Файл: философия_скан_соц.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2020

Просмотров: 696

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

решений. При этом в политической системе могут сохра­няться представительные, выборные органы власти, однако, их роль сведена к минимуму. Некоторые типы авторитар­ных режимов поддерживают видимость политической оппо­зиции, однако эта оппозиция, как правило, карманная и вы-ч полняет функцию обслуживания существующего режима.

В авторитарных государствах существует единая идео­логия, признанная официальной, а любая критика действу­ющей власти или официальной идеологии расценивается как подрыв существующего общественного строя. В авто­ритарных системах нарушаются основные принципы де­мократического правления: принцип подчинения меньшин­ства большинству, защиты гражданских прав меньшинства и плюрализма мнений. Тем не менее авторитарный режим не устанавливает тотального контроля за частной жизнью граждан и допускает проявление частной инициативы в экономической сфере. В авторитарных государствах граж­данское общество либо отсутствует, либо его роль сведена к минимуму, поэтому никакого диалога между властью и гражданами не происходит.

Тоталитаризм происходит от латинского слова «КЛаН-1аз» — цельность, полнота. Термин «тоталитаризм» был введен Б. Муссолини для характеристики созданного им в Италии политического режима. В 20-е годы XX в. феномен тоталитаризма начал осмысляться сначала в художествен­ной литературе (Е. Замятин «Мы», О. Хаксли «Дивный но­вый мир», Дж. Оруэлл «1984»), а чуть позже — в полити­ческой науке и философии (X. Ортега-и-Гассет, Ф. Хайек, X. Арендт и др.).

Основным признаком тоталитаризма является растворе­ние индивидуальности в тотальных политических институ­тах, отсутствие границ вмешательства государства в част­ную жизнь граждан. При тоталитарном режиме государство главенствует над правом, верховным правом является воля самого государства. Для тоталитаризма характерна массо­вая идеологизация всего общества. В качестве единственно верной принята политическая идеология, представляющая собой род религии. Все властные функции выполняет однв партия, срастающаяся с государством. Партия выступает носителем и выразителем государственной идеологии.

196

В тоталитарных государствах власть создает мощный аппарат подавления инакомыслия, используя для этого тер­рор. Политическая и любая другая оппозиция уничтожает­ся, гражданское общество ликвидируется через огосудар­ствление общественных организаций и подавление частной инициативы граждан. Правящая партия и стоящий во главе ее вождь являются объектами религиозного почитания, ко­торое подкрепляется постулатами, образами и символами тоталитарной идеологии. В экономической сфере для тота­литарных государств характерны командные методы уп­равления, которые приходят на смену частной инициативе. Во внешнеполитическом плане тоталитарный режим харак­теризуется агрессивностью, сопровождающейся непомерны­ми геополитическими притязаниями. Внешнеполитическая агрессивность дополнительно провоцирует милитаризацию внутригосударственной жизни.


Английский экономист Ф. Хайек связывает генезис то­талитаризма с развитием во второй половине XIX в. анти­либеральных социалистических движений, отрицавших ценность личности и рассматривавших ее как инструмент достижения коллективных внеличностяых целей.

Политическая сфера общества не исчерпывается государ­ством, в ней выделяют политические партии и движения, общественные, негосударственные организации и институ­ты. К политической системе относят также политическое сознание. Политическое сознание, или политическая идео­логия, — совокупность идей, выражающих интересы от­дельных классов и групп. Идеология — это прежде всего осознаваемая и сознательно используемая система идей и Ценностей, т.е. рациональный конструкт. Однако генети­чески идеология формируется на основе мифологии и не­сет на себе определенные характеристики мифа. Наиболее эффективными в плане общественного управления (важ­нейшая функция идеологии — управление социумом) ста­новятся именно те идеологии, которые эксплуатируют глу­бинную символику коллективного бессознательного, т.е. иррациональные механизмы. Для того чтобы быть дейст­венной, идеология должна нести в себе некоторые формаль-

197



ные и содержательные характеристики мифа. Придание идеологии мифологической формы облегчает восприятие заложенных в ней идей и смыслов за счет упрощенного и приемлемого для массового сознания уровня рационализа­ции. «Для того чтобы стать общедоступными, доктрины и теории должны отказаться от того, что составляет их отли­чительную особенность: цепочки рассуждений, строгости языка, -- пишет С. Московичи, — для того чтобы при­житься... идеи обязательно должны упроститься, факты или их содержательная наполненность — сгуститься, при­няв образную форму».

Осуществление государством властных функций невоз­можно без права. Право — совокупность общеобязатель­ных норм поведения, выраженных и зафиксированных в законах, с помощью которых осуществляется регулирова­ние поведения людей. Право охраняется и поддерживается государством. По мнению Аристотеля, право есть норма политической справедливости, или нормативно закреплен­ная справедливость. В Международной Хартии прав чело­века говорится о пяти основных категориях прав:

^ гражданских (право на жизнь, свободу и неприкосно­венность);

^ политических (право принимать участие в управле­нии страной);

^ экономических (право на труд, свободный выбор ра­боты);

^ социальных (право на достойный уровень жизни, от­дых и досуг, медицинское обслуживание);

^ культурных (право на образование, развитие собствен­ной личности, участие в культурной жизни общества).

