Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (СТРЕСС В РАБОЧЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ).pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. СТРЕСС В РАБОЧЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ
1.1 Стресс как психологическое состояние организма
1.2 Стресс и управление им в деятельности руководителя
1.4 Специфика регуляции состояний в управленческой деятельности
2.1 Описание методик исследования
4. Уметь подходить к проблеме с различных сторон. Речь идет о многоплановости видения возникающих проблем, способности взглянуть на них с разных сторон и позиций, а также о необходимости гибкого подхода в оценке людей и событий.
5. Быть готовым к любым неожиданным событиям заранее. Настраивая себя на возможные, да и на непредвиденные повороты событий, человек тем самым проявляет реалистичность в подходе к действительности, известную гибкость, избавляется от ненужных иллюзий, а порой даже готовится, таким образом к малоприятным новостям.
6. Воспринимать действительность такой, какова она является в реальности, а не в воображении. Имеется в ввиду реализм в оценке происходящего, позволяющем разумно решать и воспринимать возникающие проблемы, не уклоняясь от них и не забиваясь в скорлупу иллюзий.
7. Стараться понимать окружающих. Адекватное понимание других, в частности мотивов их поведения, вторжение в их внутренний мир позволяет избрать более гибкие линии поведения, избежать ненужных столкновений и в конечном итоге обеспечить себе некоторый уровень психологического комфорта.
8. Уметь извлекать положительный опыт, в частности уроки из всего происходящего. Любой приобретенный опыт, при условии серьезного его осмысления и соответствующих выводов, способен значительно расширить возможности в оценке людей и ситуаций, способствуя тем самым к лучшей жизненной адаптации.
2.4 Рекомендации
При назначении на руководящую должность важно учитывать уровень стрессоустойчивости кандидата на эту должность.
Формирование резерва на руководящие должности должно проходить с учетом показателя стрессоустойчивости.
Необходимо обучать руководителей всех уровней и направлений, а так же резерв на руководящие должности, по специальной программе с целью формирования навыков стрессоустойчивости.
Необходимо осуществлять постоянное психологическое сопровождение руководителей всех уровней управления с целью снятия повышенного уровня эмоциональной напряжённости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стресс является неотъемлемой частью в жизни человека, представления о стрессе и собственные стрессовые переживания - важный компонент личного опыта любого человека. Стрессом обозначается широкий круг состояний повышенной напряженности, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия - стрессоры.
В управленческой деятельности число стрессоров имеет большой показатель, и по своему содержанию они специфичны. К основным стрессорам управленческой деятельности необходимо отнести факторы информационной нагрузки; ответственности; информационной неопределенности; межличностных конфликтов; фактор дефицита времени; факторы внутриличностных (ролевых) конфликтов; фактор полифокусности управленческой деятельности;
В общем следует подчеркнуть, что система стрессовых факторов столь же многочисленна и разнообразна, сколь многообразна вся внешняя среда организации. Любой ее, компонент при определенных условиях может становиться стресс-фактором. Несомненно важную роль для сохранения высоких показателей психического функционирования и деятельности при возрастающих стрессовых нагрузках играет стрессоустойчивость. Стрессоустойчивость - это сопротивляемость человека стрессовым воздействиям. Важной стороной стрессоустойчивости является способность не только сохранять, но и повышать показатели эффективности деятельности при стрессовом усложнении условий.
Со стрессовыми состояниями тесно взаимосвязаны, а часто являются их причинами состояния иного типа - фрустрационные, а так же эмоциональная устойчивость. Фрустрационные состояния возникают в случае блокады невозможности достижения тех или иных значимых для личности целей. Фрустрации наиболее специфичны именно для управленческой деятельности.
Эмоциональная устойчивость немаловажно, а вернее значимо возрастает в зависимости от управленческого стажа. В ходе профессионализации происходит так скажем повышение порога эмоциональной возбудимости, за счет чего снижается чувствительность к эмоциональным ситуациям и факторам. Это связано с увеличением профессиональной компетентности и с общей адаптацией к постоянным стрессовым факторам.
Частые и по существу хронические стрессы в управленческой деятельности, а именно высокая эмоциональная напряженность в ней, неожиданно возникающие и непредсказуемо чередующиеся сложные, критические ситуации - все это выступает мощным источником для развития негативных психических состояний, объединяемых понятием утомления. Факторы эмоциональной напряженности действуют совместно с факторами, обусловленными высокой сложностью, трудоемкостью управленческой деятельности, и поэтому усугубляются ими.
