Файл: "Разработка бизнес-плана организации гостеприимства".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Порядок изложения материала в кратких описательных выводах произвольный. Но хочется подчеркнуть, что не обязательно применять краткие описательные выводы. Большая часть бизнесменов вполне довольна конспективными выводами, в особенности, если концепция бизнеса хорошо ясна, а рынок и предстоящий бизнес достаточно стандартны. Конспективные краткие выводы вполне достигают собственной цели, предоставляя опытным инвесторам все нужные данные.

1.3 Содержание основных разделов бизнес – плана

Анализ сущности бизнес – плана, проведенный в предыдущем параграфе работы, позволяет рассматривать его как комплексный план развития предприятия, определяющий в первую очередь его стратегические цели. Принцип комплексности является основным при определении структуры и содержания бизнес – плана. Единообразной структуры бизнес-плана, утвержденной в нормативных документах, на не существует. Конкретные подходы к составлению бизнес-плана и его структура

меняются в зависимости от характера бизнеса, целей плана и требований потенциальных инвесторов. Чаще всего при разработке бизнес – плана руководствуются стандартами UNIDO (Организация объединенных наций по промышленному развитию), в соответствии с которыми структура бизнес – плана должна включать в себя следующие разделы [28]:

  • Резюме;
  • Описание продукции;
  • Описание предприятия и отрасли;
  • Маркетинг и сбыт продукции;
  • Производственный план;
  • Организационный план;
  • Финансовый план;
  • Направленность и эффективность проекта;
  • Риски и гарантии;
  • Приложения

Типовой вариант структуризации бизнес – плана, принятый в отечественной практике, отличается от рассмотренного выше стандарта незначительно, что видно из таблицы, представленной в Приложении Г. Из данного приложения видно, что некоторые разделы в сравнении со стандартами UNIDO укрупнены, некоторые, напротив, представлены более детально. Это еще раз подчеркивает условность названий раздела бизнес – плана и требует более детального анализа его содержания.

При всей очевидной значимости основных разделов, большинство специалистов относят к числу главных разделов бизнес – плана резюме. К примеру: «Бизнес-план, особенно его резюме, – подчеркивает В. Г. Черняк, – может рассматриваться также в качестве рекламного документа, представляющего предпринимателя и его проектное предложение, которое предлагается на рынок». [36, с. 18] Эти выводы сделаны на основе реакции на данный раздел инвесторов: в случае, если резюме проекта заинтересовало их бизнес-план рассматривается далее, в деталях, просматриваются планы производства, расчеты, показатели эффективности. В противном случае проект не спасают даже показатели высокой прибыльности.


Резюме представляет собой краткий обзор бизнес-плана, его предельно сокращенную, сжатую и информативную версию. Резюме является независимым рекламно-информационным документом, который должен убедить предполагаемого инвестора в целесообразности вклада средств в будущее предприятие. Основная задача данного раздела – заинтересовать адресата бизнес-плана в его дальнейшем рассмотрении.

С учетом его назначения в резюме должна включаться следующая информация:

1. Название проекта.

2. Основная идея, цель проекта.

3. Полное название, адрес и телефон предприятия, лица – инициатора проекта. Н.В. Стрекалова предлагает следующий перечень аспектов, которые так же должный быть описаны в данном пункте резюме: краткая история бизнеса в период его создания и роста; краткое описание существующей стадии развития бизнеса и среды, в которой он ведется; краткое описание распределения акций, ответственности и т.д. и степень участия руководства в принятии стратегических решений; краткое описание целей бизнеса; описание того, как было решено осуществлять предлагаемый бизнес-план и куда это может привести компанию [31, с. 44]. По мнению Ю. Н. Лапыгина и Д. Ю. Лапыгина, в данном разделе резюме также следует указать и философию бизнеса [16, с.38].

4. Характеристика предлагаемого товара, работы или услуги, их специфические особенности, применяемые технологии и способы предоставления услуг, уникальность характеристик и востребованность со стороны потребителей.

