Файл: «Основания приобретения и прекращения права собственности».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 196

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Основания приобретения права собственности

1.1. Создание вещи

1.2. Переработка

1.3. Самовольная постройка

1.4. Общедоступные для сбора вещи 

1.5. Бесхозяйные или брошенные движимые вещи

1.6. Находка потерянной движимой вещи

1.7. Безнадзорные животные

1.8. Обнаружение клада

1.9. Бесхозяйное недвижимое имущество

1.10. Приобретательная давность

1.11. Плоды, продукция, доходы

1.12. Сделки об отчуждении вещи

1.13. Полная выплата членом кооператива паевого взноса

1.14. Реорганизация или ликвидация юридического лица

1.15. Наследование

1.16. Приватизация

1.17. Выкуп или изъятие вещи

2. Основания прекращения права собственности

2.1. Отказ от права собственности

2.2. Обращение взыскания на имущество по обязательствам собственника

2.3. Прекращение права собственности лица на имущество, которое не может ему принадлежать

2.4. Отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно находится

2.5. Отчуждение объекта незавершённого строительства, расположенного на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, в связи с прекращением действия договора аренды такого земельного участка

2.6. Отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд

2.7. Выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей

2.8. Выкуп домашних животных при ненадлежащем обращении с ними

2.9. Реквизиция

2.10. Конфискация

Заключение

Список использованных источников

Если же собственник находки нашёлся, однако не выразил воли на возврат вещи, предмет находки превращается в брошенную вещь, и порядок приобретения на неё права собственности регулируется уже не ст. 228 ГК РФ о находке, а ст. 226 ГК РФ о брошенных вещах.

Нашедший и возвративший вещь лицу, управомоченному на её получение, вправе получить от этого лица, а в случаях перехода вещи в муниципальную собственность – от соответствующего органа местного самоуправления возмещение необходимых расходов, связанных с хранением, сдачей или реализацией вещи, а также затрат на обнаружение лица, управомоченного получить вещь. Это правило обусловлено тем, что лицо, нашедшее потерянную вещь действует в процессе хранения, сдачи и реализации найденной вещи, поиска её владельца, в чужом интересе без поручения и вправе рассчитывать на справедливую компенсацию своих затрат.

Нашедший вещь вправе потребовать от лица, управомоченного на получение вещи, вознаграждение за находку в размере до двадцати процентов стоимости вещи. Если найденная вещь представляет ценность только для лица, управомоченного на её получение, размер вознаграждения определяется по соглашению с этим лицом.

Право на вознаграждение не возникает, если нашедший вещь не заявил о находке или пытался её утаить, то есть вёл себя недобросовестно.

1.7. Безнадзорные животные

Как уже говорилось выше, за животными (домашними, приручёнными, дикими) законодательством не признаётся свойства правосубъектности. Поэтому, в общем, допустимо называть их вещами, пусть и особого рода – одушевлёнными вещами (хотя законодатель этого прямо не делает, а в ст. 221 ГК РФ даже разводит понятия «животное» и «вещь»). Поэтому на безнадзорных животных распространяются правила, похожие на правила о находке потерянной движимой вещи.

Лицо, задержавшее безнадзорный или пригульный скот или других безнадзорных домашних животных (включая, по-видимому, птиц и рой пчёл), обязано возвратить их собственнику, а если собственник животных или место его пребывания неизвестны, не позднее трёх дней с момента задержания заявить об обнаруженных животных в полицию или в орган местного самоуправления, которые принимают меры к розыску собственника. Представляется, что вопреки распространённой точке зрения под домашними животными исходя из смысла и цели регулирования ст. 230 ГК РФ можно понимать и диких животных, содержащихся в неволе (в зоопарках, аквариумах и т.д.), так как у них есть собственник [15, с. 712].


