Файл: Курсовая работаВиды налогов. Классификация налогов. Налоговая система. Налоговая политика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Виды налогов. Классификация налогов.

1.1 Классификация налогов по механизму формирования

1.2 Классификация налогов по уровням налогообложения

Следует иметь в виду, что если величина налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую исчисленную сумму акциза, налогоплательщик в этом налоговым периоде акциз в бюджет не оплачивает, а указанная разница подлежит возмещению, зачету или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 203 НК.[21]

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) относится в Российской Федерации к числу федеральных налогов.

Налоговая база по НДФЛ определяется без учета представленных выше доходов. Совокупный трудовой доход налогоплательщика и налоговая база уменьшаются на предусмотренные налоговым зако­нодательством (ст. 218—221 НК) вычеты, которые подразделяются на четыре группы (таблица 3).[22]

Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

2. Налоговая система

2.1. Понятие налоговой системы

2.2 Принципы построения налоговой системы и ее элементы

3. Налоговая политика

3.1 Понятие, сущность и основные виды налоговой политики

3.2 Механизм функционирования налоговой политики

Заключение

Список используемой литературы:

Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог. Не признаются объектом налогообложения:

  1. земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;
  2. земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
  3. земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
  4. земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, в пределах лесного фонда;
  5. земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

Налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения земельным налогом.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.

Налоговая база определяется:

  • в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом;
  • отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.


Налогоплательщики — физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом (но не являющимся индивидуальным предпринимателем), определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.

Налог на имущество физических лиц установлен в Российской Федерации в соответствии с Законом РФ от 09.12.1991 № 2003-1 “О налогах на имущество физических лиц” в качестве местного налога.

Плательщиками налога на имущество физических лиц в соответствии с федеральным законодательством являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, т. е. физические лица, имеющие на территории РФ в собственности следующее имущество: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и другие строения, помещения и сооружения.

Объектом обложения указанным налогом является перечисленное выше имущество, находящееся в собственности физических лиц.

Налог на имущество уплачивается ежегодно по ставке, устанавливаемой представительными органами власти местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, в пределах установленных федеральным законодательством размеров. Например: Условная инвентаризационная стоимость квартиры гражданина равна 350 тысяч рублей. В регионе проживания данного налогоплательщика действует Решение городской мэрии об установлении ставки налога на имущество физических лиц, стоимость которого находится в границах 300-500 тыс.руб., в размере 0,25%. На основе этих данных величина налога по данному имуществу за расчетный период (год) будет равна 350 тыс.руб. х 0,25% = 875 руб.

Федеральное законодательство установило льготы по налогу на имущество физических лиц, обязательные для применения на всей территории РФ, для достаточно широкого перечня категорий налогоплательщиков.

Граждане, имеющие право на льготы, должны подтвердить его необходимыми документами. Налог на имущество физических лиц, в отличие от большинства действующих в России налогов, исчисляется не самим налогоплательщиком, а налоговым органом по месту нахождения объектов налогообложения. При этом налоговый орган обязан выписать платежное извещение и вручить его плательщику налога. В том случае, когда физическое лицо не проживает по месту нахождения строения, помещения, сооружения, платежное извещение на уплату исчисленного налога должно быть направлено в налоговый орган по месту жительства физического лица для взыскания налога.


Важно подчеркнуть, что за строения, помещения, сооружения налог должен уплачиваться независимо от того, эксплуатируется это имущество или нет. Налоговые органы, исчислившие налог, обязаны вручить гражданам платежные извещения на уплату указанного налога не позднее 1 августа. Уплата налогов производится равными долями в два срока: не позднее 15 сентября и 15 ноября. По желанию плательщика налог может быть уплачен в полной сумме по первому сроку уплаты, т. е. не позднее 15 сентября.

Если граждане не были своевременно привлечены к уплате налогов, исчисление им налогов может быть произведено не более чем за три предшествующих года. За такой же период налоговое законодательство допускает пересмотр неправильно произведенного обложения. В этих случаях дополнительные суммы налогов с имущества уплачиваются в следующие сроки:

  • суммы, дополнительно причитающиеся за текущий год,
  • равными долями в остающиеся до конца года сроки, но с тем чтобы на уплату соответствующей суммы было не менее 30 дней;
  • суммы, начисленные на текущий год по истечении всех сроков уплаты или за предшествующие годы,
  • равными долями в два срока: через месяц после начисления сумм (после вручения извещения) и через месяц после первого срока уплаты.

За просрочку платежей налогов гражданами начисляется пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России с суммы недоимки за каждый день просрочки.

Сведения, необходимые для исчисления налога, в налоговые органы обязаны бесплатно представлять органы коммунального хозяйства, осуществляющие оценку строений, помещений и сооружений, а также страховые, нотариальные и другие органы в сроки, установленные налоговыми органами. За непредставление данных, необходимых для исчисления налоговых платежей, на должностных лиц этих организаций в соответствии с федеральным законодательством налагается штраф в размере 5-кратного установленного законом минимального размера оплаты труда.[40]

2. Налоговая система

2.1. Понятие налоговой системы

Система налогов и сборов — это совокупность законно установленных налогов и сборов на территории страны. Основой системы налогов и сборов в Российской Федерации является НК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах. Полный перечень взимаемых на территории Российской Федерации налогов и сборов закреплен в гл. 2 НК РФ.


В мировой практике выделяют следующие базисные модели системы налогов в зависимости от ролей различных видов налогов.

