Файл: Курсовая работаВиды налогов. Классификация налогов. Налоговая система. Налоговая политика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 151

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Виды налогов. Классификация налогов.

1.1 Классификация налогов по механизму формирования

1.2 Классификация налогов по уровням налогообложения

Следует иметь в виду, что если величина налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую исчисленную сумму акциза, налогоплательщик в этом налоговым периоде акциз в бюджет не оплачивает, а указанная разница подлежит возмещению, зачету или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 203 НК.[21]

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) относится в Российской Федерации к числу федеральных налогов.

Налоговая база по НДФЛ определяется без учета представленных выше доходов. Совокупный трудовой доход налогоплательщика и налоговая база уменьшаются на предусмотренные налоговым зако­нодательством (ст. 218—221 НК) вычеты, которые подразделяются на четыре группы (таблица 3).[22]

Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

2. Налоговая система

2.1. Понятие налоговой системы

2.2 Принципы построения налоговой системы и ее элементы

3. Налоговая политика

3.1 Понятие, сущность и основные виды налоговой политики

3.2 Механизм функционирования налоговой политики

Заключение

Список используемой литературы:

Все эти действия раскрывают регулирующее назначение налогообложения в целом. Элементы налогового механизма являются в то же время относительно самостоятельными комплексами налоговых действий, и каждый из них подчиняется своим правилам организации, оценки и обобщения. В рамках каждого из элементов налогового механизма применяются только ему свойственные приемы или техника налоговых действий. Различия методов нало­гового планирования, регулирования и контроля позволяют исследовать эти области как относительно самостоятельные, установить, присущие им закономерности. На этой основе вырабатываются направления совершенствования налогового механизма как системы.

Более того, все три элемента налогового механизма - области, суть которых предопределена не только налоговой наукой и практикой. Так, налоговое планирование осуществляется исходя из рекомендаций общей теории и практики планирования, маркетинга и других наук. Тем же правилам подчиняются налоговое регулирование и контроль. Большое значение для них имеют рекомендации, выработанные общей теорией управления и права.

Налоговый механизм, рассматриваемый через призму реальной практики, различен в конкретном пространстве и во времени. Так, неоднозначны налоговые действия на разных уровнях власти и управления, а также существенны различия и во временном отношении. Налоговый механизм как свод практических налоговых действий есть совокупность условий и правил реализации на практике положений налоговых законов.

Поэтому так важно при каждом практическом действии придерживаться буквы закона с тем, чтобы не нарушать основного принципиального требования налоговой теории - субъективное и объективное начала процесса налогообложения представляют собой единое целое. Иными словами, любое налоговое действие, не базирующееся на объективной основе, выступает как субъективистское вмешательство в воспроизводственные процессы, что неминуемо ведет к их деформации.

Налоговый механизм, так же как и хозяйственный, соединяет два противоположные начала:[53]

  • планирование, т.е. волевое регулирование экономики центральной властью учетом объективно действующих экономических законов путем сбалансирования развития всех отраслей и регионов народного хозяйства, координации экономических процессов в соответствии с целевой направленностью развития общественного производства;
  • стихийно-рыночная конкуренция, где свободно на основе прямых и обратных связей взаимодействуют производители и потребители. Вследствие обособленности производителей и противоречивости их интересов неизбежно возникают разрушительные явления. Таким образом, рыночные отношения приводят, с одной стороны, к развитию производства отдельных субъектов в условиях жесткой конкуренции, а с другой, - к разрыву хозяйственных связей между обособившимися предприятиями в результате несовпадения производственной массы товара и его сбытом.

Отсюда вытекает необходимость государственного регулирования рыночных отношений для предотвращения сбоев в производстве и кризисных тенденций рынка. Таким регулятором в настоящее время стал налоговый механизм, который признан во всех странах.

Эффективность использования налогового механизма зависит от того, насколько государство учитывает внутреннюю сущность налогов и их противоречивость. В налоговой политике проявляется относительная самостоятельность государства. Изменяя налоговую политику, манипулируя налоговым механизмом, государство получает возможность стимулировать экономическое развитие или сдерживать его.