На время розыска собственника животных они могут быть оставлены лицом, задержавшим их, у себя на содержании и в пользовании либо сданы на содержание и в пользование другому лицу, имеющему необходимые для этого условия. По просьбе лица, задержавшего безнадзорных животных, подыскание лица, имеющего необходимые условия для их содержания, и передачу ему животных осуществляют полиция или орган местного самоуправления. Законом не предусматривается возможность передачи таких животных полиции или органу местного самоуправления (в отличие от случая находки потерянной движимой вещи).

Лицо, задержавшее безнадзорных животных, и лицо, которому они переданы на содержание и в пользование, обязаны их надлежаще содержать и при наличии вины отвечают за гибель и порчу животных в пределах их стоимости. В отличие от правил о находке потерянной движимой вещи, в данном случае повышена ответственность лица, содержащего животных: ответственность за гибель и порчу животных наступает не только в случае умысла или грубой неосторожности, но и при любой форме вины.

Если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своём праве на них, лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на них. Из списка лиц, имеющих право приобрести право собственности на безнадзорное животное, законодатель почему-то исключил само лицо, задержавшее таких животных и передавшее их на содержание и в пользование лицу, у которого имеются необходимые условия для содержания животных. А ведь лицо, задержавшее безнадзорное животное и передавшее его на содержание и в пользование другому лицу, имеющему необходимые для содержания животных условия, могло бы получить право собственности на животных и, к примеру, продать их или сдать в аренду, получив выгоду от этого.

При отказе лица, у которого животные находились на содержании и в пользовании, от приобретения в собственность содержавшихся у него животных они поступают в муниципальную собственность и используются в порядке, определяемом органом местного самоуправления. И здесь опять-таки законодатель не требует отказа от приобретения права собственности на животных от лица, задержавшего их и передавшего на содержание и в пользование другому лицу, имеющему необходимые для содержания животных условия.

В случае явки прежнего собственника животных после перехода их в собственность другого лица прежний собственник вправе при наличии обстоятельств, свидетельствующих о сохранении к нему привязанности со стороны этих животных или о жестоком либо ином ненадлежащем обращении с ними нового собственника, потребовать их возврата на условиях, определяемых по соглашению с новым собственником, а при недостижении соглашения – судом. В отличие от правил о находке потерянной движимой вещи, в данном случае допускается возврат животных прежнему собственнику даже и после перехода их в собственность другого лица.


В случае жестокого или ненадлежащего обращения с животными норма п. 2 ст. 231 ГК РФ применяется как специальная норма по сравнению с правилом ст. 241 ГК РФ о выкупе домашних животных при ненадлежащем обращении с ними, то есть прежний собственник имеет преимущественное право на выкуп своего животного.

В случае возврата безнадзорных домашних животных собственнику лицо, задержавшее животных, и лицо, у которого они находились на содержании и в пользовании, имеют право на возмещение их собственником необходимых расходов, связанных с содержанием животных, с зачётом выгод, извлечённых от пользования ими. В отличие от правил о находке потерянной движимой вещи, в данном случае предусматривается возможность пользования животными (получения в собственность той продукции, которая производится животными, и приплода) до приобретения на них (животных) права собственности. Это связано, по-видимому, с особенностями большинства домашних животных, пользование которыми (получение молока, приплода, шерсти и т.д.) является нормальным аспектом их жизнедеятельности.

Лицо, задержавшее безнадзорных домашних животных, вправе потребовать от лица, управомоченного на получение животных, вознаграждение за их обнаружение в размере до двадцати процентов стоимости таких животных. Если задержанное животное представляет ценность только для лица, управомоченного на его получение, размер вознаграждения определяется по соглашению с этим лицом.

Право на вознаграждение не возникает, если лицо, задержавшее безнадзорное животное, не заявило об этом факте или пыталось его утаить, то есть вело себя недобросовестно.