Правосознание — необходимая составляющая правовой системы, представления и понятия, выражающие отношения людей к действующему праву, правовые теории и правовая идеология. Правосознание является выражением господ­ствующих в данном обществе экономических, социальных и политических идей и реализуется в праве и правосудии. Правосознание занимает промежуточное положение между политическим и нравственным сознанием. Обыденный

198

уровень правосознания тяготеет к нравственному сознанию, а теоретический — к политическому. В правосознании нрав­ственные понятия должного и справедливого мыслятся как закон, действие которого гарантируется и осуществляется государством. Однако если с точки зрения нравственности поступки оцениваются как хорошие или плохие, справедли­вые или несправедливые, то с точки зрения права — как за­конные или незаконные. Право иногда определяют как мини­мум нравственности, юридически закрепленный в законах.

6.4. Социальная сфера общества

Социальная сфера общества представляет собой систе­му исторически сложившихся упорядоченных связей и от­ношений между различными видами общности людей. Формы общности выступают элементами социальной сис­темы. Различают три основных типа общностей:

  • естественно-исторические (раса, поколение, пол);

  • этно-исторические (род, народность, нация, этнос);

  • социально-исторические (сословия, касты, классы, страты).


Особой формой общности, несущей в себе характерис­тики естественно-, этно- и социально-исторических общ­ностей, является семья. Семья — общность супругов и их потомства, предполагающая половое и возрастное разделе­ние труда. Благодаря семье ребенок впервые включается в систему социальных и культурных связей, вступает в об­щение, формируется как полноценная личность. Главная функция семьи — воспроизводство человеческого рода.

Брак —- это санкционированные обществом отношения мужчины и женщины, образующие основу для формирова­ния семьи. Семья и брак развиваются одновременно с раз­витием общества и последовательно приобретают различ­ные формы. Исторически первой формой брака считается групповой брак, при котором все мужчины одного рода яв­ляются потенциальными мужьями всех женщин другого Рода. При этом супруги остаются жить в своих родах, а Рождающиеся дети принадлежат роду матери. Более по­здней формой является парный брак — относительно ус­тойчивый союз мужчины и женщины, не предполагающий совместного ведения хозяйства. Групповая и парная формы

199




брака характерны для эпохи матриархата, поэтому веду­щую роль в таких союзах играли женщины. Вместе с воз-1 никновением патриархата меняются формы семьи и брака. Главенство мужчины приводит к возникновению монога­мии и патриархальной семьи. Моногамная семья — общ­ность не только биологическая, но и экономическая, вы­полняющая как функцию воспроизводства, так и функцию наследования собственности.

Раса — наиболее широкая естественно-историческая об­щность — группа людей с общими биологическими черта­ми, передающимися генетически. Такими общими чертами являются цвет кожи, цвет и разрез глаз, очертания головы, форма носа, структура волос, т.е. несущественные физиче­ские характеристики. Биологические черты, определяющие сущностные видовые признаки человека (объем и строение головного мозга, особенности скелета, характер мышц), у представителей разных рас одинаковы. Социокультурные реалии жизни представителей разных рас также являются общими и никак не связаны с физическими различиями.

Выделяют три типа рас: европеоидную, монголоидную, негроидную. Расовые различия можно определить только среднестатистически. У отдельного представителя той или иной расы вполне могут присутствовать характеристики, присущие представителям другой расы. Кроме того, суще­ствуют смешанные расовые типы: метисы — потомки представителей европеоидной и монголоидной рас (индей­цев) и мулаты — потомки представителей негроидной и европеоидной рас. Помимо этого выделяют неопределен­ные типы, которые изначально имеют признаки разных рас. Например, аборигены Австралии — единство физи­ческих характеристик европеоидной и негроидной рас, аборигены Полинезии — трех основных типов рас.

Естественно-историческая общность — пол также скла­дывается на основе биологического различия людей. Раз­личие социо-культурных условий существования разных полов следует считать историческим, преходящим фактом, задаваемым особенностями культурного развития челове­чества. Те эмоциональные и интеллектуальные характерис­тики, которые традиционно приписываются одному полу, вполне могут быть свойственны другому. В современной обществе происходит трансформация социальных ролей

мужчины и женщины, что влечет за собой и изменение традиционных социо-культурных реалий.

Поколение — естественно-историческая общность, выде­ляемая во многом условно. Предлагаются разные критерии для определения границ между поколениями. Так, одни ав­торы выделяют поколения по принципу отцы — дети, т.е. устанавливают разницу примерно в 25 лет, другие — 15 или 10 лет. Безусловно, возрастные различия между людьми оп­ределяют различия в их социо-культурном положении, одна­ко связывать это только с возрастом было бы нелепо. Очень многое зависит от других факторов, напрямую не сводимых к возрасту и не выводимых из него: ценностных, мировоз­зренческих, профессиональных, этно-культурных и т.п.

Исторически первой формой этно-исторической общно­сти является род — первобытное объединение кровных родственников. Несколько родов, проживающих на одной территории, составляют племя. В своем развитии род про­шел два этапа: материнский род (матриархат) и отцовский (патриархат).

На этапе патриархата род преобразуется в народность, которая возникает в результате смешения племен, вытесне­ния кровнородственных связей иными. Народность опреде­ляется как языковая, территориальная и культурная общ­ность людей.

По мере развития капиталистических отношений усили­ваются экономические взаимодействия между людьми, воз­никает феномен национального рынка. Процессы экономи­ческой интеграции способствуют превращению народности в нацию. Нация — форма общности людей, характеризую­щаяся общностью территории, экономической жизни, единством языка, культуры и ментальности. Необходимо отметить, что ни одна из характеристик нации, взятая в от­дельности от других, не является достаточной для выделе­ния этого типа общности. Например, существуют нации, которые не проживают на одной территории, и, напротив, в рамках одного территориального единства сосуществуют различные нации. Или представители различных наций мо­гут говорить на одном языке, в то время как можно назвать полиязыковые нации. Что касается единства экономиче-