В плане изучения взаимодействия государства и налоговой политики необходимо обозначить одну из характеристик государственной налоговой политики, которая была особенно сильна в советский период и в видоизмененном виде сохраняется и в настоящий момент - это этатизм.

Характерными признаками этатизма являются: во-первых, приоритет интересов государства; во-вторых, приоритет обязанностей субъектов перед их правами; в-третьих, налоговый произвол государства. Налоговый произвол государства с неизбежностью следует из монополии государства на правовое регулирование отношений в области финансов.

В то же время, государство не может абсолютно произвольно и неограниченно вторгаться в налоговую сферу, поскольку налогообложение обусловлено объективно существующими экономическими возможностями, общественными взглядами, политической обстановкой и другими факторами.

Именно поэтому налоги можно рассматривать не только как способ содержания государства, но и как способ его контроля, как неотъемлемый элемент демократии. В идеале налоги должны стать средством для ограничения произвола государства от неоправданного изъятия имущества собственников.

Однако в ряде случаев государство допускает так называемый налоговый произвол, который означает нарушение государством им же установленных принципов и правил налогообложения. Нарушение государством «правил игры» оправдывается тем, что государство обладает фискальным суверенитетом и может проявляться в осуществлении государством налоговой политики, прямо противоречащей соответствующим нормативным актам.

Защитой прав налогоплательщиков в этой ситуации могут служить абсолютное соблюдение режима законности, основным содержанием которого является верховенство закона и полная независимость отправления правосудия. Другой гарантией против налогового произвола следует считать упрочение статуса налогоплательщика.


Внутреннее содержание налогового механизма составляют организационно-экономические и правовые отношения, складывающиеся при формировании доходов бюджета, перераспределении налоговых сумм между территориями. Основу этих отношений формирует налоговое право наряду с другими отраслями права.

Определив цели и задачи налоговой политики, государство выбирает методы и инструменты ее осуществления. Использование того или иного метода зависит от конкретной обстановки, а также традиции. Как правило, государство применяет комплексный подход.

Обычно цели и задачи налоговой политики определяются в зависимости от конкретной экономической конъюнктуры. Основы налоговой политики закладываются на каждый финансовый год через принятие государственного бюджета. Проведение же самой налоговой политики оформляется путем принятия соответствующих нормативных актов: Федеральных законов, Указов Президента России, Постановлений Правительства России и иных подзаконных актов.

Заключение

Налоговая система — один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к но­вым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

В новой налоговой системе, исходя из Федерального устройства России в отличие от предыдущих лет, более четко разграничены права и ответственность соответствующих уровней управления (Федерального и территориального) в во­просах налогообложения. Введение местных налогов и сборов, как дополнение перечня действующих Федеральных нало­гов, предусмотренное законодательством, позволило более полно учесть разнообразные местные по­требности и виды доходов для местных бюджетов.

И все же новое налоговое законодательство не в полной мере подходит к новым условиям. Его основные недостатки следующие: излишняя уплотненность, за­путанность, наличие большого количества льгот для различных кате­горий пла­тельщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий или увели­чение выпуска товаров народного потребления. Действующее законо­дательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует при­влечение в народное хозяйство иностранных инвестиций. Мировой опыт свиде­тельствует, что налоговое законодательство — не застывшая схема, оно постоянно изме­няется, приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку.


Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день — главная проблема реформы налогообложения.

Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу. Выдви­гаемые реформаторские предложения касаются в лучшем случае отдельных элемен­тов налого­вой системы. Предложений же о принципиально иной налоговой системе, соот­ветствующей нынешней фазе переходного периода, практически нет. И это не случайно, так как оптимальную налоговую систему можно развер­нуть только на серьезной теоретической основе, которой в России еще нет...

Несомненно, вся эта неразбериха с налогами приводит к нестабильному по­ложению в нашей экономике и еще больше усугубляет экономический кризис. Несомненно, для выхода из кризисного состояния необходимо одним из первых шагов наладить налоговую систему страны.

Список используемой литературы:

Алексейчева Е. Ю. - Налоги и налогообложение / Е. Ю. Алексейчева, Е. Ю. Куломзина, М. Д. Магомедов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. — С. 300.

