Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (СТРЕСС В РАБОЧЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Факторы межличностных конфликтов.

Постоянным спутником управления выступают возникающие в его ходе межличностные конфликты, различных типов и меры выраженности. Порожденные этим негативные межличностные отношения являются одним из наиболее сильных источников появления стрессовых состояний.

Факторы внутриличностных (ролевых) конфликтов.

Одним из источников стресса является необходимость выполнения одним и тем же человеком двух и более функциональных ролей одновременно. Несовпадение требований, предъявляемых различными ролями, может привести к развитию состояния, которое обозначается понятием ролевого конфликта. Тем самым ролевой конфликт конкретизируется по отношению к деятельности руководителя, прежде всего, в маргинальном ролевом конфликте. Так, субъект выступает в роли руководителя в отношении управляемой им организации (группы), что налагает на него одну стратегию поведения, одну систему обязанностей. Но он однако одновременно является подчиненным по отношению к вышестоящим инстанциям и тем самым должен выполнять предписываемые ими роли. «Требования сверху» и «интересы снизу» сталкиваются в поведении руководителя, а их частый антагонизм является постоянным и мощным стрессором управленческой деятельности.

Фактор полифокусности управленческой деятельности.

Столь же типичной особенностью в управленческой деятельности является необходимость одновременного решения многих задач, а также выполнения многих функций и обязанностей. Руководитель своей позицией ставится в такие условия, когда он должен «разрываться между делами», «удерживать в поле зрения» множество проблем. Таким образом в результате этого возникает известный в психологии феномен интерференции (наложения и отрицательного влияния) задач и функций друг на друга, также являющийся одним из сильных источников высокой напряженности деятельности.

Система внешнесредовых факторов.

Внешняя среда организаций является источником многочисленных стрессоров, которые по силе своего влияния могут превосходить внутриорганизационные, деятельностные факторы. В таком случаи, прежде всего, необходимо отметить следующие факторы. Во-первых, факторы конкуренции, связанные с «борьбой за существование» в условиях нестабильной профессиональной и социальной среды. Во-вторых, факторы влияния криминальной среды на деятельность организаций. В-третьих, факторы нестабильности макроэкономической и макросоциальной динамики; их практически невозможная прогнозируемость на перспективу.


В целом следует подчеркнуть, что система стрессовых факторов столь же разнообразна и многочисленна, сколь многообразна вся внешняя среда организации. Любой ее компонент при определенных условиях может становиться стресс-фактором.

Влияние стрессовых состояний на деятельность в целом и на отдельные ее процессы неоднозначно. Различия могут быть обусловлены существованием трех основных фаз развития стресса, такими как - мобилизация, расстройства и деформация. Эти фазы по-разному влияют на деятельность.

Фаза мобилизации.

Первые этапы развития стрессового состояния характеризуются тем, что общая эмоциональная напряжённость еще не достигает своего максимума. Поэтому, таким образом, она оказывает преимущественно положительное воздействие, как на психические процессы, так и на общую организацию деятельности. Здесь эмоциональная активность повышает продуктивность выполнения основных управленческих функций.

Внешние стрессоры выступают в роли своеобразных стимулов для интенсификации психических процессов, и для полного вовлечения потенциала личности в деятельность. Фаза мобилизации обозначается понятием продуктивного стресса, или «эвстресса». Возрастает объем внимания и восприятия, повышается лабильность и гибкость оперативной памяти. В состояние «повышенной готовности» переводится информация прошлого опыта; увеличивается продуктивность, оригинальность и креативность мышления.

Возрастает способность к формулировке альтернатив и их анализу, что в свою очередь повышает эффективность процессов принятия решения. Способы и методы организации деятельности становятся также более адекватными, разнообразными и эффективными. Обобщив эту фазу следует рассматривать ее как адекватную - мобилизирующую реакцию психики и организма в целом на усложнение внешней ситуации.

Фаза расстройства.

В силу объективно присущих психической и физиологической организации человека ограничений, существует можно сказать некий предел сопротивления интенсивности стрессовых воздействий. До тех пор пока он не достигнут, происходит мобилизация имеющихся возможностей. Однако далее психика «начинает давать сбои эмоции из положительного фактора трансформируются в преимущественно отрицательный - деструктивный фактор.

В первую очередь происходят изменения в когнитивной сфере. Сужается объем восприятия, снижается объем и качество оперативной памяти, затрудняется актуализация информации из долговременной памяти (феномен блокады прошлого опыта). Важно отметить что особо значительные изменения характерны для мышления. Возрастает его стереотипность, резко снижается продуктивность и способность к адекватной переработке информации. Поиск решения подменяется попытками вспомнить решения, встречавшиеся ранее; снижается оригинальность мышления.


Для деятельности в целом характерными становятся попытки ее организации не по типу создания адекватного ситуации способа, а по типу подыскания в прошлом опыте нормативного способа. В процессах принятия управленческих решений возникает феномен глобальных реакций. Состоит он в тенденции к выбору слишком общих и неточно определенных вариантов действия. Решения утрачивают реализуемость и конкретность, кроме того, они становятся либо импульсивными, либо чрезмерно затянутыми - инертными. Возникающие и нарастающие на этой фазе явления характеризуют, непродуктивный стресс, обозначаемый понятием дистресса (дистресс – это сложносокращенное слово от сочетания «дисфункциональный стресс).

Фаза деструкции характеризуется максимальной дистрессовостью - полным распадом организации деятельности и значительными нарушениями психических процессов, обеспечивающих ее. Может иметь место феномен блокады памяти, восприятия и мышления. Основной закономерностью фазы деструкции, в плане общей организации деятельности и поведения, является то, что они приобретают одну из двух основных форм: деструкция по типу гипервозбуждения и деструкция по типу гиперторможения. В первом случае поведение становится полностью хаотичным, строится как беспорядочная последовательность неорганизованных действий, поступков, импульсивных реакций - человек «не находит себе места». Во втором случае, полная противоположность, имеет место полная блокада деятельностной и поведенческой активности, возникает состояние оцепенения и заторможенности, так скажем «выключенности» из ситуации. Фаза деструкции характеризуется уже не просто снижением показателей эффективности деятельности, а ее общим срывом.

Три отмеченные фазы имеют общий характер. Однако наряду с ними имеют место и достаточно выраженные индивидуальные различия реагирования на стрессовые воздействия. Они выражаются в сравнительной длительности указанных фаз в общей динамике, в зависимости показателей деятельности силы стрессовых воздействий.

Для обозначения «меры сопротивляемости» человека стрессовым воздействиям используется понятие стрессоустойчивости личности.

Способность сохранять высокие показатели психического функционирования и деятельности при возрастающих стрессовых нагрузках. Одной из важных сторон стрессоустойчивости является способность не только сохранять, но и повышать показатели эффективности, продуктивности деятельности при стрессовом усложнении условий. В общем эта способность зависит от того, насколько сил у человека представлена первая фаза развития стресса - фаза мобилизации.


В зависимости от степени стрессоустойчивости, а также от способности выдерживать стресс в течение длительного времени можно выделить три основных типа личностей. Они различаются тому, как долго личность может сохранять устойчивость к временному давлению хронических стрессовых условий, характеризуют ее индивидуальный порог стрессоустойчивости. Одни руководители могут выдерживать стрессовые нагрузки длительное время, адаптируясь к стрессу. Другие же, даже при относительно краткосрочных стрессовых воздействиях дают сбои. Третьи - вообще только и могут эффективно работать в условиях стресса.

В условиях долговременного стресса, наиболее характерного для деятельности руководителя, проявляются и индивидуальные различия устойчивости к нему в зависимости от параметра интернальности - экстернальности личности.

