000=211
Таким образом фактический фонд заработной платы ООО «Авто ДОР» превышает ожидаемый.
Рассчитаем относительное отклонение:
ΔФотн= Ф2018г.- Фск = Ф2018г-(Фпер0﹡Iвп+ Фпост0) (2),
где ΔФотн - относительное отклонение ФЗП, тыс. руб.;
Ф2018г. - ФЗП 2018 года, тыс. руб.;
Фск - базовый ЗФП, скорректированный на индекс объема выпуска продукции, тыс. руб.;
Фпер0 и Фпост0 - переменная и постоянная сумма ФЗП, тыс. руб.;
Iвп - индекс объема выпуска продукции.
Iвп= 13 880,71/10 880,02=1,27
ΔФотн=3 211,7 – (1 700*1,27+800)=3 211,7-(2 159+800)= +252,7
Следовательно в ООО «Авто ДОР» имеется относительный перерасход в использовании фонда заработной платы в размере 252,7 тыс. руб.
Вычислим индекс изменения среднего заработка.
Iгв =ГВ2018г./ГВ2017г. (3),
Iзп =ГЗП2018/ГЗП2017г. (4),
где Iгв – индекс среднегодовой выработки продукции одним работником;
Iзп – индекс среднегодовой заработной платы одного работника;
ГВ2018г – среднегодовая выработка продукции одним работником
отчетного периода, тыс. руб.;
ГВ2017г. - среднегодовая выработка продукции одним работником
базового периода, тыс. руб.;
ГЗП2018г. - среднегодовая зарплата одного работника отчетного периода,
тыс. руб.;
ГЗП2017г. - среднегодовая зарплата одного работника базового периода,
тыс. руб..
Iгв =278,6/1845,6=1,34 Iзп =573,5/383,7=1,49
Таким образом, согласно нашим расчетам, оплата труда растет быстрее, чем рост производительности труда.
Определим коэффициент опережения:
Коп=Iгв/Iзп (5)
где Iгв – индекс среднегодовой выработки продукции одним работником;
Iзп – индекс среднегодовой заработной платы одного работника.
Коп=1,34/1,49=0,9
Определим сумму экономии по следующей формуле(6):
ΔЭФ=Ф2018г.﹡(Iзп-Iгв)/ Iзп (6),
где ΔЭФ –размер экономии, тыс. руб.;
Ф2018г. – ФЗП 2018 года, тыс. руб.;
Iгв – индекс среднегодовой выработки продукции одним работником, тыс. руб.;
Iзп – индекс среднегодовой заработной платы одного работника, тыс. руб.
ΔЭФ=3 211,7*(1,49-1,34)/1,49=3 211,7*0,1= +321,17
В нашем случае более высокие темпы роста заработной платы привели к перерасходу фонда заработной платы в размере 321,17 тыс.руб.
Таким образом, из проведенного нами анализа следует, что необходимо увеличить производительность труда основных рабочих данного предприятия.
Таблица 2
Динамика состава и структуры издержек
Элементы затрат |
Всего за год (факт) |
|||
2017 |
2018 |
|||
сумма |
Удельный вес |
сумма |
Удельный вес |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Объём продукции без НДС |
3071663 |
х |
4617050 |
х |
Себестоимость продукции |
2148499 |
х |
3069141 |
х |
Затраты приобретение и реализ. продукции |
163328 |
100 |
409741 |
100 |
Материальные затраты: в т.ч. |
73140 |
44,78 |
202970 |
49,54 |
Товары для перепродажи |
73140 |
44,78 |
202970 |
49,54 |
Затраты на оплату труда |
65260 |
39,96 |
123500 |
30,14 |
Отчисления на соц. нужды |
22338 |
13,68 |
32357 |
7,90 |
Амортиз. основ. произв. средств |
2590 |
1,59 |
22610 |
5,52 |
Прочие затраты |
17900 |
10,96 |
28304 |
6,91 |
В том числе: |
||||
Налоги, включ. в с/ст-ть прод. |
12300 |
68,72 |
23654 |
83,57 |
Оплата услуг сторонних организаций из них: |
5600 |
31,28 |
4650 |
16,43 |
связи |
5600 |
4650 |