Файл: Пенсионный фонд Российской Федерации, особенности его формирования (Анализ Пенсионного фонда РФ и его роль в финансировании социальной сферы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Организационно-правовые основы формирования бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации

Формирование бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в современной России невозможно без анализа нормативной правовой базы.

К ней относятся следующие нормативные акты:

– Бюджетный кодекс Российской Федерации;

- Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на текущий год»;

– Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

– Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

- Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

- Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения»;

– Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 от 5 августа 2000 года N 117-ФЗ;

– Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»;

– Федеральный закон «О накопительной пенсии» и др.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации ст. 145 проект бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации составляются органами управления Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, и представляется в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, для внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации с проектом федерального закона о тарифах страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и другими документами и материалами, представляемыми одновременно с проектом бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации принимаются в форме федеральных законов не позднее принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Проект бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, внесенный Правительством Российской Федерации в Государственную Думу, должен содержать показатели доходов и расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.


Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, и основывался на положениях Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике, на показателях прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2018 года.

Особенностью бюджета Фонда при формировании доходной части является продление «моратория» на 2017 - 2019 годы на направление страховых взносов на финансирование накопительной пенсии. Для отдельных категорий плательщиков, определенных законодательством, применены пониженные тарифы страховых взносов с учетом установленных сроков их действия.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации составляется страховщиком на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета. При формировании бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год устанавливается норматив оборотных денежных средств. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства Российской Федерации. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации является консолидированным.

Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами.

Финансовое обеспечение обязательного страхового обеспечения осуществляется за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, а в части накопительной пенсии и других видов обязательного страхового обеспечения, выплачиваемых негосударственными пенсионными фондами, за счет средств пенсионных накоплений, формируемых в негосударственных пенсионных фондах.

В соответствии со ст. 9 с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ (в ред. от 19.12.2016) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию являются:


1) страховая пенсия по старости;

2) страховая пенсия по инвалидности;

3) страховая пенсия по случаю потери кормильца;

4) фиксированная выплата к страховой пенсии;

5) накопительная пенсия;

6) единовременная выплата средств пенсионных накоплений;

7) срочная пенсионная выплата;

8) выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица;

9) социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, который следует рассматривать в качестве гарантии его деятельности, то есть как элемент финансово-правового статуса, на основании ст. 4 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации формируется только на федеральном уровне за счет:

– страховых взносов;

– средств федерального бюджета.

Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете по нормативам, предусмотренным настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования создается резерв бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Порядок формирования и расходования резерва бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации определяется федеральным законом.

Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют целевое назначение и направляются на:

- выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, перевод средств в сумме, эквивалентной сумме пенсионных накоплений, учтенной в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в негосударственный пенсионный фонд, выбранный застрахованным лицом для формирования накопительной пенсии;

- доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;

- финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов);


- уплату гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации» при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений;

- иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Расходы, не предусмотренные бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным законом порядке.

Расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в части, превышающей средства от уплаты страховых взносов, в том числе по причине неуплаты страхователями начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за застрахованных лиц, компенсируются Пенсионному фонду Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований и учитываются в составе средств, предназначенных на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период и о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год и на плановый период. Ответственность за нецелевое расходование денежных средств Пенсионного фонда Российской Федерации определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С 1 января 2017 года страховые взносы, поступающие в Фонд социального страхования Российской Федерации, стала администрировать Федеральная налоговая служба России.

В соответствии со статьей 419 глава 34 «Страховые взносы» под плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, а именно:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

- организации;

- индивидуальные предприниматели;

- физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.


В 2017 - 2019 годах для плательщиков, указанных в  статье 419 Налогового кодекса Российской Федерации, применяются следующие тарифы страховых взносов, которые представлены в приложении 1.

Для отдельных категорий плательщиков, определенных законодательством, применены пониженные тарифы страховых взносов с учетом установленных сроков их действия.

Учтены пониженные тарифы страховых взносов в размере 6% для категорий плательщиков, получивших статус участника свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя; резидентов территории опережающего социально-экономического развития, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.

Таким образом, формирование доходной и расходной части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательно установленными источниками доходов и основными направлениями расходования средств, источниками покрытия дефицита. Бюджетный процесс в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации предполагает необходимость регулирования формирования доходной части бюджета, исходя из тарифов страховых взносов, установленных законом для различных категорий плательщиков, поступлений в соответствии с действующим законодательством из федерального бюджета, прямого покрытия дефицита государством из федерального бюджета.

2 Анализ Пенсионного фонда РФ и его роль в финансировании социальной сферы

2.1 Анализ доходной части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации есть перечень доходов и расходов, за счет которых обеспечивается финансовыми ресурсами пенсионную систему России, так же Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным и независим от других фондов бюджетной системы, а также средства Пенсионного фонда Российской Федерации не подлежат изъятию в другие фонды.

Формирование доходной части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в 2017-2019 гг. осуществлялось на основе положений налогового и бюджетного законодательства, законодательства по обязательному пенсионному страхованию с учетом исполнения Пенсионным фондом Российской Федерации своих функций и задач. [1]