  • англосаксонская, ориентированная на прямые налоги с физических лиц, доля косвенных налогов незначительна (США, Австралия, Великобритания, Канада);
  • евроконтинентальная, имеющая высокий удельный вес отчислений на социальное страхование и косвенных налогов (Германия, Франция, Австрия, Бельгия);
  • латиноамериканская, характеризуемая значительным количеством косвенных налогов, используемых в качестве финансового инструмента защиты бюджета от инфляции (Чили, Боливия);
  • смешанная, направленная на сочетание черт других моделей, ее основное назначение состоит в диверсификации структуры доходов, стремлении избежать зависимости бюджета от отдельного вида или группы налогов (Российская Федерация).

Автором первой научной модели налоговой системы является А. Смит, который впервые изложил правила “в отношении налогов вообще” в сочетании с предложениями по системе налогов. И хотя большое число ученых, как экономистов, так и юристов, посвящали данной проблеме свои исследования, до сих пор единого определения налоговой системы нет.

Наиболее полное определение налоговой системы дал С.Г. Пепеляев, согласно которому налоговая система — это совокупность установленных в государстве существенных условий налогообложения. К существенным условиям относятся:

  • принципы налогообложения;
  • порядок установления и введения налогов;
  • система налогов;
  • порядок распределения налоговых поступлений между бюджетами разных уровней;
  • права и обязанности участников налоговых отношений;
  • формы и методы налогового контроля;
  • ответственность участников налоговых отношений;
  • способы защиты прав и интересов участников налоговых отношений.

Таким образом, можно сделать вывод, что налоговая система — более емкое понятие, чем система налогов и сборов, она включает не только налоги и сборы, взимаемые в соответствии с НК РФ, но и весь комплекс отношений, непосредственно связанных с налогообложением, определяющих нормы и правила, правомочия и ответственность участников налоговых правоотношений.

Пункт 2 ст. 1 НК РФ содержит описание системы налогов и сборов и основы налогообложения в Российской Федерации:

  1. виды налогов и сборов;
  2. основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
  3. принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов РФ и местных налогов;
  4. права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  5. формы и методы налогового контроля;
  6. ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  7. порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Как было указано ранее, в России действует трехуровневая налоговая система, состоящая из федеральных, региональных и местных налогов, что соответствует мировому опыту федеративных государств.

Налоги и сборы могут быть установлены и отметены только НК РФ. Не предусмотренные им федеральные, региональные и местные налоги не могут устанавливаться (п. 5 и 6 ст. 12 НК РФ). Закрытый список региональных и местных налогов служит гарантией налогоплательщику от попыток местных органов власти пополнить доходы соответствующих бюджетов путем введения дополнительных взносов.

НК РФ устанавливает также специальные налоговые режимы, определяет порядок установления федеральных налогов, не указанных в ст.13 НК РФ, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов, указанных в ст. 13–15 НК РФ, а также особый порядок определения элементов налогообложения по данным налогам.

В соответствии с п. 2 ст. 18 НК РФ к специальным налоговым режимам относятся:

  1. система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
  2. упрощенная система налогообложения;
  3. система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  4. система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
  5. патентная система налогообложения.

В качестве критериев оценки налоговых систем могут использоваться:

  • равенство обязательств. Данный критерий основывается на принятом принципе справедливости налогообложения. Равенство обязательств рассматривают в двух аспектах:
  1. вертикальное равенство подразумевает, что к индивидам из различных групп предъявляются различные требования, например люди с низкими доходами платят меньший налог;
  2. горизонтальное равенство предполагает, что люди в одинаковом положении выполняют одинаковые обязательства (т. е. нет дискриминации по расе, полу, религии; при одинаковом доходе уплачивается одинаковый налог);
  • экономическая нейтральность. Данная критерия позволяет оценивать воздействие налогов на рыночное поведение потребителей и производителей, а также на эффективность распределения ограниченных ресурсов;
  • организационная (или административная) простота связана с затратами на сбор налогов, включающими расходы на содержание налоговой системы, затраты времени и средств плательщиков, связанных с определением причитающихся налоговых сумм, их перечислением в бюджет и документированием правильности уплаты налогов, расходы на консультации и др.;
  • гибкость налогов — предполагает способность системы адекватно реагировать на изменение макроэкономической ситуации, прежде всего, на смену фаз делового цикла. Примером гибкого налога может служить налог на прибыль организаций, который сглаживает цикл деловой активности и действует как встроенный стабилизатор. В фазе подъема данный налог сдерживает предпринимательскую активность, поскольку увеличение налогового бремени происходит быстрее роста прибыли. И наоборот, на стадии спада бремя налога сокращается быстрее, чем прибыль, что стимулирует предпринимателей к увеличению активности;
  • прозрачность — предполагает возможность контролировать налоговую систему со стороны основной массы налогоплательщиков. Налогоплательщики должны четко представлять, какие налоги они платят, по какой ставке, как осуществляется платеж и т. п. С этой точки зрения не являются прозрачными косвенные (покупатель в магазине не может оценить НДС, таможенный сбор и т. п., включаемые в цену товара), немаркированные (так как неизвестно, на какие цели они будут использованы), организационно сложные налоги;
  • сбалансированность государственного бюджета. Данный критерий качества налоговой системы подразумевает, что проводимая государством налоговая политика должна обеспечивать формирование доходов бюджетной системы Российской Федерации, необходимых для финансирования расходов государства по осуществлению им своих функций;
  • эффективность и рост производства. Проводимая налоговая политика должна содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий;
  • стабильность цен. Проводимая налоговая политика должна обеспечивать оптимальное соотношение прямых и косвенных налогов с целью достижения устойчивости цен и предотвращения эффекта инфляционного ожидания;
  • эффективность социальной политики, обеспечиваемая при соблюдении принципа всеобщности и равномерности налогообложения граждан;
  • полнота и своевременность уплаты налогов, обеспечиваемая за счет улучшения информированности налогоплательщиков о подлежащих уплате налогах, правилах их исчисления и сроках уплаты.[41]