Файл: Эффективность менеджмента организации(Содержание понятия "эффективность менеджмента организации").pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Эффективность менеджмента организации как фактор повышения конкурентоспособности
1.1 Содержание понятия "эффективность менеджмента организации"
1.2 Факторы, влияющие на эффективность менеджмента
1.3 Социальная ответственность и организационная культура
2.1 Технико-экономическая характеристика и организационная структура организации ООО "Проминдустрия"
2.2 Анализ внешней и внутренней среды организации ООО "Проминдустрия"
2.2 Анализ внешней и внутренней среды организации ООО "Проминдустрия"
2.3 Анализ и оценка существующей системы менеджмента организации ООО"Проминдустрия"
Глава 3. Стратегия повышения эффективности менеджмента организации ООО"Проминдустрия"
3.1 Рекомендации по разработки эффективной стратегии управления в ООО"Проминдустрия"
3.2 Разработка мероприятий по рационализации управления организации ООО"Проминдустрия"
3.3 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий в организации ООО"Проминдустрия"
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время руководители российских предприятий вынуждены принимать хозяйственные решения в условиях неопределенности, к тому же при недостатке экономических знаний и практического опыта работы в новых условиях. Это рождает необходимость развития менеджмента, которое дает описание положения организации в будущем. На современном этапе развития возрастающее значение приобретает совершенствование экономических методов управления.
В связи с этим все большее значение придается разработке глобальной стратегии фирмы, основанной на долговременной и стабильной ориентации производства конкретных видов продукции на определенные рынки, то есть стратегическому планированию.
Целью работы является исследование вопросов эффективности менеджмента организации и разработка мероприятий по совершенствованию системы менеджмента на примере ООО "Проминдустрия".
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие "эффективность менеджмента";
- исследовать факторы, влияющие на эффективность менеджмента;
- определить стратегические альтернативы и осуществить выбор стратегии;
- рассмотреть технико-экономические показатели и организационную структуру организации ООО "Проминдустрия";
- провести анализ внешней и внутренней среды организации ООО "Проминдустрия";
- провести анализ и дать оценку существующей системы менеджмента;
- предложить проект мероприятий по совершенствованию эффективности менеджмента в ООО "Проминдустрия";
- оценить эффективность предложенных мероприятий.
Методологической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области менеджмента деятельности предприятий, таких, как: Басовского Л.Е., Баринова В.А., Виноградовой М.В., Гапоненко А.Л., Панкрухина А.П., Филатова О.К., Шеремета А.Д., Шифрина М.Б. и др.
Информационной базой послужили данные статистической отчетности, а также данные, собранные непосредственно на объекте исследования.
В ходе решения поставленных задач необходимо применить методы работы с информацией, обобщения и системного анализа данных, финансово-экономического анализа, графического представления данных, проведения опросов и тестирований.
Практическая значимость исследования заключается в том, что основные положения, выводы и рекомендации могут послужить основой реального применения предложенных рекомендаций на практике и получения видимых результатов от их внедрения.
Глава 1. Эффективность менеджмента организации как фактор повышения конкурентоспособности
1.1 Содержание понятия "эффективность менеджмента организации"
Эффективный менеджмент представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.
Объектом менеджмента является деятельность хозяйствующих субъектов, структурных элементов национальной экономики, вся национальная экономика страны с позиций их будущего состояния в ближней и долгосрочной перспективах.
На уровне хозяйствующих субъектов объектами менеджмента являются:
1) организационная среда;
2) производственная среда;
3) персонал организации;
4) финансово-экономическая среда.
Цель эффективности менеджмента - это разработка новой стратегии, по итогам которой организация и ее деятельность будут соответствовать внешней среде. Зависимость от внешней среды ставит перед руководством организации обязанность по отношению к окружающему обществу способствовать структурному подразделения выполнять данные обязательства [13, с. 18].
Эффективность менеджмента представляет собой набор процедур и решений, с помощью которых разрабатывается стратегия организации, обеспечивающая достижение целей функционирования организации. Логика этого определения такова: деятельность аппарата управления и принимаемые на ее основе решения формируют стратегию функционирования организации, которая позволяет фирме достичь своих целей (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Эффективность менеджмента
Рис. 1.2 Функциональная структура менеджмента
Процесс менеджмента является инструментом, с помощью которого обосновываются управленческие решения в области хозяйственной деятельности. Его важнейшая задача обеспечить нововведения и организационные изменения, необходимые для жизнедеятельности организации.
1.2 Факторы, влияющие на эффективность менеджмента
Методология менеджмента опирается на четыре уровня знаний:
1. Общефилософский уровень - совокупность взглядов, знаний о явлениях окружающего мира (философия, культурология, математика; теория систем; теория организации; политология);
2. Общенаучный уровень - который дает понимание общих подходов, принципов, форм организации, систем (теория организации, теория систем);
3. Конкретная методология наук - образует совокупные знания об управлении в социально-экономических системах (макроэкономика; право; социология; статистика, менеджмент и др.);
4. Методология, методика и технология менеджмента - наука о стратегическом планировании, которая наиболее приближена к практической деятельности, и призвана реализовывать достижения других наук.
Концептуальная модель эффективности менеджмента позволяет определить следующие этапы составления стратегического плана организации (рис. 1.3).
Рис. 1.3 Этапы составления плана эффективности менеджмента
Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных уровнях развития. Формирование миссии включает в себя:
- выяснение, какой предпринимательской деятельностью занимается фирма;
- определение рабочих принципов фирмы под давлением внешней среды;
- выявление культуры фирмы. [37, с. 211]
В миссию фирмы также входит задача определения основных потребностей потребителей и их эффективного удовлетворения для создания клиентуры в поддержку фирмы в будущем.
