Файл: Курсовая работаВиды налогов. Классификация налогов. Налоговая система. Налоговая политика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 153

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Виды налогов. Классификация налогов.

1.1 Классификация налогов по механизму формирования

1.2 Классификация налогов по уровням налогообложения

Следует иметь в виду, что если величина налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую исчисленную сумму акциза, налогоплательщик в этом налоговым периоде акциз в бюджет не оплачивает, а указанная разница подлежит возмещению, зачету или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 203 НК.[21]

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) относится в Российской Федерации к числу федеральных налогов.

Налоговая база по НДФЛ определяется без учета представленных выше доходов. Совокупный трудовой доход налогоплательщика и налоговая база уменьшаются на предусмотренные налоговым зако­нодательством (ст. 218—221 НК) вычеты, которые подразделяются на четыре группы (таблица 3).[22]

Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

2. Налоговая система

2.1. Понятие налоговой системы

2.2 Принципы построения налоговой системы и ее элементы

3. Налоговая политика

3.1 Понятие, сущность и основные виды налоговой политики

3.2 Механизм функционирования налоговой политики

Заключение

Список используемой литературы:

1.2 Классификация налогов по уровням налогообложения

В Российской Федерации установлена трехуровневая налоговая система. Налоги и сборы подразделяются на федеральные, региональные и местные.[11] Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации (п. 2 ст. 12 НК РФ). К федеральным налогам и сборам относятся:

  1. налог на добавленную стоимость (НДС);
  2. акцизы;
  3. налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
  4. налог на прибыль организаций;
  5. налог на добычу полезных ископаемых;
  6. водный налог;
  7. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  8. государственная пошлина.[12]

Статус федерального налога не означает, что он полностью зачисляется в федеральный бюджет. В законе о федеральном бюджете на соответствующий год могут быть установлены нормативы отчислений федеральных налогов и сборов в бюджеты нижестоящих уровней: региональный и местный. Рассмотрим важнейшие виды федеральных налогов.[13]

Налог на добавленную стоимость (НДС) самый сложный для исчисления из всех налогов, входящих в налоговую систему РФ. Его традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются через цену товара. Кроме того, если при прямом налогообложении источник уплаты налога, как правило, формируется у налогоплательщиков, то при косвенном – источник налога поступает налогоплательщику в составе иных платежей (в основном в составе цены).

Отличительной чертой  косвенных налогов является также то обстоятельство, что с экономической точки зрения, основное его бремя  уплаты переносится плательщиками на конечных покупателей (т.е. потребителей) товаров (работ, услуг). Однако в случаях, когда цена товара ограничивается платежеспособностью покупателя, косвенный налог, в частности НДС, уменьшает прибыль производителя и таким образом становится прямым налогом.

Существующие в настоящее время в России условия и порядок взимания НДС делают его смешанным, многообъектным налогом. Так, наряду с общими правилами исчисления и уплаты НДС, в некоторых случаях, например, когда имеет место оборот товаров (работ, услуг) внутри предприятия для нужд собственного потребления, затраты по которым не относятся  на издержки производства и обращения, осуществляется строительство хозяйственным способом, происходит реализация продукции по цене не выше себестоимости и т.д., исчисление  НДС регулируется специальными правилами. Так, при реализации продукции по цене не выше себестоимости налогоплательщик обязан увеличить для  целей налогообложения свою выручку до уровня рыночных цен, составить специальный расчет, до начислить налог и уплатить его в бюджет.


Кроме того, начиная с 1 февраля 1993г. при ввозе товаров на территорию России они подлежат обложению НДС. Следовательно, объектами обложения этим налогом выступают не только обороты по реализации на территории России товаров (работ, услуг), но и товары, ввозимые на территорию страны. Закрепление в качестве объекта НДС этих двух несопоставимых показателей, а также особенности отнесения к зачету сумм НДС, Уплаченных на таможне в режиме общего налогообложения, также порождают дополнительные трудности в порядке исчисления и уплаты НДС.

Рассматривая экономическую и юридическую природу НДС необходимо отметить, что в различных странах мира используются свои методики его исчисления и уплаты. Причем очень многое зависит от того, какой принцип в определении добавленной стоимости будет положен в основу.

Так, добавленной стоимостью можно представить как сумму заработной платы (V) и получаемой прибыли (М). С другой стороны добавленную стоимость можно определить как разность между выручкой от реализации товаров (О) и производственных затрат (I).

Основываясь на этих двух методах можно выделить четыре основных механизма расчета НДС:

R (V+M), где R-ставка налога;

RV + RM;

R (O-I);

RO-RI.

При таких условиях, когда при исчислении НДС могут быть использованы различные подходы и способы, наиболее важным является законодательно установленный порядок исчисления НДС.

Так, первоначальная редакция ст.1 Закона «О налоге на добавленную стоимость» содержала следующее определение: НДС «представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере их реализации». Исходя из анализа данной нормы следует, что законодатель  установил лишь общее понятие налога, из которого вообще не ясно как же он будет взиматься.

Однако, позднее, Законом от 16.07.92г., статья 1 была изложена в новой редакции – она стала определять общий механизм исчисления НДС: «Налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения».