5. Место реализации проекта. Характеристика рынка (емкость, доля предприятия, рынок сбыта), возможности для бизнеса и стратегия их реализации.

6. Конкурентные преимущества, как фирмы в целом, так и предлагаемого товара или услуги, ресурсы предприятия и текущее финансовое состояние.

7. Календарный план реализации проекта.

8. Конец резюме должен включать в себя основные финансово-экономические показатели проекта, а именно: четко обозначенная величина инвестиций, предполагаемые источники, общий срок реализации проекта, доходы и расходы за рассматриваемый период, чистая прибыль, срок окупаемости проекта.

В следующем за резюме разделом бизнес – плана необходимо дать описание всех существующих и новых товаров и услуг, предлагаемых организацией в рамках бизнес - проекта. Написанию раздела предшествует аналитическая работа по выбору товаров и услуг, которые должны стать основой бизнеса организации. По своему содержанию она предполагает прежде всего изучение рыночного спроса, определение его типа, характера, эластичности по цене и доходу. С учетом выявленных характеристик спроса предприятие определяет особенности продукции, которую планирует производить. Описание товара предполагает определение его технических и качественных характеристик. При этом в процессе разработки товара необходимо учитывать стадию жизненного цикла, на которой он находится. Типовая схема жизненного цикла товара показана на рисунке 1


1 — порог нечувствительности; 2 — внедрение; 3 — рост; 4 — зрелость; 5 — насыщение; 6 — спад; 7 — крах; 8 — утилизация или ликвидация

Рисунок 1 – Этапы жизненного цикла товара [14, с. 101]

Важность анализа модели жизненного цикла в процессе бизнес – планирования определяется тем, что он позволяет определить особенности поведения товара на рынке с учетом изменения спроса, тенденций формирования ассортимента, динамики цен, конкуренции. Определенную роль анализ этапов жизненного цикла товара играет в процессе планирования прибыли. Так, согласно мнению П.В. Журавлева, на стадии зрелости предприятие получает 65-80% прибыли [14, с. 101]. Понимание того, на каком этапе жизненного цикла находится товар, во многом определяет объем маркетинговых мероприятий, а значит и связанных с ним расходов. Так, для новых товаров требуется проведение более интенсивных маркетинговых мероприятий.

Следующий раздел бизнес – плана предполагает описание отрасли и рынков, на которых будет реализовываться производимый товар. Исследование рынка предполагает оценку динамики и тенденций его развития, что непосредственно влияет на величину прибыли, а также определение основных его характеристик: емкости, доли, интенсивности конкуренции. Емкость рынка – это количество товаров, которое может быть предложено рынку за определенный срок. Она может быть рассчитана двумя способами:

1) [32, с.117] (1)

Где V – общая емкость рынка, Vi – объем продаж каждого i-го предприятия, n – число предприятий

2) [32, с.117] (2)

Где П – объем поставок товара на территорию рынка местными товаропроизводителями, Вв – объем ввоза товара на территорию рынка; Ввыв – объем вывоза товара за пределы территории рынка.

Доля рынка характеризует долю конкретной фирмы в общем объеме продаж на данном рынке. Она рассчитывается следующим образом:

[32, с.117] (3)

Где Qi – доля на рынке каждого i-го предприятия;

V – общая емкость рынка.

На основе показателей емкости и доли рынка рассчитываются показатели, отражающие интенсивность конкуренции. Это прежде всего показатели концентрации рынка. Простейший показатель концентрации рынка рассчитывается как обратная величина от числа фирм на рынке, что может быть выражено следующей формулой:

[32, с.118] (4)


Где CR – коэффициент концентрации рынка.

Другой показатель концентрации рассчитывается как сумма рыночных долей первых r крупных фирм, функционирующих на рынке:

[32, с.118] (5)

Где Si – рыночная доля i-ой фирмы.