1.8. Обнаружение клада

Клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное. Ценности иногда находят под полами квартир, в колодцах, подвалах, на чердаках, под фундаментами частных домов и т.п. Но в любом случае слова «зарыты» или «сокрыты» означают то, что ценности были сокрыты исключительно в результате волевых действий их прежнего владельца, хотя мотивы сокрытия и не имеют правового значения. В этом смысле производится отграничение клада от брошенной вещи (в этом случае собственник проявляет волю на отказ от права собственности на вещь) и от находки (в этом случае вещь выбывает из владения собственника или иного управомоченного на владение лица помимо их воли).


В ГК РФ прямо не решён вопрос о том, может ли признаваться кладом недвижимое имущество (фрагменты древней архитектуры, неотделимые от земли без причинения им существенного вреда, могут представлять чрезвычайно большую ценность с точки зрения культуры). Однако, на взгляд профессора Сергеева А.П., их сокрытие в подавляющем большинстве случаев – результат не воли человека, а власти времени и сил природы. Поэтому подобные недвижимые вещи кладом признаваться не могут. Основания для этого вывода в определённой степени даёт и сама комментируемая статья, употребляющая выражение «ценные предметы», нехарактерное для описания недвижимых вещей [15, с. 715].

При обнаружении клада лицом, производившим раскопки или поиск ценностей без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад. При этом вознаграждение такому лицу не выплачивается и полностью поступает собственнику.

В случае обнаружения клада, содержащего вещи, которые относятся к культурным ценностям, и собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, они подлежат передаче в государственную собственность. При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вместе вознаграждения в размере пятидесяти процентов стоимости клада. Вознаграждение распределяется между этими лицами в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

При обнаружении такого клада лицом, производившим раскопки или поиски ценностей без согласия собственника имущества, где клад был сокрыт, вознаграждение этому лицу не выплачивается и полностью поступает собственнику. Более того, проведение археологических полевых работ без разрешения влечёт административную ответственность по ст. 7.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях [8], а незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания влечёт уголовную ответственность по ст. 243.2 УК РФ.

В ст. 233 ГК РФ речь идёт о таких вещах, относящихся к памятникам истории и культуры, которые по своим физическим характеристикам обладают способностью быть сокрытыми в другом имуществе. По этой причине понятие памятника истории или культуры, употребляемое в этой статье, не совпадает с одноименной категорией, употребляемой в ст. 3 федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» [9], которая причисляет к памятникам истории и культуры отдельные постройки, здания и сооружения, ансамбли (то есть исторически сложившиеся группы строений), произведения ландшафтной архитектуры и достопримечательные места.


Правила ст. 233 ГК РФ не применяются к лицам, в круг трудовых или служебных обязанностей которых входило проведение раскопок и поиска, направленных на обнаружение клада. В соответствии с п. 13 ст. 45.1 федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», исполнитель археологических полевых работ – физическое лицо, проводившее археологические полевые работы, и юридическое лицо, в трудовых отношениях с которым состоит такое физическое лицо, в течение трёх лет со дня окончания срока действия разрешения (открытого листа) обязаны передать в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия, все изъятые археологические предметы (включая антропогенные, антропологические, палеозоологические, палеоботанические и иные объекты, имеющие историко-культурную ценность) в государственную часть Музейного фонда РФ.

В то же время закон не запрещает учесть право на вознаграждение указанных лиц в трудовых договорах с ними или в локальных актах трудового права (о премировании и т.п.).

1.9. Бесхозяйное недвижимое имущество

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр)), по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении одного года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим её собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учёт органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов. Необходимость появления данной нормы вызвана тем, что в городах федерального значения иная организация местного самоуправления, и ранее, при обычном порядке выявленные бесхозяйные объекты недвижимости сначала ставились на учёт на уровне муниципального образования, а потом передавались на учёт в региональную собственность. Такой механизм был признан неэффективным и требующим дополнительных затрат, в связи с чем посредник в виде органа муниципального управления был исключён из механизма выявления и постановки на учёт бесхозяйной недвижимости в городах федерального значения.