Файл: Формирование ассортимента на предприятиях торговли (на примере АО «ЕМГ-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОДДЕРЖКА».pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты формирования ассортиментной политики предприятия оптовой торговли
1.1 Понятие товарного ассортимента и отдельные вопросы его формирования
1.2. Основные подходы к разработке ассортиментной политики торгового предприятия
1.3 Анализ эффективности ассортиментной политики
Глава 2. Практика формирования и управления товарным ассортиментом в АО «ЕМГ-Промышленная поддержка»
2.1 Краткая характеристика организации[13]
2.2 Содержание ассортиментной политики компании
Проведем сравнительный анализ оптовых цен продажи, реализуемых в Москве фирмами: АО «ЕМГ-Промышленная поддержка», АО «Электротехпром», ООО «Бигпромтех» в 2017 году (таблица 8).
Таблица 5
Оптовые цены на электротовары основных конкурентов АО «ЕМГ-Промышленная поддержка», руб.
Наименования |
АО «ЕМГ-Промышленная поддержка |
АО «Электротехпром» |
ООО «Бигпромтех» |
Электропаяльники |
654,15 |
670,1 |
645,3 |
Электронные балласты |
210 |
217 |
201 |
Предохранители автоматические |
165 |
186 |
144 |
Припои |
273,11 |
290,3 |
253,6 |
Оптовые цены АО «ЕМГ-Промышленная поддержка» на представленные товары выше оптовых цен АО «Электротехпром», но ниже оптовых цен ООО «Бигпромтех».
Анализ цен на товары АО «ЕМГ-Промышленная поддержка» показал, что компания придерживается стратегии средних цен с целью сохранения стабильности и благоприятного климата для своей деятельности на рынке. Данная стратегия исключает возможность «войны цен» и даёт возможность получать справедливую прибыль на вложенный капитал.
2.3 Оценка эффективности ассортиментной политики
Проведем оценку эффективности формирования ассортимента АО «ЕМГ-Промышленная поддержка» в соответствии с вышеизложенными в первой главе принципами.
Для этого, в первую очередь проведем анализ динамики изменения объемов продаж электротоваров АО «ЕМГ-Промышленная поддержка» за 2015-2017 гг. (таблица 9).
Таблица 6
Динамика изменения объемов продаж товаров АО «ЕМГ-Промышленная поддержка», ед.
Товары |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2017 к 2015 |
---|---|---|---|---|
Электропаяльники |
233 110,26 |
119 432,51 |
260 002,51 |
18% |
Электронные балласты |
73 333,33 |
39 161,29 |
85 253,46 |
16% |
Предохранители автоматические |
137 500,00 |
71 202,35 |
162 756,60 |
12% |
Припои |
0,00 |
105 393,71 |
229 440,29 |
100% |
За анализируемый период в 2016 году объем продаж сократился на все представленные товары, однако в 2017 году наблюдается положительная тенденция. Наибольший рост продаж наблюдается у позиции «Предохранители автоматические» - 18% за анализируемый период.
Проведем анализ динамики изменения выручки от продажи элетроктоваров АО «ЕМГ-Промышленная поддержка» за 2014-2016 гг. (таблица 10).
Таблица 7
Динамика изменения выручки от продажи товаров АО «ЕМГ-Промышленная поддержка», руб.
Материалы |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2017 к 2015 |
---|---|---|---|---|
Электропаяльники |
121 916666,67 |
74 406 451,61 |
170080645,16 |
40 % |
Электронные балласты |
12 833 333,33 |
7832258,065 |
17903225,81 |
34 % |
Предохранители автоматические |
19 250 000,00 |
11748387,1 |
26854838,71 |
28 % |
Припои |
0 |
27412903,23 |
62661290,32 |
100 % |
В 2016 г. выручка от электротоваров АО «ЕМГ-Промышленная поддержка» уменьшилась, однако в 2017 г. наблюдается ее увеличение. Наибольшее увеличение выручки наблюдается у показателя Электропаяльники – 40%. В целом, выручка за 2015- 2017 гг. выросла на 75%.