Однако, новая формулировка понятия НДС, по-прежнему не отражает все случаи его исчисления, поэтому придавать ей основополагающее значение не представляется возможным. Более того, при обычных условиях, когда происходит смена основных элементов налога (объект налогообложения, налогоплательщик, ставка и т.д.) неизбежно происходит изменение размеров налогового бремени. В то же время  изменение ст.1 Закона «О налоге на добавленную стоимость» не повлекло никаких принципиальных изменений в системе обложения этим налогом.


Поэтому в ст.1 Закона «О налоге на добавленную стоимость» дано всего лишь общее определение налога,  конкретное содержание которого может меняться в зависимости от того, какой существенный признак будет положен в его основу.[14]

Плательщиками НДС признаются:

1) организации;

2) индивидуальные предприниматели;

3) лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с ТК РФ.

Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета НДС не превысила в совокупности 1 млн. руб. Освобождение не предоставляется организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществлявшим реализацию подакцизных товаров в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на таможенную территорию РФ. Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.

Налогоплательщик вправе направить в налоговый орган уведомление и документы по почте заказным письмом. Днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма. Суммы НДС, принятые налогоплательщиком к вычету до использования им права на освобождение, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед отправкой уведомления об использовании права на освобождение путем уменьшения налоговых вычетов. Суммы НДС, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком, утратившим право на освобождение, до утраты указанного права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения НДС, принимаются к вычету.[15]


Согласно ст. 146 НК РФ объектом налогообложения являются:

  • операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, в том числе их безвозмездная передача и ввоз на территорию Российской Федерации (импорт);
  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • передача товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы по которым не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

Отдельные хозяйственные операции по реализации (передаче) товаров (работ, услуг) не образуют объекта налогообложения по НДС, исчислять и уплачивать НДС при их осуществлении не требуется. Эти операции определены в п. 2 ст. 146 НК РФ. При осуществлении некоторых операций, являющихся объектом налогообложения по НДС, организации и предприниматели не обязаны исчислять и уплачивать налог. Такие операции отнесены к категории льготных операций и освобождены от обложения НДС. Их перечень является закрытым и установлен ст. 149 НК РФ. Налогоплательщик может отказаться от применения льгот, указанных в п. 3 ст. 149 НК РФ. Если налогоплательщик одновременно осуществляет операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению, он обязан вести раздельный учет таких операций (п. 4 ст. 149 НК РФ). Если освобождаемый вид деятельности лицензируется, налогоплательщик может применять льготу только при наличии лицензии. НДС исчисляется в общем случае исходя из стоимости реализуемых товаров (работ, услуг), имущественных прав.

По общему правилу налоговая база определяется на наиболее раннюю из двух дат:

  1. на день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг);
  2. на день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг).

Сумма  НДС, исчисленная как процентная доля налоговой базы за конкретный налоговый период, и сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, не всегда тождественны. Это обусловлено тем, что налогоплательщики имеют право вычесть из исчисленной суммы НДС суммы налоговых вычетом, рассчитанных на основании положений ст.171 НК РФ. Учитывая вышесказанное и в соответствии с требованиями ст. 173 НК РФ определить НДС, подлежащий уплате в бюджет можно по формуле:

НДС б = НБ*Ставка - НВ,                                                                                где НДС б – Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет;

Ставка – Соответствующая ставка по налогу;

НВ – Налоговые вычеты по налогу.[16]


Согласно ст. 164. НК РФ в настоящее время действуют три ставки налога на добавленную стоимость, которая     представлена в виде таблицы 1.

Налоговая декларация по НДС представляется налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы по месту своего учета в качестве налогоплательщика НДС в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Составлять и сдавать декларации по местонахождению обособленных подразделений не нужно. Вся сумма налога поступает в доход федерального бюджета.

За непредставление декларации предусмотрен штраф (ст. 119 НК РФ). Начиная с налогового периода за I квартал 2015 г. на основании п. 5.1 ст. 174 НК в налоговую декларацию по НДС включаются сведения, указанные в книге покупок и книге продаж.

При осуществлении посреднической деятельности в налоговую декларацию по НДС включаются сведения, указанные в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, в отношении указанной деятельности. Форма налоговой декларации по НДС, порядок ее заполнения и формат представления в электронной форме утверждены приказом ФНС.

Уплата НДС производится по итогам каждого налогового периода равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом. Исключение составляют лица, которые не являются налогоплательщиками НДС, но выставили счета-фактуры с выделенной суммой НДС. Они уплачивают всю сумму налога до 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.[17]

Акциз — это федеральный налог, взимаемый с 1 января 2001 г. на основании гл. 22 части второй НК РФ. Глава 22 применяется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах».[18]

В настоящее время акцизами облагаются такие товары, как спирт этиловый из всех видов сырья, спиртосодержащие растворы; алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино натуральное, вино специальное и иная пищевая продукция с содержанием этилового спирта более полутора процентов от объема единицы алкогольной продукции, за исключением виноматериалов); пиво; табачные изделия; ювелирные изделия; нефть, включая газовый конденсат; бензин автомобильный; легковые автомобили (за исключением автомобилей с ручным управлением, в том числе ввозимых на территорию России и реализуемых инвалидам); отдельные виды минерального сырья.