Файл: Формирование ассортимента на предприятиях торговли (на примере АО «ЕМГ-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОДДЕРЖКА».pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты формирования ассортиментной политики предприятия оптовой торговли
1.1 Понятие товарного ассортимента и отдельные вопросы его формирования
1.2. Основные подходы к разработке ассортиментной политики торгового предприятия
1.3 Анализ эффективности ассортиментной политики
Глава 2. Практика формирования и управления товарным ассортиментом в АО «ЕМГ-Промышленная поддержка»
2.1 Краткая характеристика организации[13]
2.2 Содержание ассортиментной политики компании
Ассортимент реализуемых АО «ЕМГ-Промышленная поддержка» товаров состоит из четырех видов товаров: электропаяльники, электронные балласты, автоматические предохранители и припои. Данные виды товаров имеют разновидности в зависимости от размера, материала, конструкции и других характеристик.
Принцип формирования товарного ассортимента АО «ЕМГ-Промышленная поддержка» - ориентация на одну ассортиментную группу. Все товары данной компании представляют собой электротовары.
В компании действует механизм принятия решений по управлению ассортиментной политикой, который включает два сопряженных процесса: формирование допустимого множества вариантов объекта управления ассортиментной политикой и, затем, выбор в исходном множестве альтернатив наиболее эффективной.
При осуществлении формирования альтернатив управленческих решений в компании используется метод морфологического ящика. В случае выбора эффективного процесса реализации товара указанная процедура осуществляется следующим образом.
Этап №1. Структура процесса реализации товара Общества декомпозируется на отдельные стадии (закупка, доставка, хранение, сбыт, финансирование и др.). Далее, в частности экспертным путем, разрабатываются варианты каждой стадии, и производится формирование (синтез) альтернатив процесса реализации товара, которые определяются как точки морфологического пространства, (т. е. как совокупности элементов, включающие по одному варианту от каждой стадии). Считается, что два процесса реализации товара различны, если хотя бы одна из стадий представлена разными вариантами. В самом общем виде количество альтернативных процессов реализации будет равно где – порядковый номер стадии, I – общее число стадий.
Этап 2. В ходе анализа требований, предъявляемых специалистами и сторонними экспертами, которые вовлечены в процесс управления ассортиментной политикой, формируется система критериев, характеризующих эффективность функционирования, как отдельных стадий, так и структуры процесса реализации товара в целом. При этом несколько стадий могут оцениваться по одним и тем же критериям.
Этап №3. Множество альтернатив процесса реализации товара сужается на основе выявления неосуществимых или несовместимых вариантов стадий для текущей структуры Общества и в сложившихся рыночных условиях. Данный этап предполагает, чаще всего, построение матриц инцидентности (совместимости) пар вариантов последовательных стадий. Матрица инцидентностей - это таблица размерности, где Ni - число вариантов i – стадии, а Ni+1 - число вариантов последующей стадии. Элемент i – ой матрицы инцидентности есть индикатор совместимости двух вариантов, который определяется правилом:
Для осуществления выбора управленческих решений в работе предлагается использовать дискретные методы многокритериальной оптимизации.
Анализ ассортимента товаров, предлагаемых АО «ЕМГ-Промышленная поддержка», представленный в таблице 5 показал, что основным направлением в области формирования торгового ассортимента в 2016 г. была стратегия расширения.
Увеличение широты и глубины номенклатуры было применено ко всем позициям практически ко всем позициям. Так, увеличилась глубина электропаяльников, появились как ходовые модели, так и менее распространенные, но востребованные покупателями. Появился новый вид товара – припои. Основной причиной использования данной стратегии являлось: стремление получить прибыль за счет более полного удовлетворения потребностей потребителя; формирования преимуществ перед конкурентами; стремление помешать конкурентам завоевывать рынок.
Введение данного товара является правильным решением, так как припои являются дополняющим товаром к электропаяльникам. Для покупателей удобнее и выгоднее приобрести оба вида товара у одного продавца, нежели у разных. Так как в 2017 году товарооборот увеличился, можно говорить о том, что данное решение было правильным и дало соответствующие финансовые показатели.
