Файл: Пенсионный фонд Российской Федерации, особенности его формирования (Анализ Пенсионного фонда РФ и его роль в финансировании социальной сферы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так же закреплено распределение бюджетных ассигнований бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по разделам, подразделам, целевым статьям и группам видов расходов классификации расходов бюджета на 2017-2019 годы, а также общий объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств в сумме 7 315,4 млрд. рублей. Кроме этого закреплены условия определения объемов межбюджетных трансфертов, предоставляемых Фонду из федерального бюджета, а также субсидий, направляемых Фондом в бюджеты субъектов Российской Федерации и предусмотрены в составе остатка средств пенсионных накоплений, не переданных в доверительное управление управляющим компаниям, по состоянию на 1 января 2017 г. учитывать страховые взносы на финансирование накопительной пенсии, поступившие в бюджет Фонда и не учтенные в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц в связи с непредставлением страхователями сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Таким образом, бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется за счет: страховых взносов; межбюджетных трансфертов из федерального бюджета; сумм пеней и иных финансовых санкций; доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования; добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц; иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Направления использования средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации: страховые пенсии и государственное пенсионное обеспечение. Одной из самых главных проблем Пенсионного фонда Российской Федерации является его несбалансированность: доходы Фонда на 46% в среднем формируются за счет трансфертов федерального бюджета, более того бюджеты субъектов Российской Федерации также участвуют в предоставлении трансфертов Фонду, что подтверждает несостоятельность Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно функционировать без внешней финансовой помощи.

2.3 Основные проблемы и направления финансирования Пенсионного фонда Российской Федерации социальной сферы


На основе проведенного анализа, а также исходя из прогнозных данных на будущее, можно сделать вывод, что существующая пенсионная система России уже к 2017-2020 годам окажется неспособной обеспечивать стабильный уровень пенсионного обеспечения граждан. В связи с этим она требует постоянного реформирования в соответствии с изменяющимися демографическими, социальными и экономическими факторами, которые влияют на стабильность пенсионной системы.

Одной из проблем финансового обеспечения Пенсионного фонда Российской Федерации является опережающий рост расходной части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по отношению к его доходам.

Так, в период 2015 – 2016 гг. рост доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации составил 15,7% при росте расходной части на 24%. Разница между доходами и расходами ПФР по состоянию на 1.01.2017 г. составила 544 млрд. руб.

Решить финансовые проблемы Пенсионного фонда Российской Федерации возможно при помощи модернизации. Для этого необходимо затронуть не только финансовые механизмы его функционирования, но и юридические. Реформирование финансового обеспечения Пенсионного фонда Российской Федерации проходит на протяжении десятков лет. Реформируется его структура и составные элементы. Основной задачей реформирования является повышение эффективности расходования средств Пенсионного фонда Российской Федерации с точки зрения финансовой устойчивости, что даст возможность повысить уровень жизни граждан, достигших пенсионного возраста.

Одним из показателей эффективного функционирования Пенсионного фонда Российской Федерации считают доходность пенсионных накоплений. В настоящее время доходность инвестируемых пенсионных накоплений является низкой. Считается, что это одна из основных проблем пенсионного рынка. На доходность инвестирования пенсионных накоплений влияние оказывает инфляция. Если в период до 2014 г. наблюдался сравнительно низкий уровень инфляции, то и эффективность инвестирования пенсионных накоплений опережала уровень инфляции. Период 2015 – 2016 гг. был отмечен скачком уровня инфляции, следовательно, снизилась доходность инвестированных пенсионных накоплений. На развитие Пенсионного фонда Российской Федерации заметно влияют макроэкономические факторы.

Финансовая устойчивость Пенсионного фонда Российской Федерации на момент 2016 г. заметно снизилась. В данном случае способность покрытия собственными средствами своих обязательств снизилась из-за ряда обстоятельств. На финансовую устойчивость Пенсионного фонда Российской Федерации повлияло увеличение расходных обязательств. Изменилось количество пенсионеров в сторону увеличения. Вырос размер прожиточного минимума.


Проблема пенсионного возраста является очень актуальной, хотя бы, потому что в правительстве активизировалась дискуссия. Исключение составляют жители северных районов, сотрудники силовых структур, а также сотрудники опасных и вредных производств, которые выходят на пенсию раньше установленного возраста. [23]

На Прямой линии Президент Российской Федерации заявил, что Россия и население ещё не готовы к повышению пенсионного возраста, но в будущем такая мера рассматривается и этот вопрос остается актуальным.

Однако Правительство Российской Федерации придерживается иного мнения, глава Министерства финансов Антон Силуанов говори о том, что данный вопрос не терпит отлагательств, так в Госдуме в сентябре 2015 года, министр заявил: «Нужно срочно решать вопрос повышения­ пенсионного возраста. Это позволит лучше сбалансировать Пенсионного фонда России без повышения страховых взносов, ... от повышения пенсионного возраста «экономика получит двойной эффект». Также отмечалось, что в 2018-м году страховые взносы вырастают с 22 % до 26 %, однако отмечалось, что сейчас и в настоящих условиях пока невозможно реализовать. При этом глава министерства труда Максим Топилин говорит о том, что повышение пенсионного возраста в перспективе важно, и он может быть повышен, но этот вопрос не сегодняшнего дня, потому что в России в среднем продолжительность жизни составляет 70 лет. Также премьер-министр Дмитрий Медведев заявил о том, что сейчас менять пенсионный возраст не будет, однако рано или поздно придётся обратиться к этой проблеме. [23]

Министр экономического развития Российской Федерации считает «­повышение пенсионного возраста безальтернативным и обрисовал механизмы повышения, так с января 2018 года мужчины выйдут на пенсию не в 60 лет, а 60 лет и 6 месяца, а уже с января 2019 года выход на пенсию будет составлять 61 год в 2020 году и так до уровня в 63-65 лет для мужчин и женщин».

