Файл: Формирование ассортимента на предприятиях торговли (на примере АО «ЕМГ-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОДДЕРЖКА».pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты формирования ассортиментной политики предприятия оптовой торговли
1.1 Понятие товарного ассортимента и отдельные вопросы его формирования
1.2. Основные подходы к разработке ассортиментной политики торгового предприятия
1.3 Анализ эффективности ассортиментной политики
Глава 2. Практика формирования и управления товарным ассортиментом в АО «ЕМГ-Промышленная поддержка»
2.1 Краткая характеристика организации[13]
2.2 Содержание ассортиментной политики компании
Введение
Современный этап развития Российской Федерации характеризуется серьёзными структурными изменениями в экономических отношениях. Особую роль в данном процессе играют предприятия оптовой торговли, которые выступают в качестве посредника и активного организатора коммерческих связей между розничной торговлей и промышленностью. В этой связи в экономике Российской Федерации предприятия оптовой торговле выполняют ключевую функцию, заключающуюся в сбалансировании производства товаров по объему и ассортименту с потребительским спросом. Поэтому, использование научно обоснованных методов повышения эффективности ассортиментной политики является важной задачей.
Необходимым условием достижения стратегических целей любой коммерческой организации, и в частности предприятия оптовой торговли, является эффективное управление ассортиментной политикой. При этом ассортиментная политика формируется без учета множества факторов и достаточной проработки последствий от реализации принимаемых решений, что существенно увеличивает риск возникновения прямых убытков в основной деятельности и других потерь от неиспользования упущенных возможностей. Данное обстоятельство и обусловило проявленный интерес к теме данного исследования.
Цель работы – анализ практики формирования и реализации ассортиментной политики АО «ЕМГ-Промышленная поддержка».
Поставленная цель определила следующие основные задачи исследования:
- раскрыть понятие товарного ассортимента;
- рассмотреть основные подходы к разработке ассортиментной политики торгового предприятия;
- представить методологию оценки эффективности ассортиментной политики;
- провести анализ ассортиментной политики АО «ЕМГ - Промышленная поддержка».
В качестве объекта исследования – предприятие оптовой торговли АО «ЕМГ-промышленная поддержка». Предмет исследования - ассортиментная политика торгового предприятия.
Теоретической и методической базой курсовой работы послужили фундаментальные и прикладные исследования, материалы специализированных российских и зарубежных изданий и научно-практические конференций по исследуемой теме. Кроме этого, для решения поставленных задач использовались нормативно-методическая документация и информация управленческого учета предприятия АО «ЕМГ-Промышленная поддержка» и информация, полученная в ходе самостоятельно проведенных исследований по данному вопросу. Методологической базой исследования послужили статистические, расчетно-конструктивные, экономико-математические методы.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования ассортиментной политики предприятия оптовой торговли
1.1 Понятие товарного ассортимента и отдельные вопросы его формирования
Современный рынок характеризуется высокой степенью динамичности. Все более широкие масштабы приобретает ассортиментный спектр товаров, усиливается их дифференциация в условиях жесткой конкуренции, поэтому одной из важнейших задач предприятия становится правильный выбор предлагаемого рынку товарного ассортимента. В соответствии с изменениями внешней среды возникает необходимость приспособления предприятия к реальным условиям путем расширения или, наоборот, уменьшения выпуска товаров, изменения их характеристик, освоениях новых видов продукции (упаковки, дизайн).
Неотделимой частью товарной политики, является развитие товарного ассортимента.
Ассортимент - это определенная совокупность товаров различных видов и разновидностей, объединенных по какому-либо признаку.
Товарный ассортимент — ассортимент товаров, представленный в торговом предприятии или в торговой сети[1].
Ассортимент товаров конкретизируется по их видам, разновидностям, наименованиям и т.д.
Вид – совокупность товаров определенной группы, объединенных общим названием и назначением. Достаточно часто вид товара определяется по их внешнему виду, а для продуктов питания – дополнительно по вкусу, запаху, консистенции. Хотя эти признаки и не являются безусловными, но в силу доступности и простоты их чаще всего используют на практике.
Разновидность – совокупность товаров одного вида, отличающихся рядом частных признаков.
Наименование – совокупность товаров определенного вида, отличающихся от товаров того же вида собственным названием и индивидуальными особенностями, обусловленными подбором сырья, материалов, а также конструкцией и технологией производства.
Существуют четыре основных принципа формирования ассортимента:
- функциональный – по близости выполняемых функций;
- потребительский – по группам потребителей;
- бытовой – по типам посреднический, торговых организаций или по стилю продажи;
- ценовой – по уровню цен.
Оценочные показатели, характеризующие товарный ассортимент, можно подразделить на два вида: внутренние показатели и рыночные показатели.
К внутренним показателям относят: обновление и устойчивость ассортимента, выручку от реализации, оборот и объем реализации; прибыльность (рентабельность продаж, инвестиций, маржинальная прибыль, чистая прибыль); оборачиваемость оборотных средств; издержки на закупку, производство, сбыт и продвижение.
Рыночные показатели — это показатели, характеризующие: рыночную долю предприятия; уровень проникновения; уровень интенсивности потребления; степень эксклюзивности; качество дистрибьюции; коэффициент устойчивости (стабильности); коэффициент обновления; уровень удовлетворенности; эффективность мерчендайзинга.
