Файл: Курсовая работаВиды налогов. Классификация налогов. Налоговая система. Налоговая политика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Виды налогов. Классификация налогов.

1.1 Классификация налогов по механизму формирования

1.2 Классификация налогов по уровням налогообложения

Следует иметь в виду, что если величина налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую исчисленную сумму акциза, налогоплательщик в этом налоговым периоде акциз в бюджет не оплачивает, а указанная разница подлежит возмещению, зачету или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 203 НК.[21]

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) относится в Российской Федерации к числу федеральных налогов.

Налоговая база по НДФЛ определяется без учета представленных выше доходов. Совокупный трудовой доход налогоплательщика и налоговая база уменьшаются на предусмотренные налоговым зако­нодательством (ст. 218—221 НК) вычеты, которые подразделяются на четыре группы (таблица 3).[22]

Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

2. Налоговая система

2.1. Понятие налоговой системы

2.2 Принципы построения налоговой системы и ее элементы

3. Налоговая политика

3.1 Понятие, сущность и основные виды налоговой политики

3.2 Механизм функционирования налоговой политики

Заключение

Список используемой литературы:

Cледует добиваться того, чтобы комбинация налогов образовывала единую систему, в которой каждый налог имеет свою конкретную цель. При этом не следует допускать ни взаимного перехлеста налогов, ни наличия «люков» между ними (внутренняя замкнутость).

3. Налоговая политика

3.1 Понятие, сущность и основные виды налоговой политики

Обеспечение развития страны, решение социальных проблем общества требуют от государства использовать весь арсенал имеющихся у него методов воздействия на экономику. Рыночная экономика вовсе не означает, что государство должно устраняться от процессов управления и регулирования. Напротив, в период создания основ механизма рыночных отношений (современный период развития российской экономики) усиливается регулирующая роль государства в развитии экономики. Первым, кто это заметил и сделал соответствующий прогноз, был немецкий экономист А. Вагнер (1835–1917). его расчеты и теоретические выкладки были поистине революционны, так как он один из самых первых понял ограниченность рынка, разделил экономику на два сектора – государственный и частный и сформулировал закон возрастающей государственной активности. В соответствии с последним во всех странах, где быстро развиваются рыночные отношения, государственные расходы должны увеличиваться. Кроме того, по мнению А. Вагнера, в условиях рынка именно государственная финансовая политика определяет социальный и научно-технический прогресс. Вместе с тем эти процессы не должны вмешиваться в производственно-финансовую деятельность хозяйствующих субъектов. Государство должно создать необходимые условия для функционирования рыночных механизмов и с их помощью регулировать экономические процессы.

Важнейшим инструментом государства в реализации поставленных целей является налоговая политика.[46]

Налоговая политика — система мероприятий, проводимых государством в области налогов и сборов; составная часть финансовой политики государства. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества, состоянием экономики и государственных финансов.

Арсенал методов осуществления налоговой политики чрезвычайно многообразен. Он включает нормы законодательства, регламентирующие ускоренную амортизацию основного капитала (фондов), применение скидок на истощение недр, полное или частичное освобождение от налогообложения отдельных предприятий и отраслей. Налоговые мероприятия широко используются для стимулирования инвестиций (часть прибыли отчисляется в инвестиционный фонд и не облагается налогом) и проведения региональной политики. Системы уменьшения налоговых обязательств по налогообложению прибыли при слиянии компаний, поглощении монополиями мелких, малорентабельных или убыточных предприятий, государство в интересах корпораций способствует концентрации производства и капитала. От обложения полностью или частично может освобождаться прибыль, направляемая на проведение НИОКР, обучение и переподготовку персонала и другие социально значимые цели. Устанавливаемые в соответствии с целями налоговой политики налоговые льготы стимулируют создание частных научно-исследовательских учреждений за счет средств необлагаемых благотворительных фондов или специально выделенных средств компаний. Важной составной частью налоговой политики выступает политика государства в сфере взимания таможенных пошлин и сборов.[47]


Налоговая политика — система целенаправленных экономических, правовых, организационных и контрольных мероприятий государства в области налогов.

Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, направленных на установление оптимального уровня налоговой нагрузки в зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач.

Налоговая политика отражает совокупность трех основных этапов разработки и совершенствования налоговой системы государства:

  1. разработка научно обоснованных концепций развития налоговой системы;
  2. выбор наиболее оптимальной концепции создания налоговой системы с учетом текущей ситуации и перспектив, а также направления совершенствования налоговой системы в будущем;
  3. разработка и реализация практических действий и мер, позволяющих создать наиболее эффективную налоговую систему.

При проведении налоговой политики преследуются следующие цели:

  • фискальная — формирование доходов бюджета посредством налогов и сборов;
  • экономическая — использование налогового механизма для проведения структурных преобразований экономики, стимулирования бизнеса, а также инвестиционной и инновационной активности, регулирования спроса и предложения;
  • социальная — снижение через систему налогообложения неравенства в уровнях доходов различных слоев населения, социальная защита граждан; • экологическая — рациональное использование ресурсов и защита окружающей среды, в частности за счет усиления роли соответствующих налогов и штрафов;
  • контрольная — проведение налоговых проверок с целью принятия государством стратегических и тактических решений в экономике и социальной политике;
  • международная — заключение с другими странами соглашений об избежание двойного налогообложения, снижении таможенных пошлин для стимулирования предпринимательской деятельности.[48]

Методы государственного регулирования условно подразделяются на прямые и косвенные. Прямые основываются на властно-распорядительных отношениях, а косвенные, к которым относится и политика в сфере налогообложения, предполагают создание экономической заинтересованности или незаинтересованности в определенных действиях. Как правило, косвенные экономические методы государственного регулирования более удачно вписываются в существующую реальность, и поэтому в рамках рыночной системы они получили наиболее широкое распространение.[49]


В экономических исследованиях выделяются три типа налоговой политики.

  1. Политика максимальных налогов, направленная на максимизацию налоговых платежей в бюджет государства. Применение такой политики приводит к тому, что в перспективе объемы налоговых поступлений существенно снижаются, а часть предпринимательского сектора начинает использовать “теневые” схемы бизнеса.
  2. Политика разумных налогов, которая характеризуется минимальным вмешательством государства в экономическую сферу, при этом уровень налогового бремени низкий. Данная политика положительно влияет на развитие предпринимательского сектора, однако может оказать отрицательное влияние на развитие социальной сферы из-за возможного недостаточного объема налоговых поступлений в бюджет.
  3. Налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень налогообложения, но при значительной социальной защите.

При формировании налоговой политики государства могут сочетаться несколько типов, например, налоговая политика Российской Федерации сочетает в себе первый и третий тип.

В основу налоговой системы РФ заложен налоговый федерализм — законодательное установление равноправных отношений между федеральным центром и субъектами РФ при формировании доходов бюджетов всех уровней, достигаемое за счет оптимального сочетания их налогового потенциала, выполняемых финансово-хозяйственных, социальных функций и имеющихся общественно необходимых потребностей.

Налоговый федерализм это разграничение и распределение налогов между уровнями бюджетной системы страны, т. е. это совокупность отношений в налоговой сфере между Российской Федерацией и субъектами РФ, органами местного самоуправления, которые обусловлены необходимостью реализации их полномочий, закрепленных в Конституции РФ.

Основной задачей налогового федерализма является обеспечение единства России как федеративного государства и стабильности его социально-экономического развития на основе удовлетворения потребностей в денежных средствах всех уровней власти и управления, достигаемого за счет рационального перераспределения изымаемой в виде налогов части внутреннего валового продукта (ВВП) между звеньями бюджетной системы. Налоговый федерализм предполагает не только разграничение федеральными законодательными актами налогов между уровнями власти, а при их недостаточности на территориальном уровне — распределение федеральных регулирующих налогов между ними по нормативам, но и, что очень важно, предоставление налоговой инициативы субнациональным (региональным и местным) органам власти в пределах единого налогового пространства в стране.[50]


Налоговый федерализм базируется на ряде принципов:

  • зависимости поступлений по налогам от результатов деятельности органов власти и управления. Данный принцип означает, что функция по осуществлению контроля за поступлением налогов возлагается на региональные и местные органы власти;
  • степени мобильности облагаемой базы. Высокой степенью мобильности обладают труд и капитал в денежной форме, а более низкой — имущество и природные ресурсы, поэтому налоги на труд и капитал в основном закрепляются за федеральным бюджетом, а налоги на имущество и природные ресурсы — за региональными и местными;
  • экономической эффективности отдельных видов объектов налогообложения. Этот принцип означает, что объемы налоговых поступлений должны превышать издержки по их изъятию;
  • регулирования процессов на макроэкономическом уровне. Именно за федеральным бюджетом закрепляются основные налоги, через которые осуществляется регулирование процесса воспроизводства на уровне всей страны.

Выделяются четыре основных способа реализации налогового федерализма:

  1. кумулятивный, когда устанавливается ставка налога, в которой объединены ставки разных уровней власти, а взимаемые налоговые поступления распределяются по бюджетам согласно данным ставкам. Региональные и местные органы власти вправе взимать в дополнение к общефедеральным одноименные налоги, размеры которых установлены верхним пределом. При этом федеральная ставка едина на всей территории страны, а региональная и местная устанавливаются в пределах лимита. Например, налог на прибыль организаций размер федеральной ставки составляет 2%, а региональная ставка может варьироваться в пределах от 13,5% до 18%;
  2. нормативный, когда устанавливается определенное соотношение, чаще всего в процентах, на основе которого происходит распределение налоговых поступлений между бюджетами разных уровней;
  3. дистрибутивный, когда все налоговые поступления первоначально аккумулируются на едином счете, а затем распределяются по бюджетам.
  4. фиксированный, когда за разными уровнями управления закрепляются отдельные виды налогов (федеральные, региональные и местные), поступления от которых формируют доходную часть бюджета.[51]

3.2 Механизм функционирования налоговой политики


Практическое проведение налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, именно налоговый механизм признан в настоящее время во всех странах основным регулятором экономики. Налоговый механизм представляет собой совокупность организационных, правовых норм и методов управления налоговой системой. Формой реализации и регулирования налогового механизма является налоговое законодательство, которое определяет совокупность налоговых инструментов.

Участие государства в регулировании экономики при проведении налоговой политики осуществляется с помощью таких налоговых инструментов, как налоговая ставка, налоговая льгота, налоговые санкции, налоговая база и некоторые другие. Государство использует при этом как прямые, так и косвенные методы использования налоговых инструментов.[52]

Государство придает этому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства.

Во-первых, налоговый механизм - это область налоговой теории, трактующей это понятие в качестве организационно-экономической категории, а, следовательно, как объективно необходимый процесс управления перераспределительными отношениями, складывающимися при обобществлении части созданного в производстве национального дохода. Всю сферу отношений, складывающихся в этом процессе, можно разграничить на три подсистемы: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль.

Теоретическое определение специфики этих подсистем подчиняется фундаментальным положениям экономической теории, ибо все они являются слагаемыми воспроизводственных отношений, развивающихся на фундаменте реального экономического базиса.

Однако, во-вторых, практика привносит свои коррективы в концептуально определяемые сферы налогового планирования, регулирования и контроля. Поэтому налоговый механизм должен рассматриваться и в качестве свода конкретных налоговых действий, т. е. в узком смысле этого слова. Это реальное налоговое производство. С таких позиций налоговый механизм выступает как экономический рычаг субъективного (императивного) регламентирования системы налого­вых отношений. Подчиненность таких действий закону исключает субъективизм в регулировании налоговых отношений.

Все названные подсистемы (элементы) налогового механизма разграничены условно, поскольку на практике они нередко пересекаются, а налоговое регулирование и контроль выступают вовсе органичным целым, ибо они есть проявления регулирующей налого­вой функции. В процессе текущего налогового регулирования применяются как поощрительные методы в виде системы налоговых льгот, так и санкционные методы в виде начисления штрафов, обращения сумм недоимки на имущество налогоплательщика или его дебиторов, процедур банкротства и т. д.