Таблица 2
Ассортимент товаров
Вид товара |
Разновидность |
2015 |
2016 |
2017 |
---|---|---|---|---|
Электропаяльник |
ЭПСН 6 Вт х 12 В |
Нет |
Есть |
Есть |
ЭПСН 25 Вт х 12 В (Ф*, D жала =4 мм) |
Есть |
Есть |
Есть |
|
ЭПСН 25 Вт х 36 В, Ф |
Есть |
Есть |
Есть |
|
ЭПСН 25 Вт х 36 В, Д |
Нет |
Есть |
Есть |
|
ЭПСН 25 Вт х 220 В (Ф, D жала =4 мм) |
Есть |
Есть |
Есть |
|
ЭПСН 40 Вт х 12 В (Ф, D жала =6 мм) |
Есть |
Есть |
Есть |
|
ЭПСН 40 Вт х 36 В (Ф, D жала =6 мм) |
нет |
Есть |
Есть |
|
ЭПСН 40 Вт х 42 В, Д |
Есть |
Есть |
Есть |
|
ЭПСН 40 Вт х 220 В, Д |
Нет |
Есть |
Есть |
|
ЭПСН 65 Вт х 36 В (Ф, D жала =6 мм) |
Есть |
Есть |
Есть |
|
ЭПСН 65 Вт х 42 В, Д |
Есть |
Есть |
Есть |
|
ЭПСН 65 Вт х 220 В, Д |
Есть |
Есть |
Есть |
Вид товара |
Разновидность |
2015 |
2016 |
2017 |
ЭПСН 80 Вт х 220 В (Ф, D жала =8 мм) |
Есть |
Есть |
Есть |
|
ЭПСН 100 Вт х 36 В, Д |
Есть |
Есть |
Есть |
|
ЭПСН 100 Вт х 220 В, Д |
Есть |
Есть |
Есть |
|
ЭПЦН 200 Вт х 36 В (Д, топор, жало 52х110) |
Нет |
Есть |
Есть |
|
ЭПCН 200 Вт х 220 В (Д, топор, жало 52х110) |
Есть |
Есть |
Есть |
|
200 Вт х 220 В (Д, топор, ТЭН, 420 град. D жала = 20 мм) |
Есть |
Есть |
Есть |
|
400 Вт х 220 В (Ф, топор, ТЭН, 420 град. жало 35 х 15 мм) |
Есть |
Есть |
Есть |
|
Электронные балласты |
EBT8-2236HB (IMC) 2х36 |
Есть |
Есть |
Есть |
EBT8-2418HD (IMC) 4х18 |
Есть |
Есть |
Есть |
|
Предохранители автоматические |
Пробка-автомат ПАР-10А |
Есть |
Есть |
Есть |
Пробка-автомат ПАР-16А |
Есть |
Есть |
Есть |
|
Пробка-автомат ПАР-25А |
Есть |
Есть |
Есть |
|
Припои |
ПОС-40 d = 8 мм |
Нет |
Есть |
Есть |
ПОС-40 в слитках |
Нет |
Есть |
Есть |
|
ПОС-61 d = 1,5-3 мм |
Нет |
Есть |
Есть |
|
ПОС-61 d = 8 мм |
Нет |
Есть |
Есть |
|
ПОС-61 с канифолью |
Нет |
Есть |
Есть |
|
Олово О1 |
Нет |
Есть |
Есть |
|
Канифоль, 20 г |
Нет |
Есть |
Есть |
Для наглядности изобразим ассортимент товаров Общества на рисунке:
Рисунок 6 Ассортимент АО «ЕМГ Промышленная поддержка»
Из рисунка 6 видно, что большую долю в ассортименте товаров занимают Электропаяльники - 61%, на втором месте находятся Припои- 23%, Предохранители и Электронные балласты составляют 10 % и 6% от всего ассортимента АО «ЕМГ-Промышленная поддержка» соответственно.
Рассчитаем показатели эффективности формирования ассортимента на 2017 г.