Особое значение для оценки товарного ассортимента имеют коэффициенты обновления и устойчивости ассортимента.
Товарный ассортимент можно охарактеризовать такими понятиями[2]:
- широта ассортимента, то есть количество предлагаемых товарных групп,
- глубина ассортимента — это количество наименований в каждой группе и насыщенность,
- длина – общее число конкретных товаров фирмы;
- гармоничность - близость товара к процессам производствам, каналам распределения, конечному потребителю;
- рациональность, то есть способность удовлетворить покупателя;
- устойчивость, характеризуется способностью удовлетворять спрос,
- новизна, способность удовлетворять меняющиеся потребности покупателей.
Основными показателями формирования ассортимента являются:
1. Широта ассортимента;
Кш = Шд/ШБ* 100%, где
Кш - коэффициент широты
Шд - количество видов, разновидностей, наименований, имеющихся в продаже;
ШБ - базовое количество видов, разновидностей, наименований товара.
2. Глубина ассортимента;
Кг = Пд/ПБ* 100%, где
Кг - коэффициент глубины;
Пд - фактическое количество подгрупп и товарных категорий в однородной товарной группе;
ПБ - базовое количество подгрупп и товарных категорий в однородной товарной группе.
3. Коэффициент обновления ассортимента;
Кн = Н/Шд* 100%, где
Н - количество новых видов и наименований товаров;
Кн -степень (коэффициент) обновления;
4. Коэффициент устойчивости ассортимента.
Ку = У/Шд * 100%, где
У - количество видов и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом;
Ку - коэффициент устойчивости.
Коэффициент обновления ассортимента свидетельствует о развитии и характере хозяйственных связей торговли, как с отечественными, так и зарубежными партнерами, а также о работе организаций по обновлению ассортимента.
Коэффициент устойчивости ассортимента характеризует видовой состав предлагаемых товаров в товарной группе (подгруппе).
Оптимальный товарный ассортимент – сбалансированная совокупность товаров, максимально полно удовлетворяющую требованиям рынка и экономическую эффективную для предприятий.
Критерием для отнесения товаров к оптимальному ассортименту может служить коэффициент оптимальности (Kоп)[3], который рассчитывается для конкретного товара по формуле:
Kоп= (Эп/ З) *100 (1)
где Эп - полезный эффект от потребления товара при использовании его потребителем по назначению, руб.;
З - затраты на проектирование, разработку, производство, доведение до потребителя, руб. 10
Полезный эффект (Эп) представляет собой выгоду, которую может получить потребитель при правильном использовании товара, за вычетом затрат на его приобретение, эксплуатацию, хранение, ремонт и утилизацию. Например, полезный эффект от использования бытового холодильника рассчитывается по стоимости сохраненных в нем продуктов, экономии времени и денег при больших закупках товаров для личного потребления за вычетом затрат на покупку холодильника, его эксплуатацию (расход электроэнергии и пр.), ремонт и утилизацию пришедшего в негодность оборудования.
Эти оценочные показатели используются для принятия возможных управленческих решений относительно товарного ассортимента, которые направлены на воплощение в продукции имеющихся и потенциальных технологических и материальных возможностей, обладающих потребительской ценностью, удовлетворяющих покупателя и приносящих ему прибыль.
В зависимости от широты охвата товаров различают следующие виды ассортимента: простой, сложный, групповой, развернутый, сопутствующий, смешанный.
Простой ассортимент - набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребностей. Простой ассортимент характерен для магазинов, реализующих товары повседневного спроса в районах проживания покупателей с небольшими материальными возможностями[4].
Сложный ассортимент - набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов, разновидностей и наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразные потребности в товарах. Такой ассортимент присущ оптовым базам и розничным торговым организациям типа универсамов или универмагов, ориентирующимся на покупателей с разным спросом.
Групповой ассортимент - набор однородных товаров, объединенных общностью признаков и удовлетворяющих аналогичные потребности. Наиболее часто в качестве общего признака выступает функциональное или социальное назначение. Например, обувные, одежные и другие группы товаров объединены по признаку функционального назначения, а товары для детей, молодежи, для отдыха - социального.
Видовой ассортимент - набор товаров различных видов и наименований, удовлетворяющих аналогичные потребности. Он является составной частью группового ассортимента. Например, ассортимент кожи - анилин, нубук и др. - часть ассортимента обувных кож.
Марочный ассортимент - набор товаров одного вида, марочных наименований или относящихся к группе марочных. Такие товары наряду с удовлетворением физиологических потребностей в значительной мере нацелены на удовлетворение социальных и психологических потребностей. Эти потребности удовлетворяются престижными марками одежды, обуви и др.
Развернутый ассортимент - набор товаров, который включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, в том числе марочных, относящихся к группе однородных, но отличающихся индивидуальными признаками. Такой ассортимент, как правило, встречается в специализированных магазинах, причем количество групп однородных товаров может быть сравнительно небольшим.
Сопутствующий ассортимент - набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации. Товары сопутствующего ассортимента в обувном магазине - это предметы ухода за обувью.
Смешанный ассортимент - набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения. Смешанный ассортимент характерен для магазинов, торгующих непродовольственными и продовольственными товарами.
Достоинства широкого ассортимента:
- притягивает различные категории покупателей и увеличивает их число;
- возрастает число незапланированных покупок;
- позволяет более эффективно управлять прибылью за счёт варьирования торговыми наценками.