Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 1081
Скачиваний: 15
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ПРОДУКЦИИ
1.2. Методы контроля качества товаров
1.3. Проблема обеспечения качества и безопасности товаров
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ПРОДУКЦИИ МАГАЗИНА
2.1. Организационная характеристика компании
2.2 Анализ информационных данных
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции или предоставляемой услуги.
Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.
Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства.
Качество выпускаемой готовой продукции является важнейшим критерием функционирования предприятия в условиях насыщенного рынка и преобладающей неценовой конкуренции. Повышение технического уровня и качества продукции определяет темпы научно - технического прогресса и рост эффективности производства в целом, оказывает существенное влияние на интенсификацию экономики, конкурентоспособность отечественных товаров и жизненный уровень населения страны.
Рост технического уровня и качества выпускаемой продукции является в настоящее время наиболее характерной чертой работы предприятий в промышленно развитых странах. В условиях преобладающей неценовой конкуренции и насыщенного рынка именно высокое качество продукции служит главным фактором успеха.
Увеличение производства высококачественных изделий российскими предприятиями в конечном итоге должно привести к интенсификации экономики, росту жизненного уровня населения, повышению конкурентоспособности российских товаров на внутреннем и мировом рынках. Современным предприятиям необходимо научиться, более эффективно использовать экономические, организационные и правовые рычаги воздействия на процесс формирования, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества на всех стадиях жизненного цикла товара.
В работе на основании научно-теоретических основ исследуемой проблематики, изложенных в главе первой, а так же результатов стратегического анализа деятельности организации ОАО «Красный Октябрь», проведенного в аналитической главе работы- предложены мероприятия, направленные на повышение направленные на повышение качества продукции исследуемой организации.
Цель исследования- сформировать проект экономически- эффективных мероприятий, направленных на повышение качества продукции.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические подходы к обеспечению качества и безопасности продукции;
- провести анализ качества и безопасности продукции ОАО «Красный Октябрь»;
- предложить рекомендации по совершенствованию управления качеством продукции на предприятии.
Объектом исследования является система контроля качества на предприятии на примере ОАО «Красный Октябрь».
Предмет исследования- аспекты управления качеством на предприятии.
В работе сформулированы основные понятия и рассмотрены принципы обеспечения и управления качеством, изучена методика создания системы качества на предприятии, порядок сертификации продукции и системы качества, а также основные требования действующего законодательства в области качества, выполнение которых является непременным условием современных торговых отношений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ПРОДУКЦИИ
1.1. Понятие качества
Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции. Качество продукции относится к числу важнейших показателей деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной степени определяет выживаемость и успех предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.
Следует отметить, что от выпуска высококачественной продукции выигрывает и национальная экономика, поскольку в этом случае увеличиваются экспортный потенциал и доходная часть платежного баланса страны, повышается авторитет государства в мировом сообществе.
Отсюда вытекает необходимость постоянной, целенаправленной, кропотливой работы товаропроизводителей по повышению качества продукции в сравнении с аналогами конкурентов.
Понятие качества продукции регламентировано в Российской Федерации государственным стандартом ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения».
Качество - это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением[1].
Качество товара является одной из его основополагающих характеристик, оказывающих решающее влияние на создание потребительских предпочтений и формирование конкурентоспособности.
Качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
Обычно потребности выражаются через определенные характеристики на основе установленных критериев, которые формулируются в виде требований к качеству.
Наука, изучающая способы и методы измерения и количественной оценки качества продукции, называется квалиметрия.
Качество является объектом управления. Управлять качеством следует на различных стадиях жизненного цикла товара: стадии проектирования; стадии производства; стадии товарного обращения (реализации); стадии потребления; стадии утилизации. Разделение на эти стадии условно, но позволяет подробнее рассмотреть факторы, обеспечивающие качество товаров.
Управление качеством может осуществляться через его формирование, стимулирование и сохранение. Следовательно, факторы, обеспечивающие качество товаров, можно подразделить на 3 группы:
Факторы, влияющие на формирование качества: сырье и материалы; рецептура; производственные процессы; спрос потребителей; определение основополагающих характеристик товаров.
Факторы, способствующие сохранению качества товаров: упаковка и маркировка; условия транспортирования товаров; условия хранения товаров; условия реализации и использования товаров.
Факторы, стимулирующие качество: социальная и экономическая целесообразность и эффективность производства; особенности управления; ценообразование; материальная заинтересованность работников; санкции за производство некачественной продукции и др[2].
Оценка качества – совокупность операций по выбору номенклатуры показателей качества, определению действительного значения показателей качества и сопоставлению их с базовыми показателями.