Рассмотрим некоторые показатели рентабельности АО «ЕМГ-Промышленная поддержка». Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций (процент прибыли на рубль затрат).
Рентабельность товаров определяется по формуле:
где Ппр. – прибыль от продажи товаров;
С – полная себестоимость, показатель, включающий затраты на изготовление товаров, а также коммерческие затраты, связанные с процессом эффективной реализации.
Прибыль от продажи товаров АО «ЕМГ-Промышленная поддержка» за 2015-2017 гг., представлена в таблице 11.
Таблица 8
Прибыль от продажи товаров АО «ЕМГ-Промышленная поддержка» за 2014-2016 гг., руб.
Товары |
2015 г |
2016 г |
2017 г |
2016 к 2015 |
2017 к 2016 |
Электропаяльники |
16941666,67 |
12993 548,39 |
15077419,35 |
-1% |
20% |
Электронные балласты |
1783 333,33 |
1 367 741,94 |
1587 096,77 |
-23% |
16% |
Предохранители автоматические |
2675 000,00 |
2 051 612,90 |
2380 645,16 |
-23% |
12% |
Припои |
0,00 |
4 787 096,77 |
5554 838,71 |
100% |
16% |
Прибыль от продажи товаров АО «ЕМГ-Промышленная поддержка» в 2016 г. понизилась по всем товарам, за исключением товара «Припои», так как данный товар появился лишь в 2016 году. Наименьшее снижение прибыли наблюдается у товара «Электропальник» - 1%. В 2017 г. прибыль увеличилась по всем представленным видам товаров, в общем прибыль выросла в среднем на 16% за 2015-2017 гг.
Проведем расчет показателей рентабельности единицы продукции.
Таблица 9
Динамика показателей рентабельности товаров АО «ЕМГ-Промышленная поддержка», %
Показатели |
Период, г. |
Изменения |
||||
---|---|---|---|---|---|---|
2015 |
2016 |
2017 |
2016 к 2015 |
2017к 2016 |
2017 к 2015 |
|
Электропаяльники |
15% |
20% |
22,4% |
33% |
12% |
49,33% |
Электронные балласты |
10% |
15% |
17,3% |
50% |
15% |
73,00% |
Предохранители автоматические |
9% |
13% |
14,4% |
44% |
11% |
60,00% |
Припои |
- |
19% |
19,4% |
100% |
2% |
100% |
За анализируемый период средний показатель рентабельности продаж увеличился с 11% до 18%. За 2015-201 гг. произошло увеличение рентабельности продаж по всем позициям товарного ассортимента АО «ЕМГ-Промышленная поддержка».
Таким образом, за рассмотренный период времени в АО «ЕМГ-Промышленная поддержка» в 201 г. объемы продаж и выручка показали небольшое снижение, однако в 2017 году наблюдается рост данных показателей. Издержки компании также снизились в 2017 г. по сравнению с 2016, однако остаются быть на достаточно высоком уровне. Большую часть издержек обращения составляют транспортные расходы, в связи с тем, что АО «ЕМГ-Промышленная поддержка» согласно договорам с поставщиками производит доставку товаров на свой склад самостоятельно, основная статья расходов при осуществлении закупок товаров – транспортные расходы. При этом прямые расходы по хранению сравнительно невелики, так как реализуемый товар не требует специфических условий хранения и методов перемещения, однако значительные затраты связаны с оплатой аренды склада.
Рисунок 1 Средняя рентабельность товаров АО «ЕМГ-Промышленная поддержка» за 2015-2017 гг.
Проведем анализ продаж с целью определения ключевых товаров методом АВС-анализа.