И эмоции, и состояния, и волевые усилия, обеспечивая регуляцию деятельности руководителя, в то же время проявляются вовне – а именно в его поведении, мимике, речи и т.д. Эти проявления должны и могут контролироваться – подавляться или усиливаться. Данные проявления могут использоваться руководителем как дополнительный и достаточно мощный канал межличностного взаимодействия, как источник и средство информации (или дезинформации) других о своих намерениях, мыслях, позициях.
В результате проведения эмпирического исследования данной курсовой работы было выявлено, что степень сопротивляемости стрессу (стрессоустойчивость) руководителей зависит от их стажа работы в управленческой деятельности, иначе говоря можно сказать, что чем больше у руководителей стаж работы в управленческой деятельности, тем выше у них стрессоустойчивость. Таким образом, следует отметить, что наша гипотеза подтвердилась.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии – СПб: Речь, 2004
- Аверченко Л.К., Залесов Г.М., Мокшанцев Р.И. Психология управления: курс лекций – Москва – Новосибирск, 1997
- Вендров Е.Е. Психилогические проблемы управления – М: ПЕР СЭ, 2000
- Генов Ф. Психология управления – М, 1982
- Гринберг Д. Управление Стрессом 7-е издание – СПб: Питер, 2002
- Кабаченко Т.С. Психология управления человеческими ресурсами: Учеб. Пособие. - СПб.: Питер., 2003.
- Карпов А.В. Психология менеджмента: учеб. пособие – М: Гардарики, 2007
- Киллен К. Вопросы управления – М: 1981
- Кордуэлл М. Психология. А-Я: Словарь-справочник /пер. с анг. К.С. Ткаченко. –М.: ФАЙР- ПРЕСС,2000
- Лебедев В.И. Психология и управление – М: ПЕР СЭ, 2003
- Лэйн Ю.Р. Как преодолеть стресс – СПб: Питер, 2004
- Мартынов С.Д. Профессионалы в управлении. – СПб: Питер, 2001
- Мескон М., Альберт М., Хедури Ф. Основы менеджмента – М., 1992
- Митеева Р.С. Курс управления стрессом. – СПб: Питер, 2001
- Наумов А.И., Виханский О.С. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.:Гардарики, 2002
- Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология менеджмента и маркетинга. – Ростов-на-Дону: Пегас, 1996
- Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления: Учеб. пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997
- Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. – ЛГУ, 1986
- Шепель В.М. Управленческая психология. – М: ПЕР СЭ, 2000
- Стрессоустойчивость руководителя. Поссемаейр И. Стресс: тихий убийца. [Текст] // Гео.- 2003.-№5.-С.167-179
- Алексеева О. Стресс и 45 способов борьбы с ним. Вопросы социального обеспечения.- 2006.-№21.-С.31-36
- Амбрумова А. Анализ состояний психологического стресса и их динамика. Психологический журнал.- 1985.-№6.-С.7-15
Приложение А
Сводная таблица данных по тесты на стессоустойчивость
Ситуация |
Количество очков |
Вы опоздали на автобус, поезд и т.п. |
1 |
Вас вызывает к себе начальник. |
2 |
На работе Вам поручают новое задание. |
3 |
У Вас ссора с Вашим партнёром. |
1 |
Вы осознаёте, что на Вас лежит большая ответственность. |
2 |
У Вас острые финансовые проблемы. |
1 |
Вы думаете, что недостаточно хорошо выполняете свою работу. |
2 |
У Вас такое состояние, будто начинается грипп. |
1 |
Вам приходит письмо из налоговой инспекции. |
1 |
На улице Вы проезжаете мимо ДТП с покорёженными машинами. |
1 |
Вам надо сконцентрироваться на срочной и важной работе, но неожиданно звонит телефон. |
2 |
Ваш телевизор ломается именно во время вечерних новостей. |
1 |
Вашего партнёра увольняют с работы. |
1 |
Уже поздно, а Вам до завтрашнего дня надо выполнить важную работу. |
2 |
Вы замечаете, что работа, которой Вы занимаетесь, по Вашим ощущениям далека от совершенства. |
1 |
Вы чувствуете конкуренцию со стороны другого человека. |
2 |
Вам надо распределить важные дела, но Вы ничего не хотите откладывать. |
2 |
Вы просыпаетесь ночью и не можете больше заснуть, хотя очень устали. |