Е.Г. Ефимова, Е.Б. Поспелова - Налоги и налогообложение / Е.Г. Ефимова, Е.Б. Поспелова – М.: МИИР, 2014. – С 235.

Л. И. Гончаренко.- Налоги и налоговая система Российской Федерации/ Л. И. Гончаренко. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — С. 541.

Косолапов А.И.- Налоги и налогообложение / Косолапов А.И. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2005.- С. 212.

Куликов, Н.И- Налоги и налогообложение / Н.И. Куликов, М.А. Куликова, Н.П. Назарчук. – М.: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2013. – С.388.

Майбуров И.А.. - Налоги и налогообложение/ Майбуров И.А- 4-е изд. - М.: юнити-дана, 2011- С.558.

Марчева И.А. - Налоги и налогообложение / Марчева И.А. - Налоги и налогообложение – М.: Нижегородский госуниверситет, 2012. – С. 122 .

Миляков Н.В.- Налоговое право/ Миляков Н.В- М.: ИНФРА-М, 2008. – С. 383.

Мусаева Х.М.- Формирование и развитие налогового федерализма в РФ: проблемы и перспективы. //Налоги и налогообложение.2012-№ 4(94)- с.85.

Меpкулова Т. А Налогообложение: учебное пособие / Т. А. Меркулова. –.М52 - Ульяновск: УлГТУ, 2005. – С. 122.


Панасиков В.Г. Налогообложение в Российской Федерации/ Панасиков В.Г.: Учебник.- М.: ПРОСПЕКТ, 2008. – С. 456.

Пансков, В. Г., Т. А. Левочкина. Налоги и налогообложение / В. Г. Пансков, Т. А. Левочкина. — М.: Издательство Юрайт, 2015.- С. 592.

Перов А.В., Толкушкин А.В. - Налоги и налогообложение/ Перов А.В., Толкушкин А.В. - П27— М.: Юрайт-Издат, 2005. — С.720.

Романовский М. В., Врублевской О. В.- Налоги и налогообложение/ Романовский М. В., Врублевской О. В - СПБ – М.: Питер, 2000. – С. 528.

Семичева Н.И. Финансовое право/ Семичева Н.И.-Учебник. – М.: Юнити –Дана, 2006. – 400 с.

Толкушкин А.В. - Энциклопедия российского и международного налогообложения./ Толкушкин А.В. -Т52 — М.: Юристъ, 2003. — С. 910.

Филина, Фаина Николаевна. - Налоги и налогообложение в Российской Федерации / Ф. Н. Филина.– М. : ГроссМедиа : РОСБУХ, 2009. – С. 424.

Д. Г. Черника, Ю. Д. Шмелева. — Налоги и налогообложение/ Д. Г. Черника, Ю. Д. Шмелева.-2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — С.495.

Приложение 1

Таблица 1

Налоговые ставки по НДС

Налоговая ставка

Объект налогообложения

0%

При реализации:

1) товаров на экспорт при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории РФ, а также работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией таких товаров;

2) работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию Российской Федерации товаров в рамках транзита;

3) услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории РФ;

4) работ (услуг), выполняемых (оказываемых) непосредственно в космическом пространстве;

5) драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы;

6)товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно – технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей;

7) припасов, вывезенных с территории РФ в таможенном режиме перемещения припасов, где припасами признаются топливо и горюче – смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река - море) плавания

10%

При реализации:

1) отдельных продовольственных товаров (мяса, молока, хлеба и пр.);

2) некоторых товаров для детей (обувь, одежда и пр.);

3) периодически печатных изданий, за исключением периодически печатных изданий рекламного или эротического характера;

4) отдельных медицинских товаров отечественного и зарубежного производства

10%/(100%+10%) и 18%/

1) при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг);

2) при удержании налога налоговыми агентами;

3) при реализации товаров (работ, услуг), приобретенных на стороне и учитываемых с НДС;

4) при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки в соответствии с НК РФ

18%

Во всех остальных случаях