По результатам группировки товаром по трем группам, можно сделать вывод, что позиция «Электропаяльники» дает 80 % всех продаж, позиция «Припои» приносит 15% от выручки, а позиции «Предохранители автоматические» и «Электронные балласты» обеспечивают 5 % продаж.
Таблица 10
Проведение метода АВС-анализа продаж продукции
Товары |
Прибыль от продаж за 2017 г. |
Доля, % |
Доля накопительным итогом |
Группы |
---|---|---|---|---|
Электропаяльники |
15 077 419,35 |
61% |
61% |
А |
Припои |
5 554 838,71 |
23% |
84% |
В |
Предохранители автоматические |
2 380 645,16 |
10% |
94% |
С |
Электронные балласты |
1 587 096,77 |
6% |
100% |
С |
Итого |
24 600 000,00 |
100% |
- |
- |
Итак, ассортимент компании узко специализирован. Узкий ассортимент имеет свои положительные стороны, например, легче поддерживать стабильность ассортимента, можно сконцентрироваться на удовлетворении специфических потребностях покупателей; легче осуществлять учёт и управление. Однако главным недостатком такого ассортимента является риск недополучения требуемой прибыли при снижении спроса на данные товарные группы. Введение нового товара в 2016 году способствовало увеличению финансовых финансовых показатели, таких как товарооборот, прибыль на конец анализируемого периода. В 2015 году специальных маркетинговых исследований не проводилось, количественный спрос на реализуемый ассортимент оценивался по заявкам покупателей. Так расширение ассортимента в 2016 году было обусловлено спросом покупателей на данные разновидности товара. Также изучалась информация, представленная в специализированных печатных изданиях, которая отражает состояние спроса и предложения на рынке
Анализ показателей эффективности формирования ассортимента показал, что у компании АО «ЕМГ-Промышленная поддержка» есть возможность увеличить ассортимент.
Для достижения успеха компании АО «ЕМГ-Промышленная поддержка» необходимо сделать следующее: увеличивать сбыт продукции за счет сохранения своей доли на рынке, увеличивать свою долю на рынке за счет повышения требований потребителей к товарам (т.к. в 2017 г. объем рынка незначительно уменьшился), принять меры по повышению прибыли предприятия в 2018 г., за счет увеличения выручки от продажи электротоваров.
Деятельность компании АО «ЕМГ-Промышленная поддержка» ведется в достаточно благоприятных условиях, т.к. у предприятия достаточно много сильных сторон, обеспечивающих ему лидирующее положение на рынке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данной курсовой работы было проанализировать практику формирования и реализации ассортиментной политики на АО «ЕМГ-Промышленная поддержка».
В первой главе были рассмотрены теоретические аспекты формирования и управления ассортиментом продукции на торговом предприятии.
Ассортиментная политика - комплекс мероприятий, направленных на разработку, создание и продвижение ассортимента предприятия. Ассортиментная политика предприятия является ключевым моментом в его деятельности и базой для укрепления положения предприятия в конкурентной среде.
Основные задачи ассортиментной политики:
- удовлетворение спроса конкретных групп покупателей;
- гибкое реагирование на требования рынка;
- обеспечение финансовой устойчивости торговой организации.
Ассортиментная политика предполагает определение руководством компании целей, задач и основных направлений формирования ассортимента товара.
Основные направления формирования ассортимента: сокращение, расширение, стабилизация, обновление, совершенствование и гармонизация ассортимента.
Для анализа ассортимента используют такие методы, как АВС-анализ, XYZ анализ, анализ по адаптированной матрице BCG, метод Дибба-Симкина и другие. Данные методики имеют свои преимущества и недостатки. В целом, анализ различных методик формирования товарного ассортимента и их особенностей позволили выявить определенное сходство между ними. Все методики основаны, в целом, на исследование рыночного восприятия продукции и на оценке продукции с точки зрения экономической эффективности предприятия. Показателями эффективности коммерческой деятельности по направлению формирования ассортимента являются показатели широты, глубины, новизны и устойчивости ассортимента.