Более точным показателем концентрации, учитывающим все фирмы на рынке, а также их удельный вес, является индекс Гиршмана- Герфиндаля, который определяется как сумма квадратов долей рынка каждой крупной фирмы. Данную методику расчета можно выразить следующей формулой:

[32, с.118] (6)

Где ННI – коэффициент Гиршмана-Герфиндаля;

Dk – доля k-го крупного предприятия на рынке;

m – число крупных фирм.

Чем выше значение данного показателя, тем большей рыночной властью обладает фирма.

Помимо количественных изучение рынка предполагает также исследование ряда его качественных характеристик, таких как структура потребностей клиентов, мотивы покупок, способы получения потребителем информации, распределение между элементами маркетинговой системы.

Важнейшим элементом анализа рынка является исследование условий конкуренции. Проводя такое исследование в процессе разработки бизнес – плана, необходимо определить, кто является основными конкурентами в отрасли, провести их классификацию, определить особенности их поведения на рынке и разработать на основе полученных результатов исследования собственную конкурентную стратегию.

Информация, полученная в ходе исследования отрасли и рынка служит основой для разработки следующего раздела бизнес – плана – маркетингового плана. По своему содержанию он предполагает разработку основных элементов комплекса маркетинга: товарной и ценовой политики, политики продвижения и распределения. Все эти элементы маркетингового плана тесно связаны между собой и направлены на обеспечение как конкурентоспособности товара, так и предприятия в целом.

Роль производственного плана в составе бизнес – плана определяется тем, что он позволяет оценить степень реалистичности бизнес-плана. В зависимости от предмета бизнеса в данном разделе плана дается краткое описание особенностей технологического процесса изготовления продукции или оказания услуг. Производственный план формируется на основе плана сбыта продукции и проектируемых производственных мощностей организации. Примерная структура такого плана показана в таблице 1.

Основные разделы производственного плана предполагают осуществление ряда расчетов, направленных на оценку производственных затрат и результатов.


В разделе «Организационный план» бизнес-плана приводится информация, характеризующая организационную структуру организации, а также сведения о персонале, работающем в ней. Первая группа вопросов, требующая освещения в этом разделе бизнес-плана, связана с рассмотрением организационной структуры, представляющей собой способ и форму объединения работников организации для достижения поставленных перед ней производственных, коммерческих и других целей.

Таблица 1 – Типовая структура раздела «План производства» в составе бизнес- плана

Содержание

Раздел

1. Технология

1. Обеспеченность технологией

2. Затраты на получение или разработку технологии

Производственная база

1.Наличие производственных площадей, оборудования

2. Источники, формы и сроки роста производственной базы

3. Характеристика производственного процесса

Субподряды

1. Наличие и надежность субподрядчиков

2. Распределение контактов с субподрядчиками во времени

3. Затратные характеристики по субподрядам

Сырье и энергия

1. Поставщики сырья и энергии, надежность поставок

2. Возможность увеличения поставок

3. Затраты на сырье и энергию

Трудовые ресурсы

1. Наличие рабочей силы необходимой квалификации

2. Форма привлечения рабочей силы

3. Затраты на трудовые ресурсы

Контроль качества

1. Формы осуществления контроля качества

2. Затраты на обеспечение контроля качества

Прогноз затрат

Предполагаемые выпуск и затраты

Постоянные и переменные производственные издержки

Постоянные производственные издержки

2. Переменные производственные издержки

Организационная структура организации документально оформляется в виде графической схемы, штатного расписания, положений о подразделениях аппарата управления организации, должностных инструкций. При разработке организационной структуре в рамках бизнес – плана необходимо определить такие ее характеристика, как количество звеньев, иерархичность, характер распределения полномочий и ответственности по вертикали и горизонтали структуры системы управления. При описании организационной структуры необходимо по казать, какова структура управления организацией, кто и чем будет заниматься, как все службы будут взаимодействовать между собой и каким образом намечается координировать и контролировать их деятельность.