Обычно стрессоустойчивость значимо выше у людей интернального типа и ниже экстерналов. Способы преодоления и адаптации стресса у первых носят более конструктивный характер, а у вторых мог строиться по типу отказа от активного и конструктивного преодоления ситуации.

Другим из важнейших условий стрессоустойчивости является общая мотивационная направленность личности, ее доминирующая ориентация - либо личностно-карьерная («на себя»), либо социально- профессиональная («на дело»). Показано, что доминирование личных, в том числе и карьеровых мотивов, снижает стрессоустойчивость, тогда как превалирование мотивов, связанных с профессиональной направленностью, повышает ее.

В связи с этим описаны две формы поведения в условиях стресса - так называемые контроль страха и контроль опасности.

В первом случае (заметим характерном для личностной ориентации «на себя») человек ищет способы обезопаситься, уменьшить последствия ситуации лично для себя, в большей мере теряет контроль за ситуацией и, в конечном итоге, «бросает» поэтому конструктивные попытки организации деятельности.

Во втором случае значительно дольше сохраняется контроль за ситуацией: обеспечение личной безопасности строится как попытка конструктивного преодоления ситуации, а через это и устранения последствий для себя. Отметим, что второй тип поведения существенно более эффективен, а для деятельности руководителя - вообще единственно приемлем.

Выводы:

В управленческой деятельности основными стрессорами являются следующие факторы: фактор ответственности, фактор межличностных конфликтов, фактор дефицита времени, фактор информационной неопределенности, фактор информационной нагрузки, фактор полифокусности управленческой деятельности, система факторов внешней среды.


Умение сохранять высокие показатели деятельности и психического функционирования при возрастающих стрессовых нагрузках называют стрессоустойчивость. Способность сохранять и повышать показатели эффективности, продуктивности деятельности при стрессовом усложнении условий, является значительно важной стороной стрессоустойчивости.

Возможность влиять на восприятие, на текущую жизненную ситуацию, на физическое и эмоциональное состояние могут быть действенными способами в управлении стрессом.

Преимущественно присущем из вариантов управления стрессом такие как: планировать работу по своим возможностям; рационализировать свой рабочий день; разгружать себя; менять тактику выполнения работы; никогда не брать работу домой, в том числе не затягивать рабочий день, как для себя, так и для других; всегда быть подготовленным к неожиданностям; чаще покидать свой кабинет; делать паузы в работе; научиться чувствовать наступления стрессовых ситуаций.

1.3 Профессиональный стресс

Профессиональный стресс - понятие очень сложное. Стресс, связанный с работой, отражается на человеке в целом. И здесь также подстерегает проблема, поскольку любой работник приходит на работу с предрасположенностью к стрессу.

Вид взаимодействия со стрессорами на работе является личностной характеристикой. Стрессоры скорее привносятся в работу, а не появляются в результате, и в любом случае они неотъемлемая часть профессионального стресса.

Во всем мире предприятия  и фирмы самого разного профиля  несут огромные убытки, вызванные  душевным неблагополучием своих  сотрудников. Проблемы на работе вызывают у  сотрудников повышенную озабоченность, депрессию и тревогу, приводят к ухудшению  самочувствия и настроения, расстройствам  сна, аппетита и даже половой функции. По данным, которые были проведены входе социологических исследований, было выявлено - каждый третий работающий россиянин  хотя бы раз в неделю по окончании  трудового дня испытывает сильный  стресс, а 13% почти ежедневно. Людей  угнетают сложные, конкурентные и не всегда доброжелательные отношения  с коллегами, тревоги, давление со стороны  начальства, неопределенность и неуверенность, связанные с  карьерным ростом. Многие сотрудники мечтают  как можно выше подняться по служебной  лестнице, полагая, что это не только повысит их благосостояние и социальный статус, избавит от психологических проблем, но и принесет душевное равновесие.