В зависимости от источника и способа получения информации методы оценки показателей качества подразделяются на объективные, эвристические и статистические.
К объективным методам относят измерительные методы (методы, основанные на определении значения физической величины опытным путем с помощью специальных средств измерений); регистрационный метод (метод, с помощью которого показатели качества определяются на основе наблюдения, регистрации и подсчета объектов, событий или затрат) и расчетный метод (метод, основанный на использовании данных, полученных другими методами исследования).
К эвристическим (субъективным) методам относят органолептический метод (метод, основанный на определении свойств и качества продуктов с помощью органов чувств (органолептическое исследование нельзя проводить, если есть сомнения в безопасности пищевого продукта); экспертные методы (методы оценки, проводимые группой экспертов в условиях неопределенности или риска) и социологический метод (метод, основанный на изучении и обобщении мнений о товаре фактических и ожидаемых потребителей).
Статистические методы основаны на определении значений показателей качества продукции с использованием методов теории вероятности и математической статистики и применяются в системах качества, при сертификации продукции и систем качества при проведении статистического контроля.
Качество может быть только относительным, оно фиксируется на конкретный период времени и изменяется при появлении более прогрессивной технологии. Если необходимо дать оценку качества продукции, то надо сравнить совокупность ее свойств с каким-то эталоном. Эталоном могут быть лучшие отечественные или зарубежные образцы, требования, закрепленные в стандартах или технических условиях. При этом применяется термин «уровень качества».
Однако любой документ или эталон узаконивает определенную совокупность свойств лишь на какой-то период времени, а потребности непрерывно меняются, поэтому предприятие, изготовляя продукцию даже в точном соответствии с нормативно-технической документацией, рискует выпускать ее некачественной, т.е. не устраивающей потребителя.
Таким образом, основное место в оценке качества продукции или услуг в рыночной экономике отводится потребителю, а стандарты (в том числе и международные) лишь закрепляют и регламентируют прогрессивный опыт, накопленный в области качества.
Понятие, как «качество» менялось по мере развития человечества, его производительных сил, социальных отношений, оно усложнялось, приобретало интегральный характер и в нынешние дни распространяется не только на продукцию, услуги, но и на организацию производства. Общества и жизнь в целом.
В настоящее время более правильное определение термина «качество» звучит так: Качество- это совокупность свойств и характеристик продукции, уровень или вариант которых формируется поставщиками при ее создании с целью удовлетворения установленных или предполагаемых потребностей.
Система качества- это совокупность структур предприятия, выполняющих функции управления и обеспечения качества установленными методами с использованием необходимых ресурсов.
Обеспечение качества предусматривает разработку стандартов качества, распределения ответственности за качество и контроль качества работ.
1.2. Методы контроля качества товаров
На данный момент вопрос качества товаров и услуг является очень важным. Качество и конкурентоспособность продукции напрямую зависят от состояния производства в стране. В настоящее время в российской экономике имеется множество проблем, связаны они с неразвитостью инфраструктуры, с низким уровнем заработной платы, с нестабильностью финансовой системы. Все эти трудности можно преодолеть посредством улучшения качества отечественных товаров. Следствием данного процесса будет являться повышение конкурентоспособности продукции на международном рынке.
Под качеством товара понимается комплекс свойств продукции, определяющий ее способность удовлетворять конкретные потребности в соответствии с назначением.
Для того, чтобы обеспечить необходимый уровень качества, следует осуществлять контроль качества. Данная процедура ведется для доказательства соответствия товаров и услуг предъявленным требованиям.
Для определения качества товара используются следующие методы:
- органолептический;
- лабораторный;
- экспертный;
- измерительный;
- регистрационный;
- социологический[3].
Сущность органолептического метода заключается в определении качества продукции с помощью органов чувств по внешнему виду, цвету, консистенции. При этом товар осматривается, составляется общее зрительное впечатление.
Цвет устанавливается при естественном освещении:
- по эталонам (жареный кофе);
- по цветовой шкале (чай);
- по специальным прописям (вино).
Важнейшими показателями качества продукции являются вкус и запах. Различают 4 вида вкуса: сладкий, соленый, кислый, горький. Различные вещества могут влиять на вкус, при этом может появляться острый, жгучий, терпкий привкус. Также вкус товара может исказить посторонний привкус.
Негативным образом на качестве товара отражается присутствие постороннего запаха гнили или плесени. Присутствие данного дефекта позволяет считать товар испорченным.
Для того, чтобы запах воспринимался наилучшим образом, эксперты увеличивают поверхность проверяемого продукта либо повышают температуру.