Файл: Пенсионный фонд Российской Федерации, особенности его формирования (Анализ Пенсионного фонда РФ и его роль в финансировании социальной сферы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные характеристики бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по доходам за период 2016-2019 гг. отражены в таблице 1.

Таблица 1 - Основные характеристики бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по доходам за период 2016-2019 гг.

В млрд. руб.

Показатели

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Отклонения

(+;-)

в %

Доходы - всего

7528,83

8 363, 4

8 530,4

8 919, 8

1391

118,5

по распределительной составляющей бюджета

7421,57

8 202,0 

8 333, 3

8 689, 8

1268,3

117,1

в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета

3388,30

3 783,3

3 630, 6

3 702, 5

314,2

109,3

из бюджетов субъектов Российской Федерации

3125,5

3 227, 9

3 329, 7

3 434, 1

308,6

109,9

по накопительной

составляющей бюджета

107,26

161,40

197,16

229,96

122,7

214,4

В ходе проведённого анализа можно сделать вывод, что бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на 2016 год был сформирован по доходам в сумме 7528,8 млрд. рублей (9,7% к объему ВВП, определенному по прогнозу в сумме 78673 млрд. рублей), в том числе в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсий (по доходам в сумме 7421,6 млрд. рублей. Доходы Пенсионного фонда Российской Федерации в 2017 году увеличились на 834 млрд. руб. по сравнению с 2016 годом или на 11,0%, так же по распределительной составляющей бюджета рост по сравнению с 2016 годом составляет 10,6%. На основе данных таблицы 1 построим диаграмму, характеризующую динамику доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за период 2016-2019 гг.(рисунок 1)

Рисунок 1 - Динамика доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за период 2016-2019 гг. [23]

Важнейшими составными частями структуры доходной части являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета Пенсионному фонду Российской Федерации. В составе доходов общая сумма межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в 2017 г. составит 3 783,3 млрд. рублей (по распределительной составляющей – 3 172,5 млрд. рублей, по накопительной составляющей – 12 157,1 млрд. рублей) и из бюджетов субъектов Российской Федерации – 3 009,5 млрд. рублей (по распределительной составляющей). Рассматривая доходы, можно заметить, что основная их часть приходится на распределительную часть бюджета, так в 2016 году они были равны 7,4 трлн. рублей, на обязательное пенсионное страхование было адресовано 3,46 трлн. рублей, а страховые взносы по ОПС поступили на страховую и накопительную части пенсии в 2,94 трлн. и 0,52 трлн. рублей соответственно. Таким образом, можно посчитать, что на накопительную часть бюджета адресована сумма в размере 161 млрд. рублей. Общая сумма межбюджетных трансфертов из федерального бюджета соответствует объемам средств, предусмотренных в федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, и составляет в 2017 году 3 783,3 млрд. рублей, в 2018 году - 3 630,6 млрд. рублей, в 2019 году - 3 702,6 млрд. рублей. Динамика межбюджетных трансфертов из федерального бюджета Пенсионному фонду России представлена на рисунке 2.


Рисунок 2 - Динамика межбюджетных трансфертов из федерального бюджета Пенсионному фонду России, в млрд. руб. [1]

Общий объем межбюджетных трансфертов, получаемых ПФР из бюджетов субъектов Российской Федерации через территориальные службы занятости субъектов Российской Федерации, предусмотрен в 2017 году в объеме 3 227,9 млн. рублей, в 2018 году – 3 329,7 млн. рублей, в 2019 году – 3 434,1 млн. рублей, в том числе:

- средства федерального бюджета, направляемые на пенсионное обеспечение, предусмотрены в 2017 году в объеме 2 926, 4 млрд. рублей, в 2018 году – 2 740,2 млрд. рублей, в 2019 году – 2 831,5 млрд. рублей;

- средства федерального бюджета, направляемые на социальное обеспечение, предусмотрены в 2017 году в объеме 526, 6  млрд. рублей, в 2018 году – 545,  6 млрд. рублей, в 2019 году – 564, 4 млрд. рублей;

- средства федерального бюджета, направляемые на охрану семьи и детства, предусмотрены в 2017 году в объеме 330,2  млрд. рублей, в 2018 году – 344,7  млрд. рублей, в 2019 году – 306,5 млрд. рублей. [1]

Расчет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на осуществление социальных выплат является достоверным, подтверждается динамикой среднегодовой численности получателей и среднегодового размера указанных выплат.

В ходе проведённого анализа можно сделать вывод, что бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на 2016 год был сформирован по доходам в сумме 7528,8 млрд. рублей (9,7% к объему ВВП, определенному по прогнозу в сумме 78673 млрд. рублей), в том числе в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсий (по доходам в сумме 7421,6 млрд. рублей. Доходы Пенсионного фонда Российской Федерации в 2017 году увеличились на 834 млрд. руб. по сравнению с 2016 годом или на 11,0%, так же по распределительной составляющей бюджета рост по сравнению с 2016 годом составляет 10,6%.

Таким образом, доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации сформированы на основе положений налогового и бюджетного законодательства, а именно за счет налоговых доходов, неналоговых доходов, межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и иных поступлений.

2.2 Анализ формирования расходной части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации


Формирование расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлено в соответствии с действующим законодательством.

Основные характеристики бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по расходам определены в следующих объемах, представленных в таблице 2.

Таблица 2 - Основные характеристики бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по расходам, в млрд. руб. [1]

Показатели

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Отклонения

(+;-)

в %

Расходы - всего

7703,90

8 583,93

8 727,15

9 087,71

1383,81

117,9

в том числе:

по распределительной составляющей бюджета

7421,57

8 202,10

8 333,30

8 689,89

1268,3

117,1

по накопительной составляющей бюджета

282,33

381,83

393,85

397,82

115,49

140,9

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год сформирован по расходам в сумме 8 583,93 млрд. рублей (9,8% к объему ВВП), в том числе в части, не связанной с формированием средств
для финансирования накопительной пенсий (далее - распределительная составляющая бюджета): по расходам в сумме 8 333,30 млрд. рублей. Расходы Пенсионного фонда Российской Федерации в 2017 году выросли на 1383,81 млрд. руб. по сравнению с 2016 годом или на 20,06%, так же по распределительной составляющей бюджета рост по сравнению с 2016 годом составляет 17,65%, по накопительной составляющей бюджета – 31,92%.

На основе данных таблицы 3 построим диаграмму, характеризующую динамику основных характеристик бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по расходам за период 2016-2019 годы.(рисунок 3)

Рисунок 3 - Динамика расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за период 2014-2016 гг., в млрд. руб. [1]

Как мы уже отмечали, что бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017-2019 годы составлен в программном формате.

В общем виде структуру расходов в 2017 году можно представить следующим образом (рисунок 4).


Рисунок 4 - Структура расходов Пенсионного Фонда РФ в 2017 году

Основные расходы Пенсионного фонда России являются расходы на выплату страховой части трудовой пенсии – 87%, расходы на выплаты материнского (семейного) капитала расходы составили 4% и выплаты инвалидам и другим категориям граждан – 6%.

Программная структура расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 – 2019 годы на реализацию Государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» представлена в таблице 3.

Таблица 3 - Расходы Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 – 2019 гг. на реализацию Государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» [1]

Расходы

Объём финансирования, в млрд. руб.

Подпрограмма «Обеспечение мер социальной поддержки
отдельных категорий граждан» (54,04 млрд. руб.)

Расходы по основному мероприятию «Оказание мер социальной поддержки ветеранам Великой Отечественной войны и боевых действий»

5,1

Расходы по основному мероприятию «Оказание мер государственной поддержки инвалидам»

32,4

Расходы по основному мероприятию «Предоставление социальных доплат к пенсии»

4,3

Расходы по основному мероприятию «Выплата дополнительного материального обеспечения гражданам за выдающиеся достижения
и особые заслуги перед Российской Федерацией»

3,9

Расходы по основному мероприятию «Оказание мер государственной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний»

16,0

Расходы по основному мероприятию «Предоставление мер государственной поддержки Героям Советского Союза,
Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы»

1,3

Расходы по основному мероприятию «Предоставление мер государственной поддержки Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы»

0,7

Расходы по основному мероприятию
«Оказание поддержки в связи с погребением умерших»

8,5

Расходы по основному мероприятию «Осуществление компенсационных выплат лицам, осуществляющим уход
за нетрудоспособными гражданами и детьми-инвалидами»

12,3


В бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 -2019 годы на реализацию Государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» учтены средства федерального бюджета на финансовое обеспечение данной программы в сумме 54,04 млрд. руб. Расходы на единовременную выплату некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов были запланированы в сумме 0,015 млрд. рублей, в том числе расходы на доставку – 2,0 тыс. рублей.

Анализ ежегодных изменений доходных и расходных показателей бюджета ПФР за 2015–2017 годы представлен в таблице 4.

Таблица 4 - Анализ ежегодных изменений доходных и расходных показателей бюджета ПФР за 2015–2017 годы[1]

Показатель

2016/2015,%

2017/2016,%

Динамика доходов

13,6

5,3

Динамика расходов

21,1

-0,8

Превышение доходов над расходами

- 7,5

6,1

В 2017 году прогнозируется превышение роста доходов бюджета Фонда над ростом расходов бюджета Фонда на 6,1 процента.

В соответствии со статьей 32 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы, расходы и источники финансирования дефицита отражены в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2016 год в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации. Дефицит бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по распределительной составляющей бюджета в 2016 году не запланирован.

Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, запланирован в сумме 175,6 млн. рублей. Источником покрытия вышеуказанного дефицита являются остатки средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по накопительной составляющей (средства пенсионных накоплений, находящиеся в доверительном управлении, во временном размещении). Объем средств пенсионных накоплений на начало 2017 года составит 1, млрд. рублей.

В соответствии с частью 3 статьи 145 Бюджетного кодекса определены источники внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда на 2017-2019 годы. [1]

Источником внутреннего финансирования дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются средства пенсионных накоплений, находящиеся на счетах Фонда и в доверительном управлении управляющих компаний. Остаток средств пенсионных накоплений на 1 января 2017-2019 годы составит 1 509,8 млрд. рублей.