Все эти необходимости повышения пенсионного возраста свидетельствует о том, что Пенсионный фонд испытывает дефицит бюджета, и по прогнозам со временем этот дефицит будет только расти. Образование такой проблемы напрямую зависит от демографической ситуации в стране в целом, так как количество экономически активного населения снижается относительно количество населения пенсионного возраста.

Обобщая вышесказанное можно сделать вывод о том, что проблем повышение пенсионного возраста в скором времени станет неизбежна, однако на данный момент необходимо искать другие меры для того чтобы сбалансировать бюджет Пенсионного фонда.


Ещё можно выделить одну проблему Пенсионного фонда России - это низкий уровень пенсионного обеспечения, конечно же, эта проблема больше относится к проблеме Пенсионного фонда России и одной из причин появления такой проблемы считают большую долю теневой экономики, вследствие этого бюджет Пенсионного фонда не пополняется достаточным количеством денежных средств. Также одно из причин возникновения проблемы выделяют увеличивающиеся инфляция, в связи с этим Пенсионный фонд не может соблюдать рекомендации Международной организации труда. Которая говорит о том, что достойный­ уровень жизни пенсионерам может обеспечить пенсия в 40% от заработной платы и на сегодняшний день это очень спорное суждение, однако планируется выйти на этот уровень только к 2020 году.
В конечном счете, мы можем говорить о том, что для эффективного пенсионного обеспечения и для решения всех проблем пенсионной системы необходим комплекс мероприятий. [23]

Дефицитность Пенсионного фонда Российской Федерации влечет за собой отвлечение финансовых ресурсов из бюджетной системы, что является обременительным для функционирования всей экономики государства. Таким образом, современную пенсионную систему РФ можно охарактеризовать как не эффективную. Наиболее серьезной задачей является преодоление дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации. В настоящее время государство активно работает над законодательной базой по стабилизации деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации. Восстановить финансовую устойчивость Пенсионного фонда Российской Федерации сложно, т.к. она находится под воздействием ряда факторов:

- наличие весомой доли теневого сектора экономики. Ряд ученых считают, что только за счет средств теневого сектора, возможно, решить проблему дефицитности Пенсионного фонда Российской Федерации;

- низкий уровень доходов населения. Доходы значительной доли населения ограничены для формирования будущей пенсии;

- высокий уровень инфляции. Сокращаются возможности роста доходности по инвестированию пенсионных накоплений. Сложно достигать прирост накопительного элемента;

- ограниченные возможности финансового рынка. Значительные инвестиционные ресурсы остаются не освоенными;

- ограниченность долгосрочного финансового инструментария для осуществления инвестирования пенсионных накоплений на длительный период времени;

- замедление темпов экономического развития государства. Сокращение производства ВВП, следовательно, снижение доходов Пенсионного фонда Российской Федерации;


- нестабильность условий функционирования пенсионной системы в связи с политическими рисками и риски прогнозирования развития экономики.

Долгосрочное инвестирование в экономику пенсионных накоплений позволит повысить темпы ее развития. Для привлечения пенсионных накоплений граждан на длительный срок необходимо побороть недоверие к пенсионной системе, обеспечить сохранность пенсионных накоплений, минимизировать риски Пенсионного фонда Российской Федерации. Долгосрочное инвестирование пенсионных накоплений должно иметь безрисковый характер. [24]

Современная пенсионная система РФ имеет большую проблему – низкий уровень пенсионных выплат. Далее остро стоит вопрос замещения утраченного заработка. Коэффициент замещения находится на уровне в 2 раза ниже среднего показателя развитых государств. Ухудшение демографических пропорций населения приведет к изменению соотношения трудоспособного населения и населения старшего (пенсионного) возраста. Ситуация складывается не в пользу экономически активного населения. Растет нагрузка на одного трудоспособного гражданина по вопросу финансирования пенсий через взносы в ОПС. Причем периодически происходит повышение размера пенсий (индексация), без наличия на то ресурсной базы. В настоящее время альтернатив по привлечению средств Федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации нет. [25]

Реформирование пенсионной системы, реализованное в 2017 г., должно увеличить доходы Пенсионного фонда Российской Федерации. Причем граждане с более высокими доходами будут иметь возможность получать более высокие пенсионные выплаты.

По состоянию на начало 2017 г. дефицит Пенсионного фонда Российской Федерации приближается к 1 трлн. руб. Большой проблемой является досрочный выход на пенсию. В настоящее время примерно третья часть пенсионеров выходит на пенсию досрочно, что в свою очередь сказывается и на доходной части Пенсионного фонда Российской Федерации и на расходной.

Кроме этого в процессе формирования бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеются следующие проблемы:

- доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в общей сумме доходов бюджета ПФР составит в 2017 году 45,2 %, в 2018 году – 42,6 %, в 2019 году – 41,6 % (в 2015 году – 42 %, в 2016 году – 42,3 %), что свидетельствует о зависимости бюджета Фонда от трансфертов из федерального бюджета;

- сохраняется практика применения пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков, что усугубляет проблему зависимости бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации от федерального бюджета;