Коэффициент широты:
Кш. = 4/22[14] *100% = 18,18%
Коэффициенты глубины:
Электропаяльник: К гл.=19/30*100%=63%
Электронные балласты: К гл. = 2/50*100% = 4%
Предохранители автоматические: К гл. = 3/9*100%= 33%
Припои: К гл. = 7/30=23%
Коэффициент устойчивости: 4/4*100% = 100%
Торговый ассортимент АО «ЕМГ-Промышленная поддержка» узкий – 4 вида товаров. Ассортимент электропаяльников и предохранителей достаточно глубок – 19 и 3 наименований соответственно. Показатель устойчивости говорит о стабильном спросе на весь представленный ассортимент.
Ассортиментные группы продукции АО «ЕМГ-Промышленная поддержка» являются гармоничными, так как данные группы товары схожи между собой с точки зрения их практического применения.
Основным инструментом, с помощью которого осуществляется планирование и регулирование ассортимента данной компании, является ассортиментный перечень. Данный перечень утверждается руководителем организации. Ассортиментный перечень обычно разрабатывается на год, в течение года в него могут вноситься изменения.
Система формирования ассортимента АО «ЕМГ-Промышленная поддержка» включает в себя следующие основные моменты:
- определение текущих и перспективных потребностей клиентов;
- оценку уровня конкурентоспособности, закупаемой товаров;
- изучение жизненного цикла товаров и принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов;
- оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте товаров.
Существенным фактором формирования ассортимента АО «ЕМГ-Промышленная Поддержка» является также цена товара.
Рассмотрим ценовую составляющую ассортиментной политики.
Проведем анализ цен за 2016-2017 гг. АО «ЕМГ-Промышленная поддержка» на представленные товары.
Согласно ценовой политике, принятой в АО «ЕМГ-Промышленная поддержка», на все товары к отпускной цене поставщика начисляется оптовая надбавка 5 %. При формировании цены на электронные балласты, приобретаемые у АО «ЕМГ-Промышленная поддержка», применяется надбавка 17 %
Анализ динамики цен закупки и реализации за 2015 – 2017 годы товарного ассортимента товаров, приобретаемых и реализуемых АО «ЕМГ-Промышленная поддержка», представленный в таблицах ниже, показывает, что наибольшее увеличение цены в 2017 году наблюдается по всем товарам. Наименьшее – на припои и электронные балласты.
Неизменной цена осталась в 2017 году по позиции «Предохранители автоматические». Среднее увеличение цен на товары, приобретаемые АО «ЕМГ-Промышленная поддержка», составило 2,95 %. Снижения цен в 2016 году не произошло.
Незначительная разбежка в росте цен позволяет предположить, что данное увеличение произошло вследствие общего роста цен в Российской Федерации. В связи с тем, что оптовая надбавка, как и в 2015 – 2016 гг., осталась в 2014 г. фиксированная на все товары – 5%, динамика цен реализации совпадает с динамикой цен приобретения: среднее увеличение цен реализации составила 5 %.
Таблица 3
Динамика изменения цен закупки АО «ЕМГ-Промышленная поддержка за 2015-2017 гг, руб.
Показатель |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Электропаяльники |
496,9 |
591,9 |
621,4 |
Электронные балласты |
166,3 |
190,0 |
199,5 |
Предохранители автоматические |
133,0 |
156,8 |
156,8 |
Припои |
228,6 |
247,1 |
259,4 |
Таблица 4
Динамика изменения цен продажи АО «ЕМГ-Промышленная поддержка за 2015-2017 гг, руб.
Показатель |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
---|---|---|---|
Электропаяльники |
523 |
623 |
654,15 |
Электронные балласты |
175 |
200 |
210 |
Предохранители автоматические |
140 |
165 |
165 |
Припои |
240,63 |
260,1 |
273,11 |
Таблица демонстрирует незначительное повышение оптовых цен в 2017 г по сравнению с 2016 г.
Рост цен на все товары АО «ЕМГ-Промышленная поддержка» обусловлен кризисными явлениями в России, которые повлияли в целом на отечественный рынок по всех секторах.