Миссия представляет чрезвычайное значение для организации, нельзя забывать о ценностях и целях высшего руководства. Ценности, формируемые нашим опытом, направляют или ориентируют руководителей, когда они сталкиваются с необходимостью принятия критических решений. Установлено шесть ценностных ориентаций (табл. 1.1.), которые оказывают воздействие на принятие управленческих решений, и связали эти ориентации со специфическими типами целевых предпочтений.
Таблица 1.1. Ценностные ориентации
Категория ценностей |
Типы предпочтительных целей |
|||
Теоретические |
Истина. Знание. Рациональное мышление. |
Долгосрочные исследования и разработки |
||
Экономические |
Практичность. Полезность. |
Рост. Прибыльность. Результаты. Накопление богатства. |
||
Политические |
Власть. Признание. |
Общий объём капитала, продаж, количество работников. |
||
Социальные |
Хорошие человеческие отношения. Привязанность. Отсутствие конфликта. |
Социальная ответственность относительно прибыльности. Косвенная конкуренция. |
||
Эстетические |
Художественная гармония. Состав. Форма и симметрия. |
Дизайн изделия. Качество. Привлекательность. |
||
Религиозные |
Согласие с вселенной. |
Этика. Моральные проблемы. |
||
Истоки большинства проблем в организации кроются в человеческих ресурсах.
1.3 Социальная ответственность и организационная культура
Организация с точки зрения менеджмента - это социально-экономическая система, так как представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, объединенных в одно целое для достижения поставленной цели [10, с. 14]. Любая организация планирует свою деятельность для получения прибыли. Получение прибыли - это цель. Другими словами: получение наибольшей прибыли с наименьшими затратами. Следовательно, организация - это экономическая система. Кроме этого у организации есть и социальные цели:
1) цели на макроуровне (удовлетворение требования потребителей, занятость населения, а именно предоставление рабочих мест);
2) цели на микроуровне (социально-психологический климат в коллективе, различные премии, поощрения работников, а также поощрение работников к постоянному повышению квалификации, оказание помощи сотрудникам в чем-то новом для них). С ростом квалификации сотрудников будет расти и коллективная компетентность и, следовательно, организация сама будет провоцировать изменения в лучшую сторону.
Социальная ответственность может быть определена как комплекс обязательств, которые организация должна выполнять, чтобы укреплять общество, в котором она действует [11, с. 232].
Под уровнем социальной ответственности понимают систему требований и ожиданий к бизнесу со стороны общества и государства и выгодности (невыгодности) социальной активности для бизнеса. Чем выше уровень социальной ответственности у компаний, тем больше добровольно принятых на себя обязательств. В соответствии с этим можно представить социальную ответственность наподобие пирамиды, которая состоит из трех уровней (рис.1.1.).
Рисунок 1.1. Уровни социальной ответственности
Первый уровень, нижний, базовый - обязательная составляющая социальной ответственности - это соблюдение законов (налоговое законодательство, трудовой и гражданский кодексы). Если законодательство не соблюдается, то ни о какой социальной ответственности речи идти не может - таким образом, предприниматель нарушает обязательства, установленные для его деятельности изначально.
Второй и третий уровни - относятся к добровольной составляющей социальной ответственности. Эти две ступени отличаются мотивами реализации социально ответственного поведения [14, с. 76].
Второй уровень представляет собой реализацию социально ответственного поведения ради экономической выгоды. Экономической выгодой может быть улучшение имиджа организации для потребителей её продукции и для её работников, повышение инвестиционной привлекательности, создание более благоприятных условий для существования и развития компании со стороны власти или общества.
Третий уровень охватывает те виды социально ответственного поведения, которые не имеют своей целью получение экономических выгод. Это более высокий уровень осознания положения и роли организации в обществе. Подобные действия могут приносить экономическую прибыль, но это не их цель. Помощь социально незащищенным слоям населения, перечисление пожертвований часто оказываются замалчиваемыми действиями, поскольку СМИ не могут бесплатно размещать информацию о подобных акциях (по закону о скрытой рекламе), да и по законодательству не всегда потраченные деньги освобождаются от начисления налогов [15, с.91].
Организации несут социальную ответственность в отношении своих подразделений, в отношении окружающей среды и в отношении процветания общества в целом.
Подразделения организации определяются как люди и другие организации, которые подвергаются прямому воздействию поведения организации и которые заинтересованы в ее показателях. Сюда входят покупатели, кредиторы, поставщики, служащие, владельцы/инвесторы, национальное правительство и т.п. Для того чтобы сохранить социальную ответственность перед инвесторами, требуется, например, чтобы финансовые управляющие выполняли надлежащие процедуры учета, обеспечивали участников компаний соответствующей информацией по финансовым показателям компании и руководили организацией, в пользу прав и интересов держателей акций.
Все больше внимания уделяется окружающей среде.
Примерами вопросов, которые здесь поднимаются, являются:
- разработка возможных путей, позволяющих избежать кислотных дождей и глобального потепления;
- разработка альтернативных методов переработки сточных вод, опасных отходов и обычных отходов;
- разработка политики обеспечения безопасности, которая сведет на нет аварии с катастрофическими последствиями для окружающей среды;
- разработка планов управления в кризисных ситуациях;
- использование перерабатываемого сырья для контейнеров и упаковочных материалов.
Что касается расширенного общества, многие специалисты убеждены, что предприятия должны способствовать росту благосостояния общества. Примерами этого являются: