Файл: Пенсионный фонд Российской Федерации, особенности его формирования (Анализ Пенсионного фонда РФ и его роль в финансировании социальной сферы).pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы Пенсионного фонда Российской Федерации
1.1 Пенсионный фонд в системе государственных внебюджетных фондов РФ
1.2 Организационно-правовые основы формирования бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации
2 Анализ Пенсионного фонда РФ и его роль в финансировании социальной сферы
2.1 Анализ доходной части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации
2.2 Анализ формирования расходной части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации
- бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017-2019 годы сбалансирован за счет средств федерального бюджета, выделяемых на обязательное пенсионное страхование, а также на компенсацию выпадающих доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
- суммы трансфертов, передаваемых из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, соответствуют показателям расходов федерального бюджета, установленным в федеральном законе «О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018-2019 гг.»;
- выделение средств федерального бюджета, направляемых из Фонда национального благосостояния на обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, в 2017 году не предусмотрено;
- до настоящего времени Правительством Российской Федерации не утверждена Методика расчета межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации, принятие которой предусмотрено абзацем 4 части 2 статьи 17 Федерального закона № 167-ФЗ. Отсутствие методики позволяет осуществлять расчет трансфертов, из федерального бюджета исходя из доведенных Минфином России предельных объемов финансирования;
- до настоящего времени Правительством Российской Федерации не утверждена методика определения стоимости одного страхового пенсионного коэффициента;
- не обеспечен обособленный учет средств выплатного резерва и средств пенсионных накоплений, застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, а также резерва Пенсионного фонда Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию;
- Пенсионным фондом Российской Федерации не в полном объеме исполнено постановление Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. № 1084 в части определения нормативных затрат на приобретение средств подвижной связи и транспортных средств, что допускает риски излишних расходов средств Фонда. [26]
Остановимся на основных перспективных направлениях по формированию бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации:
- нужно обратить внимание на отсутствие утвержденной государственной программы «Развитие пенсионной системы Российской Федерации», а также на актуализацию положений Стратегии развития пенсионной системы с учетом сложившей макроэкономической ситуации;
- разработать и утвердить методику расчета межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации;
- разработать и утвердить методику определения стоимости одного страхового пенсионного коэффициента;
- привести соответствие, в части определения источника направления расходования средств, образовавшихся в связи с реализацией сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров, поставленных в Российскую Федерацию в виде гуманитарной помощи, передаваемых Пенсионного фонда Российской Федерации;
- привести наименование кода бюджетной классификации «Средства пенсионных накоплений, полученные бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации от негосударственных пенсионных фондов для зачисления их в резерв Пенсионного фонда Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию в связи с отсутствием правопреемников умерших застрахованных лиц, а также проценты за неправомерное пользование средствами пенсионных накоплений негосударственным пенсионным фондом, являвшимся предыдущим страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, и средства, направленные указанным негосударственным пенсионным фондом на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности указанного негосударственного пенсионного фонда, сформированные за счет дохода от инвестирования неправомерно полученных средств пенсионных накоплений застрахованных лиц»;
- обеспечить обособленный учет средств дополнительных страховых взносов по результатам аттестации рабочих мест;
- предусмотреть отчисления в резерв Пенсионного фонда Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию. [27]
Представленный анализ позволяет сформулировать вывод о том, что особенность формирования бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации обусловлена целями, возлагаемыми на него, закрепленной для их достижения совокупностью задач, решение которых возможно при наличии сформированного комплекса прав и обязанностей, а также наличием бюджета как гарантии его функционирования.
Заключение
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
1) Пенсионный фонд Российской Федерации, как и остальные государственные внебюджетные фонды, является участником бюджетного процесса. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации – это второй по величине после федерального бюджета, поэтому эффективность и целесообразность использования бюджетных средств является существенной задачей в его деятельности.
2) Под формированием бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации понимается процесс формирования доходов и расходов бюджета с целью обеспечения их сбалансированности. Формирование доходной и расходной частей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в 2016 году осуществлялось на основе положений налогового и бюджетного законодательства, законодательства по обязательному пенсионному страхованию с учетом исполнения Пенсионным фондом Российской Федерации своих функций и задач.
3) В ходе проведённого анализа можно сделать вывод, что бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на 2016 год был сформирован по доходам в сумме 7528,8 млрд. рублей (9,7% к объему ВВП, определенному по прогнозу в сумме 78673 млрд. рублей), в том числе в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсий (по доходам в сумме 7421,6 млрд. рублей. Доходы Пенсионного фонда Российской Федерации в 2017 году увеличились на 834 млрд. руб. по сравнению с 2016 годом или на 11,0%, так же по распределительной составляющей бюджета рост по сравнению с 2016 годом составляет 10,6%.
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год сформирован по расходам в сумме 8 583,93 млрд. рублей (9,8% к объему ВВП), в том числе в части, не связанной с формированием средств
для финансирования накопительной пенсий (далее - распределительная составляющая бюджета): по расходам в сумме 8 333,30 млрд. рублей. Расходы Пенсионного фонда Российской Федерации в 2017 году выросли на 1383,81 млрд. руб. по сравнению с 2016 годом или на 20,06%, так же по распределительной составляющей бюджета рост по сравнению с 2016 годом составляет 17,65%, по накопительной составляющей бюджета – 31,92%.
Особенностью бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в 2017-2019 гг. является формирование расходной части как в рамках реализации государственных программ, так и в непрограммных направлениях деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации. Кроме этого на 2017 год в части формирования расходов на выплату страховых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению – приостановление с 1 января 2017 года действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части индексации социальных пенсий, страховых пенсий и фиксированной выплаты к страховой пенсии, которое будет предусмотрено отдельным федеральным законом.
В процессе формирования бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеются проблемы:
- в доходной части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации средства федерального бюджета, направляемые в виде межбюджетных трансфертов, составят в 2017 году 42,3 %, что свидетельствует о зависимости бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации от трансфертов из федерального бюджет;
- сохраняется практика применения пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков, что усугубляет проблему зависимости бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации от федерального бюджета.
- бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год сбалансирован за счет средств федерального бюджета, выделяемых на обязательное пенсионное страхование, а также на компенсацию выпадающих доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
- выделение средств федерального бюджета, направляемых из Фонда национального благосостояния на обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, в 2017 году не предусмотрено;
- до настоящего времени Правительством Российской Федерации не утверждена Методика расчета межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации, принятие которой предусмотрено абзацем 4 части 2 статьи 17 Федерального закона № 167-ФЗ. Отсутствие методики позволяет осуществлять расчет трансфертов, из федерального бюджета исходя из доведенных Минфином России предельных объемов финансирования;
Остановимся на основных перспективных направлениях по формированию бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации:
- необходимо обратить внимание на то, что при введении в 2017 году пониженных тарифов страховых взносов для территорий опережающего социально-экономического развития Калининградская область и порт Владивосток могут потребоваться дополнительные бюджетные ассигнования на компенсацию выпадающих доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;
- так же обратить внимание на отсутствие утвержденной государственной программы «Развитие пенсионной системы Российской Федерации», а также на актуализацию положений Стратегии развития пенсионной системы с учетом сложившей макроэкономической ситуации;
- разработать и утвердить методику расчета межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации;
- разработать и утвердить методику определения стоимости одного страхового пенсионного коэффициента;
- привести соответствие, в части определения источника направления расходования средств, образовавшихся в связи с реализацией сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров, поставленных в Российскую Федерацию в виде гуманитарной помощи, передаваемых Пенсионного фонда Российской Федерации;
- пересмотреть планирование поступлений взносов от организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в связи с финансовой ситуаций, сложившейся в авиакомпании ТРАНСАЭРОи, соответственно, расходы на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей;
- привести наименование кода бюджетной классификации «Средства пенсионных накоплений, полученные бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации от негосударственных пенсионных фондов для зачисления их в резерв Пенсионного фонда Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию в связи с отсутствием правопреемников умерших застрахованных лиц, а также проценты за неправомерное пользование средствами пенсионных накоплений негосударственным пенсионным фондом, являвшимся предыдущим страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, и средства, направленные указанным негосударственным пенсионным фондом на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности указанного негосударственного пенсионного фонда, сформированные за счет дохода от инвестирования неправомерно полученных средств пенсионных накоплений застрахованных лиц» и т.д.
Список использованных источников
Федеральный закон от 19.12.2016 N 416-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»
Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О страховых пенсиях»
Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»
Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от 19.11.2015) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
Федеральный закон от 14.12.2015 N 364-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2016 год»
- Пояснительная записка «К проекту федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»»// Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://asozd.duma.gov.ru/ по состоянию на 28.10.2016.
- Заключение Счётной палаты на проект федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов» (утверждено Коллегией Счетной палаты Российской Федерации
- Грязнова, А.Г. Финансы: учебник / А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина, M.JI. Седова и др.; под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. - Инфра-М, 2014. - 576 с.
- Иноземцева, Л.П. Влияние инвестиционной деятельности пенсионного фонда РФ на пенсионное обеспечение населения / Л. П. Иноземцева // Социально-экономические преобразования в России: сб. науч. тр. – Кемерово, 2012. – Вып. 6. – С. 218 – 221.
- Ермаков, Д.Н. Современное пенсионное обеспечение в Российской Федерации: Учебное пособие для магистров / Д.Н. Ермаков, С.А. Хмелевская. – Издательско-торговая кор-порация «Дашков и Ко», 2014. – 400 с.
- Ильминская, С.А. Контуры пенсионной системы на современном этапе / С.А. Ильинская // Вестник ОрелГИЭТ. – 2016. – №2(12). – С. 128-136.
- Каспарьянц Н. М. Сущность и содержание системы пенсионного обеспечения // Концепт. - 2015. - № 5. – с.35-37.
- Кузнецова, О.В. Экономическая составляющая федеральных отношений / О.В. Кузнецов // Сравнительное конституционное обозрение. – 2012. – № 2 (87). – С. 34–44.
- Кулаченко, Г.М. О внедрении программного бюджета / Г.М. Кулаченко // Финансы. – 2013. – № 2. – С. 16–20. Лисин, Н.В. Реформа бюджетного сектора: проблемы, риски, перспективы / Н.В. Лисин, Б.Л. Рудник // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2015. – № 2. – С. 12-17
- Клепач Е. В. Реформирование пенсионной системы Российской Федерации в 2012–2016 годах // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 352-354.
- Лаптев П.В. (2015). Глобальная тенденция социального страхования в европейских странах: повышение пенсионного возраста. Креативная экономика, 9(7), 918-926. doi: 10.18334/ce.9.7.506
- Михайлов А.Ю. Государственный пенсионный фонд Норвегии (GPFG): оптимальное соотношение потребления и сбережения // Банковское дело, 2016. – № 3.-С. 37-41.
- Пенсионный фонд Российской Федерации – уч., 2 изд. / Л.В. Федоров. – ИТК «Дашков и К», 2013г. – 395 с.
- Романовский М.В. Финансы: учебник / под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти.2-еизд., перераб. и доп. М. : Юрайт ; Высшее образование, 2010. С. 869.
- Райзберг, Б.А. В поисках методологии / Б.А. Райзберг // Бюджет. – 2013. – № 7. – С. 35–37.
- Рейтинг регионов по открытости бюджетных данных: I и II этапы. [Электронный ресурс]. – URL: http://budget.open.gov.ru/news/2279/ (Дата обращения: 17.12.2014).
- Соловьев А.К. Актуарное исследование демографических факторов повышения пенсионного возраста / Соловьев А.К., Попов В.Ю. // Вестник Финансового университета , 2016. – № 4.-С.42-55.
- Соловьев А.К. Пенсионный возраст как регулятор государственных пенсионных обязательств // Народонаселение, 2016. – № 2.-С.4-15.
- Статистика пенсионеров в России. Сайт Пенсионного фонда Российской Федерации // [Электронный ресурс] // официальный сайт. - Электрон, дан. – Москва, 2016. - URL: http://www.pfrf.ru// (дата обращения: 07.06.2016)
- Семенов В. В. Как получить вторую пенсию в Российской Федерации / В.В.Семенов. - М.: ИНФРА-М, 2011. – 81 с.
- Сребник Б.В. О направлениях пенсионной реформы / Сребник Б.В., Курилин А.А. // Финансы, 2016. – № 12.-С.45-50.
- Тесленко М. О. Проблемы и перспективы пенсионной реформы в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 601-604.
- Федулова С.Ф. Финансы: учебное пособие. 4-е издание, переработанное и дополненное / С.Ф. Федулова. – Ижевск, Изд-во Институт экономики и управления, ФГБОУ ВПО «УдГУ», 2014 – 425 с.