1 |
Ваш начальник просит Вас поработать сверхурочно из-за того, что навалилось много работы. |
1 |
Вы хотите завершить важный и трудоёмкий проект, но ни в коем случае не желаете отказываться из-за этого от своего досуга. |
1 |
После работы Вам надо ещё делать покупки. |
2 |
Вы чувствуете себя в плену тех представлений, которые имеет относительно Вас Ваше окружение, и тех требований, которое оно к Вам применяет. |
2 |
Общее количество очков |
33 |
Ситуация |
Количество очков |
Вы опоздали на автобус, поезд и т.п. |
3 |
Вас вызывает к себе начальник. |
1 |
На работе Вам поручают новое задание. |
1 |
У Вас ссора с Вашим партнёром. |
3 |
Вы осознаёте, что на Вас лежит большая ответственность. |
3 |
У Вас острые финансовые проблемы. |
1 |
Вы думаете, что недостаточно хорошо выполняете свою работу. |
2 |
У Вас такое состояние, будто начинается грипп. |
1 |
Вам приходит письмо из налоговой инспекции. |
2 |
На улице Вы проезжаете мимо ДТП с покорёженными машинами. |
1 |
Вам надо сконцентрироваться на срочной и важной работе, но неожиданно звонит телефон. |
2 |
Ваш телевизор ломается именно во время вечерних новостей. |
1 |
Вашего партнёра увольняют с работы. |
1 |
Уже поздно, а Вам до завтрашнего дня надо выполнить важную работу. |
2 |
Вы замечаете, что работа, которой Вы занимаетесь, по Вашим ощущениям далека от совершенства. |
1 |
Вы чувствуете конкуренцию со стороны другого человека. |
1 |
Вам надо распределить важные дела, но Вы ничего не хотите откладывать. |
2 |
Вы просыпаетесь ночью и не можете больше заснуть, хотя очень устали. |
2 |
Ваш начальник просит Вас поработать сверхурочно из-за того, что навалилось много работы. |
1 |
Вы хотите завершить важный и трудоёмкий проект, но ни в коем случае не желаете отказываться из-за этого от своего досуга. |
1 |
После работы Вам надо ещё делать покупки. |
2 |
Вы чувствуете себя в плену тех представлений, которые имеет относительно Вас Ваше окружение, и тех требований, которое оно к Вам применяет. |
2 |
Общее количество очков |
36 |
Ситуация |
Количество очков |
Вы опоздали на автобус, поезд и т.п. |
3 |
Вас вызывает к себе начальник. |
1 |
На работе Вам поручают новое задание. |
1 |
У Вас ссора с Вашим партнёром. |
3 |
Вы осознаёте, что на Вас лежит большая ответственность. |
3 |
У Вас острые финансовые проблемы. |
1 |
Вы думаете, что недостаточно хорошо выполняете свою работу. |
2 |
У Вас такое состояние, будто начинается грипп. |
1 |
Вам приходит письмо из налоговой инспекции. |
1 |
На улице Вы проезжаете мимо ДТП с покорёженными машинами. |
1 |
Вам надо сконцентрироваться на срочной и важной работе, но неожиданно звонит телефон. |
2 |
Ваш телевизор ломается именно во время вечерних новостей. |
1 |
Вашего партнёра увольняют с работы. |
1 |
Уже поздно, а Вам до завтрашнего дня надо выполнить важную работу. |
2 |
Вы замечаете, что работа, которой Вы занимаетесь, по Вашим ощущениям далека от совершенства |
1 |
Вы чувствуете конкуренцию со стороны другого человека. |
2 |
Вам надо распределить важные дела, но Вы ничего не хотите откладывать. |
2 |
Вы просыпаетесь ночью и не можете больше заснуть, хотя очень устали. |
2 |
Ваш начальник просит Вас поработать сверхурочно из-за того, что навалилось много работы. |
2 |
Вы хотите завершить важный и трудоёмкий проект, но ни в коем случае не желаете отказываться из-за этого от своего досуга. |
1 |
После работы Вам надо ещё делать покупки. |
2 |
Вы чувствуете себя в плену тех представлений, которые имеет относительно Вас Ваше окружение, и тех требований, которое оно к Вам применяет. |
2 |
Общее количество очков |
37 |
Приложение Б
Сводная таблица данных по методике Холмса и Раге
Испытуемые |
Стаж работы |
Общая сумма баллов |
Степень сопротивляемости стрессу |
Волокитина |
13 лет |
235 |
Высокая |
Ильюшихина |
27 лет |
164 |
Высокая |
Сторожев |
35 лет |
97 |
Высокая |